Анализ деятельности предприятия ООО «Буква – Иж 1». Пути оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Мы живем в век развития информационных технологий, и именно книготорговая отрасль является ярким тому примером. Но, не смотря на то, что сейчас мы можем найти любое интересующее нас произведение в электронном варианте, книжный бизнес продолжает существовать и держаться на плаву, вот почему анализ торгового предприятия данного направления вызвал мой интерес. Темой моей работы явился анализ деятельности предприятия и пути ее оптимизации. Именно от результатов глубокого анализа экономических показателей и используемых на предприятии подсистем АСОИ во многом зависит успех функционирования самого предприятия на рынке труда, его рентабельность и конкурентоспособность, поэтому данная тема является одной из самых актуальных для любой организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
1.ТЕХНИКО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИ
Характеристика предприятия .Правовой статус и организационная структура управления предприятием…………………................................................................6
Характеристика товаров и оказываемых услуг………………………………………………………………………....................9
Макросреда предприятия…………………….………………………………………10
Микросреда предприятия…………………………………………………………….12
Анализ ресурсов предприятия
Основные средства предприятия…………………………………………………….19
Оборотные средства предприятия…………………………………………………...24
Характеристика трудовых ресурсов предприятия………………………………….28
Организация оплаты труда на предприятии………………………………………...33
Менеджмент и маркетинг на предприятии………………………….........................35
2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Динамика основных экономических показателей……………………………………...44
2.2.Анализ финансового состояния…………………………………………………………..45
2.3. Анализ затрат прибыли и рентабельности……………………………………………..63
2.4. Предложения по оптимизации работы предприятия…………………………………..69
3. АСОИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1.Цель и актуальность создания АСОИ на предприятиях торговли………………….…75
3.2. Анализ Информационных потоков на ООО «Буква – Иж 1»………………………….77
3.3.Анализ Функциональной и обеспечивающей части АСУ ООО «Буква – Иж1»……………………………………………………………………………........................80
3.4. Постановка задачи………………………………………………………………………..87
3.4. Экономическая эффективность………………………………………………………….95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….99
Приложение 1 Бланк наблюдений…………………………………………...……………...102
Приложение 2 Обобщенные результаты анкетирования………………………………….103
Приложение 3. График продвижения……………………………………………………….106

Файлы: 1 файл

Анализ деятельности книжного предприятия ООО «Буква – Иж 1». Пути оптимизации.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

     Тф для полуставочников  составляет 7 часов в будние дни, 10 часов – по субботам и 9 часов – в воскресенье. Для продавцов, работающих полный рабочий день – это 12 часов в будние, а по выходным также, как и у полуставочников.

    Каждый продавец в  среднем отрабатывает 18 – 20 смен  в месяц, отсюда считаем средний  размер заработной платы:

   Для продавца полуставочника: ЗП = (ТС * Тф будние* 14) + ( ТС* Тф выходные* 6 ) = (40*7 * 14) + (40*10 ( 9)*6) = 3920 + 2400( 2160) = 6320( 6080) рублей.

    Для продавца, работающего полный рабочий день: ЗП = (ТС * Тф будние* 14) + ( ТС* Тф выходные* 6 ) = (40*12*14) + (40*10 ( 9)*6) = 6720+ 2400( 2160) = 9120( 8880) рублей.

  Администратору, бухгалтеру и директору заработная плата начисляется следующим образом:

ЗП = ТС + Н+ П +g,                                                                                           (11)

Где, ТС – оплата по окладу

        Н – сумма надбавок ( за высокую  квалификацию 10% - администратору и  30% - директору и бухгалтеру, за  особые усл. труда и спец  режим  100% всем, за выслугу лет  30% директору и бухгалтеру)

        П – премия месячная служащим ( 25% директору и бухгалтеру и 15% - администратору)  

         g – районный коэффициен ( 3240,59 руб)

Размер заработной платы директора: ЗП = 8.946 + 1393,8 + 8.946 + 1.393,8 + 1.161,5 + 3.240,59 = 25.081,69 руб.

Размер заработной платы бухгалтера: ЗП = 6405,5 + 1393,8 + 6405,5 + 1.393,8 + 1.161,5 + 3.240,59 =20.000,69 руб.

Размер заработной платы администратора: ЗП = 3.857 + 1.254,42+ 3.857+1.254,42+859,7+3.240,59 = 15.577,55 руб.

      Как  мы видим, организационно оплата  труда продумана четко, но система  мотивации и премирования на  предприятии работает едва ли, особенно относительно продавцов.

