Шпаргалка по "Экономической теорииЙ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:14, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет экономической теории.
2. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.
3. Экономические законы, их система и использование.
4. Методика экономической теории.
5. Общественное производство и его факторы.

Файлы: 1 файл

70 впросов по экономике.doc

— 508.50 Кб (Скачать файл)

Акции могут быть именными и предъявительскими. Выпуск и обращение  акций регулируется "Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах, Положением об АО, утвержденным постановлением Совета министров РСФСР от 25.12.1990. №601 и Положением о выплате дивидендов от 10.01.1992 года. Реквизиты акций установлены Приложением 5 к положению Министерства финансов РФ от 17 сентября 1992 года. Акция должна содержать фирменное наименование АО, его местонахождение , наименование "акция".порядковый номер , дату выпуска, вид акции, номинальную стоимость, размер уставного капитала эмитента на момент эмиссии, количество выпускаемых акций, срок выплаты дивидендов, подпись председателя правления. Для привилегированных акций должен быть предусмотрен дополнительный реквизит - минимальная процентная ставка для начисления дивидендов. Для именных акций- наименование K и возможность оформления сделок по переходу права собственности на такие акции.

Курс акции- ее продажная  цена , которая в условиях свободного рынка не является величиной постоянной. В период кризиса курс падает, в период промышленных подъемов повышается. Курс акции устанавливается на фондовой бирже. Акция продается за такую сумму, которая при помещении в банк даст доход не ниже дивиденда. Курс акции равен сумме годового дохода разделенной на уровень ссудного процента в стране и умноженное на 100%.

Номинальная стоимость- величина указанная в акции.

 

29.Спрос и  предложение в рыночной экономике

Рыночный механизм-механизм механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объема производства, JJ

J структуры .Рыночное  равновесие - это когда планы покупателей  (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так , что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

Предложение - это масса  товаров и услуг , которые предлагаются для реализации.

Свойства : способность  к обмену , способность удовлетворить  те или иные конкурентные потребности

Закон предложения : с  повышением цен соответственно вырастает  и величина предложения с понижением цен сокращается так - же и предложение.

Спрос - количество продукта , которое потребители готовы и  в состоянии купить по некоторой  цене из возможных в течение определенного периода цен

От чего изменяется спрос ?

  • изменение потребительского вкуса
  • изменение числа покупателей
  • изменение дохода покупателей
  • изменение цены на сопряженные товары

Законы падающего спроса: если цены на товары растут, то спрос падает

 

30. эластичность  спроса и предложения

Эластичность - важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов ( цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. Спрос эластичен, если он сформировался при условии, что изменение его объема (в %) превышает процентное отношение снижения цен. К эл. Больше 1. В случае, когда степень снижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Коэф-т эластичности меньше 1. Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то-есть рост объема спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, эластичность спроса

равна 1.

Факторы, влияющие на эластичность:

  • наличие хороших заменителей товаров
  • удельный вес в бюджете потребителя
  • размер дохода
  • качество товаров
  • размеры запаса

 

31. Формирование  рыночных цен равновесия. Конкурентная  рыночная цена

Равновесие рыночных цен устанавливается при таких  ценах и количествах товаров, при которых покупатели хотят купить, соответствует количеству, которое продавцы хотят продать. Цена равновесия -цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Рассмотрим ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения.

Смысл равновесия: в точке  пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель  желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда  эти планы продажи и покупок  совпадают, цена не имеет тенденции к изменению.

Закон рыночного равновесия: фактор цены на данный товар в ситуации рын.равновесия не ведет к его  нарушению, т.к. избыток предложения  и дефицит равны нулю. Стабильное равновесие - состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена - цена равновесия, образованная на конкурентном рынке.

Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости  спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствющая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

 

32. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ.

Слово конкуренция в  переводе с латинского означает столкновение, состязание. В переводе на экономический язык конкуренция-это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Предмет конкуренции- товар, посредством которого соперники  стремятся завоевать потребителя и его деньги.

Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

В зависимости от социально-экономических отношений, сложившейся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды конкуренции. В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько основных видов конкуренции:

  • простых товаропроизводителей;
  • единоличных капиталов:
  • монополий:
  • национальных капиталов;
  • интернациональных капиталов.

Для бывших соц. стран с развитыми рыночными отношениями характерны такие виды:

  • между индивидуальными изготовителями товаров:
  • между крупными товаропроизводителями (государственными и коллективными предприятиями, акционерными обществами, стремящимися получить побольше прибыли;
  • между региональными экономическими образованиями;
  • между предприятиями СНГ;

с иностранным капиталом. Конкуренция в сфере маркетинга бывает -нескольких видов:

  • функциональная конкуренция (товары, с помощью которых можно удовлетворить потребность, выступают конкурентными друг другу;
  • видовая конкуренция(результат того .что имеются товары обслуживающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким то существенным характеристикам:
  • предметная конкуренция (возникает по тому. что производители создают одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые по качеству). Функции:
  • выявление и установление рыночной стоимости товара:
  • выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда:
  • регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

 

33. ВОЗНИКНОВЕНИЕ  И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ. РАЗНОВИДНОСТИ  МОНОПОЛИЙ

1. Монополизм нашей экономики имеет исторические корни. 0сновы монопольной структуры в сфере производства и обращения были сформулированы до 1917 года. Монополизация рынка осуществляется предпринимательскими монополиями. Под предпринимательской монополией понимается предприятие, концентрирующее такую долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая позволяет ему, манипулируя объемом продаж, влиять на Формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательских монополий на том или ином рынке и чем выше доля на этом рынке каждой из них, тем соответственно выше степень его монополизации, тем менее конкурентным является данный рынок. Как правило, в странах, экономика которых длительное время развивалась в рамках плановой системы, степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Это связано прежде всего с различиями путей формирования предпринимательских монополий. В рыночном хозяйстве монополистические объединения формировались "снизу"; они являются следствием развития конкуренции, приводящей к росту концентрации и централизации производства и капитала. Государственные органы опираясь на антимонопольное законодательство, пытались препятствовать значительному повышению степени монополизации. В плановой экономике монопол.-ие структуры формировались "сверху"'. Государственные органы не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению степени монополизации хозяйства. Известно, что эффективность жесткого централизованного управления, основанного на административных методах, снижается со значительным увеличением числа управленческих связей. Поэтому государственные министерства и ведомства, стремясь ограничить рост таких связей, пытались сконцентрировать производство каждого вида продукции в рамках максимально узкого круга предприятий, соединить в производственных объединениях производителей одинаковой и аналогичной продукции. В результате складывалась высокомонополизированная экономика. После принятия закона "О предприятиях в СССР" в 1987 г. монополизм " расцвел махровым цветом" и предприятия стали получать реальную экономическую самостоятельность, т.к. административное регулирование и централизованное планирование стали отходить в прошлое, а сами монополии при этом получили полную свободу. Всплеск проявлений монополизма произошел в 1992г., когда правительство России объявило со 2-го января переход на рыночные отношения.

Моно - один; монополия-господство на рынке. 1/3 рынка занимает 1 фирма-рынок  монопольный, 60%-абсолютно монопол. рынок. Реестр антимонопол. комитета. Если >35%, то предприятие монополист.

2. РАЗНОВИДНОСТИ МОНОПОЛИЙ.  Виды: абсолютная и чистая, Формы:  естественная, техническая, экономическая,  административная. Виды мон.объединений:  ПУЛ, РИНГ, КАРТЕЛЬ, СИНДИКАТ, ТРЕСТ,  КОНЦЕРН.

 

34.ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Традиционным субъектом государственного регулирования является деятельность так называемых естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение определенных товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне - систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т.п. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов о регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

 

35. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

В рамках антимонопольной политики можно выделить два основных направления: демонополизацию и регулирование деятельности предпринимательских монополий. Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение роста) степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает, во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции. Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” запрещает соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия. направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм и т.д. Положение фирм может быть признано доминирующим, если доля на рынке товара превышает 35%. Этот критерий чрезмерно высок, что снижает действенность политики демонополизации.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теорииЙ