Шпаргалки по "Истории экономиченских учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:03, шпаргалка

Описание работы

Предмет иэу -ист. процесс возн-я, разв., борьбы и смены эк. идей, их роли в развитии чел. общ-ва. Объекты - история теории эк.ой мысли+ история эк.ой политики и идеологии. Теор. ф-ция - эк. теория не т. конст-т факты, но выясняет суть явлений, законы, упр-щие хоз. процессами. Практич. – для анализа проблемы+делать выводы для прав. решения общ. задач.Методолог. - для теор. основы конкр. отраслевых наук. как фундам. методолог.наука. Критич.- явления рассм-ся критически, выяв-ся их преимущества, = целесообразность их исп-ния.

Файлы: 1 файл

готовые_шпоры_иэу.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)
  1. Эк.ая программа А. Смита.  Теория доходов основных клас. буржуазного общ-ва.

Трактуя зар.ую плату, Риккардо рассматривал ее как часть стоимости, к-я покрывает стоимость ср-в существования рабочего, как цену труда, при этом осн. внимание он сосредоточил на колич.изменениях зарплаты. Теория зар.ой платы Риккардо базируется на положениях теории Т.Мальтуса. Он считал, что естеств. цена труда - та, к-я н. для сущ-ния рабочего и прод.ия св. рода без ув-ния / ум-ния их числа. Она зависит не от кол-ва получ. денег, а от кол-ва предметов жизни, к-ые за них м. купить. С развитием общ-ва естест. цена растет, рост зар.платы увел-т кол-во работников (увел-тся рождаемость), что несет угрозу бедности. Избавиться от этого м. либо уменьшив население, либо быстро увеличивая капитал.

 

  1. Эк. проблемы промышленного переворота. Эк. взгляды Д.Рикардо.

Гл.  проблема- изучение клас.ьструктуры общ-ва и соотв-щих ей законов распределения. Критиковал Смита за непоследовательность в теории трудовой стоимости, попытался объяснить с этой точки зрения эк.ие процессы, но не сумел. Пытался доказать, что рост з/п не приведет к росту цен, к-й опред-ся стоимостью. впервые обосновал рациональность бумажных денег обеспеченных золотом. Выступал за своб. торг.лю и роль Англии, как мастерской мира, разработал принцип сравн.  преимуществ. Впервые объяснил перелив капитала из отрасли в отрасль через кредитн. сферу. Доказывал, что применение машин в условиях рын. экономики приводит к безработице. Рикардо соглашался с  труд. происхождением стоимости, но есть моменты в жизни связанные с ценообразованием, к-ые не м. б. объяснены с позиций труд. теории стоимости. Парадокс Рикардо: стоимость виногр. сока, хранящегося в погребе, со t возрастет, когда сок превратится в вино. Рикардо не м.объяснить то, что в этом примере стоимость не опред-ся трудом.  Теория денег (кол-венная): Деньги д. быть твердыми. Чем больше денег в обращении, тем меньше их ценность. Теория ренты: Рента – один из осн. доходов. Со t рента д. снижаться, т.к. со временем плодородие почвы уменьшается. Теория убыв/ плодородия почвы – частн. случай закона падения отдачи факторов произв-ва в условиях огр-нности ресурсов. Рента не м.б. описана кол-венным способом, она описывается по теории предел. полезности.

 

  1. Эк. программа рикардианства.

