Шпаргалка по «Экономической теории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 14:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономической теории»

Файлы: 1 файл

шпоры по ЭТ готовые!.docx

— 469.91 Кб (Скачать файл)

· с комбинированием производства, утилизацией отходов основного производства, их использованием для изготовления побочной продукции.

Отрицательный эффект масштаба (повышение себестоимости единицы продукции при увеличении размеров предприятия) вызывается:

· усложнением и понижением эффективности управления большими предприятиями, ростом непроизводительных управленческих затрат;

· с увеличением расходов на транспортировку сырья до предприятия и готовой продукции до потребителей.

 

 

39. Доходы и прибыль фирмы. Экономическая  и бухгалтерская прибыль.

Доход – определенная денежная сумма, получаемая фирмой в результате производства и реализации благ или услуг за определенный период времени. Динамика дохода (изменение его величины) свидетельствует о степени эффективности деятельности фирмы, общественном признании его продукции, а также о месте и роли фирмы на рынке.

Различают:

- общий (валовой) доход (TR) – общая сумма денежной выручки, получаемая фирмой в результате реализации произведенной продукции. Величина общего дохода при прочих равных условиях зависит от количества продукции и цен реализации.

 TR = P * Q,    P –цена реализации , Q – количество произведенной и реализованной продукции.

- средний доход (AR) – величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции.

AR = TR/Q.

Расчет среднего дохода обычно применяют при изменяющихся ценах в течение некоторого временного интервала или в тех случаях, когда ассортимент выпускаемой продукции фирмой состоит из множества товаров или услуг.

- предельный доход (MR) – приращение валового дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции.

MR = ∆TR/∆Q,       ∆TR –прирост дохода, ∆Q – прирост объема производства.

Сравнение предельного дохода и предельных издержек для товаропроизводителя имеет значение в выработке экономической политики данной фирмы.

Валовой доход состоит из:

- выручка от реализации  продукции.

- внереализационные  доходы.

- денежные средства, поступление которых непосредственно  не связано с производственной  деятельностью фирмы, дивиденды, проценты  по вкладам, штрафы, пени, доходы  от валютных операций и т.д.)

Прибыль – разность между общей выручкой и издержками производства.

Существует 2 подхода:

  1. Бухгалтерская прибыль (разность между общей выручкой и внешними издержками (з/п, аренда и т.д.))
  2. Экономическая прибыль (разность между общей выручкой и экономическими издержками)

 

 

40. Показатели прибыли. Рентабельность  и пути ее повышения.

Показатели прибыли –показатели, которые используются при вычислении рентабельности.

Показатели прибыли:

-абсолютная (денежная масса прибыли)

- относительная (норма прибыли или уровень  рентабельности)

Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.

Pпр =Пр.бух./К(ав) *100%,                К(ав) – авансированный капитал

Рпр = Пр.бух/(ОПФ+НОС)*100%,   ОПФ – основные производственные фонды, НОС –норматив оборотных средств.

Ротд.пр = Пр.бух/ С/б *100%,     С/б – себестоимость.

Основные пути повышения прибыли:

- увеличение  элементов авансированного капитала (капитала, предназначенного для приобретения средств производства, организации дела, осуществления бизнес-проектов).

- снижение  текущих затрат на производство  продукции.

- применение  достижений научно-технического  прогресса.

- рост  производительности труда.

 

 

41. Основные  модели рыночных структур: совершенная  и несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

- бесконечное множество равноценных  продавцов и покупателей

- однородность и делимость продаваемой  продукции

- отсутствие барьеров для входа  или выхода с рынка

- высокая мобильность факторов  производства

- равный и полный доступ всех  участников к информации (цены  товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

Несовершенная конкуренция — состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм.

Потери от несовершенной конкуренции:

- неоправданный рост цен

- увеличение издержек производства  и обращения

- замедление научно-технического  прогресса

- снижение конкурентоспособности  на мировых рынках

- падение эффективности экономики

 

 

42. Фирма  в условиях совершенной конкуренции. Экономическая и производственная  эффективность.

По условиям совершенной конкуренции любая фирма имеет:

- свободный  вход и выход из любой отрасли;

- полную  информацию об условиях и возможности  получить экономическую прибыль  на 

 данном рынке;

- равные  возможности с другими фирмами  в приобретении необходимых факторов 

 производства.

Функция отраслевого предложения в условиях совершенной конкуренции образуется в результате суммирования индивидуальных функций предложения всех фирм, работающих в данной отрасли. Пересечение отраслевых кривых спроса и предложения определит уровень равновесной цены.

