Шпаргалка по "Экономической теорииЙ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:14, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет экономической теории.
2. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.
3. Экономические законы, их система и использование.
4. Методика экономической теории.
5. Общественное производство и его факторы.

Файлы: 1 файл

70 впросов по экономике.doc

— 508.50 Кб (Скачать файл)

Функции рынка:

  • Ценообразующая;
  • Посредническая;
  • Информационная;
  • Регулирующая;
  • Санирующая (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей).

Самуэльсон: "Ни одно правительство  не может быть мудрее рынка".

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.

Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил  Адам Смит в работе “О природе и  причине богатства народа” в 1776 г. Смит считает, что объективной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.

Адам Смит называл  рынок невидимой рукой. Учение Смита  нашло свое дальнейшее развитие в  трудах Маркса “Капитал”, Ленина “По  поводу так называемого вопроса  о рынке” и австрийца Ф.Хайека, который определял рынок, как  одну из форм спонтанного социального порядка.

Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений  лежит общественное разделение труда.

В рыночной экономике  рынок стоит непосредственно  между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:

  • что производить;
  • как производить;
  • для кого производить.

В командной системе  хозяйства между производителями  и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры  с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.

В смешанной экономике  между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования  рыночных отношений.

Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:

  • закон стоимости;
  • спроса и предложения;
  • закон о денежном обращении.

Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся  в соответствии с качеством и  количеством труда, затраченного на их производство.

Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.

Закон денежного обращения  регулирует количество денег, которое  необходимо обществу в дальнейший исторический период.

Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.

 

15. Классификация  рынков. Структура и виды национального  рынка. Рынок потребительских  товаров и платных услуг.

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.

Р - обмен товарами и  услугами, организованный по законам  товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей  и продавцов, отношения спроса и  предложения.

Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и  услуг

Классификация Р:

Рынки можно разделить  по признакам: степень монополизированности(формы  конкуренции), меры гос. регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.

По  форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный(чистая монополия).

По  виду товара: предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства(включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы(труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.

  • по территориальному признаку(местные, национальные, региональные, мировой);
  • функциональный признак(оптовый, неорганизованный);
  • по потребительским товарам(дефицитный-недефицитный, национальные или импортные товары).

Совокупность рынков одной страны наз. Национальным(внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.

Классификация по территории: 1. Местный Региональный Национальный Межстрановых объединений Мировой.

Есть организованный, неорганизованный  легальный - теневой

Бывают: - потребительский - дефицитный - перенасыщенный

Виды рынков: Рынок  товаров и услуг Рынок ценных бумаг Рынок кредитных ресурсов Рынок недвижимости Рынок средств  производства Рынок “ноу-хау” и  другой информации Рынок труда Финансовый рынок или рынок капитала Рынок ссудного капитала Фондовые биржи

Различаются характером конкуренции: рынок свободной конкуренции  чистая монополия (власть одного) монополистическая  конкуренция (регулируется государством) олигополия (власть немногих)

Национальные рынки  различаются валютой, налогами, национальными  стандартами.

Рынок потребительских  товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:

1.путем развития предпринимательства  в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров.

2.путем поддержания  малых и средних предприятий.

3.налоговое и кредитное  стимулирование товаров широкого  потребления.

4.переход к свободному  ценообразованию на большинство  товаров.

5.постепенная отмена дотирования убыточных предприятий.

6.радикальный пересмотр  льготного перераспределения товаров  широкого потребления.

Формирование этого  рынка осуществляется на основе 2-х  законов России: “О защите потребительского рынка” от 20.12.91г. “О защите потребителей” от 26.06.91г.

Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.

Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.

Рынок потребительских  товаров предназначен для продажи  обширной группы товаров народного  потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые  товары, мебель, лекарства, отдельные  виды стройматериалов, транспортные средства личного и семейного пользования и др. товаров аналогичного назначения.

Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные  услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги(водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги(справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т.д.) и др.

 

16.Рынок капитала.

Промышленный капитал - капитал, занятый в сфере материального  производства. В процессе функционирования промышленного капитала от него отделяются ссудный и торговый капитал.

Торговый капитал - это  обособившаяся часть промышленного  капитала, которая функционирует  в сфере товарного обращения. Историческим предшественником торгового  капитала был купеческий капитал. Ссудный  капитал это обособившаяся часть промышленного капитала, назначение которого - аккумуляция собственных денежных средств и предоставление их тем, кто в них нуждается.

Рынок инвестиций, денежного  капитала, есть особая форма денежного  рынка, на котором покупаются средства, вкладываемые в будущую экономику, т.е. капиталовложения. Предприниматели не имеющие достаточных средств для создания своего дела, развития производства, желают приобрести такие средства в обмен на будущие деньги, товары, поставки, имущество или на других условиях. Полем действия рынка инвестиций являются прежде всего инвестиционные банки, но рыночные отношения на почве купли-продажи инвестиций могут возникать между предпринимателями, желающими продать и купить капитал.