Во вн. торг.ли Рикардо за политику своб. торг.ли, , кажд. страна развивает те отрасли произв-ва, к-ые дают ей наиб. выгоды. Инд. выгода ведет к самому «эффект. и сам. экономному разделению труда ϒ разными нациями», вызывает всеобщее благополучие, связывает узами общ. выгоды все народы «в одну всемир. общину». это полезность развития внешней торг.ли Он определял деньги как товар, т.к. золото и серебро, являясь товаром, имели св. стоимость, к-я определялась затратами труда на их добычу и транспортировку.  Деньги – техн. ср-вом, что кол-во денег, необх. для обращения, зависит от массы товаров, стоимости ден. металла и экономии в платежах. Ден. обращение д. на след. принципах: устойчивость ден. обращения как важн. условие роста экономики; построение ден. ∫ы на основе золота; возм-сть замены золота в обращении (полная/частичная) бум. деньгами, разменными по тверд. паритету на золото, дает нации больш. экономию.  Он одним из 1 определил налог: «Налог составляет ту долю продукта земли и труда страны, к-я поступает в распоряжение правительства». Налоги уплачиваются / из капитала, / из дохода страны. Он считал, что налоги д. быть справедливыми; способность платить налоги зависит от соотношения ден. стоимости дохода кажд. чел-ка и ден. стоимости товара, к-ые он потребляет; налоги д. касаться дохода, а не капитала. Рикардо отмечал, что налоги имеют тенденцию уменьшать силу накопления, →задачей налог. политики - поощрение «стремления к накоплению→ нельзя вводить налоги на капитал, на передачу имущества. Он за ∫у подоходных налогов и их равномерное распр-ние. Но  «налоги —это зло», т.к. они имеют тенденцию уничтожать стимул к развитию произв-ва. Невыгодность их - через налоги в руки гос-ва попадает часть труда страны, к-й раньше располагал плательщик и к-я теперь не м.б. употреблена производительно. → н. стремиться к сокращению «неизбежного зла».

 

  1. Эк. взгляды Ж.Б.Сэя.

Учение о 3 факторах произв-ва: труду, капиталу и земле соответствуют три основных дохода: труд создает з/плату, капитал- процент, земля – ренту. Сумма их определяет величину стоимости продукта, каждый из владельцев того / иного фактора произв-ва получает вознаграждение / доход, созданный соотв-щим фактором произв-ва, как определенную долю стоимости продукта.

В теории 3-х факторов произв-ва эксплуатации нет, отношение ϒ предпр-лем и наемным рабочим- гармоничные отношения сотрудничества, а собственники факторов произв-ва, труда, земли и капитала получают справедливый доход, соответствующей вкладу создания стоимости, принадлежащего им фактора. Прибыль- разновидность з/п, а  высокий уровень объясняется духом дисциплины, ответственности, энергии, к-ые воплощает предпр-ль. Сей разработал теорию реал-ции: произ-во рын.ой экономике имеет целью обмен одних потребительских стоимостей на другие, поэтому весь произведенный в обществе продукт будет реализован. Сапожник тачает обувь, чтобы поменять ее путем купле продажи на штаны. Всеобщих кризисов быть не м., м. быть т. частичные несоответствия на отдельных рынках, к-ые рын.ый механизм быстро компенсирует Þ рынок совершенен и гармоничен, кризисы невозможны, затруднения в реал-ции м. быть т. временные и случайные. Теория 3-х факторов произв-ва лежит в основе курса экономикс. Все экономисты не марксисты, вплоть до Кейнса, разделяли эту теорию Сея.  Сей теорию компенсации: машины вытесняют рабочих на первых порах, потом растет спрос на новые машины и занятость в новых отраслях, растет произв-ть труда. Раб. класс со временем станет жить лучше и больше других заинтересованы в техническом прогрессе. Сей воспевал предпр-лей и доказывал не т. естественность, но гармоничность и справедливость кап-ма своб. конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эк., демографическое и социологическое обоснование закона народонаселения Т.Мальтуса.

