Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:47, шпаргалка

Описание работы

Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными ресурсами, которые могут иметь разное употребление. Поэтому в круг её интересов входит поиск путей наиболее рационального распределения или использования редких ресурсов, то есть такого их применения, при котором будут получены максимально желаемые результаты при минимальных затратах.

Содержание работы

1. Предмет экономической теории.
2. Место и роль экономической теории в современной науки.
3. Общие и частные методы экономической методы экономической науки.
4. Донаучный этап в развитии экономической мысли.
5. Классики экономической теории Смит и Рикардо.

Файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_teoria.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

40.Монополия  и её происхождение. Механизм  монополии

Монополия определилось Марксом. Происхождение монополии: Маркс считал что в эк. системе монополия проявляет себя как результат исторического процесса развития конкуренции. Он рассматривал монополию как тип рыночной структуры, для которой характерно взаимодействие множества покупателей однородного продукта с единств-м продавцом, т.е ситуация при которой весь объем предложения товара на данном  рынке осуществляется единственным продавцом так, что именно он определяет цену и условие продажи на рынке. 2 основных процесса, приводящие к образованию монополии. .

     Механизм монополии возникает там и тогда, где и когда формируется высокие барьеры для вступления в отрасли. Это связано с экономией от масштаба произв-ва, когда по мере увеличения объема произв-ва, величина средних постоянных затрат уменьшается на столько что перестает играть сколько-нибудь значительную роль.

3 вида монополии:

  1. Абсолютная – характеризует деят-ть гос-ва и связана с распределением политической власти гос-ва
  2. Чистая – редкое эконом.яв-ление, при к-рой 100% V произв-ва и предложения данного то-вара предлагает единственный производитель. Возникает если сущ-ет незамененный рес-рс или продукт;
  3. Нормальная – связана с такой ситуацией, в к-рой больш-во товаров данного вида реализуется на рынке данным произв-лем.

 

 

41.Олигополия

Олигополия  –структура рынка, при которой существует возможность явного или неявного сговора между продавцами по поводу цен и условий купли-продажи товаров. Различают 2 вида:

  1. Плотные – условно отраслевые структуры
  2. Разряженные.

С точки зрения реализованного на рынке продукта различают ординарные и дифференцированные. При ординарных – продукция стандартна, однородна. Дифференциальные  – характерно, что выпускается широкий ассортимент продукции и качественные различия могут быть существенны..

Характерные черты олигополии: 

    1. Немногочисленность фирм в отрасли.
    2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба.
    3. Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Возможны 2 основные формы  поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и  кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

 

42.Монопсония

Монопсония  — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объема продаж.. Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы. Монополия возникает при след. условиях:

  1. на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо 1 крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в 1 группу и выступающих как единый наниматель труда;
  2. этот вид труда не имеет высокой мобильности;
  3. фирма-монопсонист сам устанавливает ставку зарплаты, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

В условиях монополии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста кривая предложения труда показывает не предельные, а средние величины издержек на наем труда, для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек, а не предельных.

 

43.Монополистическая конкуренция

Большинство производителей, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции. Товары группы одного назначения является близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента. Каждая Ф является единственным производителем, и в этом смысле, монополистом. Однако, фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. На рынках монополистической конкуренции на долю 4х крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь менее 50%. Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не на столько легок: в процессе завоевания доли новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами. Следует заметить, что дифференциация продукта в какой-то степени определят степень монополизации рынка.

 

 

44.Рабочая сила, как товар

«Под рабочей  силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости»

Рабочая сила должна появиться па рынке в качестве товара. Мы видели выше, что предпосылкой обмена товаров служит право товаровладельцев на совершенно свободное распоряжение своими товарами. Следовательно, собственник рабочей силы - рабочий - должен быть свободным человеком, если его рабочая сила должна стать товаром. Для того чтобы его рабочая сила могла оставаться товаром и в будущем, рабочий должен продавать её не навсегда, а на определённый срок: иначе он становится рабом и превращается из товаровладельца в товар.

Стоимость товара - рабочая сила определяется, подобно стоимости всякого другого товара, рабочим временем, общественно необходимым для её производства, а следовательно, и воспроизводства.

Рабочая сила предполагает существование рабочего. Чтобы поддерживалось это существование, необходима известная  сумма средств к жизни. Следовательно, рабочее время, необходимое для производства рабочей силы, равняется рабочему времени, общественно необходимому для производства такой суммы средств к жизни.