   

1.7. Менеджмент и маркетинг на предприятии

 

     На предприятии  «Буква – Иж 1» отстутствует, как  таковой отдел управления. Все функции менеджмента выполняет директор  и администратор организации: администратор полностью управляет персоналом, а директор, в свою очередь, отвечает за своевременность предоставления всех нужных материалов для ведения аналитической деятельности и контролирует результаты работы администратора. 

   Если же сравнивать  более детально, то их управленческую деятельность можно разграничить следующим образом: директор, в первую очередь, руководит и управлет всем тем, что связано с внешней деятельностью предприятия: переговоры с поставщиками о поставке товара, о его количестве и сроках поставки, поддержание связей с транспортными компаниями для стабильной поставки, также своевременная уплата налогов, арендных платежей, хоз. расходов, выплата заработной платы работникам. Администратор же отвечает за  подбор кадров внутри своего магазина, контролирует качество работы продавцов, своевременную разгрузу привозов и приемку товаров продавцами, отправку бланков заказов книг в головной офис Москвы, составлет график работы продавцов на каждый месяц и график отпусков всех сотрудников магазина, а также кооперируется с администраторами других магазинов для сверки планомерности и бесперебойности течения торгового процесса.

     Условия эффективности управленческих решений, как и деятельности другого персонала напрямую зависит от мотивации труда. Система мотивации в «Букве – Иж 1» развита едва ли: продавцам не отводится никаких премий  вне зависимости от стажа их работы. Вся зарплата сводится к количеству отработанных ими часов. Т.е. можно сделать следующий вывод: единственная мотивация труда продавцов – получить нормированную сумму без штрафных вычетов за уклонение от должного выполнения должностных обязанностей. Что касается управленческого персонала, их система мотивации также сводится к минимуму: это полугодовые премии в размере 15 – 20%, в зависимости от продаж.

   Организация управленческого труда предполагает ежегодное собрание, на котором анализируются результаты деятельности руководствующего персонала по региону: руководителя и администраторов, и решается вопрос о дальнейшей их работе либо же выдвижении новых кандидатур.  Деятельность специалистов такому масштабному анализу не подлежит, она контролируется только внутри магазина, и в случае неудовлетворительной работы, администратор всегда вправе уволить продавца. Периодических собраний в течение года, как таковых не бывает, всей необходимой информацией о текущих распоряжениях, указах, продажах администраторы делятся через систему ICQ.

       Как таковая служба маркетинга у предприятия ООО «Буква – Иж 1» отсутствует. Все маркетинговые исследования проводит непосредственно московское руководство: сам учредитель сети Буква и администраторы отдельных московских точек. К их маркетинговым задачам относятся:

- Разработка стратегии: Определение направлений совершенствования старой и разработки новой продукции. Определение ключевых потребителей и сбытовой политики

- Исследование рынка: Анализ сбыта продукции. Исследование рынков. Определение наиболее привлекательных рынков сбыта.

- Продвижение продукции  на рынок: стимулирование спроса: организация выставок, презентаций, проведение рекламных кампаний.

- Сбыт конечным потребителям: Прямые контакты с покупателями (телефонные звонки, личные посещения). Определение реакции потребителей  на продукцию предприятия

- Сбыт посредникам: контакты с посредниками (телефонные звонки, личные посещения). Определение реакции посредников на продукцию предприятия

- Административная поддержка  сбыта: Обработка информации о  сбыте продукции или услуг.  Материально техническая поддержка  сбыта.

- Логистика: Управление  доставкой и хранением продукции

- Управление платежами  : Контроль платежей, управление  дебиторской задолженностью

- Юридические вопросы  (контрактация): Подгоовка контрактов  и других юридических документов, связанных со сбытом продукции  или услуг предприятия).

   Ниже приведена таблица 4 « маркетинговая деятельность ООО «Буква – Иж 1», в которой раскрыты последние разработческие результаты, положительные и отрицательные аспекты ее осуществления.

 

Таблица 8 « маркетинговая деятельность ООО «Буква – Иж 1»

 

Маркетинговые функции

Сильные стороны

Слабые стороны

Разработка стратегии

Разработка грамотной  стратегии позиционирования товара «на оформлении и привлекательности обложек» нескольких самых распространенных книжных серий, благодаря которой в условиях сократившихся поступлений продукции в 2010 году, Буква распродала «залежавшийся» товар и упрочила уже на тот момент свое положение на рынке книжной продукции, выделившись на фоне остальных магазинов

Редкость разработок и запуска новых стратегий, не успевает за динамикой и изменчивостью рынка, новыми потребительскими потребностями.

