Шпаргалки по "Истории экономиченских учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:03, шпаргалка

Описание работы

Предмет иэу -ист. процесс возн-я, разв., борьбы и смены эк. идей, их роли в развитии чел. общ-ва. Объекты - история теории эк.ой мысли+ история эк.ой политики и идеологии. Теор. ф-ция - эк. теория не т. конст-т факты, но выясняет суть явлений, законы, упр-щие хоз. процессами. Практич. – для анализа проблемы+делать выводы для прав. решения общ. задач.Методолог. - для теор. основы конкр. отраслевых наук. как фундам. методолог.наука. Критич.- явления рассм-ся критически, выяв-ся их преимущества, = целесообразность их исп-ния.

Файлы: 1 файл

готовые_шпоры_иэу.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет  курса  «Истории эк.их учений». Функции предмета истории  эк.их учений.

Предмет иэу -ист. процесс возн-я, разв., борьбы и смены эк. идей, их роли в развитии чел. общ-ва. Объекты - история теории эк.ой мысли+ история эк.ой политики и идеологии. Теор. ф-ция - эк. теория не т.  конст-т факты, но выясняет суть явлений, законы, упр-щие хоз. процессами. Практич. – для анализа проблемы+делать выводы для прав. решения общ. задач.Методолог. - для теор. основы конкр. отраслевых наук. как фундам. методолог.наука. Критич.- явления рассм-ся критически, выяв-ся их преимущества, = целесообразность их исп-ния. Познавате. но! проведение экспериментов здесь огр-но и слишком дорогостояще. исп-ния методов матем. моделирования-далеки от совершенства. -предполагает разработку научн. прогнозов, выявление перспектив общ. развития.

 

  1. Методология курса истории эк.их учений.

М-гия эк.ой теории - это наука о методах изучения хоз. жизни, эк. явлений. есть субъек. и объект. подходы. Методы - инструменты, совок-ть приемов иссл-ния в науке и воспр-ния их в системе эк. категорий и законов.

Эк. теория использует общенаучные методы познания, такие как: метод науч. абстракции, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, ист. и логический методы. Все они используются в единстве. При иссл-нии эк.их явлений делаются многие упрощения, - м-д науч. абстракции. Отвлекаясь от второст-о для  выяв-ния сам. гл. сторон явлений, повторяющиеся черты. →: произ-во вообще, потребности, распр-ние, обмен и т.д. . кач-венно и кол-венно определенные причинно-следственные связи ϒ эк. явлениями и процессами называются эк. законами. Эк.ая теория д. уст-вать эти причинно-следств. связи. Анализ – мысл. расчленение изучаемого явления на сост. части и иссл-ние кажд. из этих частей отдельно. Путем синтеза -целостная картина процесса / явления.  Путем индукции - переход от изучения един. фактов к общим положениям и выводам. Дедукция - переход от общего к частному. Оба метода дополняют друг друга.  Ист. метод для иссл-ния эк. явлений в той посл-сти, в к-й они в сам. жизни возникали. Лог.(теор.ий) анализ - восхождение от прост. к сложному. Изучение эк. действительности допускает проведение экспериментов, но огр-ны по сравнению с естест. и точн.науками.


 

  1. Эк. идеи в Др. Греции. Эк.  проекты Аристотеля.

Ксенофонт (430 - 354 гг. до н. э.) - "Домострой" ,сторонником рац.ведения хоз-ва: разд-ние труда на ум. и физический, а людей — на своб. и рабов имеет естественное (природное) происхождение; люб. товар имеет полез. свойства {потребител. стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость); деньги изобретены людьми для товар. обращения и накопление бог-ва, но не ростовщ. обогащение. Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеаль. общ.ого устройства и изложил ее в св.м труде «Гос-во», а также «Законы». Гл. идеей так. устройства -идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен.  Он За уничтожение частной соб-ти, общность жен и детей, гос.ую регулируемость браков, общ.ое воспитание детей, к-ые не д. знать св.родителей. Сам. гл- Аристотель. в  «Никамахова этика» -проект идеал. гос-ва, где признает необ-ть деления общ-ва на своб. и рабов и разд-ние труда на умств. и физич.. Он пренебр-но относится  к ремеслу. Деят-ть людей делит ее на экономику и к неестест. сферу хрематистике. Экономика – важнейш.и почет. деят-ть людей земледелия тех, кто занят ремеслом и мелкой торг.лей. их цель удовлетворить жизн.потребности чел-ка →она д.б. объектом гос. упр-ния. Хрематистику он сравнивает с  беспечным искусством наживать состояние через крупн. торг. сделки и ростовщ. операций, его цель - обладание деньгами. У него двойств. хар-ка обмена. В 1 случае обмен расценивается -акт удов-ния потребностей →потребит. стоимость товара как категорию сфер экономики. А в другом - акт наживы и дает → категорией хрематистики. Он демонстрирует св. неприятие к крупн. торг.ле и ссудным операциям. + прям. товарообмен и товарообмен через денеги - к сфере хрематистики. ростовщичество  явл. противоприродное, оно делает ден. знаки предметом соб-ти, они утачивают св. назначение.

