Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ekon_teoria_shpory.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

1. Конкуренция.

Конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Это важный элемент хозяйственного механизма.

Виды:

Внутриотраслевая конкур-ия (сопер-во между предпринимателями, кот-ые заняты производством одной и той же или взаимозаменяемых видов продукции). Этот вид конкур-ии представляет собой "борьбу за выживание". Ее задача - закрепиться на рынке.

Основ-ми методами внутриотрас-ой конкур-ии явл.:манипулирование ценой (до опред-го уровня за счет уменьшения индивидуальных издержек произ-ва, новых технологий и т.п.);

манипулирование качеством  товара (до бесконечности, но возникают  дополнительные издержки производства)

Следствием внутриотрас-ой конкур-ии явл.:

  1. снижение издержек производства;
  2. образование рыночной цены.

Межотрас-вая конкур-ция-сопер-во за лучшие условия капитала между  предпр-ями, производящими невзаимозаменяемые виды продукции. Результ-ом межотрас-ой борьбы явл-ся выравнивание или усреднение нормы прибыли и корректировка  отрас-вой струк-ры произв-ва в результате непрерыв-го перелива капиталов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные.

Соверш-ая конкур-ция: характеристики: множ-во предпринимателей, предлагающих одинаковую продукцию, множ-во потребителей, не сущ-т никаких ограничений по открытию новых фирм, доля каждой фирмы в объеме произведен-го продукта относит-но невелика, т.е. изменение фирмой цены на свою продукцию не влияет на общую равновесную цену. 
Совершенная или приближенная к ней конкуренция в экономике развитых стран была типична до середины XIX в. Несоверш-ая конкур-ция- относительно небольшое колич-во предпринимателей в каждой сфере, наличие жестких барьеров для проникновения на рынок новых предпринимателей, возможность отдельного предпринимателя или их группы существенно влиять на конъюнктуру рынка. Сущ-т несколько моделей несоверш-ой конкуренции:монополистическая конкуренция;конкуренция олигополий; монополия.

 Антимонопольное законодат-во  вводит понятие добросовестной  и недобросовестной конкур-ции. Добросовестная конкур-ия - это такая конкуренция, при которой соблюдаются правовые и этические нормы в отношениях с партнерами по бизнесу. Недобросовестная конкур-ия - технический шпионаж, промышленный шпионаж, переманивание специалистов, подкуп работников конкурента, ложная, вводящая в заблуждение реклама, самовольное использование чужой торговой марки.

Формы конкур-ции:

Ценовая- конкур-ия осущ-ся вокруг цен товаров и их составляющих (издержек, прибыли). Уменьшение издержек при прежней цене означ. увеличение прибыли. Снижение цены за счет уменьшения доли прибыли может привести к росту объема продаж, вытеснению конкурентов с рынка. Ценовая конкуренция в первую очередь связана с затратным подходом к ценообразованию.

Неценовая  яв-ся преобладающей  и осуществляется на основе изменения свойств, качества и ассортимента продукции.

НОРМА ПРИБЫЛИ — - отношение прибыли ко всему авансированному капиталу или к издержкам производства, выраженное в процентах. Характеризует эффективность использования капитала, доходность предприятия.

Перелив Капитала — движение капитала из одних отраслей в другие под воздействием прежде всего хозяйственной конъюнктуры и возможности получить на этой основе прибыль выше средней.

2. Основы теории  спроса.

Спрос -  желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах. Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях. Эта зависимость, впервые математически сформулированная А. Курно, получила название закона спроса.

 

Спрос на товар  определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, например из A в B, показывает изменение величины спроса. Величина спроса - это то количество товара, которые потребители готовы купить на рынке при  данных  ценах  при прочих равных условиях. Изменение  величины спроса  происходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется. Сдвиг кривой спроса  вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево - уменьшение спроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов. Изменение в спросе следует отличать от изменения величины спроса, причем последние влечет за собой передвижение от одной точки к другой на фиксированной кривой спроса в результате изменения цены рассматриваемого продукта.

Неценовые факторы: потребительские вкусы, число покупателей, денежные доходы потребителей, цены на сопряжённые товары (субституты и комплементы).

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается  рыночная цена. Она фиксируется в  точке, в которой пересекаются  кривые D и S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем - равновесными. Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования:

Цена стремится к  такому уровню, при котором спрос  равен предложению;

если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение  спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение и цена повысится.

Когда спрос  превышает предложение наступает  дефицит, а когда предложение  превышает спрос-затоваривание.

3. Основы теории  предложения.

