Шпаргалка по «Экономической теории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 14:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономической теории»

Файлы: 1 файл

шпоры по ЭТ готовые!.docx

— 469.91 Кб (Скачать файл)

- дифференциация  форм и методов приватизации

- постепенность  и поэтапность.

Цели приватизации:

  1. Создание условий для возникновения частного сектора экономики.
  2. Создание конкурентной среды.
  3. Создание среднего класса, заинтересованность в реформации экономики.
  4. Увеличение доходов государства .
  5. Привлечение инвестиций.

 

15. Экономическая  теория «пучка прав» собственности

Оноре создает теорию пучка прав собственности. Рассматривает собственность не как экономическую категорию, а как юридическую.

Классифицирует право собственности по 11 элементам:

  1. Право владения.
  2. Право пользования
  3. Право управления
  4. Право на доход
  5. Право на безопасность от конфискации
  6. Право на наследство
  7. Право на бессрочность обладания
  8. Право на запрет использования собственности способами, наносящими вред внешней среде.
  9. Право на ответственность в виду взыскания.
  10. Право на остаточный характер собственности.
  11. Право суверенно.

 

16. Типы и модели экономических систем.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - совокупность взаимосвязанных между собой экономических элементов, образующих устойчивую целостность.

Типы:

1) АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ

- монополия гос-ва  на все сферы общественной  жизни

- экономическую основу  составляла государственная общенародная  собственность на экономические  ресурсы

- централизованный механизм  распределения ресурсов, определявший  приоритетное отношение отраслей ВПК и отставание отраслей, производящих товары народного потребления.

- всеобщий дефицит  товаров

- отсутствие конкуренции

- отсутствие экономических  стимулов к труду

2) РЫНОЧНАЯ

- экономическую основу  составляет частная собственность  на экономические ресурсы

- экономическая свобода  выбора видов деятельности, экономических  ресурсов, способов получения дохода. Экономическая свобода предполагает  осуществление субъектом право  владеть собственностью, право зарабатывать  на жизнь, право осуществлять  обмен, право вести бизнес, право  конкурировать друг с другом.

- конкуренция

- рыночный механизм  ценообразования

- ограниченная роль  гос-ва в регулировании экономики

3) СМЕШАННАЯ (совмещает черты 1 и 2).

4) ТРАДИЦИОННАЯ

- общинная собственность  на экономические ресурсы

- отсталая технология  производства

- многоукладность (существование  в стране одновременно нескольких  типов хозяйства, "укладов")

- сохранение роли  иностранного капитала и ограниченная  роль нац предпринимательства  в экономике

МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ:

1) Американская

2) Немецкая

3) Японская

4) Шведская

 

17. Понятие и структура экономической  системы.

Система – упорядоченная совокупность элементов, обладающая организованностью, относительной замкнутостью и способностью выполнять определенные функции.

Экономика – сложная многоуровневая система, в которой можно выделить:

1) Экономическая  система гос-ва

2) эс региона

3) эс отдельных  субъектов хозяйствования(фирма, предприятие)

4) эс города 

5) Мировая  экономическая система

Экономическая система – совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность и единство взаимосвязей, складывающихся в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

Система национальной экономики включает:

1) Производственные  силы

2) Производственные  отношения

3) Хозяйственные  взаимосвязи между экономическими  субъектами

4) Организационные  экономические формы (хозяйственный  механизм)

5) Система  экономических законов и экономических  интересов

 

18. Формы общественного хозяйства. Условия и причины возникновения  развития товарного производства.

Форма общественного хозяйства - это определенный способ организации хозяйственной деятельности людей. Каждая экономическая система имеет свои специфические формы организации хозяйственной деятельности людей. Однако в них можно найти общие им экономические формы хозяйства. Такими формами являются натуральное хозяйство и товарное производство.

Натуральное хозяйство выступало исторически первой, простейшей формой общественного хозяйства. Оно характеризовалось господством отдельных натуральных хозяйств, без устойчивой хозяйственной связи между ними. В период натурального хозяйства шло формирование общественного разделения труда.

Развитие общественного разделения труда способствовало расширению сферы товарно-денежных отношений и объективно привело к трансформации натурального хозяйства в товарное. Товарное хозяйство характеризует собой развитую форму организации экономики, основанную на товарном производстве и обеспечивающую связь производства и потребления через рынок. Товарное производство предполагает, что отдельные продукты производятся частными обособленными товаропроизводителями, каждый из которых специализируется на производстве какого-либо определенного товара.

 

19. Товар и его свойства. Стоимость  и цена. Закон стоимости.

Товар – это продукт труда, удовлетворяющий какую-то потребность человека и предназначенный для обмена.

Свойства товара:

- полезность (способен  удовлетворять какую-либо человеческую  потребность).

- стоимость (воплощенный  труд товаропроизводителя).

Цена — количество денег, в обмен на которое продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара.

Стоимость — основа количественных соотношений при эквивалентном обмене.

Формы стоимости:

  1. Простая или случайная

Ta=Tb(товар А обменивается на В). А≠В

  1. Полная или развернутая (каждый товар выражает свою стоимость в многочисленных товарах эквивалентах.)

   Тв


   Тс

         Та = Тл экв.

