Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 14:11, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и функции экономической теории
ЭТ – наука об эконом. отношениях и законах, знание которых позволяет выбрать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг и их распределения в целях потребления.

Файлы: 1 файл

ЭТ шпора.docx

— 435.91 Кб (Скачать файл)

1. Предмет и функции экономической теории

ЭТ – наука об эконом. отношениях и законах, знание которых позволяет выбрать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг и их распределения в целях потребления.

Предмет изучения Эт – явл. экономические отношения, т.е. деятельность и поведение людей, предприятий, их объединений и общества в целом в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Предмет ЭТ -  является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики:

  • это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества.
  • практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.
  • Познавательная  - ЭТ обеспечивает познание экономического мира.
  • Методологическая – ЭТ обеспечивает се частные экономические науки методами теоретического исследования.

 

2. Возникновение  и эволюция экономической науки.

Экономическая теория — одна из самых древних наук, ее зачатки появились в древнем мире, тогда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы.

Начало расцвета экономической науки связано с развитием "буржуазного" способа производства.

Первая школа экономической науки – меркантилизм, где источник богатства - торговля. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом.

3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.

Выдающимися представителями классической экономической науки являются У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, основным объектом исследования выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Доказали, что стоимость товара определяется трудом. Смит впервые поставил задачи ЭТ.

Важный вклад в развитие экономической теории дали К. Маркс и Ф. Энгельс. полагали, что в реальной жизни производства вообще не существует, что общественное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения.

Современный этап развития экономической теории. В современной экономической теории выделяют неоклассическое, неокейнсианское, институционально-социологическое и др.

основа неоклассического направления - принцип невмешательства государства в экономику. считается, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эф-фективности. Поэтому неоклассики выступают за свободу частного предпринима-тельства, рыночных сил. (представители А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.).

Неокейнсианцы выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику (представители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.).

Представители институционально-социологического направления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально-психологических факторов. Объекты исследования - корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (например, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д.).

В середине 50-х гг. возник монетаризм — теория, приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта.

Неолиберализм - следуют двум положениям. 1, рассматривают рынок как наиболее эффективную систему хозяйства, которая создает наилучшие условия для экономического роста; 2, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют.

В последние годы была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р.Хакс, П. Самуэльсон и др.) о необходимости сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования производства.

 

 

 

Методы ЭТ

ЭТ – наука об эконом. отношениях и законах, знание которых позволяет выбрать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг и их распределения в целях потребления.

Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Методы ЭТ

Общемировоззренческий метод – все экономические явления рассматриваются в процессе развития от  простого к сложному, от низшего к высшему, движущей силой  развития является единство и борьба противоположностей.

Общенаучные методы:

  • Метод научной абстракции - он заключается в определении постоянных типичных характерных черт, с помощью этого метода формируется научные категории и строятся экономические модели;
  • Метод анализа и синтеза – разделение экономического явления на элементы, анализ и изучение каждого из них; при синтезе полученная информация собирается в единое целое.
  • Индукция – это движение мысли от частных к общим умозаключениям;
  • Дедукция – движение мышления от общих положений частным определением;

Частные методы:

  • Экономические эксперименты (научно поставленный опыт в экономической области).
  • Метод моделирования экономических систем;
  • Расчетно-аналитический метод.

 

4. Потребности как предпосылки производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей.

Потребление и производство, их связь опосредуется потребностями человека. Производство – процесс взаимодействия человека и природы с целью создания материальных и духовных благ (услуг).  Конечной целью общественного производства является удовлетворение потребностей людей. Потребность – это нужда в материальных благах и услугах для поддержания жизнедеятельности людей и развития их способностей. Потребности человека удовлетворяются за счет экономических и неэкономических благ.

Потребности бывают экономическими и неэкономическими. Для удовлетворения экономических потребностей необходима трудовая деятельность. Неэкономические потребности могут быть удовлетворены без приложения труда (потребность в воздухе),  можно представить  в виде пирамиды Маслоу: базисные потребности физиологические - голод), потребность в безопасности, потребность а принадлежности и любви, потребность в уважении и признании, потребность в саморазвитии.

потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Эта подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.

