Анализ организации производства на ОАО «Щучинский маслосырзавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Между сельским хозяйством и отраслями перерабатывающей промышленности в течение десятилетий складывались устойчивые производственные и экономические взаимосвязи, создавалась единая технологическая цепь от процесса производства молока до выработки конечного продукта. Молочная промышленность, как и вообще пищевая промышленность, является индустрией, где как нигде важно соблюдать баланс межу требованием поддерживать стандарты качества и безопасности и необходимостью контролировать цены. Это напрямую касается системы качества. Производство молочной продукции является наиболее актуальной проблемой, от которой зависят полное удовлетворение потребностей населения в продукции. В продовольственном комплексе страны важное место занимает производство молока и изделий из него как наиболее ценных продуктов в рационе питания человека, незаменимого по содержанию питательных веществ, минеральных солей и ряда ценных витаминов.

Содержание работы

Введение……………………………………………….…………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации производства на молокоперерабатывающих предприятиях…………………………………….4
Значение и особенности молочной промышленности…………………4
Организация производства на молокоперерабатывающих предприятиях
Глава 2. Анализ организации производства на ОАО «Щучинский маслосырзавод»………………………………………………………………..12
2.1 Организационно-экономическая оценка деятельности ОАО «Щучинский маслосырзавод………………………………………………………………….12
2.2. Технология производства молочных продуктов………………………..25
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)

При выборе производственной структуры принимают во внимание профиль, размеры и расположение предприятия, сложность и энергоемкость  производства и формы продвижения  сырья.

Профиль предприятия позволяет  правильно определить состав производственных звеньев и типизировать организационное  построение их (например, городские  молочные заводы с выпуском цельномолочной продукции широкого или ограниченного  ассортимента, маслодельные заводы с  полным или частичным использованием обезжиренного молока).

Для рационального обоснования  степени участия производственного  подразделения в выпуске продукции  учитывают размер предприятия. На крупных  заводах каждый вид продукции  можно изготовлять в одном  или нескольких цехах; на мелких –  весь выпуск продукции может осуществлять одно подразделение. [9, с. 405]

Основной проблемой молочной промышленности является недостаток качественного  сырья и, как следствие, недоиспользование  производственных мощностей предприятий. В структуре затрат высокий удельный вес по-прежнему занимает стоимость  сырья и основных материалов (70%). На эффективность развития молочного подкомплекса отрицательно сказывается также отсутствие должной конкуренции между его предприятиями. Местные органы власти во многих случаях проводят антиконкурентную политику.

Практически повсеместно  не выдерживаются оптимальные соотношения  между объемом производства молока и мощностями по его переработке. Устранение такого несоответствия возможно путем сокращения численности молочных заводов и их технического переоснащения, создания агропромышленных объединений  и формирования в их составе сырьевых зон.

В этой связи в последние  годы в республике значительное развитие получил процесс укрупнения молочных перерабатывающих предприятий путем  присоединения к экономически состоятельным  мелких и убыточных, технически устаревших предприятий, так как дефицитное сырье, поставляемое им, используется неэффективно и не дает должной отдачи.

Основным направлением научно-технического прогресса в молочной промышленности является повышение эффективности  использования сырьевых ресурсов, снижение материалоемкости продукции путем  глубокой и комплексной переработки  сырья, расширения использования вторичных  ресурсов. При этом дополнительный прирост продукции, полученный путем  сокращения потерь и улучшения использования  первичного сырья, обходится в 2 – 2,5 раза дешевле, чем получение такого же количества продукции за счет роста производства сельхозсырья [6].

Обновление основного  технологического оборудования на предприятиях молочной промышленности не превышает 3 – 4% в год, тогда как необходимый темп должен быть в 2,5 – 3 раза выше. В связи с этим износ активной части основных фондов в молочной промышленности составляет 60 – 65%. Ускоренное обновление основных производственных фондов на новой технической основе является одним из главных направлений интенсификации производства в молочной промышленности. Без такого обновления невозможна качественная перестройка производства на выработку продукции повышенной биологической ценности и широкого ассортимента в объемах, полностью удовлетворяющих спрос населения с учетом возраста, состояния здоровья, размеров дохода и других факторов.

В связи с этим для расширения ассортимента, улучшения качества продукции, ее упаковки, в целях снижения энергозатрат, себестоимости выпускаемой продукции, повышения ее конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках предусматривается  техническое перевооружение предприятий  преимущественно для наращивания  эффективного экспорта.