 

  1. Эк. мысль средневековья.

Эк. воззрении ср.веков носит выраж. богословский хар-р. Науч. наследие духов. Идеологов переполняет схоластика. Эк. взгляды охватывают шир.круг проблем, начиная с обоснования законности владения феод. землей, вечности деления общ-ва на классы , проблемам товарно-денеж. отношений. При этом идет  развитие товарно-ден.ых отношений, кроме ростовщических Идеологии того t стрем/сь сохранить феод. строй. Фома Аквинский (1225 - 1274) -монах-доминиканец (С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В трактате «О правлении государей» представления о чел-ке как общ.ом существе, об общ.благе как цели гос.ой власти, о морал. добре как середине ϒ порочными крайностями. в трактате "Сумма теологии". дана морально-этическая хар-ка эк. категорий и двойственность оценок (религиозная и естественная). Исход. категорией - труд как необ-ть для удовл-ния потребностей, устранения праздности и укрепления нравственности. Но труд  разделен, во-1х, богом , к-рый : людей по сословиям... Во-2х, естест. причинами, т.е. разл. люди склонны к разл. профессиям..." вывод: крепостные - для физ. труда, а привилег. сословия - для дух. и ум. К физ. труду он относился презрительно. Част. соб-ть нужна для общей пользы и личного интереса. Разд-ние труда требует обмена, к-й м.б. в 2 видах: для собст. потребления и для наживы (получения прибыли). 1- естественно, 2 - нет, т.к.не делает чел-ка нравственным. Иногда м. продавать дороже, чем купил: улучшение куплен. вещи, хранение, перевозка, риск потерять товар, плата за труд купца. Такая прибыль богоугодна, д. включаться в цену. Цена справедливая, если учитывает затраты на произ-во товара и дает возм.сть жить продавцу в по св. соц. положению. Деньги - меры стоимости и ср-ва обращения, осуждает ростовщичество.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Русская эк.ая мысль периода  феодализма.

Русь в 11 – 12 веках - раннее средневек. гос-во с нат. хоз-вом. Эк. мысль не стала самост. ветвью идеологии. Но  была сост. частью общ. мысли. Договоры князей, грамоты и летописи, церко. лит-ра и уст. народ. тв-во освещают эк.ую жизнь, быт и эк. политику киев.князей. Древ.летописи расск-т о налог. и торг. политике, хар-ре земледелия и соц. статусе населения. Ярослав Мудрый принимает 1 на Руси св.обр.кодекс феод. права – «Рус. правду», к-й действовал до 15 века и отражал факт. уровень эк.ой мысли того t. Она фиксировала процесс феод-ции гос-ва, закрепляла феод. эксплуатацию, давала прав. опр-ние феод. хоз-ва, имущ. отношений, защищала права соб-ти феод. знати на крепост. крестьян, землю, право взимать налоги.  Она отражала практич. уровень, дост-тый эк.ой мыслью к этому t. Она содержит нормы торг.ли и защиты интересов рус. негоциантов, упоминала о «торг.ле» (внутренний рынок), «гостьбе» (внешняя торг.ля) и пр. «Р. правда» - памятник права+ и источник сведений о нормах хоз. жизни и эк. отношений.

 

  1. Ист. условия зарождения мерк-ма. Так называемое первоначальное накопление капитала.

