Анализ и управление объемом производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи анализа производства и продаж товаров, порядок анализа объемов производства и продаж, анализ обновления продукции и ее качества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………3
Глава 1. Анализ объема производства и продаж……………………….………5
1.1 Цели и задачи анализа производства и продаж товаров……………..…….5
1.2 Порядок анализа объемов производства и продаж………………...………9
Глава 2. Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ…………………………………………………...…17
2.1 Ассортиментная политика и планирование ассортимента……………….17
2.2 Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров………………………………………………………..…..20
2.3 Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на производство товаров……………………………………………………………………………23
Глава 3. Анализ обновления продукции и ее качества…………………….….30
3.1 Критерии оценки новых товаров……………………………………..…….30
3.2 Анализ показателей качества товара………………………………...……..36
Глава 4. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров…………………………………………………………..………42
4.1 Анализ ритмичности производства……………………………………...…42
4.2 Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств………………………………………………………….…….…….46
4.3 Анализ сбыта товаров……………………………………………….………51
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы………………………………………………………………56

Файлы: 1 файл

Анализ и управление объемом производства и продаж.doc

— 589.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 5.14

Товарные критерии

Оценка

Выше  среднего

Среднее

Ниже  среднего

1.Качество  товара

Товар обладает уникальными потребительскими свойствами, заметно превосходит конкурентный товар, рецептура производства продукции  запатентована.

Товар обладает уникальными потребительскими свойствами, значительно превосходит конкурентные товары. Если технология производства не может быть запатентована, то, по крайней мере, ее нелегко скопировать.

Свойства товара и технология не могут легко быть скопированы конкурентами.

2.Упаковка

Потребительская и (или) торговая упаковка является уникальной, превосходит конкурентов и запатентована.

Упаковка превосходит  конкурентную, но не может быть запатентована. Однако для производства точных копий  необходимы дорогостоящее оборудование.

Свойства упаковки не могут быть запатентованы, она может быть воспроизведена конкурентами.

3.Цена

Товар лучшего, чем у конкурентов, или равного  качества предлагается по более низкой цене за единицу. Если цена выше, чем  у основных конкурентов, различие в  качестве настолько велико, что у конкурентов нет стимула соперничать.

Товар по той  же цене, что и у конкурентов, но при более высоком качестве.

Товар такого же качества, как и у конкурентов  и предлагается по более высокой  цене.


 

В приведенных  таблицах ситуация, сложившаяся к  моменту разработки и вывода на рынок нового товара оценивается с помощью простой семантической шкалы – “выше среднего”, “среднее” и “ниже среднего” – по ряду факторов, объединенных в группы на основе какого-либо ключевого критерия. Относительный вес каждого из оценочных факторов должен определяться в зависимости от его предполагаемого значения для каждой организации. Сопоставление сложившейся ситуации с оценками, приведенными в таблицах, позволяет повысить обоснованность принимаемых решений по разработке нового товара или услуги.

Понятие "новый товар" включает в себя серьёзные изменения в форме, содержании или упаковке, которая имеет значение для потребителя.

Изменения в  материалах или компонентах, применяемых  производителем, сами по себе не дают оснований  для квалификации его как "новый товар", если только эти изменения не будут доведены до сведения потенциального потребителя и не будут использованы в качестве рекламного мотива для характеристики его достоинства.

Выделяют три  основные фактора, которые обусловливают введение нового товара в ассортимент организации.

Первый из них - необходимость оградить организацию  от последствий неизбежного процесса устаревания существующего товара, который вызывается конкуренцией или  моральным износом. Снижение рентабельности выпускаемого товара может быть компенсировано в долгосрочном плане только за счёт введения вместо него нового изделия, которое пользовалось бы спросом у потребителя. Другими словами, введение нового товара в ассортимент необходимо для защиты уже вложенных в организация средств.

В качестве второго  фактора следует отметить необходимость  расширять производство более быстрыми темпами, чем это возможно при  узком ассортименте выпускаемого товара, распределять коммерческий риск на более  широкий спектр товаров, уменьшить влияние конкуренции на отдельно взятую сферу производства. Вместе с тем, освоение новых видов товаров связано не только с выгодой, но и с определенными опасностями, особенно в тех случаях, когда оно потребует изменений установившейся в организации системы сбыта и имеющейся распределительной сети или новых технических знаний, дополнительных специалистов и оборудования.

Третьим фактором является необходимость обеспечить постепенное увеличение общей рентабельности организации, выражающейся отношением прибыли к вложенному капиталу, путём сохранения и увеличения конкурентоспособности, рациональное использование отходов производства, полное использование производственных мощностей и возможностей персонала. И, как следствие, более равномерное распределение некоторых накладных расходов, уменьшения сезонных и циклических колебаний в уровне производства и сбыта.

Какое бы огромное значение ни имело внедрение новой  продукции для долгосрочного  развития предприятия, оно остаётся крайне рискованным делом. Зарубежные специалисты подсчитали, что, в среднем, удельный вес неудачных нововведений в различных товарных группах колеблется между 50 и 90%.

Риск, связанный  с новым товаром, может быть снижен до приемлемого уровня за счет систематического планирования ассортимента товаров, а также анализа своего опыта и опыта других организаций, обеспечивших успех внедрения новых товаров на рынок. Важно выявить закономерности успеха, и использовать знания этих закономерностей в своей работе.