Предложение - это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке. Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть чем выше цена товара, тем большее его количество  (при прочих равных условиях)  будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. В этом заключается закон предложения. Его графическое изображение есть кривая предложения S (от английского  supply- предложение).

Предложение характеризует  вся кривая предложения. Движение по кривой предложения из A  в B связано с изменением величины предложения.

Величина предложения - это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах. Сдвиг кривой S1  вправо или влево означает, что изменилось предложение (соответственно увеличилось или уменьшилось) под действием неценовых факторов.

Факторы изменения предложения:

Изменение цен на ресурсы, технологии производства, налоги и  дотации, цены на другие товары, ожидания и прогнозы, число продавцов.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается  рыночная цена. Она фиксируется в  точке, в которой пересекаются  кривые D и S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем - равновесными. Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования:

Цена стремится к  такому уровню, при котором спрос равен предложению;

если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение  спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение и цена повысится.

Когда спрос превышает  предложение наступает дефицит, а когда предложение превышает  спрос-затоваривание.

4. Рынок: понятие,  виды, функции.

Рынок - место встречи  покупателя и продавца.

Рынок- механизм, обеспечивающий взаимодействие между производством и потреблением.

Рынок- форма товарного  и товарно-денежного обмена.

Виды рынков:

по объектам: рынок товаров и услуг (потреб-й рынок); р. факторов производства; финанс. Р.; р. научно-технических разработок, патентов; р. инф-ции;

р. средств обращения; р. отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви); р. Лицензий..

по субъектам: р. покупателей; р. продавцов; р. гос-х учреждений, р. промеж-х продавцов — посредников.

по географическому  положению: местный; национальный; мировой

по уровню насыщения: равновесный; дефицитный; избыточный.

по степени  зрелости: неразвитый; развитый;  формирующийся рынок.

по степени  ограниченности конкуренции: свободный; монополистический; олигополистический; смешанный.

по соответствию действующему законодательству: легальный, нелегальный («черный» и «серый»).

по отраслям: автомобильный; компьютерный рынок.

по характеру  продаж: оптовый; розничный.

Функции: Регулирующая - самая важная. В рын. регул-нии большое значение имеет соотношение спроса и предл-я, влияющее на цены. Растет цена -- сигнал к расширению производства, падает -- сигнал к сокращению. Стимулирующая функция. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Ценообразующая.

Рыночный механизм как  механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

1. субъекты (продавцы, покупатели, посредники, гос учр-я…); 2. объекты  (товары и деньги); 3. Экон связи  м/у субъектами; 4. Механизм ценообразования.

 Рыночный механизм  оптимизируется за счет действия  конкуренции. Причиной возникновения конкуренции является редкость ресурсов и благ. Можно выделить конкуренцию между продавцами и конкуренцию между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен.

Экономическое значение конкуренции огромно. Современные  экономисты считают конкуренцию  одной из причин роста эффективности  производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.

Рынок предполагает использование  механизма государственного регулирования  для решения различных проблем.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.

«Там, где нет  стремления к личной экономической выгоде, там нет и рыночной экономики»

5.Особеннсти  ценообразования в усл-х совершенной  конкуренции.

Рынку в условиях совершенной  конкуренции присущи следующие черты:

1. На этом рынке действует  большое число фирм, каждая из  которых независима от поведения  других фирм и принимает любое  решение самостоятельно. Рынку присуща  высокая организованность, оперативность  и информативность – фирмы  отрасли в курсе всех событий, происходящих на рынке.

2. Фирмы отрасли производят один  и тот же стандартный товар,  поэтому для покупателей абсолютно  безразлично, товар какой фирмы  приобретать.

3. Отрасль является открытой  для входа в неё и выхода  любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу.

Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции, то каждую единицу товара она продает по одинаковой рыночной цене.

Совершенно конкурентная фирма сталкивается с кривой спроса. График. (нарисовать от руки)

 

 

 

 

 

 

Осн. проблема совершенно конк-ной фирмы – поиск объема выпуска, который максимизирует  прибыль в условиях, когда спрос  на её продукцию является абсолютно эластичным.

Прибыль здесь опр-ся разницей между  валовым доходом и совокупными  издержками за период продаж. Сам же валовой доход опр-ся путём умножения  цены проданного товара на количество продукции, которое фирма может  продать. Доход от единицы продукции представляет собой средний доход.  Доп. же доход от продажи ещё одной единицы продукции выражает предельный доход. Поскольку цена товара совершенно конкурентной фирмы вне её влияния, то каждая доп. единица продаж присоединяет точно свою цену и предельный доход будет равен его цене, т.е. будет постоянным.

