Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 14:11, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и функции экономической теории
ЭТ – наука об эконом. отношениях и законах, знание которых позволяет выбрать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг и их распределения в целях потребления.

Файлы: 1 файл

ЭТ шпора.docx

— 435.91 Кб (Скачать файл)

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы.

 

28. Государство  как экономический субъект. Макроэкономическое  регулирование и его основные  инструменты.

Экономические   функции   государства   определялись   потребностями

нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения  конкуренции  и

частичного  предпринимательства.  Функции  государства  развивались  в  двух

направлениях:   поддержание   и   облегчение   функционирования    рыночного

механизма;  усиление  и  модификация  рыночной  системы  в  соответствии   с

изменением условий развития.

Функции государства по поддержанию  рыночного  механизма  состоят  в

следующем:  обеспечение  правовой  базы  рыночной  экономики  (защита   прав

собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и  др.)

и  защита  от  конкуренции  (антимонопольная   деятельность,   защита   прав

потребителя).

Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:

- перераспределение доходов;

- в  макроэкономическом  регулировании  экономики   с   целью   ее

стабилизации. С  помощью  бюджетных   и   кредитных   рычагов   государство

осуществляет  контроль   за   уровнем   занятости,   инфляции,   стимулирует

экономический рост;

- в проведении эффективной внешнеэкономической  политики.

 

29.Валовый  внутренний продукт. Принципы расчета  ВВП.

 

ВВП– это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за определенный период времени во всех секторах экономики страны.

ВВП  рассчитывается

расчет по валовой добавленной стоимости;

расчет по расходам;

расчет по доходам;

Расчет ВВП по валовой добавленной стоимости

валовая добавленная стоимость – это разница между рыночной стоимостью всех произведенных товаров и услуг и рыночной стоимостью товаров и услуг, используемых в производственном процессе. ВВП = ВДС + НПИ – СПИ, где:

ВДС – валовая добавленная стоимость; НПИ – налоги на производство и импорт; СПИ – субсидии на производство и импорт;

Расчет ВВП по расходам

Нужно просуммировать определенные расходы, которые несут экономические субъекты страны (потребительские расходы населения страны; валовые инвестиции в экономику страны;

государственные расходы; чистый экспорт (разница между экспортом и импортом страны).

Расчет ВВП по доходам

Нужно просуммировать определенные доходы экономических субъектов (оплата труда наемных работников; валовая прибыль и валовый смешанный доход; чистые налоги на производство и импорт).

 

30. Номинальный и реальный ВВП. Индекс цен.

ВВП, исчисленный в ценах текущего года, называется номинальным ВВП. Номинальный ВВП отражает как реальный объем производства, так и уровень цен текущего года.

ВВП, исчисленный в ценах какого-либо базового года, называется реальным ВВП. Реальный ВВП отражает только реальный объем производства, но не уровень цен в текущем году, то есть учитывает (исключает) инфляцию.

Чтобы получить значение уровня цен в текущем году, нужно взять отношение номинального ВВП к реальному ВВП и умножить на 100%. Полученная величина называется дефлятором ВВП и показывает, как изменился уровень цен в текущем году по сравнению с базовым годом (дефлятор базового года равен 100%). Дефлятор ВВП относится к семейству показателей, которые называются индексами цен и измеряют уровень цен (общий ценовой уровень в экономике).

=дефлятор ВВП

 
 




 

 

 

Индекс цен представляет собой отношение рыночной цены определенного набора товаров и услуг (рыночной корзины) в данном году к рыночной цене того же самого набора в базовом году.

 

31Национальное  богатство, его состав  и структура.

Национальное богатство (НБ), являясь важнейшим показателем экономического состояния страны, представляет собой денежное выражение совокупных потребительных стоимостей, созданных и накопленных всеми поколениями общества за всё время его производственной деятельности по состоянию на определенную дату. В его состав включают: а) природные богатства; б) материальные блага; в) духовные ценности. 
В любом обществе НБ создаётся трудом работников, однако, присваивается оно крайне неравномерно между членами общества. Оно находится в собственности всего общества, либо отдельных его классов, групп или лиц. В росте НБ большую роль играет производственный и научно–технический опыт населения.

Все материальные блага, созданные трудом и входящие в состав НБ, делятся на следующие группы: 
Основные и оборотные производственные фонды народного хозяйства, которые включают средства труда (машины, станки, оборудование, производственные здания и сооружения и т.д.) и подвергшиеся обработке предметы труда (сырьё, материалы, топливо и т.д.). 

Непроизводственные фонды, к которым относятся жилой фонд и фонды культурно–бытового назначения, принадлежащие государственным, кооперативным и общественным организациям (школы, больницы, театры, музеи и т.д.).  
Товарные запасы народного хозяйства. К ним относятся: а) фонды обращения (запасы готовой продукции на складах предприятий и торговых организаций, а также товарные запасы непроизводственных предприятий – учреждений науки, культуры, институтов, госучреждений и т.д.); б) резервы и страховые запасы народного хозяйства. 
Личное потребительское имущество населения (жилые дома, домашняя обстановка, бытовые приборы, автотранспорт, одежда и т.д.). 
Природные ресурсы, вовлечённые в процесс производства (сельскохозяйственные угодья, леса, воды, разведанные месторождения полезных ископаемых, запасы гидроэнергии и т.д.).

