Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

Шпоры по экономике ПЕЧАТЬ!!.docx

— 132.15 Кб (Скачать файл)

1.Предмет и  функции экономической теории

Экономика – наука об отношениях между людьми, фирмами  и государством по поводу производства, распределения и потребления  различных благ.

Экономическая теория—это наука о поведении людей в процессе производства, распределения и потребления по удовлетворению потребности в условиях ограниченных ресурсов и способы их эффективного использования.

 

Функции эконом теории.

1. Познавательнаяфункция состоит в том, чтобы всесторонне изучить эконом явления и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хоз-во.

2. Прогностическая функция - означает научное предвидение хода научно-технического и социально-эконом развития на обозримое будущее. Нужна для того, чтобы помочь предприятиям и государству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективные варианты хозяйственных решений. Чем сложнее становится техника и организация произ-ва, тем настоятельнее необходимо прогнозировать и планировать развитие эконом.

3. Практическаяфункция - состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику гос-ва, выявлять принципы и способы рационального хоз-вования. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий и гос-ва.

Все указанные функции  дают положительные результаты, если познаны и правильно используются на практике эконом законы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Школы экономической  теории

Меркантилизм. Представи-ли: А. де Монкретьен, Томас Мен, Жан-Батист Кольбер считали, что ист-м богатства явл торговля. Богатство отождествлялось деньгами, а деньги – золотом и серебром. М. Сыграл важную роль в развитии капитализма. 1) спосбствовал первоначальному накоплению капитала.2) спос-л развитию товарно-денежных отн-й. Ему принадлежит термин «политэкономия»17-18вв – школа физиократов. Предст-ли: Ф. Кенэ, Анн Тюрго. Перенесли вопрос о происх-и богатства из сферы обращения в сферу руководства. Сферу произв-ва они ограничивали только земледелием, а пром-ть считали бесплодной средой.18-сер19вв. – школа бурж-й классич-й ПЭК. Предст-ли: В. Петти, А. Смит, Д. Рекардо. Считали, что ист-м богатства явл произв-во, независимо от его отраслевой структуры. Заслуга: разработка теории трудовой стоимости.

сер19-нач20вв – ПЭК переживала глубокий кризис и разделилась на 2 ветви: марксизм (научн. система фил-х, эк-х исц-полит взглядов, сост-х мировоззрение рабочего класса; наука о познании и революц-м преобразовании мира, о законах развития общ-ва) и маржинализм ( один из методологич-х принципов бурж-й ПЭК, основанный на исп-нии предельных величин в анализе эк-х влений).20в – новые напр-я эк-й науке: кейнсианство (теория гос-го урегулирования капит-й эк-ки; осн принципы напр-ны на урегулирование кап-й эк-ки для обеспечения бесперебойнрго процесса общ-но развития), институционализм (напр-е бурж государствления 20в, рассматривающее полит орг-ю общ-ва как комплекс разл-х объединений граждан – «институций», кот-е затушевывают классовый хар-р бурж общ-ва), монетаризм.

1. Физиография. XVI в. Англия, Франция. Опираясь на идеи Аристотеля и Платона, физиографы считали, что в основе богатства страны лежит производство и обмен аграрной партии. Это, по их мнению, оправдывало феодальный труд и автократическое управление.

2. Меркантилизм. XVIIв., Англия. Меркантилисты считали, что источником богатства страны является торговля, в особенности внешняя. Для усиления накопления богатства необходимо предоставлять большую свободу купцам и ограничить вывоз золота и серебра из страны.

В 20 веке идеи меркантилизма  перешли во фретейдерство (свободная  торговля). Ее сторонники высказываются  против различных ограничений свободной  торговли и за отмену ряда всемирных  торговых объединений.

3. Классическая политэкономия  – классическая политэкономия  (18 в.). В основе богатства страны  лежит промышленное производство, малое вмешательство гос-ва в  экономику и только собирать  налоги

4. Неоклассицизм (19 век). Государству  следует использовать не только  налоговые, но и денежно-кредитные  инструменты регулирования экономики.

5. Маржинализм. Роль государства  заключается в регулировании  производственных возможностей  общества, а именно предельной  полезности каждого продукта.

6. Институционализм (20 век)  Государство должно регулировать  институты рынка путем регулирования  прав собственности.

7. Марксизм (конец 19 в.). Капитал  создается трудом наемных рабочих  и присваивается собственником  капитала.

