Анализ производства и реализации продукции на примере ОАО Якутский Гормолзавод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 04:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение степени выполнения производственных заданий как необходимое условие для успешной реализации продукции ОАО «Якутский Гормолзавод». Исходя из указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
• определить сущность понятия эффективности производства и реализации товаров;
• рассмотреть методику проведение анализа эффективности производства и реализации продукции;
• изучить методы анализа объема производства и реализации продукции;
• описать общеэкономическую характеристику предприятия ОАО «Якутский Гормолзавод»;
• провести анализ производства продукции за 2011 – 2013 гг;
• дать оценку анализу реализации продукции ОАО «Якутский Гормолзавод» за 2011 – 2013 гг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности производства и реализации товаров………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и значение эффективности производства и реализации товаров………………………………………………………………………..5
1.2. Методика проведения анализа эффективности производства и реализации товаров………………………………………………………………….7
1.3. Методы анализа объема производства и реализации продукции…12
Глава 2. Оценка эффективности производства и реализации товаров ОАО «Якутский Гормолзавод»…………………………………………………………..15
2.1. Общеэкономическая характеристика предприятия ОАО «Якутский Гормолзавод»……………………………………………………………………….15
2.2. Анализ производства продукции за 2011-2013 гг…………………17
2.3. Анализ реализации продукции за 2011 – 2013 гг…………………21
Заключение……………………………………………………………………….…28
Список использованных источников и литературы……………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам моя новая.docx

— 80.94 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 2.4 видно, что объём реализации продукции  в 2013 году составил 55967 тыс. руб., что  в процентном соотношении к 2012 году составило 161,6, а к 2011 – 110,9. Или в  сумме 21343 тыс. руб. и 5517 тыс. руб. соответственно. В 2012 году объём реализованной продукции  составил 68,6% от уровня предыдущего  года, т.е. уменьшился на 15826 тыс. руб.

Объемы производства продукции в вышеприведенной  таблицы динамики производства и  объёмы реализации совпадают, что говорит  о том, что вся произведённая  продукция реализуется полностью  и вовремя, т.е. не накапливаются  остатки нереализованной продукции  на складах ОАО «Гормолзавод», и она оплачивается покупателями.

При анализе реализации продукции необходимо учитывать  её качество. Качественная продукция  конкурентоспособна и обеспечивает предприятию устойчивый рынок сбыта. Под конкурентоспособностью понимается способность продукции находить сбыт на рынке при наличии изделий-аналогов. Продукция считается конкурентоспособной, если она приносит предприятию устойчивую прибыль на любом отрезке жизненного цикла продукции. Исходя из этого, главным признаком качественности и конкурентоспособности продукции является рост объёма продаж. Покупательный спрос на продукцию предполагает наличие определённых запросов к изделию в момент его приобретения и эксплуатации.

Учитывая это, при  определении конкурентоспособности  используются следующие параметры:

- характеризующие  назначение продукции, т.е. определяющие  область применения и физические  свойства изделия;

- характеризующие  изделие с точки зрения его  соответствия свойствам человеческого  организма (эргономические);

- для моделирования  внешнего восприятия изделия  (эстетические);

- характеризующие  свойства изделия (нормативные).

Анализируя качество на предприятии, различают качество продукции и качество работ при  изготовлении данной продукции. Кроме  того, качество продукции анализируют  в процессе производства и реализации продукции и в процессе эксплуатации готовой продукции. Качество в момент реализации характеризуется долей  сертифицированной продукции, удельным весом новых образцов, изготовленных  впервые в России и в мировой  практике.

Общим показателем  роста качества при устоявшихся  рыночных отношениях является возможное  поднятие цены на данный вид продукции, т.е. увеличение цены должно сопровождаться приростом определённой суммы качества. Признаком качества в процессе эксплуатации является динамика объёма рекламаций, санкций за качество и затрат на гарантийный ремонт, дополнительное обслуживание, переделку.

Для анализа  реализации необходимо также проанализировать себестоимость продукции. По анализу  себестоимости можно определить прибыль или убыток, а также рентабельность и затраты на 1 руб. товарной продукции (таблица 2.5).

Таблица 2.5

Анализ себестоимости  продукции ОАО «Гормолзавод» за 2011 - 2012 год (тыс. руб.)

Наименование статей затрат

2011

2012

Темпы роста/ снижения %

Уд. вес затрат, %

1

Сырьё и основные материалы

13946

20331

145,8

37,1

2

Транспортно-заготовительные  расходы

1136

2392

210,6

4,4

3

Вспомогательные материалы

2435

3282

134,8

6,0

4

Топливо и энергия на технологические цели

1791

2875

160,5

5,2

5

ФОТ производственных рабочих

1699

2933

172,7

5,3

6

Отчисления на социальное страхование

654

1181

180,6

2,2

7

Расходы на содержание и  эксплуатацию оборудования

4167

5380

129,1

9,8

8

Общезаводские расходы

10716

14799

138,1

27,0

9

Производственная себестоимость

36543

53174

145,5

97,0

10

Внепроизводственные расходы

1101

1669

151,6

3,0

11

Полная себестоимость

37644

54843

145,7

100

12

Товарная продукция

34624

55792

161,1

 

13

Финансовые результаты:

       

13.1

Прибыль / убытки

-3023

949

-31,4

 

13.2

Рентабельность производства, %

-8,0

1,7

-21,6

 

13.3

Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб.

