Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:47, шпаргалка

Описание работы

Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными ресурсами, которые могут иметь разное употребление. Поэтому в круг её интересов входит поиск путей наиболее рационального распределения или использования редких ресурсов, то есть такого их применения, при котором будут получены максимально желаемые результаты при минимальных затратах.

Содержание работы

1. Предмет экономической теории.
2. Место и роль экономической теории в современной науки.
3. Общие и частные методы экономической методы экономической науки.
4. Донаучный этап в развитии экономической мысли.
5. Классики экономической теории Смит и Рикардо.

Файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_teoria.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Спрос  на товары.

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене.

ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом  является цена товара, влияющая на спрос  в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ  СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.

К неценовым  факторам относят: Доходы потребителей. Вкусы, мода. Количество потребителей. Цены заменителей

 

 

21.Предложение товаров. Факторы предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве. 
Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке

ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (детерминанты предложения) Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения. 
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения.  
К неценовым факторам относят:

  • Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи.
  • Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены.
  • Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя.
  • Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти.

 

22.Закон  предложения. Кривая предложения

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определ-ный период времени. Факторы:

  1. изменение цен на факторы производства;
  2. технический прогресс;
  3. сезонные изменения;
  4. налоги и субсидии;
  5. ожидания производителей;
  6. изменение цен на сопутствующие товары.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Закон предложения – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах. Закон предложения может иметь исключения. Так, для целого ряда товаров сдерживающим фактором роста произв-ва является ограниченность ресурсов. При достижении границы максимального использования ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить произв-во, а с ним и предложения товаров. Кривая предложения - линия, отражающая все соотношения количества предлагаемых благ и равновесной цены; характеризует предложения блага. Сдвиг кривой предложения означает изменение предложения. Увеличение предложения соответствует сдвигу кривой предложения вправо, а уменьшение - сдвигу кривой предложения влево.

 

 

23.Дефицит его причины и последствия

Дефицитность  государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. Это объясняется, во-первых, тем, что экономический подход предлагает унифицирующую, целостную схему для понимания всего человеческого поведения.

  • дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
  • дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);
  • дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране..

  Дефицит  приводит к возникновению новых  серьезных проблем для экономики  страны, включая возрастание бремени  выполнения обязательств по внешним долгам, замедление перехода к экономическому росту»

Деф-т – опасное положение, вызывающее серьезные соц.проблемы: утрата деньгами анонимности, формирование очередей, возникновение спец.разделителей товаров. Спрос больше предложения – дефицит, означает что при данной цене покупатели захотят купить больше, чем продавцы захотят продавать. Ян Корнаи –не только описал дан.модель эк-ки, но и показал её нежизнеспособность. Допустим на рынке цена на столько высока что предложение будет существенно превосходить спрос т.е часть созданного продукта будет не продано – перепроизводство или избыток продукции. Следствия перепроизводства неприятны т.к будет продано столько единиц товара, сколько захотят купить покупатели. Ситуация дефицита в наиболее общем виде характеризуют состояние любого рынка, эти ситуации называется общим неравновесием рынка

 

24.Перепроизводство  и его последствия

Перепроизводство  — производство товара в таком  количестве, которое превышает спрос  лиц, обладающих покупательными средствами. Перепроизводство товара при этом может  совпадать с одновременным недостатком его среди населения. Перепроизводство в отдельных отраслях промышленности уменьшает спрос на труд и, следовательно, покупательную способность рабочих. Вследствие этого может точно так же наступить несоответствие спроса и предложения в прочих отраслях производства, то есть перепроизводство. Наконец, производство товара нередко продолжается крупным производителем, несмотря на невыгодность его, так как продолжение производства оказывается все-таки менее убыточным, чем полная остановка дела. Перепроизводство товаров приводит к тому, что с течением времени норма прибыли падает и, в конце концов, становится неприемлемой для инвестора, он просто больше не хочет вкладывать, а как пишет Кейнс "предпочитает ликвидность". Возникает экономический кризис. Для преодоления кризиса необходимо пусть даже впустую, бездарно, но истратить излишек товаров (либо экспортировать его - отсюда борьба за рынки, экономические войны и т.п.). Причем ясно, что позволить себе это могут лишь те, кто как раз имеет соответствующую прибыль, прибавочную стоимость.