8. Кейнсианство. Рыночная  экономика не способна самостоятельно  выйти из кризиса, поэтому необходимо  усиление гос вмешательства. Для  недопущения кризиса необходимо  поддерживать совокупный спрос  на постоянном уровне.

 

 

 

 

3.Методы экономической  теории

Для теоретических исследований широко используется диалектический метод: 1) все явления  исследуются в  развитии, т.е. исторически; 2) в развитии явлений выделяются противоречия, препятствующие этому процессу и, с другой стороны, способствующие его качественному  развитию; 3) научная абстракция, т.е. мысленное отделение существенных элементов от несущественных. Инструменты  диалектического метода: анализ (разбиение  целого явления на элементы – для  выявления причин), синтез (мысленное  воссоединение полученных рынков. Для  определения последствий, т.е. для  моделирования), индукция (восхождение  от фактов – общей закономерности, т.е. теория), дедукция (подведение теории под ряд фактов с последующим  практическим анализом и корректировкой данной теории).

Методы эк. Анализа - это способы, подходы, приёмы и инструменты с помощью которых исследуются эк. Явления и последствия Основным методом исследования эк. Явлений и процессов явл. Метод научной абстракции. Суть этого метода заключается в том, что научные исследования сводятся не к регистрации фактов, явлений, а к тому, чтобы за видимостью явлений вскрыть их сущность, абстрагируясь от всего несущественного, случайного, кратковременного и поверхностного. Исходной базой экономических действительности являются факты, явления, формы данной статики, информации, поведения людей. Задачи эк. Науки заключаются в том, чтобы привести в систему, истолковать и привести факты. Исследования эк. Действительности предполагает прохождение следующих этапов: 1. сбор фактов - накопление определённых данных, их анализ и классификация

2.разработка  теории -- выявляются внутренние  связи и закономерности между фактами, делаются обобщения

3.     обоснование  эк. политики

Другими    методами    исследования    эк.    Действительности являются анализ и синтез, индукция и дедукция, сочетание логического и исторического, статические методы и экономико-математические методы.

Метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений  о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.

движение от абстрактного к конкретному;

метод индукции, т.е. из анализа  частного выводятся общие положения  и принципы;

метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических  объектов и процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Потребности  и ресурсы

Ресурсы подразделяются на :1)эконом (функционирующие). 2)потенциальные (не вовлечённые в хоз-енный оборот)

Эконом  ресурсы включают:

1)природные ресурсы

2)трудовые (население в труд. возрасте)

3)материальные (все созданные человеком средства произ-ва, явл. рез. произ-ва)

4)финансовые (денеж. средст, которые общество в состоянии выделить на орг. произ-ва)

5)информационные (научная, научно-техническая, а также др. виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания эконом продукта)

Природные ресурсы - это элементы функционирования природных систем, которые не созданы трудом человека, существуют независимо от него, но в той или иной степени используются человеком.

Природные ресурсы по характеру использования  делятся на:

1)Реальные (вовлечённые в производ. процесс).2)Потенциальные (в настоящее время не испол.)

Природные ресурсы делятся на:

1)исчерпаемые: 2)неисчерпаемые; 3)заменимые; 4)незаменимые.

Исчерпаемые - это такие ресурсы, которые на каком-то этапе производственной деятельности могут быть полностью исчерпаны. Исчерпаемые ресурсы:

1)не возобновляемые(земельные угодья, воздух)2)относительно возобновляемые

3)воспроизводимые

Неисчерпаемые состоят из 3-х групп:1)космические(солнечная радиация, морские приливы и отливы)

2)климатические(атм воздух; энерг. ветра, воды). 3)водные

Заменимые - это ресурсы, которые можно заменить другими, эк-ки более выгодными. Незаменимые - атмосферный воздух, питьевая вода.

В экономическом плане  природные ресурсы выполняют  роль средств труда, предметов труда  и условий жизни человека.