1,09

0,98

   

 

Структура себестоимости  за 2012 год значительных изменений  не претерпела: наибольший удельный вес  по-прежнему занимают статьи «Сырьё и  основные материалы» – 37,1% и «Общезаводские расходы» – 27,0%, статья калькуляции  «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования» составила 9,8% от полной себестоимости продукции.

Наименьший удельный вес занимает статья «Отчисления  на социальное страхование» - 2,2%.

Полная себестоимость  продукции в 2012 году составила 54843 тыс. руб., а в 2011 году составила 37644 тыс. руб., т.о. полная себестоимость товарной продукции возросла за отчётный год на 45,7% (+17199 тыс. руб.). Таким образом, имеет место опережение темпа роста товарной продукции над себестоимостью.

Затраты на 1 руб. товарной продукции уменьшились на 11 коп. и составили в 2012 году 0,98 руб. (1,09 руб. в предыдущем году). В 2011 году результаты производственной деятельности ОАО «Якутский Гормолзавод» стали отрицательными, следовательно, привели к убытку на 3023 тыс. руб. В 2012 году завод получил прибыль в сумме 949 тыс. руб.

Необходимо анализировать  ритмичность отгрузки не только в  целом, но и в разрезе заказчиков. Наряду с ритмичностью производства и отгрузки различают ритмичность  реализации. Продукция считается  реализованной либо на момент отгрузки, либо на момент поступления выручки. Если ритмичность отгрузки зависит  от ритмичности производства и запасов  готовой продукции на складе, то ритмичность реализации – от ритмичности  отгрузки, сроков прохождения продукции  и документов на отгрузку до получателя, его платёжеспособности, сроков прохождения  документов на оплату. В ОАО «Якутский Гормолзавод» продукция считается реализованной на момент отгрузки.

В ОАО «Гормолзавод» в 2012 году показатели производства и реализации полностью совпадают. Это означает, что вся производимая продукция реализовывается, т.е. не накапливаются остатки нереализованной продукции на складах.

Таблица 2.6

Анализ ритмичности  реализации продукции на примере  ОАО «Гормолзавод» за 2012 год

Квартал

Реализация продукции, тыс. руб.

Удельный вес продукции, %

Выполнение плана, коэф.

Доля продукции, зачтённая  в выполнение плана по ритмичности, %

план

факт

план

факт

I

46230

13076

25,7

23,4

0,283

23,4

II

41497

13496

23,1

24,1

0,325

23,1


 

(продолжение табл.)

III

42218

13914

23,4

24,8

0,329

23,4

IV

50020

15481

27,8

27,7

0,309

27,7

Всего за год

179965

55967

100

100

0,311

97,6


 

В процессе анализа  необходимо изучить изменение в  объёме реализации продукции. От объёма продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платёжеспособность и т.д.

Анализ реализации продукции проводится каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитываются процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый  отрезок времени, абсолютное значение одного процента прироста.

Следует так  же рассмотреть анализ рентабельности продукции за 2012 год. (см. табл 2.7.)

Таблица 2.7

Рентабельность основных видов продукции за 2012 год

 

Наименование продукции

Ед. измерения

Объём в натур. выражении

Товарная продукция в оптовых ценах

Полная себестоимость товарной продукции

Рентабельность, %

за тонну, руб.

Сумма, тыс. руб.

за тонну, руб.

Сумма, тыс. руб.

1

Товарная продукция –  всего:

тыс. руб.

   

55967

 

54844

1,7

 

В т.ч. по видам

т

           

1.1

Молоко - всего

т

1787

9392

16784

9153

16357

2,6

1.2

Кисломолочная

т

1165

13416

15630

13505

15733

-0,7

1.3

Сметана

т

270

30989

8367

30130

8135

2,9

1.4

Творог

т

129

40310

5200

38682

4990

4,2


 

(продолжение табл.)

1.5

Сливки

т

6

25833

155

23667

142

9,2

1.6

Прочая ц/м продукция

т

10,2

6569

67

6667

68

-1,5

1.7

Мороженое

т

224

35375

7924

34911

7820

1,3


 

Наибольший удельный вес в объёмах реализации цельномолочной продукции имеют молоко – 36,4%, кисломолочная  – 33,9% и сметана – 18%.

Наиболее рентабельные виды продукции: сливки – 9,2%, соки – 4,3%, творог – 4,2%. Уровень рентабельности молока в 2012 году составил 2,6%, мороженого – 1,3%. Производство мороженого оказалось  не столь прибыльным из-за жёсткой  ценовой конкуренции, поскольку  рынок сбыта мороженого заполнен продукцией крупных производителей, расположенных за пределами РС (Я), выпускающих более дешёвую, разнообразную  и более качественную продукцию. Общая рентабельность производства товарной продукции ОАО «Гормолзавод» за 2012 год составила 1,7%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место  выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка  и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить  только те товары и в таком объеме, которые оно может реально  реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции  непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

В результате проведенного анализа видно, что объём реализации продукции в 2013 году составил 55967 тыс. руб., что в процентном соотношении к 2012 году составило 161,6, а к 2011 – 110,9. Или в сумме 21343 тыс. руб. и 5517 тыс. руб. соответственно. В 2012 году объём реализованной продукции составил 68,6% от уровня предыдущего года, т.е. уменьшился на 15826 тыс. руб.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции на примере ОАО Якутский Гормолзавод