Мальтус- священник. Сам. реакц. из всех классиков. автор закона народонаселения, теории убыв. плодородия почвы, разработал теорию реал-ции с помощью 3-х лиц. закон народонаселения- люди склонны к размножению, при этом население растет в геомет. прогрессии, а ср-ва сущ-ния в арифм., поэтому нищета не зависит от общ.ого строя и поэтому един. способом для спасения чел-ва является война, эпидемии и воздержание низших клас.. Мальтус использовал для доказ-ва цифры отражающие положение в США, но население там во многом росло за счет миграции. Закон убыв. плодородия почвы: т.к. люди быстро размножаются, они вынуждены использовать все менее пригодные участки земли. При переходе от лучших к худшим возникает рента, т.е. избыток, а среднее плодородие снижается Þ население надо ограничивать. Теория 3-х лиц. Прибыль это просто наценка, к-я реализуется в обращение и поэтому участвует в производстве. Предпр-ли и работники не м. купить товары, в к-х воплощена прибыль. Чтобы не было кризисов нужны третьи лица, к-ые покупают, ничего не производя, т.е. землевладельцы, монахи, солдаты.

 

  1. Эволюция классической школы.  Этапы и основные направления смены парадигмы.

1-й - с конца 17 до нач.2-1 половины 18 в. это этап расширения сферы рын. отношений, опровержение идей мерк-зма и его полного развенчания. ( Пети и Баугильер выдвинули труд. теорию стоимости, по к-й источником и мерилом стоимости - кол-во затрач. труда на произ-во продукции. Основу бог-ва - в сфере произв-ва. Завершила 1-й этап КПЭ школа  физиократов во Франции во 2-й пол. 18в Кенэ и Тюрго значение придавали и земле. Они углуб/сь в анализ сферы производств и рын. отношений и непомерно отдал/сь от анализа сферы обращения. 2-й этап с к 18в. АдамаСмита ( эк. законы действую независимо от сознания людей, прав-во не д. вмешиваться в экономику, он открыл закон разделения труда и роста его произв-ти. + концепцию товара и его роста, прибыл, капитал, производ. и непроизвод. труд. 3-й этап - 1 пол. 19в., когда в ряде разв. стран совершился промыш. переворот. Ученики Смита переосмысливали его осн. идеи. Сей -проблема равновесия ϒ спросом и предложением реал-цию совокуп. общ. продукта в зависимости от конъюнктуры рынка. Рикардо - закономерность тенденцию нормы прибыли к понижению, разработал эк. теорию  формах зем. ренты, обосновал закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимость от их кол-ва и обращения. Мальтус - участие в создании и распределении совокупного общ. продукта и непроизвод. слоев общ-ва+ влияниие на благосостояние общ-ва численности и темпов прироста населения. 4-й этап 2-ю половину 19 в. к-й Миль и Маркс обобщ/л достижения школы. В это t возникло новое напр-ние эк.ой мысли – Маржинализм. К.Маркс был приверженцем положения об эфф-ти ценообр-ния в условиях конк-ции и осуждал тенденциозность и вульг. апологетику в эк.о мысли. Он симп-ал раб. классу. Он подчеркивал ус/вающуюся эксплуатацию труд капиталом, к-я обостряя клас. борьбу д.  привести к диктатуре пролетариата, отмиранию гос-ва и равновесной экономики без клас. общ-ва. КПЭ единые признаки: Во-1х неприятие протекционизма в эк. политике гос-ва и преимущ.ый анализ проблем сферы произв-ва в отрыве от сферы обращения. Выработка и применение прогресс. методологических приемов иссл-ния: причинно-следств, дедукт. и индук., логич. абстракцию. Противопоставляя, друг другу сферы производств и обращения они недооцен/ закономерности взаимосвязи хоз. субъектов этих сфер, обратного влияния на сферу произв-ва ден. и фин. факторов. Во2х, механизм формирования стоимости на рынке не в связи с естественной природой денег, а с их кол-вом в стране. В3х, стоимость- един. исход. категорией эк. анализа, от к-й идут др. . категории. В4х, они не просто исход/ из принципов достижения активности торг. баланса, а х. обосновать динамизм и равномерность состояний экономики страны. Они обход/сь без серьезн. матем. анализа, применения методов матем. моделирования эк.их проблем. В5х, деньги - стихийно выделяющийся товаром, к-й нельзя отменить никак. соглашениями ϒ людьми. ф-ция денег- лишь  ф-ция обращения.