Исследования рынка

Применение таких маркетинговых инструментов, как наблюдение, опрос (анкетирование) ( Приложение 1,2), фокус – группа, эксперимент, аналитический анализ эффективности ассортимента

Все мероприятия проводятся, ориентируясь на московского потребителя, и их результаты автоматически переносятся на другие города – не учитывается региональная специфика. Поэтому применение результатов маркетинговых исследований в региональных точках не всегда оправдывает ожидания в поведении потребителей.

Продвижение продукции  на рынок

Организация сезонных: летних и предновогодних распродаж, постоянный запуск различных акций, наличие  круглый год стеллажа с уценкой, проведение эксперимента с понижением цены на всю продукцию на 50% в течение 10 дней для стимулирования сбыта, открытие новых точек, запуск рекламных кампаний в литературные СМИ и газеты, «проталкивание» своей продукции в другие точки торговли, как то в ТЦ «Реал», в котором организована лишь витрина на наш товар.

 Стоит отметить, что  ежегодно перед планированием  графика продвижений (Приложение 3), проводится расчет эффективность рекламных носителей по методу тысячных цен ( таблица 9)

Все средства коммуникации более задействованы в Москве, отсутствие многих их видов внутри регионов, не использование наружной рекламы даже в период, характеризующийся высокими продажами в силу сезонности.

Сбыт конечным потребителям

Активное применение канала сбыта «Производитель -> Розничная  сеть» и для увеличения продаж открытие все новых точек продаж по мере возможности в регионах.

Недостаточная изученность  каналов сбыта, отсутствие практики использования каналов: Производитель ->дистрибьютор; Представитель в регионе– >дистрибьютор .

Сбыт посредникам

С недавних пор введена в действие стратегия проталкивания. Суть стратегии заключается в стимулировании побуждения оптовых и розничных торговцев иметь в запасе товар данной компании. В качестве основных методов стимулирования посредников в пользу данной марки используют систему скидок, предоставляемых при закупке товара оптом, премий за эффективный сбыт товара за расширение продаж,  а также возмещение весомой доли расходов за проведение единых рекламных компаний. Этот способ является достаточно бюджетным, что очень подходит для ООО «Буква»

Отсутствие практики работы с дистрибьюторами и представителями  в регионах.

Административная поддержка  сбыта

- Применение стимулирования сбыта. Данный вид маркетинговой коммуникации необходим для краткосрочного и непосредственного увеличения объёмов продаж,т.е. в периоды сезонности. Средствами стимулирования могут являться:

  • Купоны, прилагающиеся к первой покупке и дающие право на покупку товара с определённой скидкой;
  • Книги, продаваемые со скидкой («залежавшиеся», с браком)

- Распоряжение об обновлении в 2011 году всей оснастки на отпускной точке самых первых появившихся магазинов.

Некоторым магазинам  недостаточно одного узла расчета в  силу больших залов и большой  проходимости, что несомненно тормозит сбыт данной розничной точки.

Логистика

 Четкая работа с  транспортной компанией: поставки  товаров всегда происходят в  срок без задержек.

Оптимальная организация  хранения, эргономичная  разработка стеллажей в подсобных помещениях для хранения.

В некоторых магазинах  недостаточны площади, отведенные под хранение: необходим анализ и реорганизация, перепланировка нуждающихся в этом розничных точек в целях отсутствия захламленности и утери книг.

Управление платежами

 Четкое функционирование  торговых точек обеспечивает  бесперебойные платежи по всем  статьям расходов.

-

Контракция

Слаженное сотрудничество магазина, как с транспортными  компаниями, так и с поставщиками и прессой. Порядок  в документации.

-


 

 Представлю наглядно  некоторые результаты маркетинговой  деятельности:

Для расчета эффективности  по методу «тысячных цен» в 2011 году, были выбраны 3 печатных носителя, один из которых верстается на федеральном  уровне («Антенна») и два региональных представителя ( « Выбирай» и « TV live»).

Было  предположено, что для нашей  книготорговой сети «Буква» целесообразно  взять модуль размером в ¼  вертикальной полосы. Результаты расчётов представлены в таблице 5.

ТЦ = 1000* Ц. размещения/ ОЦГ,                                                           (12)

где  ОЦГ – охват  целевой группы

Таблица 9 Оценка эффективности рекламных носителей с помощью метода «тысячных» цен

 

Носители рекламы

Информация о носителе

Расчет ТЦ, руб.

«Антенна»

Еженедельное издание  федерального масштаба,  полноцветное, телегид, формат А4, тираж – 100000 экземпляров в г. Ижевске, стоимость модуля размера ¼ = 4500 руб.