Важное значение имеет  фактор времени. На краткоср. Периоде  совершенно конкур. фирма, принимая решение  об увеличении кол-ва продаж, не имеет  достаточно времени для того, чтобы  увеличить объём производства. В рез-те фирма пытается приспособить свой объём произв-ва для максимизации прибыли или минимизации убытков. И для этого существует два пути. 1-ый состоит в том, что фирма срав-ет получ. ею валовой доход и вал. издержки. 2-ой же предполагает срав-ие предельного дохода и пред-х издержек. Если сопоставление вал. дохода и вал. издержек обеспечивает проверку общей прибыльности для оптимального выпуска в краткоср. периоде, то сопоставление пред. дохода и пред. издержек предполагает проверку предел. прибыльности. Следует вспомнить, что именно разница м/у вал. доходом и вал. издержками представляет собой прибыль.

Когда цена больше, чем средние  издержки производства, которые максимизируют  прибыль, то совершенно конкурентная фирма  получает эк-кую прибыль. Если же рын. цена на прод-цию равна мин-ным средн. издержкам, то она позволяет совершенно конк-ной фирме лишь покрывать свои издержки, в результате фирма получает эк-кую прибыль, равную нулю, т.е. нормальную прибыль. Совершенно конкурентная фирма в этом случае находится на уровне самоокупаемости. Когда же рын. цена падает ниже минимально возм-ых средних издержек, но превышает минимум средн. переменных издержек, то совершенно конк-ная фирма несёт убытки. Когда цена падает до уровня минимально возможных средних переменных издержек, фирма находится в точке прекращения операций. Фирма закрывается.

Долгосрочный период. Совер. конкур-ая фирма производит продукцию  на долгоср.только в том случае, когда  цена не опускается ниже долгосрочных средних издержек. Соотв-но при цене, изначально меньшей долгосро. сред-х  издержек, имеют место убытки и  отток фирм из отрасли. Когда же достигается равенство цены товара и минимально возможных в долгосрочном временном периоде средних издержек производства, то стимул для новых фирм вступать в отрасль, а для функционирующих фирм – увеличивать объём производства отсутствует, и достигается долгосрочное конкурентное равновесие.

6. Особенности  ценообразования в усл-х несовершенной  конкуренции.

7. Понятие предприятия,  его внешней и внутренней среды.

Предприятие –это самостоятельный  хозяйствующий субъект, созданный  для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Цели: получение прибыли; удовлетворение обществ. Потребностей.

Ф-ции: изготовление и поставка продукции потребителю; материальное технич обеспечение произ-ва; повышение качества продукции; уплата налогов и др. обяз платежей.

Классификация в соотв-вии с критерием числ-ти: малые пред-я (до 100чел); средние (до 500ч); крупные (свыше 500ч).

Класс-я по качеств-м  параметрам: тип собств-сти (частные и гос-е); характер и содержание деят-ти; ассортимент выпкуск продукции; способы и методы ведения конкур борьбы; способ вхождения в разл союзы и объединения; организационно-правовые формы предприн-ой деят-ти.

 

Закрытие фирм (ликвидация) пред-й сложный и длительный процесс, чем открытие.Закрытие может осуще-ся как добровольно(решение о закрытие прин-ся учред-ми), и принудительно( на осн-ии решения суда). Добр-е закр-е проводится при убыточности бизнеса, потери интереса со стороны учредителей или любые другие причины. Прин-е закр-е осущ-ся в случаях: систематическое нарушение законодательных норм (наруш-е закон-ва, в том ч. налогового, антимонопольного и трудового); ведение запрещенной российским закон-вом видов деяте-ти; закрытие при ведении деятельности без лицензий и официальных разрешений.

Санация - это система меропр-й, кот осущся с целью предупр-ия признания должника банкротом и его ликвидации, направлена на оздоровление финансово-хозяйств-го состояния должника, а также удовлетворение в полном объеме требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов, капитала и/или изменения организ-но-правовой и произв-й стр-ры должника. Санация может произв-ся путем слияния пред-я, кот-е переживает кризис, с более мощной компанией; путем выпуска новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала; путем увел-ия банк-их кредитов и предоставл-ем субсидий; превращением краткоср-й задолж-сти в долгоср-ую; полной или частичной покупкой гос-вом акций пред-я, которое находится в криз-ом положении.

Под банкротством (несостоятельностью) поним-ся признанная судом или объявленная с согласия должника собранием кредиторов неплатежеспособность должника т.е. неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов по денежным обязательствам, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Под организационно - правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. хоз-ые товарищества и общества, произв-ные кооперативы, госуд-ые и муниц-ные унитарные предпр-я.

