Шпаргалка по «Экономической теории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 14:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономической теории»

Файлы: 1 файл

шпоры по ЭТ готовые!.docx

— 469.91 Кб (Скачать файл)

Эффект дохода проявляется в том, что при понижении цены на данный товар в неизменном номинальном доходе, реальный доход увеличивается.

Номинальный доход – количество денег, которое имеет покупатель

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на величину номинального дохода при сложившимся уровне цен.

Эффект замещения проявляется в том, что изменение цены одного товара вызывает изменение спроса на товар-заменитель в том же направлении (только для товаров заменителей)

 

 

24. Предложение  и неценовые факторы на него  влияющие. Закон предложения. Кривая  предложения.

Предложение ( или готовность производителей продать товар ) = S.

Величина предложения = QS – это количество товаров, которое предлагает продавец (производитель по конкретной цене на определенный товар). Факторы, влияющие на предложение:

QS = f( PA, T, S, Q, W ) – функция предложения – зависимость между предложением и влияющими на него факторами

PA - цена товара

Т – налоги

S – субсидии (пособие) и дотации(то же самое)

Q – производительность труда

W – цены на экономические ресурсы

Рассмотрим влияние цены на предложение

QS = f( PA )

Чем выше цена, тем выше величина предложения. Зависимость между величиной предложения и ценой – прямая. Эту зависимость выражает закон предложения.

Цена спроса – максимальная цена( определяемая доходом покупателя ), по которой покупатель еще готов приобрести данный товар.

Цена предложения – минимальная цена, по которой производитель уже готов продать товар.

 

 

25. Взаимодействие  спроса и предложения. Рыночное  равновесие и его экономические  параметры.

Чем цена на товар ниже, тем больше на него спрос и тем меньше предложение.

Взаимодействие между спросом и предложением приводит к условию рыночного равновесия.

Рыночное равновесие – это такая ситуация на рынке, когда величина спроса и предложения уравниваются

Рынок в равновесном состоянии пребывает очень редко, т.к. сбалансированность рынка нарушают факторы рыночного характера (на макроуровне и микроуровне).

Неустойчивое рыночное состояние – такое состояние, при котором рыночная цена не возвращается к своему исходному состоянию.

Факторы, влияющие на равновесие рынка готовой продукции:

I Микроуровень:

1) изменение доходов покупателей

2) изменение числа продавцов  и покупателей

3) изменение технологии производства, качество продукции

II Макроуровень:

1) Несоответствие между  ростом заработной платы и  ростом производительности труда

2) Фиксация государством  цен на готовую продукцию

3) Изменение налогов  для производителей и потребителей

4) Прохождение экономикой  различных фаз экономического  цикла (кризис – депрессия –  оживление – подъем)

 

 

26. Эластичность  спроса и предложения, факторы  ее определяющие.

Для  определения степени влияния факторов, изменяющих величину спроса и предложения, А.Маршалл ввел понятие эластичности спроса и предложения.

Эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении факторов, определяющих спрос на этот товар. Эластичность спроса можно определить по коэффициенту спроса:

Виды эластичности:

1) – спрос эластичный

– спрос единичной эластичности

– спрос неэластичный

- совершенная эластичность

– совершенно неэластичный спрос

Факторы, влияющие на эластичность:

1) Наличие товаров-заменителей (чем  больше их, тем выше эластичность)

2) Доля расхода на данный товар  в бюджете потребителя (чем больше  доля, тем эластичнее спрос)

3) Степень необходимости данного  товара (обратная зависимость)

4) Фактор времени (чем больше  времени у потребителя, тем выше  эластичность товара)

 

 

27. Потребительское  поведение в рыночной экономике: свобода выбора, суверенитет и  рациональность. Теория потребительского  поведения.

Потребитель – это главная фигура рыночной экономики, в условиях которой он суверенен, т.е. независимо от производителя принимает решения о структуре покупок и объеме на рынке готовой продукции.

Вопросы, стоящие перед потребителем:

1) Что  купить? (требует анализа: 1)Потребности и степени ее важности, 2) Полезность товара для потребителя).

2) Сколько  купить? (требует анализа: 1) Цены товара 2) Наличие товаров-заменителей и цены на них ).

3) Хватит  ли денег? (требует анализа: 1) Доход потребителя 2) Источник его формирования).

Полезность, цена и доход – основное содержимое теории поведения потребителя. Суть теории такова: каким образом потребители будут расходовать свои денежные доходы между различными товарами и услугами, которые они могут купить. Чтобы это понять, необходимо проанализировать факторы, влияющие на поведение потребителя.

 

 

28. Анализ  поведения потребителя на основе  кардиналистского (количественного) подхода. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации.

КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает от потребления благ, измеренное в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах.

Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

Предельная полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:

TU=F(QA,QB,...,QZ),

где TU - общая полезность данного набора благ; QA, QB, ..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную.

Закон убывающей предельной полезности утверждает, что в непрерывном акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму и предельная полезность становится отрицательной.


 Правило Максимизации - правило, согласно которому любая вложенная сумма денег должна приносить равную предельную полезность.

MUi – предельная полезность, Xi – количество потребленных благ.

 

 

 

 

 

29. Кривые  безразличия как метод анализа  поведения потребителя. Доход и  цены. Бюджетная линия. Оптимум потребителя.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированном денежном доходе.

Каждая точка бюджетной линии показывает, какое количество товаров A и B может приобрести потребитель на ограниченный бюджет.

Если цены на товары будут пропорционально изменяться, то бюджетные линии будут параллельны.

Если изменение цен на товары различно, то бюджетная линия изменит свой наклон.

Расположение бюджетных линий зависит:

- от величины денежного дохода;

- от влияния изменения цены.

 

Желая приобрести товары, потребитель высказывает свои предпочтения. Путем опроса потребителя ему предполагают различные сочетания товаров. Нас интересуют те сочетания, которые приносят потребителю одинаковое удовлетворение его потребностей в товарах A и B. Это исследование отражается кривой безразличия, которая показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение и полезность для потребителя. Значит потребителю безразлично, какой набор приобрести. Поэтому построение по точкам носит название кривой безразличия.

Но могут существовать такие наборы кривых безразличия, которые различаются по уровню полезности. Такое семейство кривых безразличия называется картой безразличия.

Чтобы сделать оптимальный выбор, необходимо наложить на карту кривых безразличия бюджетную линию и оптимальный выбор будет сделан.

 

 

30. Фирма  и ее виды в рыночной экономике.

Фирма – организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги.

Формы организации бизнеса:

a) Индивидуальный  предприниматель (могут работать с образованием и без образования; юридического лица. Индивидуальный предприниматель ведет деятельность на свой страх и риск, несет личную имущественную ответственность за результаты хозяйствования, долги и другие финансовые обязательства. В одном лице выступает владелец, предприниматель, работник, менеджер. При развитии индивидуального предпринимательства по линии наемных отношений, появляется дополнительная рабочая сила, регистрируется фирма с образованием юридического лица).

b) Партнерство (возникает объединение двух или более индивидуальных предпринимателей, ведущих дело, как совладельцы. Преимущества: появления дополнительного капитала, новых идей, специализация партнеров по направлениям деятельности. Недостатки: неограниченная материальная ответственность, невысокая оперативность принятия решений всеми участниками партнерства).

c) Корпорация (функционирует, как юридическое лицо. Ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Корпорация – общество, основанное на паях. Покупая ценные бумаги, индивиды становятся собственниками корпорации. Держатели акций получают дивиденды. Достоинства: быстрое привлечение финансовых средств, существование, независимо от владельцев-акционеров, рост эффективности, т.е. возможность внедрения достижений научно-технического процесса, освоение технологий массового производства, а также стабильность. Недостатки: разрыв между функцией собственности и функцией управления, двойное налогообложение).

Классификации предпринимательских фирм по критериям:

a) Форма  собственности. Выделяют:

- Частные  предприятия, находящиеся в частной  индивидуальной собственности и  собственности корпоративной.

- Государственные  предприятия.

- Мешаные  предприятия, с участием или без  участия иностранного капитала

b) Объем  используемой рабочей силы.

c) Объем  выпускаемой продукции.

d) Степень  монополизации рынка.

Особый вариант развития частного предприятия – это культивирование рабочей акционерной собственности. В этом случае каждый работник получает свою долю собственности за счет фонда траста. Предприниматель заинтересован в развитии рабочей собственности, т.к. отчисления от прибыли в данный фонд не облагаются налогами и в последующем используются для развития производства (также можно получить льготные кредиты).

 

 

31. Капитал  фирмы: стадии и формы его движения. Основной и оборотный капитал. Амортизация.

Для того чтобы организовать производство, необходимы денежные средства. Капитал, который необходимо включить в дело для получения первых результатов, называется авансированным. Предпринимательская фирма рассчитывает получить больше денежных средств, нежели затрачено, т.е. получить прибыль. Движение промышленного капитала отражает следующая формула:

, D – аванс; ∆D – прибавление.

Движение промышленного капитала отражает следующая формула:

На первой стадии денежный капитал авансируется на приобретение средств производства (оборудование, сырье, материалы, производственные помещения) и рабочей силы. На этой стадии денежная форма капитала превращается в производственную.

Вторая стадия— производственная. На этой стадии осуществляется процесс производства и создается новый продукт. Главное назначение этой стадии— создание новой стоимости (включающей прибавочную стоимость)

Информация о работе Шпаргалка по «Экономической теории»