ТЦ = 1000* 4500/100000 = 45

«TV live»

Еженедельное издание  регионального масштаба, полноцветное, телегид, формат А4, тираж –12.000 экземпляров на данный момент. ( Издание новое , развивается, тираж постоянно увеличивается). Стоимость модуля размера ¼ полосы = 3000 руб.

ТЦ = 1000*3000/12000 = 250

«Выбирай»

Ежемесячное издание  культурно – развлекательного характера, формат А5,тираж – 2500 экземпляров. Стоимость модуля размера ¼ полосы = 1200 руб.

ТЦ = 1000*1400/1200 = 1166


 

Исходя из принципа, чем  цена меньше, тем носитель эффективнее, делаем вывод, что на данный момент для проведения  рекламной кампании нам эффективнее всего сотрудничество с федеральным телегидом «Антенной».

В таких носителях  информации, как «TV live» и «Выбирай» рекламу также публиковать целесообразно, но делать это придётся реже, особенно в последнем.  

Книжный магазин «Буква» - предприятие, отличающееся высокой зависимостью объёма продаж от сезонности. Кроме того, зависимость между сбытом и коммуникацией не столь велика, как, например, у более дорогих, престижных товаров. Главное – информирование покупателей о том, что в определённом месте есть определённый товар, а на определение их выбора уже влияют их предпочтения или потребности. Отсюда следует, что лучше выбрать концентрированный график коммуникации ( Приложение 3).

 

     Что касается маркетинга персонала: В результате предыдущих маркетинговых исследований было выявлено, что книжные магазины нуждаются в образованном и компетентном персонале. Потенциальным потребителям нужны продавцы, которые не только могут найти им нужную книжку на множестве полок, но смогут дать достойную консультацию, посоветовать автора исходя из интересов покупателя, поделиться своими предпочтениями и обосновать их. Также персонал, работающий в книжном магазине непременно должен обладать такими качествами, как приветливость, умение общаться с людьми, умение красиво и правильно излагать свои мысли. При всех вышеперечисленных требованиях к работникам, затраты на персонал не отличаются широкими размерами, заработные платы низкие, отсутствует какая – либо система поощрений продавцов, как то квартальные или хотя бы полугодовые премии, либо проценты с продаж, отсюда и отсутствие всякой мотивации трудовой деятельности. Система же наказаний имеет место быть: в случае не достаточной самоотдачи на работе, действия администратора варьируются от предупреждения продавца, вычета  штрафа за неудовлетворительную работу из зарплаты вплоть до увольнения.

    Состояние технологической дисциплины на данный момент на достойном уровне, вся техника была обновлена в прошлом году, трудовая же дисциплина не всегда на высшем уровне, в связи с недовольством сотрудников, касательно невысокой зарплаты, отсутствия системы поощрений и не во всем благоприятных условий труда

 

 

 

 

2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

                 2.1. Динамика основных экономических показателей

 

    Анализ экономической деятельности ООО «Буква – Иж 1», следует начать с приведения базовых технико – экономических показателей:

   Таблица 10 Основные технико – экономические показатели

Наименование

показателя

2009 год

2010 год

2011 год

Отклонение абс.

Отклонение отн., %

2009-2010 гг.

2010-2011 гг.

2009-2010 гг.

2010-2011 гг.

Товарооборот, тыс. руб.

5400

6150

7200

750

1050

113,9

117,07

Валовой доход (валовая прибыль), тыс. руб.

615

1548

752

933

-1473

251,7

48,58

Издержки обращения, тыс. руб.

6250

6900

8640

650

1740

110,4

125,22

Прибыль от продаж, тыс. руб.

615

1548

752

933

-796

251,7

48,58

Чистая прибыль, тыс. руб.

115

318

212

203

-106

26,96

66,67

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

328,5

328,5

328,5

0

0

100

100

Фондоотдача, тыс. руб.

16,44

18,72

21,9

2,28

3,18

114,15

116,99

Среднесписочная численность  персонала, чел.

7

9

10

2

1

128,57

111,11

Производительность труда, тыс. руб. на 1 чел.

1516

1995,7

2948,4

479,7

952,7

131,64

147,74

Затраты на 1 руб товарной продукции

9,54

6,16

7,44

-3,38

1,28

64,57

120,78

Выручка

9854

15270

13968

5416

-1302

154,96

91,47

Фондоемкость

0,06

0,05

0,05

-0,01

-0,01

83,33

100

Информация о работе Анализ деятельности предприятия ООО «Буква – Иж 1». Пути оптимизации