Шпаргалка по «Экономической теории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 14:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономической теории»

Файлы: 1 файл

шпоры по ЭТ готовые!.docx

— 469.91 Кб (Скачать файл)

Функции ЦБ:

- осуществляет          монопольную эмиссию банкнот, тем самым является банком банков;

- является банкиром правительства;

- проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

- регулирует резервы иностранной валюты и залога, является традиционным хранителем золотовалютных резервов

- осуществляет многочисленные финансовые операции на международном уровне: регулирует международные расчеты, платежные балансы, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота, представляет свою страну в международных кредитных операциях.

Функции  коммерческих   банков:

1) мобилизация   временно   свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и   превращение   их   в   капитал;

2) кредитование предприятий, государства, населения;

3) расчетно-кассовое  обслуживание   клиентов.

Коммерческие банки различают по принадлежности уставного капитала и способу его формирования на:

- государственные;

- акционерные;

- общества с ограниченной ответственностью;

- частные;

- иностранные;

По видам совершаемых операций и сфере деятельности:

- универсальные;

- специализированные;

- отраслевые;

По территории деятельности:

- общегосударственные;

- региональные;

- международные.

 

 

58. Денежно-кредитная политика государства: виды и инструменты.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономики.

Ключевую роль в проведении денежно-кредитной политики играет Центральный банк, который должен быть независимым от правительства. В этом случае ему легче обеспечить благоприятные условия для экономического роста и решать конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

Инструменты денежно-кредитной политики:

- операции на открытом  рынке (покупка и продажа Центральным  банком ценных бумаг).

- учетно-процентная политика (изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).

- изменение нормы  обязательных резервов (позволяет  Центральному банку регулировать  предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, предоставляемых в ссуду, а значит, и на способность коммерческих банков создавать дополнительные деньги. Очень сильнодействующий инструмент, поэтому используется не часто).

Виды денежно-кредитной политики:

-политика дорогих  денег (рестрикационная, ограничительная) (направлена на сокращение количества  денег в обращении. Проводится  следующими методами: Центральный  банк продает ценные бумаги, увеличивает  учетную ставку и увеличивает  норму обязательных резервов).

- политика дешевых  денег (экспансионистская)(направлена  на увеличение количества денег  в обращении, когда надо стимулировать  деловую активность. Ее методы: Центральный  банк покупает ценные бумаги, уменьшает учетную ставку и  уменьшает норму обязательных  резервов).

Таким образом, денежно-кредитная политика направлена либо на сдерживание и ограничение кредита и денежного предложения (рестрикция), либо на стимулирование (экспансия).

В РБ банковская система представлена Национальным банком, коммерческими банками и специализирована кредитно-финансовыми учреждениями.

 

 

59. Фискальная(налогово-бюджетная) политика  государства: типы и инструменты

Меры по изменению ставок налогообложения и государственных расходов, разработанные с целью воздействия на совокупный спрос (и в некоторых случаях на совокупное предложение) в экономике называются фискальной политикой.

Инструменты:

1.Если совокупный спрос слишком низок, то государство может стимулировать совокупный спрос с помощью увеличения своих расходов или снижения налогов или одновременном применением этих двух мер. Эти действия часто приводят к дефициту бюджета, так как государство тратит больше средств, чем собирает в форме налогов без уменьшения государственных расходов, способствует росту совокупного спроса. Такая экспансионистская фискальная политика повышает уровень занятости, инфляцию, либо то и другое.

2.Если уровень совокупного спроса слишком высок, государство может сократить свои расходы, повысить налоги, либо переделать и то и другое. Эти действия приведут к увеличению бюджетного избытка или к уменьшению бюджетного дефицита. Такая сдерживающая фискальная политика способствует снижению уровня совокупного спроса, в результате чего сокращается занятость ресурсов в экономике, инфляция, либо то и другое.

Типы фискальных мер:

- дискреционные (принудительные) (если государство принимает закон или предпринимает другие специальные действия для изменения налогообложения и/или государственных расходов)

- автоматические (если изменение политики происходит спонтанно (само по себе) по мере измерения экономической ситуации).

 

 

60. Сущность и принципы налогообложения

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Типы налоговых систем:

- 2-х звенные (общегосударственные и местные налоги. В странах, не имеющих федерального деления (Беларусь, Франция)).

- 3-х звенные(правительственные, региональные и местные налоги. В странах с федеральным делением (США, Германия)).