Потребность – это категория, выражающая отношения людей к условиям их сущ-я и жизнедеят-ти (общ хар-ка) Эк-е потребности – это желание потребителей приобрести товары и услуги, полезные для них. П-ти классифицируются по след-м критериям:по субъектам: а) интеллектуальные, коллективные, общественные; б) п-ти дома хозяйств, фирм, гос-ва.по объектам: а) физиологические (низшие) – п-ти пищи, одежды, жилья; б) социальные; в) духовные, интеллект-е

  1. по степени настоятельности (насущности): а) первоочередные; б) непервоочередные
  2. по степени реализации: а) абсолютные – п-ти, кот-е порождены совр-м состоянием произв-х сил в обществе; б) действительные – п-ти, соотв-е своему уровню эк-ки отдельной страны; в) платежеспособные – п-ти, кот-е человек может удовлетворить в соотв-и со своими способностями.

В обществе действует объективный  эк-й  закон возвышения потребностей. Суть этого з-на сост в том, что п-ти постоянно возвышаются, обгоняя уровень пр-ва. П-ти могут удовл-ся по-разному: полностью, частично и не удовл-ся совсем. Степень уд-я п-ей опр-ся эк-м уровнем разв-я страны, традициями, обычиями и уровнем общ-го благосост-я.

 

5.Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей общества.

Кривая производственных возможностей- какой максимальный объем произ-ва товара или услуги может быть получен при данном объеме произ-ва другого товара

В эконом полной занятости для увеличения произ-ва одного товара всегда необходимо поступиться произ-вом другого товара. Это графически отражено внисходящем характере кривой. Форма графика показывает своеобразную цену одной товарной единицы, выраженную в альтернативном количестве другого товара. Категория цены - связана с понятием определенного количества другого блага которое необходимо при обмене отдать взамен данного блага. Альтернативные (вмененных) издержки (альтернативной стоимости). Ресурсы, используемые для произ-ва данного блага, могут быть использованы и в создании другого блага. Если мы затрачиваем ресурсы на произ-ва данного продукта, это значит, что мы отказываемся от их использования в создании другого (альтернативного) продукта и недополучаем какое-то количество последнего.Количество альтернативного товара, которым надо поступиться ради произ-ва дополнительной единицы данного товара, -альтернативные (вмененными) издержки(альтернативной стоимостью). Поскольку технологии произ-ва разных товаров в общем случае не являются взаимозаменяемыми, то произ-во каждой последующей единицы данного товара вызывает потребность в сокращении произ-ва альтернативного товара в большей степени. В силу не взаимозаменяемости технологий альтернативные издержки возрастают.

Закон возрастания вмененных издержек- свойство эконом систем увеличивать произ-во одного блага только на основе сокращения произ-ва другого блага, причем дополнительный прирост объемов произ-ва одного блага вызывает необходимость все возрастающего сокращения объемов произ-ва альтернативного блага. Из закона возрастания вмененных издержек проистекает вогнутость по отношению к началу координат кривой производственных возможностей.

Проблема  выбора:

Все экономические  ресурсы или факторы производства обладают одной общей особенностью – они редки, либо количество ограничено. Потребности постоянно растут,ресурсы редкие. Общество не в состоянии полностью удовлетворить все материальные потребности. Необходимо принимать решение какие товары и услуги следует производить а от каких временно отказаться.

 

 

 

 

 

 

6.Основные экономические  проблемы общества. Экономическая  и социальная эффективность

Любое общество встречается  со следующими основными проблемами: Что производить и в каких количествах?

В админ эконом эту проблему пытались решить на основе системы централизованного директивного планирования. Вкапиталистической эконом ее призвано решить саморегулирование хозяйственных процессов посредством рыночного механизма.

Как производить  и с какими затратами ?

Эконом система должна располагать механизмом отбора наилучших  технологических способов произ-ва, позволяющих в оптимальные сроки  и с наименьшими затратами  сырья, материалов, человеческого труда  производить необходимую для  общества продукцию.

Для кого производить  и как распределять произведенные  блага?

Жизнеспособная эконом система  располагает механизмами распределения  доходов, которые и определяют, кому, в конечном счете, предназначены  произведенные товары и услуги.

 

Эффективность производства – соотношение конечного результата производства т.е. продукта или товара и затрат труда на его получение. Критерием эффективности производства явл. Достижение высоких результатов с наименьшими затратами.

Экономическая эффективность  – достижение наибольшего результата при наименьших затратах или снижение общих затрат на единицу продукции.

Социальная эффективность  – соответствие хозяйственной деятельности соц. Целям общества. Она вырожает степень удовлетворения всей совокупности потребностей за счет создоваемого продукта и связана с уровнем жизни  населения, условием труда, и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"