Шпаргалка по "Истории экономических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:54, шпаргалка

Описание работы

· 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
· 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА
· 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
· 4. АРИСТОТЕЛЬ
· 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИБН-ХАЛЬДУНА
· 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. АВГУСТИН. ФОМА АКВИНСКИЙ
· 7. РАННИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

Файлы: 1 файл

иэуиум.docx

— 250.31 Кб (Скачать файл)

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Предметом данной дисциплины являются экономические воззрения, свойственные той или иной эпохе, на протяжении всей истории человечества. Экономические воззрения обнаруживаются в самых ранних письменных свидетельствах истории. Источниками изучения истории экономической мысли служат не только трактаты (работы) ученых экономистов. Об экономических представлениях, царивших в ту или иную эпоху, о свойственных этой эпохе хозяйственных отношениях позволяют судить законы, регулировавшие экономические процессы и отношения. Так, на основе законов Хаммурапи, написанных в XVIII в. до н. э., можно судить об экономических воззрениях и отношениях, господствовавших в Древнем Вавилоне (около 4 тыс. лет назад).

С тех пор, как  люди начали изучать общество, появились  первые философские и экономические  работы, которые положили начало формированию экономической науки.

Экономическая наука  прошла длительный путь формирования и развития. Все ученые-экономисты, оставившие след в истории развития экономической науки, внесли свой вклад  в формирование современных представлений  о сущности экономических процессов  и отношений. Каждый экономист должен быть знаком с основными концепциями  корифеев экономической мысли. Эти  концепции следует оценивать  с позиций современного состояния  науки и с учетом особенностей той эпохи, в которой они выдвигались.

Всемирно известный  экономист Дж. М. Кейнс, чей вклад  в экономическую науку был  оценен как «кейнсианская революция», писал, что люди, «которые считают  себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого». При этом следует  обратить внимание на то, что те, кто  не обладает достаточными знаниями в  области экономической науки  и истории ее формирования, часто  становятся либо последователями таких  воззрений, которые давно преодолены наукой, либо жертвами ошибочных представлений, находящихся вне науки.

Изучение истории  экономической науки требует  объективной оценки каждой рассматриваемой  экономической концепции, сопоставления  ее с взглядами других экономистов, а также с фактами и явлениями  реальной жизни. Для более глубокого  изучения данной дисциплины желательно обращаться к первоисточникам –  трудам тех экономистов, концепции  которых становятся объектом рассмотрения.

Изучая историю  экономической науки, необходимо принять  во внимание замечание об этом предмете одной из представительниц американских экономистов – Дж. Робинсон:«Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не поддаваться на удочку экономистам».

 
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА

О зарождении и развитии экономической мысли в Древней  Вавилонии, а также о действовавших  в ней экономических порядках дают представление дошедшие до нас  законы царя Эшнунны (XX в. до н. э.), законы Липит-Иштара (XX–XIX вв. до н. э.) и законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).

Законы  Эшнунны предусматривали установление государством цен (на ячмень, масло, шерсть, соль, медь и др.). Установленные твердые цены позволяли определять уровень арендной платы, размеры штрафов, норму процента, хранение и т. д. Законы регламентировали норму процента (20 % годовых в серебре; 33 % – в зерне). В связи с тем, что в Вавилонии были достаточно высоко развиты товарно-денежные отношения, ставка процента оказалась более низкой, чем в Древнем Египте. Этими же законами предусматривалось регламентирование продажи недвижимости.

Законы Эшнунны  свидетельствуют о первом в истории  человечества опыте государственного регулирования ценообразования.

Законы  Липит-Иштара (1934–1924 гг. до н. э.) дошли до нас только в виде фрагментов. Однако известно, что на втором году правления «он установил справедливость в Шумере и Аккаде» (предположительно объявил недействительными сделки купли-продажи земли и долговые обязательства). Эти законы, по-видимому, оказали влияние на законы Хаммурапи.

Наиболее ценным источником знаний об экономических  порядках и экономических идеях  Древнего Вавилона являются законы царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Они дошли до нас в виде текстов, высеченных на базальтовой стеле. Законы царя Хаммурапи являются памятником древневосточного рабовладельческого права и дают представление об экономических основах организации общества, состоянии экономической мысли того времени. Этот исторический документ отражает реальные случаи хозяйственной практики. Законы сгруппированы тематически: собственность, царская служба, брак и семья, свободный общинник, неполноправный общинник, находящийся на царской службе.

