Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 14:11, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и функции экономической теории
ЭТ – наука об эконом. отношениях и законах, знание которых позволяет выбрать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг и их распределения в целях потребления.

Файлы: 1 файл

ЭТ шпора.docx

— 435.91 Кб (Скачать файл)

Стимулирующая.

Воспроизводственная.

Инвестиционная Функция.

С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредствующих формирование и использование доходов, а так же как систему финансовых учреждений (рис. 24).

 

 

 

45. Государственный  бюджет и его функции. Расходы  и доходы бюджета. Бюджет РБ.

государственный  бюджет  -  это совокупность  финансовых  отношений,  возникающих  между  государством  и физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.

Функции бюджета:

1).  Распределительная  функция:  через  госбюджет  перераспределяется  в разных странах значительная  часть НД (от 20 до 60 %).

2).  Контрольная  функция:  динамика  бюджетных  ресурсов  (их

поступление)  позволяет  судить  о  финансовом  состоянии  экономики  и постоянно его контролировать.

3).  Регулирующая  функция:  сосредоточение  в  руках  государства значительной  части НД служит материальной  основой для его регулирующей  роли  в  экономике.  Изменяя  доходы  и  расходы  госбюджета,  правительство может  смягчать  спады  производства,  снижать  уровень  безработицы  и  т.д.

Государственный  бюджет  состоит  из  двух  частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета формируются за счёт:

1) Налогов (85-90% от всех доходов).

2)Государственных займов.

3) Различного рода пошлин, сборов и т.д.

4)Эмиссии  (выпуска)  бумажных  и  кредитных  (взятых  у  центрального  банка) денег, когда расходы превышают  доходы.

Расходная часть:

1). Военные расходы.

2). Расходу по государственному  долгу.

3).  Расходы  по  финансированию  экономики  (строительство государственных  предприятий,  компенсации, предоставление  кредитов  иностранным государствам, создание инфраструктуры и т.д.).

4)  Расходы  на  содержание  государственного  аппарата  (чиновников, милиции, суда и т.п.).

5)  Расходы  на  социально-культурные  мероприятия  (образование, здравоохранение, социальное обеспечение).

6)  Расходы на пропаганду своих  ценностей, идеологии, идей и т.д.

Структура  государственного  бюджета  Республики  Беларусь  имеет  свои

особенности. 

Предоставление  бюджетных средств называется бюджетным  финансированием,  поскольку  данное  расходование  средств отличается  от  банковского  предоставления  кредитных  ресурсов. 

Одна  из особенностей  нашего  бюджета  -   бюджетные  субсидии  аграрному  сектору

республики.  Они  имеют  социальную  политическую  и  экономическую направленность,  поскольку  государство  весьма  заинтересовано  в  стабилизации этого сектора экономики. 

Доходная часть бюджета Республики Беларусь почти на 80 % формируется за счет  налоговых  поступлений,  поступления  от  приватизации  государственной собственности  и  т.п. 

Согласно  экономической  теории  доходная  часть  бюджета должна  покрывать  расходные  статьи  бюджета.  Однако  в  условиях  переходного периода,  когда  объективно  необходима  структурная  перестройка  экономики, расходная часть бюджета превышает доходную часть и данная  разница образует бюджетный  дефицит,  один  из  источников  покрытия  бюджетного  дефицита  - эмиссия денег.

 

46. Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов. Налоговая система РБ.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Под налоговой системой гос-ва (НС) понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда фин. ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Принципы налогообложения – это исходные категории, по которым формируется система налогов страны в конкретных условиях экономики:

равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам. определенность и однозначность налогового законодательства, т.е. сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.

принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика.

экономичность налогов. Расходы по сбору налогов должны быть минимальны. эффективность – означает разумное сочетание гибкости налоговой системы со стабильностью.

однократности – однократное обложение одного объекта за налоговый период.

оптимальности налоговых изъятий, т.е. обеспечение гос-ва доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения.

множественности налогов и их исчерпывающий перечень. Множественность позволяет сделать налоговое бремя психологически менее заметным, также позволяет учесть все стороны экономической деятельности организации и граждан

всеобщность – охват налогами всех субъектов, получающих доходы.

обязательность – принудительность уплаты налогов.

законность – строгое соблюдение требований действующего законодательства при исчислении и уплате налогов.

оперативность Разработанная предприятием налоговая политика должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве.

Виды налогов:

По форме взимания налоги делятся на два вида: прямые и косвенные.

Прямые  налоги  взимаются  государством  непосредственно  с  доходов  и имущества  налогоплательщиков.  Их  объектом  выступает  доход  (зарплата, прибыль, процент и т.д.) и стоимость имущества.

Косвенные  налоги  представляют  собой  надбавку  к  цене  товаров  или услуг (НДС, акцизы).

В РБ установлены  следующие  основные  виды  общегосударственных  налогов: подоходный налог на физических  лиц, налог на прибыль предприятий, налог на  добавленную  стоимость,  акцизы,  налог  на  пользование  природными ресурсами (экологический налог), налог на недвижимость, земельный  налог  (плата  за  землю),  местные налоговые платежи (налог на владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей), налог на игорный  бизнес,. Особые режимы налогообложения (упрощенная система нологообложения, единый налог с ИП, и иных физлиц.