3.2 Анализ показателей  качества товара

 

Качество - это совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность.

Количественная  характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих ее качество, называется показателем качества товара. Рассмотрим содержание различных показателей, характеризующих качество товара.

Достигнутый в  организации уровень качества товара не является стабильным длительное время, так как требования потребителей, методы производства и политика конкурирующих  организаций непрерывно изменяются.

В процессе анализа  показателей качества изучают их динамику, достигнутый уровень, причины  изменений.

Для оценки выполнения плана по качеству товара используют различные методы. Сущность балльного  метода оценки состоит в определении  средневзвешенного балла качества товара, затем путем сравнения фактического и планового уровня, находят процент его выполнения. Оценка выполнения плана по качеству товара производится по удельному весу бракованных и рекламационных товаров.

Анализ качества товара целесообразно представить в виде таблицы (Таблица 5.15).

 

Таблица 5.15

Анализ обобщающих показателей качества товара

Показатель

Прошлый

период

Отчетный 

период

план 

факт

Средневзвешенный  балл качества товара

0,65

0,81

0,75

Удельный вес, %

а) товара высшей категории качества

б) экспортируемых товаров

в) бракованных  товаров

г) рекламационных товаров

 

70

0,5

0,8

0,4

 

80

1,5

0,4

0,7

 

80

1,0

0,3

0,6

Потери от брака, тыс.руб.

520

450

400


 

Оценки, приведенные  в таблице, показывают, что за отчетный период организацией проделана определенная работа по улучшению качества товара, о чем свидетельствует увеличение удельного веса товара высшей категории качества на 10 % по сравнению с прошлым периодом, а также повышение удельного веса экспортируемых товаров. Уменьшению доли бракованных товаров способствовало снижению потерь о брака на 120 тыс.руб. Отрицательным фактором является рост рекламаций от потребителей товаров.

По товарам, качество которых характеризуется  сортом или кондицией, рассчитывается их доля в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена товаров в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по структуре фактическую долю каждого сорта в общем объеме товаров сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

 

Таблица 5.16

Анализ качества товара Х

Сорт 

товара

Цена за

единицу,

тыс.руб.

Выпуск товара, шт.

Объем производства, тыс. руб.

план

факт

план

факт

По цене

I сорта

план

факт

I

1,2

10450

11200

12540

13440

12540

13440

II

0,8

4800

5050

3840

4040

5760

6060

Итого:

 

15250

16250

16380

17480

18300

19500


 

Из таблицы 5.16 следует, что если бы весь товар продавался по цене первого сорта, то плановый объем производства составил бы 18300 тыс.руб., что на 3050 тыс.руб. больше реального планового показателя, а фактический объем производства вырос бы до 19 500 тыс.руб., что на 3250 тыс.руб. больше реального значения. Сумма 3250 тыс.руб. – упущенная выгода организации.

Коэффициент сортности  рассчитывается для отдельного вида товара по формуле:

 

, (5.13)

 

где Qi – количество товаров i-ого сорта;

Рi- цена единицы товара i-ого сорта;

Рв – цена единицы продукции высшего сорта;

m – количество сортов данного вида продукции.

Если бы все  товары были первосортными, то плановая стоимость выпуска товара составила бы 18300 тыс.руб., фактическая – 19500 тыс.руб.

Коэффициенты  сортности плановый и фактический  соответственно:

 

Кпл сорт = 16830 / 18300 = 0,895,

Кф сорт = 17480 / 19500 = 0,896.

 

Увеличение  или снижение выпуска товаров  по сортности в отчетном периоде по сравнению с планом определяется по формуле:

 

, (5.14)

 

для нашего примера  ∆К сорт = 0,896 / 0,895 = 1,001.

Резерв повышения  качества товара равен разности между  стоимостью реального выпуска товара и выпуска только первосортного товара, что составляет для плановых показателей: 18300 - 16380 = 1920 тыс.руб.,

для фактических  показателей: 19500 – 17480 = 2020 тыс.руб.

Качество товара является параметром, оказывающим влияние  на такие стоимостные показатели работы организации, как выпуск товара, выручка от продаж, прибыль.

Изменение качества затрагивает, прежде всего, изменение  цены и себестоимости товара, поэтому  формулы для расчета имеют  вид:

изменение объема производства товаров:

 

∆VП = (Р1 – Р0) * QК , (5.15)

 

изменение выручки от продаж:

 

∆В = (Р1 – Р0) * QПК , (5.16)

 

изменение прибыли:

 

∆П = [(Р1 – Р0) * QК] - [(C1 – C0) * QПК ], (5.17) 
где Ц0, Ц1 соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

QК - количество произведенного товара повышенного качества;

QПК - количество проданного товара повышенного качества.

Полезным также  является анализ влияния сортового  состава товара на объем выпуска  каждого изделия в стоимостном  выражении (

Таблица ).

 

Таблица 5.17

Влияние сортового  состава товара на изменение его  цены

Сорт

Оптовая цена,

тыс.руб.

Сортовая структура  товара, %

Изменение средней 

цены, руб.

план

факт

+, -

I

1,2

68,5

68,9

+ 0,4

+ 4,8

II

0,8

31,5

31,1

- 0,4

- 3,2

Итого:

 

100

100

-

+ 1,6

Информация о работе Анализ и управление объемом производства и продаж