Деление общества на рабовладельцев и рабов признавалось естественным; рабы приравнивались к  материальным ценностям. В законах  Хаммурапи нашла отражение забота об укреплении и охране частной собственности  вавилонских граждан, об аренде, о  ростовщичестве и найме. Покушение  на частную собственность каралось смертной казнью, сдачей в рабство.

Законы Хаммурапи  запрещали продажу наделов вавилонских  граждан, государственных служащих, воинов. Большая группа законов была направлена на регулирование ростовщичества; законы запрещали ростовщикам самим (без разрешения должника) забирать его урожай в счет уплаты долга. Предусматривалось  наказание за плохое обращение с  заложниками. Долговое рабство было ограничено тремя годами. Законы предусматривали деление населения на три категории: 1) полноправные свободные граждане – общинники;2) неполноправные свободные граждане, находящиеся на царской службе; 3) рабы.

Для граждан каждой из указанных категорий за одни и  те же проступки предусматривались  различные меры наказания.

 
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Крупный вклад в  становление экономической науки  внесли древнегреческие философы: Ксенофонт, Платон и Аристотель. Все они были сторонникам натурального хозяйства  и рабовладельческого общества, которое  называли классическим, или античным.

Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) одним из первых начал изучать проблемы разделения труда, он – сторонник коллективного рабовладения и потребления. Его основной труд назывался «Ойкономия», что было переведено как «Домострой» («наука о доме» или «искусство управления домом»). Однако это греческое слово переводится и как «экономика» или «экономия».

В работе Ксенофонта содержались советы о том, как  вести хозяйство, о наилучших  методах эксплуатации рабов (включая  элементы социальной демагогии и  применения материальных стимулов).

Большой заслугой Ксенофонта явилось то, что он обратил внимание на наличие у любого товара двух сторон (полезных свойств): удовлетворять  определенную потребность человека, (т. е. быть потребительной стоимостью) и способности к обмену (делающей товар меновой стоимостью).

Ксенофонт, как отмечалось выше, был сторонником натурального хозяйства, а также противником  ростовщичества. Но при этом он признавал  полезность денег, указывал на наличие  у них функций средств обращения  и средств платежа.

Другой античный мыслитель – Платон (428–347 гг. до н. э.), ученик Сократа, разработал проект идеального государства. Проект предусматривал сословную дифференциацию общества. Общество должно было иметь следующую структуру: 1) философы, которые управляют государством; 2) воины, функцией которых является защита государства от внешних и внутренних врагов, и 3) работники (крестьяне и ремесленники), которые поддерживают государство материально. Рабов он не относил к какому-либо сословию, так как они являются собственностью свободных граждан. Платон проповедовал уничтожение частной собственности.

Все граждане, согласно Платону, в идеальном государстве  могут получить дом и земельный  надел без права распоряжения им, т. е. его нельзя было продавать или покупать. Представляет интерес и такое правило, характеризующее идеальное общество Платона, – не должно быть слишком большой имущественной дифференциации граждан: имущество граждан не должно отличаться по объему более чем в четыре раза. Граждане не должны иметь золота и серебра, не должны заниматься ростовщичеством.

 
4. АРИСТОТЕЛЬ

Наиболее крупной  фигурой среди представителей экономической  мысли античного мира является ученик Платона – Аристотель (384–322 гг. до н. э.).

Он, как и названные  выше два античных философа, был  сторонником рабовладельческого общества и, как и они, разрабатывал проект идеального государства. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наемные работники и 5) военные. Рабы не включались им ни в один из перечисленных классов; он не считал их гражданами. Деление общества на рабов и свободных людей Аристотель рассматривал в качестве закона природы.

Хозяйственную деятельность Аристотель относил либо к экономике, либо к хрематистике.

Экономика (экономия), по Аристотелю, это – создание «истинного богатства», накопление потребительских стоимостей. Эта деятельность является важнейшей и почетной; заслуживает одобрения и уважения, поскольку она удовлетворяет насущные жизненные потребности человека. Экономика как наука представляет собой изучение путей развития натурального хозяйства, создающего потребительские стоимости.