Одной из самых значит хар-к пред-я явл-ся зависимость  от внеш и внутр среды. ВНЕШ СР – это усл-я и факторы, возник-е независимо от орг-ции и оказыв-ие существ-ое воздействие на неё. Делятся на фактор прямого и косвенного воздействия. Прямое: поставщики, потребители, конкуренты, труд ресурсы, гос-во, пофсоюзы, акционеры (непосред-е влияние). Косвенное: полит ф-ры (напр-ия гос политики, изменения в законодат. базе, междунар-е соглаш-я) , эконом.(темпы инфл-ии, ур зан-ти, % и налог ставки, произв-ть труда), соц. (отн-е нас-я к работе, обычаи, традиции, ур образ-я), технолог. (разв-е науки и техники).

Внутр. среда – ср, кот опред-ет техн-е и организац-е  усл-я работы орг-ции. Элементы вн среды: произв-во (объём, стр-ра, обеспеч-сть сырьём и материалами, ур. запасов, контроль качества, патенты); персонал (стр-ра, квал-я, состав р-ов, производ-ть труда, текучесть кадров); организация упр-я (орг стр-ра, методы упр-я, квалиф-я, интересы высш рук-ва, престиж и имидж); маркетинг (реклама, ценообразование, марк планы и программы, доля рынка); финансы (показатель произв-но-хоз. деят-ти); культура и имидж (образ пр-я)

8. Понятие и  роль концентрации, централизации  и диверсификации производства.

Диверсификация – одновременное развитие многих не связанных др с др-ом видов произв-ва, расширение ассорт-та произв-ых изделий в рамках одного пред-тия. Див-ция применяется с целью повышения эффект-сти произв-ва, получения экон-й выгоды и предотвращения банкротства.

Д. создает   благопр-е   усл-я   для перелива капитала из менее рентаб-ых произв-в в более   прибыльные   и   перспект-е,   увел-ет устойчивость   корпорации   во   время   экон-х кризисов. На базе Д. форм-ся концерны – большие многоотраслевые  корпорации, которые постепенно стан-ся ведущей формой промышленных монополий.  Д. помогает стабилизировать поток доходов через расшир-е ассорт-та тов-в и услуг, что выгодно и раб-м фирмы, и поставщикам, и потребителям.

Концентрация –(сосредоточие вокруг центра) - сосредоточение произв-ва, капитала в 1м месте или в 1х руках, преобладание на рынке 1й или неск-х фирм.

К. - изменение масштабов производства, которое осуществляется за счёт внутренних и внешних источников накопления; рост числа крупных предприятий, сосредоточивающих большие производительные силы. Созд-ся возм-сть применения системы машин, автом-ции произв-ва, уменьш-ся издержки на ед. продукции, повыш-ся произв-сть труда, появляется возм-сть внедрения научно-техн-х разработок.

Централизация производства – увел-ие масштабов произв-ва на основе объект-го процесса развития производительных сил.

Ц. предст-ет собой объед-е  предп-й, фирм в рез-те их слияний  и поглощений под единым упр-ем и  ведет к росту рын-й доли в  произв-ве и реализации. Развитию и ускорению ц. способ-ет развитый фондовый рынок ценных бумаг. Скупка акций и приобретение контрольного пакета акций позволяют устанавливать и расширять контроль из единого центра над сотнями предпр-й, распол-ных в раз-х географ-х точках. Цю позволяет объединять капиталы неск фирм для решения крупных технико-эконом-х проектов и аккумулировать необходимые ден-е ср-ва для финанс-ния конкр-ых программ.

Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля-Хиршмана исп-ся для оценки степени концентрации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

,

где S1,S— выраж-е в % доли продаж фирм в отрасли, определямые как отн-е V продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли.

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит  из одной фирмы, индекс ХХ будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями H = 502 + 502 = 5000, для 100 фирм с долей в 1% H = 100. Индекс ХХ реагирует на рын-ю долю каждой фирмы в отрасли.

Индекс Ларнера - индекс, характ-ий степень монополизированности экономики. Предполаг-ся, что с ростом монополизма увел-ся разрыв м/у ценой товара и предельными издержками на его произв-во.


 

 

 

 

9. Макроэкономич.  Показатели национ. богатства и способы их расчёт.

Система Национальных счетов - система взаимоувязанных макроэк-х  пок-лей, применяемая для описания и анализа макроэк-х процессов  более чем в 150 странах мира с  рыно-й эк-кой.