 

  1. Возникновение мелкобуржуазных концепций. Проекты реформирования кап-ма С.Сисмонди и П.Прудона.

Сисмонди критиковал Смита и Рикардо Он -идеолог мелкобурж. социализма.  труд – единст. источник бог-ва, Деньги – это такой же продукт труда, как и другие товары, и - общей мерой стоимости, подчеркивал различие ϒ бум. и кред. деньгами. капитал –производ.запас, вкл-щий преимущ.о ср-ва произв-ва. Хар. чертой кап-ма - соср-ние бог-ва в руках круп. капиталистов и полунищенское положение трудящихся. Рабочих- творцы бог-ва. Прибылью -вычет из продукта труда рабочего. Подчеркивал эксплуататорскую сущность прибыли как нетруд. дохода. Проблема реал-ции и кризисов: в центр св. учения. Для реал-ции производ. товара н., чтобы произ-во полностью соответствовало доходам общ-ва. Если произ-во превышает сумму дохода в обществе, продукт реализован не будет. Кап-м сужает внутр.рынок, т.к. сокращается доход рабочих, рабочие предъявляют все меньше спрос на товары. Кризисы - общее произ-во,  рез-т противоречий кап-ма. Но кризисы объяснял сокращением рынка из-зи разорения мелк.производителей. Спасением - искус. сохранение мелкого произв-ва.

Пьер Жозеф Прудон (1809–1865 гг.) – «Что такое соб-ть?». В ней же он дает ответ: «Соб-ть – это кража». В 1846 г. выходит труд «∫ эк.их противоречий, / философия нищеты» с идеей мирного переустройства кап-ма. Прудон против крупной буржуазии и гнета гос-ва. Эк.ие идеи Прудона:1) соб-ть имеет + и - стороны. «-» – нарушение равенства ϒ людьми. «+» – независимость, сам-ть и свобода. Больше + качеств имеет мелкая соб-ть, → мелкую соб-ть и отменить крупную; 2)  Стоимость товара, признанного рынком - конституированная. Чтобы не было кризисов, н. заранее конституировать стоимость, т. е. не производить ненуж. товаров. Для того чтобы все товары нашли св. покупателя, н. сделать так, чтобы нечего было накапливать, т. е. отменить деньги. →н. заменить ден. отношение бартером. 3) причиной кризиса перепроизв-ва - несоответствие зар.платы и стоимости товар. массы. Товарная масса больше, чем на нее м. потратить осн. потребители – рабочие. Зарплата не м. обеспечить достаточный спрос, т.к. буржуазия к стоимости товара прибавляет процент, к-й она д.а заплатить банкиру за предоставление кредита. Выход – орг-ть народю. банк с  бесплатный кредит →установлению нов. строя. Все стали бы трудиться, обмениваться равными кол-вами труда, установилось бы эк. равенство. 4)  отказ от гос. власти. Все управ. функции на добровол. объединения трудящихся на принципах демократии. 5) н. не уничтожить кап-м и его основу – товар. произ-во, а очистить от злоупотреблений; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а н. конституировать, сделать ее всеобщей, абсолют., справедл.

 

 

 

  1. Идеи социализма  - утопизма: возникновение методология и содержание.