Хрематистика – искусство «делать деньги», искусство использовать и распоряжаться имеющимся, запасаться необходимым, создавать состояния, накапливать денежные богатства посредством крупных торговых сделок, перепродажи, спекуляции, ростовщических операций. Такую деятельность Аристотель называл противоестественной; делание денег он рассматривал как противоречащую интересам натурального хозяйства. Он осуждал ростовщичество, считая его противным человеческой природе, справедливо вызывающим у людей ненависть. Правда, Аристотель признавал хрематистику как накопление запасов в количестве, необходимом для ведения хозяйства.

Аристотель (вслед  за Ксенофонтом) отмечал наличие  у товара двойного назначения: он используется для удовлетворения какой-то потребности и может применяться для обмена. Иными словами, товар рассматривался как единство потребительной и меновой стоимости.

Анализируя обмен  товаров, Аристотель обратил внимание на то, что для обмена необходимо, чтобы товары были равными. «Гений Аристотеля, – писал К. Маркс, – обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства».

 
5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИБН-ХАЛЬДУНА

Ибн-Хальдун (Абу Заид Абу ар-Рахман ибн Мухаммед аль Хадрами) (1332–1406) – выдающийся арабский мыслитель, оставивший глубокий след в истории мировой экономической мысли, родился в Тунисе, а в 1382 г. уехал в Египет, где принимал активное участие в научной и политической жизни страны. Вокруг его литературного наследия, его личности до сих пор не стихают споры.

Важным научным  достижением Ибн-Хальдуна следует  считать сформулированное им положение  о том, что основу исторического  процесса составляют не действия пророков и царей, а совместная производственная деятельность людей, основной направляющей силой которой являются материальная необходимость, стремление людей удовлетворять  свои потребности. Ссылаясь на Аристотеля, Ибн-Хальдун связывал различия в  образе жизни с различными способами  добывания жизненных средств.

Согласно Ибн-Хальдуну, человечество прошло три состояния: 1) дикость; 2) жизнь в сельской местности; 3) возникновение и развитие городов.

Чрезвычайно интересны  в учении Ибн-Хальдуна положения  о том, что главным источником дохода общества является труд, что все потребительные стоимости создаются трудом, а также о разграничении необходимого и прибавочного продукта, необходимого и прибавочного труда.

Ибн-Хальдун рассматривал свойства товара, роль рынка, проблемы ценообразования. Колебания цен он связывал с соотношением спроса и предложения. На цены могут оказывать воздействие всевозможные незаконные поборы. Они приводят к повышению цен, поскольку торговцы, вынужденные нести эти поборы, включают их в цену своих товаров, способствуя тем самым росту дороговизны.

На хлеб, по мнению Ибн-Хальдуна, следует устанавливать  низкие цены, поскольку хлеб является товаром первой необходимости и  низкие цены способствуют улучшению  жизни.

В основе торговли, любого акта купли-продажи лежит приравнивание различных товаров, содержащих одинаковое количество труда.

Согласно Ибн-Хальдуну, торговля является естественным способом добывания средств к жизни, наряду с земледелием и ремеслом. Вместе с тем он выступал против спекулятивной  торговли, особенно осуждая спекуляцию хлебом. Торговля, рынок, по мнению Ибн-Хальдуна, способствуют совершенствованию ремесла  и росту производительности труда. Он ратовал за обращение в государстве полноценных денег, выступал против снижения правителями содержания в монетах золота и серебра.

Рассматривая стоимость товара, Ибн-Хальдун включал в нее стоимость сырого материала, средств труда, стоимость труда производителей промежуточных товаров.

По мнению историков  экономической мысли, Ибн-Хальдун  намного опередил современников  в понимании экономических явлений  и поэтому занимает почетное место  в истории экономической науки.

 
6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. АВГУСТИН. ФОМА АКВИНСКИЙ

Августин  блаженный (353–430) – епископ Гиппона (Северная Африка), был выразителем экономической мысли раннего Средневековья, в период, когда хозяйство имело натуральный характер, феодальная система и классы феодального общества находились в стадии зарождения.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"