Гл.признаки -развитие товарно-ден.ых отношений, становление рын.ой экономики. На уровне общ. сознания - формирование идеи свободы и прав личности. Экономика эпохи первон. накопления шла к свободе предпр-ва. Быст. развитие внеш. торг.ли с XVI в. торг.ых компаний, в том числе и акционерных, бирж. .развивается ссудный/банковский, капитал.. Рост торг.ли требовал большего объема товаров→мануфактуры, организаторами -купцы. В сельском хоз-ве переход на ден.ую ренту крепост. крестьян, а →освобождению. Крепостные → в своб.ых крестьян-арендаторов /на заработки в город. Нередко помещики и нек-ые богатые крестьяне станов/сь сельскохоз.ыми предпр-лями, использующими наемный труд. меняется политич. структура общ-ва: сократилась феод. раздр-ть, сформ-ись централиз. гос-ва – абс. монархии. zb. Из-за роста цен на сукно овцеводство в Англии стало выгодным→ билль огораживание; к-й позволял сгонять крестьян с земли. Осв-шиеся участки сдавали крупн. арендаторам под овцеводство. Массы крестьян без ср-в к сущее-нию → д. наниматься на работу, но раб. мест было мало. Все люди были потенц. рынком раб. силы, т.к. м. жить т. за счет св. труда, и потенц. рынком для товаров, т.к. все д.покупать. Так разрушено традиц. общество. Возникло много соц. групп наем. работников и предпр-лей. Сущ-ние мануфактур →использовать наем. труд и внедрять машины. Мер-м -1 напр-ние в политэкономии. в 1615 Ануан Де Монкретьен «Политэкономия». Гл. сфера- обращения. Гл.задачей -разработку эк. политики для обогащению гос-ва. Ран. мерк-ты(до гео открытий) м. накопить в стране деньги, ограничить ввоз в страну предметов роскоши, создать благ. условия для купечества, поощрять посреднич. торг.лю. прибыль и бог-во- возникают из неэквивал.обмена. Бог-во страны ассоциировали с деньгами. Позд. меркант/сты:стоимость и прибыль создаются не т. в торг.ле, но и трудом при добыче золота и серебра +отраслях, продукцию к-х м. эксп-ть.

 

  1. Меркант/зм как первое теор. ∫: методология, содержание и этапы развития.

М. (итал. - «купец, торг.ец») - напр-ние эк.ой мысли, источник бог-ва во вн. торг.ле за счет акт. торг. баланса (экспорта над импортом товаров). Нет един. школы. Пред-ли – дел. люди и гос деятелями, св. взгляды не в теор. трактатах. М. возник в ходе борьбы нац. гос-в, стремившихся к получению сам-ти.  Н. б. преодолеть феод. раздр-ть и осв-ться от власти катол. церкви. Политика м-зма - в поощрении – для ув-ния произв-ва товаров для экспорта - развития мануф. промыш-ти, в акт. протек-ме, в  экспансии торг. капитала, создание моноп. торг.компаний; в развитии мореплавания, в захвате колоний; в резк.повышении налогов для финан-ния всех этих мероприятий. М. хар-ризуется 2 чертами: 1)бог-во общ-ва = деньги; 2)накопление ден.бог-ва с помощью гос. власти. Ран. меркант/зм до вел. гео открытий до 16 века (У.Стаффорд в Анг., Г. Скаруффи в Ит.). Поздний с в2  пол. 16 века и сер. 17 века, (Т. Мен Анг., А. Серра Ит., А. Монкретьен Фр.) Ран. м-ма: всестор. огр-ние импорта товаров; вывоз дг.металла карался смер. казнью; выс.цены на экспорт. товары; ∫ биметаллизма, теория ден. баланса. Для удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, все деньги, иностранцы д. истратить на покупку местн. изделий. Позд. м-м: снятие жест. огр-ний по импорту товаров и вывозу денег; доминирует идея «торг. баланса»; протекционизм эк.ой политики гос-ва; гл. ф-ция денег -ф-ция ср-ва обращения; ∫ монометаллизма. , активного торг. баланса, через вывоз гот. изделий св. страны и при помощи посредн. торг.ли, м.вывоз денег за границу, принцип: покупать дешевле в 1 стране и продавать дороже в другой.

 

 

  1. Физиократы  как специфическая школа политэкономии: методология и теор. содержание. Анализ общ.о воспроизв-ва.