С позиций отдельной фирмы размер прибыли зависит только от объема ее предложения. Чтобы узнать, какой объем выпуска при сложившейся цене выберет отдельная фирма, нужно на график цены наложить семейство кривых затрат фирмы. Точки пересечения кривых предельных затрат фирм с линией цены укажут на искомые объемы выпуска. В коротком периоде все фирмы окажутся разделенными на три группы:

1) минимум средних затрат ниже цены (имеют прибыль)

2) минимальные средние затраты совпадают с ценой (нет ни прибыли, ни убытков)

3) покрывает лишь переменные затраты (убыток)

В длительном периоде картина изменится в результате следующих событий. Фирмы третьей группы, не возмещающие все затраты, покинут отрасль. Их уход уменьшит отраслевое предложение. В то же время фирмы первой группы будут увеличивать масштабы производства, что увеличит отраслевое предложение. Если новое предложение фирм 1-ой группы перекроет предложение фирм 3-ей группы, то цена на товар снизится, и фирмы 2-ой группы вынуждены будут покинуть отрасль. Так же прибыльность производства в данной отрасли привлечет новые фирмы.

Экономическая эффективность означает отсутствие потерь в использовании ресурсов. Так, если какой-то специалист является безработным, то теряется возможность применения его способностей в производстве, т.е. данный трудовой ресурс используется неэффективно. Однако полная занятость всех ресурсов еще не означает отсутствие потерь в их использовании. Например, если отдельная фирма применяет не самый дешевый способ изготовления какого-то товара, то она использует ресурсы неэффективно. Наконец, если одного товара производится слишком много, а другого чересчур мало, то ресурсы также используются неэффективно.

Производственная эффективность.

При использовании экономических ресурсов производственная эффективность достигается, если любой объем продукции производится с наименьшими издержками для данного объема выпуска. Производственная эффективность достигается при выполнении двух условий:

1) Каждая фирма действует таким  образом, что любой объем продукции  выпускается с минимально возможными  издержками.

2) Все фирмы отрасли должны  иметь один и тот же уровень  предельных издержек.

 

 

 

43. Экономический  выбор фирмы в условиях монополистической  конкуренции: определение цены и  объема выпуска.

Монополистическая конкуренция – тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров.

Спрос в условиях монополистической конкуренции является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста

На рисунке отражена кривая спроса для фирмы DSR, кривая рыночного спроса имеет более крутой наклон. Максимизирующий прибыль объем производства QSR определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Цену РSR, соответствующую оптимальному объему производства, отражает кривая спроса DSR, так как данная цена превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль, равную (РSR - АСSR) * QSR.

Если же цена меньше средних издержек, то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить или нет, фирма должна сравнить цену продукции РSR со средними переменными издержками АVСSR. Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных. Если же цена меньше средних переменных издержек, то это означает, что необходимо приостановить производство или закрыть фирму.

В отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена монополистической конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Кроме того, фирмы на данном типе рынка имеют резервные мощности, следовательно, объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки (QLR<Q(ATCmin).

 

 

 

44. Рынок  труда и его особенности.

Рынок  труда  является  одним  из  наиболее  сложных  рынков. В  отличие  от  других  рынков  специфика  этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов  выступает  сам  человек, его способность к труду. На  рынке  труда получают оценку стоимость труда, определяются условия  найма  работников,  в том числе величина заработной платы, условия  труда,  возможность  получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок  труда отражает основные тенденции в динамике занятости,  ее  основных  структурах, также  мобильность  рабочей  силы,  безработицу.  Поэтому   формирование   и регулирование рынка труда – одна  из  ключевых  и  наиболее  острых  проблем рыночной экономики.

Функции рынка труда :

• обеспечение производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределение между предприятиями, отраслями, регионами;

•  обеспечение наемным работникам возможности получать средства существования;

•  согласование цены и условий труда между работниками и работодателями;

•  стимулирование работников и работодателей:

-  конкуренция  между наемными работниками усиливает  экономическую мотивацию труда, побуждает их совершенствовать  свою квалификацию, стимулирует  повышение дисциплины труда;

-  конкуренция  между работодателями за привлечение  рабочей силы в нужном им  количестве и необходимого качества  стимулирует их повышать заработную  плату, улучшать условия труда.

Рыночные отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата. В результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы.

Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

Предложение на рынке труда это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

 

 

 

45. Заработная  плата: форма и системы. Номинальная  и реальная заработная плата.

Заработная плата — это

- денежное  выражение стоимости рабочей  силы.

- сумма  денежных выплат за работу, выполняемую  по трудовому договору.

- цена  трудовых ресурсов, задействованных  в производственном процессе.

Информация о работе Шпаргалка по «Экономической теории»