Производственные мощности по переработке молока в среднем  на 1 предприятие составляют 210 тонн в смену, суммарная мощность – 5,0 млн. тонн в год. Ассортимент вырабатываемой в республике молочной продукции включает более 1000 наименований, в том числе масла – 30, сыров – более 160, цельномолочной продукции – более 500 наименований [7, с. 134].

Известно, что для устойчивого  рыночного развития молочно-продуктовый  подкомплекс Республики Беларусь должен быть в преобладающей мере экспортоориентированным. Только таким образом возможно воссоздать необходимый потенциал конкурентоспособности  не только на внешнем рынке, но и  на внутреннем, что особенно важно, поскольку угроза вытеснения отечественного АПК происходит не только на внешнем  рынке, но уже и на внутреннем экономическом  пространстве. В настоящее время  продукция молочной отрасли реализуется  в основном по прямым связям между  предприятиями-производителями и  торгующими организациями, либо с участием торговых посредников. Возникновение  подобного рода взаимоотношений  при переходе к рыночным условиям экономически вполне оправдано. Однако пока не отработан действенный механизм их функционирования, и при нерегулируемых товарных потоках и недостаточности  рынка продовольствия это ведет  к определенным диспропорциям в  распределении и потреблении  продуктов питания, особенно в период кризиса и депрессии в экономике  республики. Именно такое положение  сложилось с продовольствием  в целом и молочными продуктами в частности.

Природные условия республики позволяют при каждой молочной ферме  иметь высокопродуктивные пастбища из расчета 0,5 га на корову. В системе  зеленого конвейера это гарантирует  получение только за летний сезон  до 2,0 – 2,5 тыс. кг молока на корову и высокую окупаемость затрат, в 1,5 – 2 раза превышающую сложившийся уровень.

Наращивание производства молока, повышение эффективности отрасли  требует направленной работы по созданию во всех хозяйствах высокопродуктивных молочных стад, увеличению удельного  веса чистопородных коров. В этой связи целесообразно повысить статус племенных заводов, усиливая стимулирующие  факторы их потенциального развития. Одновременно на качественно более  высоком уровне должна вестись повседневная работа по выращиванию ремонтного молодняка  в хозяйствах и их специализированных подразделениях. Здесь необходимо строгое  соблюдение комплекса условий, обеспечивающих достаточное и полноценное кормление молочного стада и воспроизводственного молодняка.

Таким образом, сбалансированность спроса и предложения на внутреннем рынке молока и молочных продуктов  на современном этапе определяется наращиванием объемов производства, повышением эффективности функционирования всех отраслей продуктового подкомплекса, а также совершенствованием экономического механизма, регулирующего их взаимоотношения [3].

 

 

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ОАО  ОАО «ЩУЧИНСКИЙМАСЛОСЫРЗАВОД»

 

2.1 Организационно-экономическая оценка  деятельности ОАО «Щучинский маслосырзавод»

промышленность  экономический производство

Открытое акционерное  общество «Щучинский маслосырзавод» далее  – (Общество) создано на основании  приказа Гродненского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 30 декабря 1995 года №84, путем преобразования государственного предприятия «Щучинский маслосырзавод» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, правовыми актами о приватизации и разгосударствлении государственной собственности в Республике Беларусь.

Общество является правопреемником  имущественных прав и обязанностей названного государственного предприятия, юридическим лицом, имеющим печать, штампы, бланки со своим наименованием, расчетный счет и иные счета в  учреждениях банков.

Основными направлениями  деятельности ОАО «Щучинский МСЗ» является:

  • переработка молока;
  • производство и реализация продуктов питания (сыра сычужного, масла животного, цельномолочной продукции и др.);
  • более полное использование вторичного сырья;
  • производство и реализация сухой молочной сыворотки, молочного сахара;
  • оптовая торговля молоком и молочными продуктами;
  • розничная торговля продуктами питания;
  • производство тепловой энергии котельной, а также другие виды деятельности, перечисленные в Уставе Общества.

Открытое акционерное  общество «Щучинский маслосырзавод» является средним предприятием в Гродненской  области и в Республике Беларусь по производству молока и молочных продуктов. Вся продукция выпускается  согласно ТУ, СТБ, ГОСТов.

Основными рынками сбыта  продукции ОАО «Щучинский МСЗ» за 2011 год являлись: внутренний рынок Республики Беларусь – 34%; внешний рынок: страны ближнего зарубежья – Россия – 66%

В Республике Беларусь продукция  реализовывалась по следующим областям: Гродненская область – 60,7%, Гомельская область – 1,2%, Брестская область – 1,8%, Могилевская область – 0,6%, Витебская область – 2,8%, Минская область – 32,9%.

За пределы Республики Беларусь – в Россию реализовывался сыр сычужный твердый, сухая молочная сыворотка, концентрат сывороточно-белковый (КСБ).