во Фр. в 18 веке. возглавил Франсуа Кенэ. Возникло в период разложения феод. строя и эк. упадка во Фр. Критика  меркант-ма. Они считали, что внимание правительства д.б. обращено не на развитие торг.ли, а на развитие с/х. Глав. - проблема прибавоч. стоимости, к-ю они представляли как прирост потребительн. стоимостей. Един. источником бог-ва они считали природу, а прибавочная стоимость сводилась к физич. дару природы. Они впервые в истории экономики пытались рассмотреть законы воспроизв-ва и распр-ние совокупного общ. продукта при кап-ме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Зарождение классической политэкономии. Эк. взгляды У.Петти.

Они стрем/сьчерез метод абстракции открыть объект, т.е. не зависящие от людей, законы упр-ния эккой и общ-вом. Кап-м своб.ой конкуренции- естественным порядком, самонастраив. ∫ой с идеал. обратными связями.. Кап-м своб. конкуренции- вершина развития. Все недостатки кап-ма своб. конкуренции они считали неизб. злом. Тогда еще последствия 1 пром. революции в полной мере еще не прояв/сь. Гос-во не д. вмешиваться в экономику. Рынок все решит сам, а гос-во д.б. сторожем, следящим за порядком. Они абстр-лись от нац.особенностей, нац. интересов. Выступали за свободу торговли. Критикуя мерк-тов - акцент не на анализе сферы обращения, а на сфере произв-ва.  Бог-во общ-ва создается трудом не т. в сельском хоз-ве, но и в производстве,  политэкономию- науку о бог-ве, выступали против пережитков трад. общ-ва. У. Пети (1623 – 1687) основателем клас. бурж. политэкономии в Анг. «Трактат о налогах и сборах» «Слово мудрых, «Полит. арифметика» (1676), «Кое-что о деньгах» (1682).Он выяснил внутр. зависимости, сущность изучаем. эк. явлений. Различал рын. и естест. цены, меняющиеся в зависимости от соотношения спроса и предложения. Так. цену он называл политич. ценой. Основа цены-«естественная цена», / стоимость, к-ю рассматривал т. в ден. форме. Рента - разницу ϒ стоимостью товара и зар. платой. Рента - излишек стоимости над издержками произв-ва, сводившимися в осн. к стоимости рабочей силы. зарплата имеет объект. основу, установил ее зависимость от стоимости ср-в сущ-ния рабочего. Он сводил зарплату к мин.-му ср-в сущ-ния, был сторонником низкой зарплаты, в этом случае раб. б. трудиться с дост. напряжением сил. Цена земли д. представлять капитализир. ренту, т.е. сумму годов. рент за опред. число лет.

 

  1. Адам Смит и его мировоззрение. Метод А Смита.

 

А. Смит (1723–1790) эк-т мануф. периода. Промыш.переворот в Англии т. начинался и преобладающей была мануфактурная форма произв-ва с огр-нным применением машин, но с развитым разд-нием труда ϒ рабочими. У Смита 2 цели:1. проникнуть во внутр. физиологию общ-ва, 2. – описать явления кап-ма, проявл-ся внеш. образом. → двойственность методологии, 2 метода познания – эзотерический и экзотерический. Общ-во -  меновой союз, а осн. хар-рной чертой чел-ка -склонность к обмену, торг.ле, был сторонником своб. конкуренции , против вмешательства гос-ва в эк. жизнь страны. Гл. труд «Иссл-ние о природе и причинах бог-ва народов” (1776) 5  книг, в 1 - разд-ние труда как осн. фактор эк. роста. + проблему стоимости произвед.товаров и услуг. Труд создает эту стоимость (теория стоимости-труда). + учение о труде как об источнике бог-ва, стоимости, ценообр-нии, деньгах, прибыли, разл. формах доходов. Первая книга заканчивается изложением теории распределения, где рассмотрены зарплата, рента и прибыль. 2 книга о накоплении капитала для эк. роста, и значению экономии для обеспечить это накопление. Смит исследует вопросы финн.-налог. политики, анал-т расходы и доходы гос-ва. Политика, к-ю он обосновал, получила название фритредерства (англ. free trade – своб. торг.ля). Теорию “естеств. права”, к-я признавала объект. хар-р эк. законов, рассматривала их в кач-ве основы гос. законов, равных законам челов. природы. “Естес.порядок” предполагает создание “естественной гармонии” (св.обр. равновесие), к-я устанавливается в условиях рыноч. конкуренции стихийно. Он выступает за установление полной эк.ой свободы. Бог-ва народов – это действие “невидимой руки”, получаем мы свой хлеб не по милости пекаря, а из его эгоистич. интереса. Смит показывает, что установление рын. цен происходит в условиях св. конкуренции, св. выбора индивидом мотива поведения, зависящего всецело от его эк. интереса, от желания макс. удов-рить свои потребности. “Невид. рука рынка” направляет людей к цели, к-я не входила в их намерения.