Функции налогов:

- фискальная (образуется государственная казна)

- экономическая (регулирующая) (с помощью налогов осуществляется  перераспределение средств (уменьшение  и увеличение ставок налога).

- социальная(призвана  обеспечивать равновесие в обществе  путем изменения соотношения  между доходом отдельных социальных  групп).

-контрольная (позволяет  количественно отразить налоговые  поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых средствах).

Принципы налогообложения(А. Смит):

1.Плательщики должны участвовать в содержании правительства соответственно доходом.

2.Налог должен быть  точно определен (срок уплат, сумма, способ платежа)

3.Вид налога, срок  уплаты, способ платежа должен  быть удобен плательщику.

4.Каждый налог должен  удерживать из кармана народа  как можно меньше сверх того, что он приносит казначейству (налоговая система и служба  должны быть по возможности  дешевыми).

Объект налогообложения – имущество, по стоимости которого начисляется налог.

 

 

61. Социальная политика государства. Кривая Лоренца.

Социальная политика – комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышение его благосостояния и обеспечение системы социальных гарантий. Социальная политика проводится на уровне фирмы, региона, общегосударственном и межгосударственным уровнем.

Цель: поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской.

Показателем результативности социальной политики выступают уровень и качество жизни населения.

Направлена на:

- реализацию программ занятости

-оказание помощи малоимущим слоям и многодетным семьям

- обеспечение устойчивого снабжения населения всеми видами продовольствия

-развитие сферы образования, медицинского обслуживания, социального страхования и культуры.

Возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые может направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны.

Осуществление социальной политики в республике предполагает:

1) защиту  прав человека на свободный  труд, создание системы нормального  жизнеобеспечения, гарантию личной  безопасности граждан в обществе;

2) формирование  системы социальной защиты населения  с учетом зарубежного опыта;

3) создание  системы социальных гарантий.

Кривая Лоренца — кривая, которая показывает, какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных семей, то есть отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком.

 

 

 

 

 

 

 

 

62. Формы международных экономических  связей

Причины развития международных экономических связей:

1. Неравномерность экономического  развития различных стран мира (каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике).

2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах.

3. Характер политических  отношений (укреплению международного экономического оборота способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических связей).

4. Различный уровень  научно-технического развития (формированию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ).

5. Особенности географического  положения, природных и климатических  условий.

Формы международных экономических связей:

1. Торговля (с помощью  этой формы осуществляется купля-продажа  товаров широкого потребления (одежды, обуви и т.д),продовольственных товаров и сырья, происходит торговый обмен продукцией для промышленного потребления; покупка товаров и оборудования для общественного потребления (городской транспорт, лекарства и т.д.), купля-продажа продукции интеллектуального труда (лицензии, ноу-хау, инжиниринговая продукция).

2. Совместное предпринимательство (может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере).

3. Оказание услуг ( посреднические, банковские, биржевые услуги, страхование, туризм, международные перевозки грузов).

4. Сотрудничество, содействие(научное, техническое, экономическое сотрудничество; научный и культурный обмен, спортивные мероприятия).

 

 

63. Современная система международных  валютных отношений.

Современная система международных валютных отношений представляет собой весьма сложную организационную структуру, включающую как национальные системы валютных сделок, так и специализированные межгосударственные валютно-финансовые структуры и функционирующие в них организации. Национальная государственно-правовая форма организации валютных отношений называется национальной валютной системой. На базе национальных валютных систем складывается и функционирует международная валютная система. Порядок ее деятельности регулируется актами международного права.

Национальная валютная система представляет собой часть денежной системы страны, связанную с формированием и использованием валютных ресурсов, осуществлением международных валютно-платежных операций. Она устанавливает принципы организации и регулирования валютных отношений того или иного государства. Эти отношения фиксируются в валютном законодательстве страны.

Национальная валютная система государства формируется на основе его денежной системы. Валюта в буквальном смысле слова означает стоимость, денежная единица страны: доллар, рубль, фунт стерлингов и т. д. Валюта служит для обозначения бумажных денег, монет, международных расчетных средств, векселей и чеков, используемых в международный расчетах.

Поскольку основу национальной валютной системы составляет денежная единица данной страны, ее и называют валютой этой страны. Именно поэтому можно говорить, что валюта — это денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара на международном рынке.

 


Информация о работе Шпаргалка по «Экономической теории»