Акционерный капитал - это  капитал акционерного общества.

Акционерное общество - это  такое предприятие, в капитал  которого вкладывают свою долю многие участники покупая его акции.

Любой капитал начинает свое движение с денег и последовательно  проходит три стадии движения. На каждой из этих стадий он принимает соответствующую форму.

На первой стадии капитал  выступает в форме денежного  капитала.

На второй - в форме  производительного (промышленного) капитала. Эта стадия является главной в  кругообороте капитала, т.к. здесь происходит создание новой потребительской стоимости, новой стоимости прибавочного продукта (прибавочной стоимости).

На третьей - в форме  товарного или торгового капитала:

Д' = Д - Д~

Прибавочный продукт  после реализации товара возвращается к производителю в форме прибыли (Р).

Прибыль бывает: индивидуальная, отраслевая и средняя (общая).

Индивидуальная прибыль - это прибыль, которую получает каждый отдельный предприниматель.

Отраслевая - это прибыль, образованная внутри отраслевой конкуренции  за более выгодные условия производства и сбыта товаров за получение дополнительной прибыли.

Общая прибыль образуется в результате межотраслевой конкуренции.

Средняя прибыль - это  есть равная прибыль на равновеликий капитал.

Цена производства равна  авансированному капиталу + средняя  прибыль.

Торговый капитал - это есть обособившаяся часть промышленного капитала, которая обслуживает процесс реализации товара.

Он имеет свою формулу  кругооборота: Д - Т - Д'

На авансированном торговом капитале предприниматели получают прибыль, называемую торговой.

Торговый капитал вместе с промышленным участвуют в обращении средней прибыли.

Торговая прибыль - это  часть прибыли, которую промышленные предприятия уступают торговле.

 

17.Товарные  биржи, их функции и механизьм  функционирования.

Биржа - это торговый посредник, способствующий заключению оптовых сделок между продавцами и покупателями товаров, валюты, ценных бумаг.

ТБ - самостоятельные  специализированные негосударственные  учреждения для проведения торговых операций по заключению сделок о крупномасштабной продаже и купле материально-вещественных товаров, продающихся по стандартам и образцам. Это регулярно функционирующий, организованный, действующий по определенным правилам и в определенном месте оптовый товарный рынок. Основной предмет сделок на товарной бирже - представленные на ней товары и контракты на куплю-продажу товаров. ТБ призваны: упорядочивать торговлю товарами, оказывать посреднические услуги при заключении сделок, регулировать процесс торга между продавцами и покупателями товара, собирать и публиковать информацию о ценах на биржевые товары.

Брокерские конторы  и фирмы наполняют фирму товарными  предложениями и способствуют их продвижению к источникам спроса, т.е. к заключению сделок. Брокеры - посредники между продавцом и покупателем  товара, соединяют их интересы, .и одновременно выступают в роли доверенных лиц как владельцев товара, так и его покупателей. Брокер имеет своё стационарное место на бирже. Лиц, занимающихся биржевым посредничеством за свой счет и от своего имени наз. дилерами или джобберами. Это человек или дилерская фирма, проводящие биржевые операции в роли участников сделок.

 

Механизм функционирования.

Клиент, желающий купить или продать товар через биржу, должен обратиться в брокерскую контору. Заявитель заполняет бланк-приказ и передаёт его полномочному брокеру. Эти стартовые операции могут производиться вдали о самой биржи - в периферийных органах. Затем полномочный брокер передает заявку и отдает указание брокеру-исполнителю счетов, после чего она поступает в центральные органы биржи. В начальной фазе клиент платит гарантийный взнос - маржу(10% от предмета сделки), это залог, который затем возвращается. Принятый заказ на продажу(куплю), поступает в торговую секцию операционного зала, проходя через приемный пульт и регистратуру, и затем пересылается в биржевое кольцо, где и разворачиваются главные события. Наряду с брокерами в торге принимают участие в качестве ведущих и фиксирующих сделки биржевые маклеры.

Участники торгов имеют  карточки разного цвета: брокеры - синие  или красные, помощники брокеров - желтые, маклеры - зеленые. Путем поднятия карточек или языком жестов брокеры и маклеры общаются в ходе торгов. Торг начинает ведущий маклер с сообщения о товарах, выставленных на продажу. Если сообщение вызвало интерес у брокера-покупателя, он поднимает карточку. После оглашения всего списка и небольшого перерыва начинается обсуждение брокеров-продавцов. Если брокер-покупатель берет всю партию товара, то сразу же фиксируется сделка. Если такого покупателя нет, то обсуждаются встречные предложения брокеров-покупателей об условиях, на которых они согласны приобрести товар или его часть. В случае повторной неудачной попытки заключить сделку она откладывается и рассматривается следующее предложение. При достижении договоренности между Б-продавцом и Б-покупателем - в виде их устного согласия о взаимоприемлемости условий - маклер фиксирует сделку записью в регистрационной карте. Такая регистрация свидетельствует о том, что сделка заключена.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теорииЙ