Сам. известные: Сен-Симон, Фурье, Оуен. Социалисты-утописты критически относ/сь к формирующ. индустр. обществу. В отличии от классиков они считали его противоест., неразумн., несправедливым, подчеркивали что во t кризисов люди сидят без работы, а товары уничтожают, чтобы поддержать цены. Заводы простаивают без заказов; одни чрезмерно трудятся, другие не м. найти работу. Безработица среди мужчин, а женщины и дети трудятся. Небольш. часть общ-ва живет в роскоши и безделье, а основная масса в нищете. Кап-м своб. конкуренции не вечен. Чел-во в св.м развитии проходит этапы, золотой век впереди. В будущем обществе все б. трудиться по един. плану, научно разработ. в интересах гос-ва. Труд - жизненной необ-тью, ср-во самовыражения, труд в городе и деревне, умств. и физический, участвовать в упр-ние, общее воспитание детей. Сам. крайний из них Роберт Оуэн считал, что в будущем соб-ть будет общ., т.к. частная соб-ть зло. Сен-Симон считал, что частная соб-ть будет усовершенствованна, и станет служить общ. интересам, а руководить будут банкиры, предпр-ли, купцы. Они считали что основная пружина развития чел. общества- это духовное соверш-ние людей, улучшение законов. Чтобы перейти к совершен. обществу они рассылали проекты банкирам, государям и устраивали коммуны.

 

  1. Методологические принципы марксизма. Основные проблемы «Капитала»  К.Маркса.

Марксизм в 40-х г.г. 19 в. – t обострения соц. и эк. противоречий кап-ма, возникла необ-ть создания науч. теории, способной вооружить пролетариат в борьбе против кап-ма. Ист. предпосылка формирования - кап-м уже показал к тому t не т. св. эк. преимущество над предшеств. способом произв-ва, но и противоречивость св. развития, нарастание конфликта ϒ трудом и капиталом. в ходе промыш. переворота раб. класс впервые выступил как самост. общ. сила. У К.М. антикапитал. взгляды. Капитал  - накопленный чужой труд. Наряду с выяснением эксплуататорской сущности капитала он раскрыл и эксплуататорский хар-р земельной ренты. Деньги – всеобщая, устанавливающаяся как нечто самостоятельное, стоимость всех вещей; это отчужденная от чел-ка сущность его труда и его жизни. Рост бог-ва необ. сопровождается увеличением з/платы, накопление капитала идет за счет рабочих, ведет к прогрессу разделения труда, применению машин и увеличению безработицы, превращению рабочих в автоматы, разорению мелк. предпр-лей. Гл. проблема – док-во внутр. противоречивости кап-ма, неизбежность революции и переход к коммунизму. «Капитал»- гл. труд.  Он доказал неизбежность кризисов перепроизв-ва и, закономерность и их роль и описал фаза цикла. На основе теории прибавочной стоимости создал схему прост. и расшир. произв-ва. Разработал материалист. понимание истории и понятие непоср-венно общ. произв-ва. История чел-ва- история последоват. возн-я развития и гибели общ.- эк. формаций: рабовладельчество® феодализм®кап-м®коммунизм. формация- ∫, в к-ю входят производ. силы: техника, люди, производст. отношения, клас. структура и надстройка: политические институты, власть, партии, идеи. Гл -  производств.силы, т.е. в обществе где ремесло и ветряная мельница будет абсолютная монархия, феодалы и мечта крестьян о добром царе, а фабрично заводской промыш-ти соответствует пролетариат, буржуазия и пролетарская республика. По мере развития цив/зации технический прогресс ведет к развитию производственных сил. Силой, к-я подтачивает отжившую св. формацию, является борьба. Но не одна формация не погибнет, пока она не исчерпала все возм.сти производственных сил, и какие бы цели ни став/ перед собой революционеры, их борьба м. привести т. к смене формации для к-й созрели предпосылки. Производств. силы середины 19 века переросли узкие рамки частной соб-ти. Экономика как 1 боль. фабрика раб-т по единому плану в интересах общ-ва. Но этому мешало господство частной соб-ти, кризис перепроизв-ва, нищета большинства населения. Пролетариат- единственный до конца революц. класс, лишенный соб-ти- д. осознать св. ист. миссию; под руководством св. авангарда, революц.партии он д. совершить пролетар. революцию и создать общество своб. от эксплуатации. н. вернуть людям то, что было отнято во t первонач. накопления капитала, но т.к. фабрично заводскую промыш-ть нельзя раздать по кускам, то вся соб-ть будет общ., все будут участвовать в труде и упр-нии.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории экономиченских учений"