Показатели:

ВВП -  рын стоимость всех конечных товаров и услуг (предназнач-х для непоср-го употр-я), произв-ных за год во всех отр-ях экон-ки на территории гос-ва для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от нац-ной принадлежности использ-ных фак-ов произв-ва. ВВП равен сумме продаж всех товаров и услуг

ВНП - совокупная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в текущих ценах (номинальный ВНП) или ценах базисного года (реальный ВНП), произведённых на территории данной страны и за её пределами, с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране. Иными словами, ВНП – это вся произведённая данной страной продукция за определённый период времени, стоимость всех выпущенных товаров и оказанных услуг.

ВНП = ВВП + Сальдо первичных  доходов, полученных из-за границы или  переданных за границу (к таким первым доходам обычно относят оплату труда, доходы от собств-сти в виде дивидендов)

ЧНП представляет собой более совершенный показатель по поскольку в нем не учитываются амортизационные отчисления. С помощью ЧНП можно измерить годовой объем производства, который экономика в состоянии потребить , не сокращая производственные возможности будущих периодов.  ЧНП=ВНП- амортизация.

НД – это совокупность доходов всех участников сфер материального произв-ва и нематериальных услуг.

ЛД – полученный доход, кот явл-ся заработанным доходом. Часть зараб дохода – это взносы на соц страх-ие, налоги на прибыль пред-тий и их перераспределение. ЛД можно вычислить путём вычитания из нац дохода взносов на соц страх, налогов на прибыль, нераспред-х прибылей и добавления суммы всех трансфертных платежей.

Располагаемый доход (РД) нах-ся в личном распоряжении членов общ-ва. Его величина может быть получена путём вычитания

10. Благосостояние, нац богатство.Нац бог-во – это сов-сть рес-ов и иного имущ-ва страны, создающая возм-сть произв-ва товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. В его состав входят: 1) невоспроизводимое им-во: сельскохоз-ные и несельскохоз-ные земли; полезные ископаемые; истор-е и худ-ые памятники, произве-я; 2) воспр-мое им-во: произв-е активы (осн и обор капитал); непроизв-ные активы (имущество и запасы домохозяйств и некоммерч орг-ций); 3) нематер-е иму-во: интеллект-я собств-сть (патенты, торг марки, объекты авторского права и т.п.); челов-ий капитал (продукты сферы услуг, овеществившиеся в знаниях, профес-ных навыках и здоровье населения, а также в эффект-ой институциональной стр-ре общ-ва); 4) сальдо имущ-ных обязат-в и треб-ий по отношению к заруб-м странам.

В теоретическом плане  главными особенностями показателя национального богатства (НБ) является то, что в нем: – учит-ся все  имеющиеся в стране экон-е блага по состоянию на опред-ю дату, а не созд-е за опред-ый период; – значи-ю часть сост-ют прир-е блага (земля, полезные ископаемые и т.п.), не явл-иеся резу-том хоз-ной деят-сти человека. Несмотря на "нерукотворный" характер этих богатств, их стоимость связана с уровнем развития экономики, причем эта взаимосвязь имеет очень сложный характер; – только с помощью показателя национ богатства делается попытка комплексно учесть нематер-е имущ-во.

Благосостояние – это система жизнеобесп-я – воспроизв-во физ-х сил индивида, его социализация как общ-ного существа и соц-я компенсация малообеспе-ым катег-ям нас-я. Исходя из этих признаков, как сист-ое образ-ие благосостояние включ 3 блока (компонента): доходы и потребление, госуд-е гарантии и платные услуги, соц-ю защиту и соц-ое страх-е.

Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства

11. Инфляция.

Инфляция-это процесс  обесценивания денег в результате переполнения каналов товарного обращения де-нежной массой. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Для инфляции характерно длительное рыночное не равновесие.

Способы измерения: 1) измерение  с помощью индекса цен. Используется индекс цен ВНП, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг («рыночной корзиной») выражается в процентах. 2) измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия). Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен). 3) это вычисление «по правилу величины 70». Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах.

С точки зрения темпов роста цен (т.е. количественно) инфляцию делят на:· Ползучая (умеренная) инфляция

· Галопирующая инфляция

· Гиперинфляция

· Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Не оказывает сущ-го негат-го влияния на экон- жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. · Галопирующая инфляция (темп роста цен - до 300-500% в год). Месячные темпы роста измер-ся в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негатив. влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается.

· Гиперинфляция (темп роста  более 50% в месяц, в годовом исчислении - более 10000%.). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо опасна тем, что остановить ее можно только неэконом-ми мерами: жестким контролем цен, принуд-ым изъятием продовольствия у производителей и т. п.

Причины: 1) увел-е совокупного  спроса 2) сокращ-е совок предл-ния.

Главные последствия  И.: снижение реальных доходов и сниж-е  покупательной спос-сти, обесценивание вкладов, наносит вред кредиторам,

 


Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"