 

32 Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.

Совокупный спрос  – это общее количество товаров и услуг, которые готовы приобрести домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница при различном уровне цен в стране.

Кривая AD показывает изменение суммарного (общего) уровня расходов домашних хозяйств, фирм и организаций, государства и зарубежных агентов в зависимости от уровня цен. Графическое представление этой кривой говорит, что при увеличении уровня цен в стране объем реального ВВП, на величину который предъявляется спрос, будет низким и соответственно при уменьшении уровня цен в стране объем реального ВВП будет высоким.

Совокупный спрос (AD) отражает зависимость между объемом национального производства и общим уровнем цен в экономике. Он представляет собой сумму всех планируемых расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.

К неценовым факторам совокупного спроса (т.е. 2 рычагам, смещающим кривую совокупного спроса) относятся:

–          изменение в потребительских расходах:

a)      благосостояние потребителя;

b)      ожидания потребителя;

c)      задолженность потребителя;

d)     налоги.

–          изменение в инвестиционных расходах:

a)      процентные ставки;

b)      ожидание прибылей от инвестиций;

c)      налоги с предприятий;

d)     технология;

e)      избыточные мощности.

–          изменение в государственных расходах;

–          изменение в расходах на чистый объем экспорта:

a)      национальный доход в зарубежных странах;

b)      валютные ресурсы.

 

 

33. Понятие  совокупного предложения. Кривая  совокупного предложения. Неценовые  факторы совокупного предложения.

Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен. Совокупное предложение ( ) — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.

Основным фактором, влияющим на  , является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая. Неценовыми факторами   являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.

Кривая AS отражает изменения совокупного реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен. Форма этой кривой во многом зависит от того, в каком временном промежутке находится кривая AS.

 

Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.

Неценовые факторы совокупного предложения:

  • Изменение цен на ресурсы:
    • Наличие внутренних ресурсов
    • Цены на импортные ресурсы
    • Господство на рынке
  • Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)
  • Изменения правовых норм:
    • Налоги с предприятий и субсидии
    • Государственное регулирование

 

34 Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS. Эффект храповика.

Пересечение кривых AD и AS определяет точку макроэкономического равновесия, равновесный объем выпуска и равновесный уровень цен. Изменение в равновесии происходит под влиянием сдвигов кривой AD, кривой AS или той и другой вместе.

Эффект храповика


Первоначальный рост AD, до состояния   привел к установлению нового макроэкономического равновесия в точке  , для которой характерен новый равновесный уровень цен   и объем производства  . Падение совокупного спроса от состояния   до  , не приведет к возврату в первоначальную точку равновесия  , поскольку возросшие цены не имеют тенденции к снижению в краткосрочном периоде и останутся на уровне  . В этом случае новая точка равновесия переместится в состояние  , а реальный уровень производства снизится до уровня  .

Как мы выяснили эффект храповика связан с негибкостью цен в краткосрочном периоде.

Почему же цены не имеют тенденции к снижению?

  • Это связано в первую очередь с неэластичностью заработной платы, которая составляет примерно ¾ расходов фирмы и в значительной мере влияет на цену продукции.
  • Многие фирмы обладают существенной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период падения спроса.
  • Цены на некоторые виды ресурсов (помимо труда) фиксируются условиями долгосрочных контрактов.

Однако в долгосрочном периоде при падении   цены будут понижаться, но даже в этом случае экономика вряд ли сможет вернуться в первоначальную точку равновесия.

Основная причина эффекта храповика - ограниченность конкуренции как на многих рынках товаров и услуг, где предложение и, следовательно, цены контролируют крупные фирмы, так и на рынках ресурсов, где, помимо прочего, сильны институциональные ограничители (деятельность профсоюзов, трудовое законодательство и т.п.).

 

35. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы экономического цикла и их характеристика.

Экономический цикл – последовательная смена в экономике понижательных и повышательных тенденций развития, характеризующаяся колебаниями фактического уровня производства вокруг его потенциальной величины, достижимой в условиях полной занятости.

Экономический цикл содержит 4 основные фазы

1 фаза. Спад (кризис). Характеризуется снижением темпов экономического роста, затовариванием продукции, банкротством, ростом безработицы, снижением доходов (особенно заработной платы). В кредитно-денежном секторе снижаются курсы акций, нарушаются кредитные отношения, повышается ставка банковского процента, растёт кредиторская задолженность.

2 фаза. Депрессия (подавленное состояние).Характеризуется приостановлением спада, экономика достигла дна спада; снижением цен, снижением процентных ставок, постепенным рассасыванием, уменьшением товарных запасов, т.е. появляются основания для оживления экономики на новой технико-технологической базе.

3 фаза. Оживление.Характеризуется расширениемпроизводства до предкризисного уровня: происходит рост цен, снижение безработицы, повышение спроса на судный капитал, рост ставок банковских процентов.

4 фаза. Подъём. Превышение объёмов производства предкризисного уровня; снижение безработицы, рост разгрузки производственных мощностей (до уровня полной занятости), повышение рентабельности производства, рост спроса на ссудный капитал, рост ставки ссудного процента.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"