Избыток. Установление минимального уровня цены, которые  выше цены равновесия, приводит к образованию  избытка товаров. Если цена равновесия равна P0, а цена установленная государством должна быть не ниже чем P1, то возникают излишки что приводит к перепроизводству товара.

25.Рыночное  равновесие. Причины его смещения.

Рыночное равновесие - состояние рынка при равенстве спроса и предложения. Рыночное равновесие  - устанавливается в результате взаимодействия решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже; и  - выражается в равновесной цене продукта и в его кол-ве, реально продаваемом на рынке.  Различают 3 вида рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное, через которые последовательно проходит предложение в процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса.

Выделяют 4 варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и V благ:

  1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена и равновесный V блага;
  2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага;
  3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный V блага;
  4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный V блага.

 

26.Эластичность спроса и предложения. Перекрестная эластичность

Эластичность - важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов (цены, дохода и др.). Мерой такого измерения служит коэффициент эластичности спроса.

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующее: наличие и доступность товаров-заменителей на рынке; доля расходов на товар в потребительском бюджете; степень насыщения рынка рассматриваемым товаром. Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, является потребительские свойства различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении. Перекрестная эластичность может иметь ассиметричных характер, когда один товар строго зависит от другого. Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими . Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.

Основными факторами, определяющими эластичности предложения является: период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)для мгновенного периода предложение неэластично; для кратковременного периода производить может в определенных пределах; для долгосрочного периода предложение эластично. Таким образом эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

27.Потребители и их рыночное равновесие

    Потребители – субъекты рынка, удовлетворяющие свою потребность в том или ином виде товара (услуги). Ими могут быть как конечные потребители покупающие товар для удовлетв-ния собств.потреб-й, так и посредники, покупающие товар для перепродажи.

Поведение потребителя  на рынке определяется двумя особенностями: предпочтением полезности определенного  потребительского набора и ограниченным бюджетом (доходом) для приобретения товара. Предпочтения множеств потребительских наборов означают последовательность, порядок предпочтений, которые расположены по степени их желательности субъектов. Потребители делают свой выбор путем сравнения наборов потребительских товаров и услуг.

Рыночное  равновесие

Линии спроса и  предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители  готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.  

 Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Если сложившаяся  на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

 

28.Бюджетные линии и кривые безразличия

 

Бюджетная линия  показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода. Расположение бюджетной линии зависит от:1)величины денежного дохода;2)изменения цен товаров.1.   Снижение денежного дохода при условии, что цены на товары остаются неизменными, приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево.  Соответственно увеличение денежного дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо. 2.   Если цены на оба товара будут изменяться пропорционально, т. е. увеличиваться или уменьшаться в одно и то же количество раз (например, при 10% инфляции все цены увеличиваются в 1,1 раза), то бюджетная линия также будет параллельно перемещаться.. Кривые безразличия. По определению кривые безразличия демонстрируют все возможные комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности или полезности. При рассмотрении поведения покупателя с помощью кривых безразличия возникает вопрос: от какого количества одного товара готов отказаться потребитель, чтобы приобрести дополнительную единицу другого товара. Ответ на этот вопрос дает предельная норма замещения, которая показывает, в какой степени потребитель готов заменить один товар другим (товар А товаром В) так, чтобы получить при этом ту же полезность. Уменьшающийся наклон кривой безразличия отражает правило уменьшающейся предельной нормы замещения, суть которого заключается в том, что чем меньше единиц товара имеет потребитель, тем труднее ему отказаться от еще одной единицы этого товара и тем больше потребуется товара В, чтобы компенсировать потерю товара А. Для того чтобы иметь представление о вкусах конкретного покупателя, изображают целую серию кривых безразличия, которая называется картой кривых безразличия, она показывает норму замещения двух товаров при любых уровнях потребления этих товаров.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"