 

  1. Теор. ∫  А. Смита. Анализ стоимости,  цены и капитала.

Противоречивость взглядов А. Смита. 3 подхода к понятию «стоимость»: 1)стоимость опред-ся затратами труда;  различал потребительную и меновую стоимости, он показал, что пропорции, в к-х товары обмениваются друг на друга, определяются затратами труда. Недостатком не включал в стоимость товара стоимость потреблен. капитала. Он сводил стоимость товара к вновь создан. стоимости. 2) стоимость опред-ся покупаем.трудом, т.е. кол-вом труда, на к-е м. приобрести дан. товар. Это положение справедливо для простого товарного произв-ва, а в условиях капиталистического произв-ва - нет, т.к. товаропроизводитель при обмене получает больше, чем затратил на оплату труда. 3)стоимость опред-ся доходами, т.е. источниками дохода, к которым ученый относил зар.ую плату, прибыль и ренту. Это - «догма Смита», легло в основу теории факторов произв-ва. В этой формуле стоимости он не учитывал затрат по использованию капитала. Признавая, что в стоимость единич.товара, кроме доходов, входит также стоимость потребленных ср-в произв-ва, их стоимость создается живым трудом в др. отраслях, так что, в конечном счете, стоимость совокупного общ.ого продукта сводится к сумме доходов. →стоимость ср-в произв-ва, созданная трудом прошлых лет, исчезла. В учении о доходности Смит исходил из теории трудо. стоимости. Общим источником всех доходов он считал труд. Прибыль и рента – это часть стоимости, созданной трудом рабочих. Природа зар.ой платы сводится к цене труда. С ростом бог-ва увеличивается спрос на труд и повышается зар. плата. Прибыль- вычет из продукта труда рабочего. Это результат неоплач. труда, присв.ние чужого труда капиталистом. Учение о ренте противоречиво. В 1 случае доход земел. собственника - вычет из продукта труда рабочего, в другом – рента определялась продажей сельск. продуктов по монопольной цене. В 3 - результат особой физической произв-ти земли.  Зар.плата - это «продукт труда», вознаграждение за труд. Размер зар.платы зависит от эк.ой ситуации в стране, поскольку при увеличении бог-ва увеличивается спрос на труд. Прибыль -«вычет из продукта труда», разница ϒ стоимостью произвед. продукта и зарплатой рабочих. Земел. рента - это также «вычет из продукта труда», к-й создается неоплач. трудом работников. Капитал - часть запасов, на к-ю капиталист х. получить доход. Гл. фактор накопления капитала - бережливость. К основному капиталу (капитал, не вступающий в процесс обращения) он относил: 1) машины и др. необх. орудия труда; 2) постройки для торг.-промышл. целей; 3) мероприятия по улучшению земли (расчистка, осушение и др.), 4) приобр. учением и тренировкой труд. навыки и пол. способности членов общ-ва. Оборот.капитал (капитал, к-й меняет форму в процессе произв-ва) сос-т 1) денег, при помощи к-х совершается обращение ост. его частей; 2) запасов продовольствия (кроме тех, что у  самих потребителей); 3) сыр. материалов / полуфабрикатов в процессе незаверш. произв-ва; 4) готовых, но еще не реализ. товаров. Связь ϒ основ. и оборот. капиталами : 2 м. функ-ть и приносить прибыль т. при помощи / участии второго. Бол. значение -накоплению капитала, это ист. миссию капиталиста, к-й, сберегая значит. часть св. дохода, расширяет произ-во, дает работу доп. кол-ву рабочих →росту бог-ва. Но он игнорировал постоян.капитал.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории экономиченских учений"