Наибольший удельный вес в общих налоговых поступлениях приходится на следующие  налоги:  а)  подоходный  налог  на  физических  лиц;  б)  налог  на добавленную стоимость; в) акцизы.

 

47. Бюджетный  дефицит, его причины и виды. Государственный  долг. Проблемы бюджетного дефицита  и государственного долга в  РБ.

Та  сумма,  на  которую  в  данном  году расходы бюджета превышают его доходы, составляет бюджетный дефицит.

Причины  бюджетного  дефицита :  спад  общественного производства,  рост  предельных  издержек  (МС),  массовая  эмиссия  ничем  не обеспеченных  ("пустых")  денег,  неоправданно  "раздутые"  социальные программы,  огромные непроизводительные  расходы  (содержание  госаппарата,  контрольных, проверяющих, налоговых и других организаций), приписки, хищения, потери произведенной продукции и т.д.

Различают структурный и циклический дефицит. Структурные сдвиги в бюджете  происходят  в  результате  изменений  в  системе  налогообложения  и государственных  расходов.  Разность  между  реальным  и  структурным дефицитом составляет циклический дефицит бюджета.

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

 

48.  Мировая  экономика: предпосылки возникновения  и структура звеньев на современном  этапе.

 

Мировая экономика или мировое хозяйство – это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, подчиняющаяся объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется крайне противоречивая, но вместе с тем более или менее целостная мировая экономическая система. В основе этой системы – международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление.

В  90-е  гг.  XX  в.  была  распространена  разбивка  стран,  предложенная Экономическим  и  социальным  советом  ООН  (ЭКОСОС),  в  соответствии  с которой все страны мира подразделялись на 3 основные группы:

·  развитые страны с рыночной экономикой;

·  страны с переходной экономикой;

·  развивающиеся страны.

Группа  развитых  стран  с  рыночной  экономикой  занимает  ведущие позиции  в  мировой  экономике  и  включает  24  страны,  которую  возглавляют страны  «большой  семерки»: США,  Япония,  Германия,  Великобритания, Канада, Франция и Италия.

 

В процессе эволюции современной мировой экономики выделяются насколько периодов.

Первый – это 10-30-е годы 20 века, которые характеризовались кризисными явлениями в развитии мирового хозяйства. Глубокий кризис мирового хозяйства сопровождался нарастающей неустойчивостью экономических связей, вызванной Первой мировой войной. Далее, здесь же, мировой экономический кризис – Великая депрессия – конца 20-х – начала 30-х гг. привел к общему снижению роли экспорта товаров и капитала в мировом хозяйстве, усилил значение национальных сфер производства и сбыта.

Второй этап – это конец 40-х – 80-е годы. По окончании Второй мировой войны произошла новая ломка структуры всемирного хозяйства в связи с образованием мирового социалистического хозяйства, развивающегося на иной социально-экономической основе. Контакты в хозяйственной сфере между этими государствами сочетались с противоборством и соревнованием, причем последние моменты преобладали.

Третий этап – три последних 10летия 20-го века считают началом нового периода в развитии мировой экономики. Этот этап отличает возросшая степень освоения географического пространства, формирование международных, а в ряде случаев – планетарных производительных сил, усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости. в восточно-европейских странах протекают процессы формирования и складывания близких западным государствам экономических и политических структур.

 

49. Основные  формы международных экономических  отношений.

 

Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства.

Выделяют следующие формы МЭО:

  • международная специализация производства и научно-технических работ;
  • обмен научно-техническими результатами;
  • международная кооперация производства;
  • международная торговля;
  • информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
  • движение капитала и рабочей силы;
  • деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

 

50. Валютный  рынок и валютный курс. Виды  валютных курсов.

Валютный  рынок  представляет  собой  совокупность  постоянных организационно-экономических  отношений  по  операциям  купли-продажи иностранных валют, а также платежных документов в иностранной валюте.  Субъекты:  коммерческие  банки, центральные  банки,  компании,  осуществляющие  зарубежные  вложения активов,  валютные  биржи,  частные  лица,  а  также  валютные  брокерские фирмы.

Валютный  курс – цена национальной валюты в денежных единицах другой страны.

Текущий курс, или курс спот - это курс наличной, т.е. кассовой сделки. По нему производятся расчеты в течение двух дней.

Форвардный курс - это курс для расчета по валютному (форвардному) контракт}' через определенное время после заключения контракта.

Фундаментально равновесный курс - при нем страна может успешно поддерживать внутреннее и внешнее макроэкономическое равновесие.

Различают курсы продавца и покупателя. Банк, осуществляющий котировку валюты, всегда совершает валютную сделку по выгодному для него курсу. Банки продают иностранную валюту дороже (курс продавца или курс продажи), чем покупают се (курс покупателя или курс покупки). Разница между курсами (маржа) служит для покрытия расходов банка и в определенной степени для страхования валютного риска.

Фиксированный валютный курс - это официальное соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"