В 2011 году из общего количества произведенного (собственного) сыра сычужного твердого 46146 тонн было отгружено в Россию, что составило 84,2% от количества произведенного за год, сухой молочной сыворотки – 2,3% от объема выпуска.

Эффективная деятельность ОАО «Щучинский маслосырзавод» во многом зависит от работников осуществляющих производственный процесс, персонала. В основном производство укомплектовано высококвалифицированными рабочими, руководителями и специалистами.

Рабочие в основном имеют  профессионально-техническое, среднее  специальное и среднее общее  образование.

По возрастному составу  преобладают работники в возрасте от 30 до 50 лет (60,2% от общего числа).

На ОАО «Щучинский маслосырзавод» в период с 2009 по 2011 гг. аблюдается рост  среднесписочной численности работников с каждым годом, рост имеет и среднемесячная заработная плата, товарная продукция, производительность труда, выручка постоянно возрастают. Но в 2010 году прибыль от реализации на 87,23% ниже прибыли от реализации в 2011 году. Это связано с экономическим положением страны в данный период. Также данные таблицы свидетельствуют об увеличении объемов товарной продукции. Так, к 2011 году этот показатель на 38673 млн. руб.

Не смотря на рост себестоимости произведенной и реализованной продукции по сравнению с 2010 г., чистая прибыль увеличилась (+423,5). Рентабельность также возросла и составила 7,3%.

Рост таких экономических  показателей как выручка, прибыль, рентабельность, говорит об эффективном  использовании высококвалифицированными рабочими, руководителями и специалистами  экономического и технологического потенциала ОАО «Щучинский МСЗ».

Основной задачей промышленного  предприятия является наиболее полное обеспечение спроса высококачественной продукции. Темпы роста объемов  производства, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, также прибыль и рентабельность, поэтому анализ работы промышленного предприятия начинается с изучения показателей выпуска продукции.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает  ассортимент выпускаемой продукции.

Ассортимент на ОАО «Щучинский маслосырзавод» формируется с учетом потребностей потребителей. Проведем анализ реализации по ассортименту в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Анализ реализации продукции ОАО «Щучинский МСЗ» по ассортименту за 2009–2011 гг.

Наименование продукции, тонн

2009

2010

2011

Темп роста 2010/ 2009

Темп роста 2011/2009

Сыр жирный

7532,5

9095

8221,7

120,7

90,4

Сыр сычужный

7447,8

9033,9

8126,2

121,3

89,9

В т.ч. российский 50%

4429,4

33,9

10,8

0,8

31,9

Атлет Славянский 50%

-

207,3

-

-

-

Российский Особый 50%

2805,5

8063,1

7610,1

287,4

94,4

Голландский 45%

212,9

729,6

505,3

342,7

69,3

Сыр мягкий

84,8

61,1

95,5

72,1

156,3

клинк. солен. 30%

84,8

61,1

95,5

72,1

156,3

Масло животное

453,8

531,7

499,9

117,2

94

В т. ч. фасованное

176,7

247,7

355,7

140,2

143,6

Цельномолочная продукция

7062

6154,5

6485,4

87,1

107,8

В т.ч. молоко пак. 3,2% вит. С

1773,1

-

771

-

-

молоко в пакет. 3,2%

401,5

2150,8

1812,3

535,7

84,3

кефир в пакет. 3,2%

779,4

734,5

706,9

94,2

96,2

сметана 20% фасов.

-

163,3

106,9

-

65,5

сметана 25% фасов.

488,4

279,7

328,1

57,3

158,8

творог 9% фас. в брикеты

113,5

53,7

10,7

47,3

19,9

творог 18% фас. в брикеты

37,5

-

-

-

-

творог 3% фас. в брикеты

-

36,7

47,8

-

131,7

творог 5% фас. в брикеты

-

36,9

56,9

-

154,2

Творог н/ж

58

24,8

30,2

42,7

122,8

Молочный сахар

137,4

120,9

126,3

88,0

104,5

Сыр диетический

8,8

7,0

8,6

79,5

122,9

Сыворотка в пакетах

23,3

13,8

33,5

59,2

242,7

Сыворотка сухая

1210,2

958,6

745,1

79,2

77,7

Сыворотка обогащенная

20502,3

18289,6

14636

89,2

80

Молоко н/ж сдатчикам

1314,8

114,2

 

8,7

 

КСБ

1,4

134,5

274,4

в96раз

204

Альбумин

1589,7

712,2

 

44,8

 

Информация о работе Анализ организации производства на ОАО «Щучинский маслосырзавод»