   Тк 

  1. Всеобщая (Та – всеобщий эквивалент).

Тв =


Тс =      Та

Тб =

Деньги – всеобщий эквивалент, который в своей стоимости выражал стоимость всех товаров.

Закон стоимости : производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда.

 

20. Развитие обмена и форма  стоимости. Сущность и функции  денег. Закон денежного обращения.

Развитие обмена, постепенное возрастание его интенсивности вызывало использование сначала отдельных видов товаров (скота, меха), а затем драгоценных металлов (главным образом золота) в качестве всеобщего эквивалента. Выделению золота как всеобщего эквивалента и, в конечном счете, в качестве денег способствовала его однородность, делимость и сохранность от порчи.

Деньги — специфический товар (вещь), который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них.

ФУНКЦИИ ДЕНЕГ:

- Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены.

- Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров.

- Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты.

- Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее.

- Организующее начало. Функция, упрощающая управление обществом, позволяющая строить высоко кооперированные производства, устанавливать правила взаимоотношений между людьми, общественными образованиями и т. д.

ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Экономический закон, который определяет количество денег, необходимых для обращения

 — сумма цен товаров, подлежащих  реализации;

 — сумма цен товаров, платежи  по которым выходят за рамки  данного периода;

 — сумма цен товаров, проданных  в прошлые периоды, сроки платежей  по которым наступили;

 — сумма взаимопогашенных  платежей;

O — скорость  оборота денежной единицы.

 

21. Рынок: сущность и функции. Позитивные  и негативные стороны рынка.

Рынок - совокупность отношений между продавцами и покупателями по поводу движения товаров и денег, осуществляющихся на основе рыночных законов и принципов (закон стоимости, закон спроса, закон предложения).

Условия для возникновения рынка:

1. Общественное разделение  труда

- отделение  скотоводства от земледелия

- выделение  ремесла как самостоятельной  отрасли, появление городов, развитие  промышленности и с/х

- выделение  класса купцов.

2. Специализация

Причины возникновения рынка:

  1. Ограниченность производственных возможностей человека и ресурсов в целом.
  2. Экономическая обособленность товаропроизводителей – такая форма производства благ, при которой производитель имеет статус хозяина (свобода выбора видов деятельности, самостоятельность в организации производства и реализации продукта, право распоряжаться доходом).

Функции рынка:

- регулирующая (через  механизм цен устанавливаются  объемы производства и потребления).

- информационная (рынок  выдает информацию о цене и  количестве реализованной продукции  и др.)

- санирующая (оздоравливает  экономику, освобождает от неконкурентно  способных предприятий)

- социальная

Преимущества рынка:

- позволяет более  эффективно использовать экономические  ресурсы.

- позволяет производить  товары, нужные обществу и потребителю.

- устанавливает четкую  зависимость между реальным вкладом  работника и его доходом.

- в центре – потребитель.

Недостатки рынка:

- наличие цикличности  в развитии экономики.

- наличие безработицы  и инфляции.

- дифференциация людей  на бедных и богатых.

- наличие внешних  эффектов рынка.

 

 

22. Рыночный  механизм и его элементы: спрос, предложение, цена и конкуренция.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены и конкуренции с целью решения экономических проблем: что, как и для кого производить? Спрос, предложение, цена и конкуренция образуют конъюнктуру рынка.

Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Конъюнктуру рынка отражают следующие показатели:

1) Соотношение спроса и предложения

2) Уровень цен

3) Платежеспособность покупателей

4) Наличие товарных запасов

 

 

23. Спрос  и неценовые факторы на него  влияющие. Закон спроса. Кривая спроса.

Основной инструмент рыночного механизма – это спрос, который характеризует поведение покупателей на рынке готовой продукции.

Спрос – желание и способность потребителей приобрести какой-либо товар (платежеспособная потребность)

Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос – количество товара, которое желает и способен приобрести отдельный покупатель на рынке готовой продукции.

Рыночный спрос – совокупный спрос всех покупателей на рынке конкретного товара.

Спрос конкретного товара реализуется через величину спроса.

Спрос – D. Величина спроса = QD

Величина спроса – количество товара, приобретенного на рынке на определенный момент времени при определенном уровне цены на этот товар.

На величину спроса оказывают влияние различные факторы, и зависимость между величиной спроса и влияющими на нее факторами называется функцией спроса.

QD = f( PA, PS, PC, T, I, S, N, R )

PA – цена товара

PS – цена товара субститута (взаимозаменяемый товар)

PC – цена товара-дополнителя

T – вкусы и привычки потребителя

I – доход потребителя

S – сезонная потребность в товаре

N – количество покупателей на рынке

R – реклама товара

Рассмотрим влияние цены товара на величину спроса

QD = f( PA )

Эту зависимость отображает экономический закон спроса.

Закон спроса не всегда действует:

1) Ажиотаж

2) Закон Веблера (на рынке появляется  группа дорогих товаров и покупателей, которым параллельно какая цена)

3) Эффект Гиффена ( товары первой  необходимости )

Закон спроса объясняется двумя причинами:

1) Убывающая предельная полезность

2) Наличие эффекта дохода и  эффекта замещения

Информация о работе Шпаргалка по «Экономической теории»