Применение слова «возвышение» призвано подчеркнуть, что имеется в виду не только стремление к количественному возрастанию потребления, но в не меньшей степени изменение структуры потребностей, расширение их круга, разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости, качественное совершенствование. Стремление к увеличению продолжительности жизни, снижению заболеваемости, духовному совершенствованию, самовыражению личности, личной и общественной безопасности также служит объективным фактором расширения круга потребностей.

 

 

5 Сущность труда. Общественное разделение труда и кооперация труда.

Труд- целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. 

Труд делится на умственный и физический, промышленный и с/х.

Разделение труда - это процесс отделения различных видов деятельности, специализация работников, при которой отдельные работники выполняют различные работы или операции, дополняют друг друга.

Общественное разделение труда - это дифференциация социальных функций, выполняющих определенные группы людей, и выделение различных сфер общества, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие отрасли и подотрасли Общественное разделение труда и специализация производства являются основой формирования и развития товарных, в том числе рыночных отношений.

Техническое разделение труда - это дифференциация видов трудовой деятельности между подразделениями и работниками предприятия, разделение трудового процесса на ряд частичных функций и операций, специализация работников в процессе экономической ческой деятельности.

Различают следующие основные виды разделения труда внутри предприятия:

- технологический;

- пооперационный;

- функциональный;

- профессиональный;

- квалификационный

Кооперация труда - форма организации труда, при которой определённое количество людей (предпринимателей, хозяйственников) или предприятий совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда/производства

 

6 Ресурсы  и факторы производства. Проблема выбора в экономике.

Ресурсы – это денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. Обычно особо выделяют экономические ресурсы – все то, что необходимо для процесса производства. Фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Фа́кторы произво́дства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.

Принято разделять факторы производства на три группы.

Земля как фактор производства является естественным ресурсом и включает все используемые в производственном процессе дарованные природой блага (земля, вода, полезные ископаемые и т.д.).Капитал – все то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. Труд – целесообразная деятельность людей, требующая приложения умственных и физических усилий, в ходе которой они преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

Наличие указанных трех факторов является необходимым условием процесса производства, но недостаточным. Для их эффективного соединения и использования в определенной качественной и количественной пропорции необходима деятельность людей, получившая название предпринимательской. Предпринимательство называют четвертым фактором производства.

Фундаментальной проблемой в ЭТ является ограниченность ресурсов  и безграничность потребностей человека.

В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Но для удовлетворения каких-то избранных, определенных потребностей ресурсов достаточно. Таким образом, если мы сузим круг потребностей, то абсолютная ограниченность становится относительной. Абсолютная ограниченность ресурсов превращается в относительную благодаря выбору потребностей, подлежащих удовлетворению.

Экономический выбор – способ распределения ограниченных ресурсов, который позволяет добиться максимума благ.

 

7 понятие эффективности.  Экономическая и социальная эффективность.

Эффективность производства — категория, которая характеризует отдачу, результативность производства. Она свидетельствует не о темпах прироста объемов производства, а о том, какой ценой, какими затратами ресурсов достигается этот прирост, то есть свидетельствует о качестве экономического роста. Экономическая эффективность – достижение пр-ва наивысших результатов при наименьших затратах живого и овеществленного труда или снижение совокупных затрат на ед. продукции. Социальная эффективность – степень соответствия результатов производства соц. нуждам общества, интересам отдельного человека.

Показатели эффективности: 

Производительность труда - это дееспособность труда. Трудоемкость - показатель, обратный производительности труда, который определяет стоимость затраченного живого труда на производство единицы продукции. Капиталоотдача - показатель, который характеризует эффективность использования основного капитала (средств труда). Он рассчитывается как отношение стоимости произведенной продукции к стоимости основного капитала. Капиталоемкость — обратный показатель капиталоотдачи, который фиксирует стоимость затрат основного капитала на единицу произведенной продукции. Материалоотдача характеризует эффективность использования предметов труда, т. е. показывает, сколько произведено продукции из израсходованных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива и др.). Рассчитывается как отношение стоимости произведенной продукции к стоимости израсходованных материальных ресурсов. Материалоемкость является обратным показателем материалоотдачи, который характеризует стоимость материальных ресурсов, израсходованных на единицу произведенной продукции. Энергоемкость характеризует затраты энергетических ресурсов на единицу произведенной продукции.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"