 

45.Рынок труда и его особенности. Зарплата и  ее виды

Рынок труда  – система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и гос-вом) по поводу найма. Функции рынка труда: 1)социальна;2)экономическая 3)стимулирующая По критерию соц. группы различают рынки физич. труда (рабочие), умственного труда (служащие), творческого труда (интеллигенция), крестьянского труда и т.д. Основными элементами механизма рынка труда является спрос на труд, предложение труда и цена труда. Существуют службы занятости населения

Заработная  плата представляет собой доход в денежной форме, получаемой наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги

Заработная  плата как цена труда формируется  на рынке труда под воздействием факторов спроса и предложения рабочей  силы. В ситуации, когда спрос  на труд равен предложению труда, устанавливается равновесный уровень заработной платы. Заработная плата представляет собой основной источник доходов трудящегося населения. Она подразделяется на номинальную и реальную.

Номинальная заработная плата представляет собой сумму денег, получаемую за выполнение некоторой трудовой услуги.

Реальная заработная плата выражается в том количестве товаров и услуг, которые можно приобрести на деньги, полученные рабочим в качестве номинальной заработной платы.

При росте цен  на товары и услуги, которыми пользуется наёмный работник, реальное количество купленных материальных и нематериальных благ будет меньше.

46.Ценные  бумаги и их виды. Рынок ценных  бумаг

Ценная бумага – документ, удостоверяющий с соблюдением  установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Виды ценных бумаг: гос. облигации, облигации, акции, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты и т.д. Свойства ценных бумаг: обращаемость , документальность, стандартность, ликвидность, доходность, риск.

Классификация рынка ценных бумаг: по характеру движения (первичный, вторичный); по виду (рынок облигаций, фондовый рынок); по форме организации (биржевые, внебиржевые).. Главная функция рынка ценных бумаг направлена на организацию и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Реквизиты: форма существования (бумажная, безбумажная), срок существования, принадлежность, номинал.

Акция – ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акц. общ-ва в виде дивидендов.

Дивиденд –  часть прибыли акционерного общ-ва, распределяемая ежегодно между акционерами.

Вексель –безусловное обязательство уплатить какому-то лицу определенную сумму денег в определенном месте, в определенный срок.

Облигации –  это ценная бумага, которая является долговым обязательством, выданным гос-вом или предприятием на определенных условиях

 

47.Биржевые  механизмы. Разновидности бирж

Биржа представляет собой особую форму организации рынка, имеющую свою систему управленческих органов и специальные правила ведения торговли.

Классические  биржи организационно оформлены  в виде ассоциации частных лиц, имеющих  своей целью не получение прибыли, а облегчение торговли. Главный принцип работы товарных бирж — обеспечение ликвидности рынка.

Виды операций на товарной бирже. На товарных биржах совершаются два основных вида сделок: на реальный товар и срочные сделки. Сделки «спот» имеют место, когда  продавцы или покупатели намерены продать или купить реально существующий товар.

Универсальные биржи

Самые крупные  по объему совершаемых сделок международные  товарные биржи  являются универсальными.

Фьючерсная  биржа

Фьючерсная  биржа — биржа, торговля на которой  ведется фьючерсными контрактами..

Торговлю на фьючерсной бирже по сравнению с  торговлей реальным товаром на товарной бирже отличают:

  • преимущественно фиктивный характер сделок;
  • косвенная связь с рынком реального товара через хеджирование;
  • полная унификация всех условий контракта, кроме цены;
  • участие расчетной палаты в расчетах между покупателем и продавцом.

 Товарная  биржа

Товарная биржа— постоянно действующий оптовый  рынок чистой конкуренции, на котором  по определенным правилам совершаются  сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.

Валютная биржа

Валютная биржа  — это элемент инфраструктуры валютного рынка, деятельность которой  состоит в предоставлении услуг  по организации и проведению торгов, в 

Фондовая биржа

Фондовая биржа  — организация, предметом деятельности которой являются обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

 

48.Акционерный капитал и акционерные общества.  Акция, курс акции, котировка акции. Дивиденды

Акционерное общество — форма предприятия, средства которого образуются путем объединения вкладов  через выпуск и продажу акций..

Основные черты  акционерного общества:

  • стату<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"