Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 72.56 Кб (Скачать файл)

1. Предмет и функции эк.  теория

Предметом  исследования

политэкономии,   в   соответствии   с   классовым подходом  к  анализу  фактов,  являлись  лишь

производственные   отношения,

основу   которых   составляли   отношения   собственности.   Из    системы производственных     отношений     выводились экономические      законы,

противоречия,     необходимость     классовых     конфликтов,      диктатура

пролетариата   и   господство   командно-административной   системы.    Одни экономисты  сводят  курс  экономической  теории  только  к   анализу   рынка и ценообразования.  Другие,  подчеркивая  ее   универсальность,   отмечают, что  это  наука  о   повседневной   деловой   жизни   людей,   зарабатывании

денег   и    средств    к существованию.    Эконом.    теория    призвана

исследовать   вопросы   места   производства    и    обмена    в    развитии общества.   Именно   поэтому   предметом   общей   эк.   теории    выступают закономерности  и  факторы  экономического  роста.

Обычно выделяют следующие функции:Познавательная функция заключается во всестороннем исследовании экономических явлений и их внутренней сущности. При изучении экономических процессов и явлений обычно применяют теоретические обобщения, стремятся выявить тенденции и на этой основе формулируют законы хозяйственного развития.Прогностическая функция представляет собой разработку научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития на отдаленный период, что обусловлено необходимостью составления планов и прогнозов хозяйственного, демографического, научного, образовательного развития.

Практическая функция  выступает в виде научного обоснования  экономической политики государства, выявления принципов и методов  рационального хозяйствования.

Критическая функция экономической  теории позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства хозяйственной практике. Методологическая функция основная, которая позволяет  определить направленность экономического развития, в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей. Воспитательная функция  связана с формированием определенного  мировоззрения, взглядов по различным  экономическим вопросам, затрагивающим  интересы всего общества.

33. Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи и обладающий 2-мя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью (общ. св-во товара, воплощенный в товаре общ. труд (к стоимости подходим ч/з меновый труд - способность товара обмениваться на др. товарв опред. пропорциях)). Двойственность товара обусловлена двойственным хар-ром труда, с одной стороны конкр. труд создает потреб-ую стоимость, с другой – труд это затраты раб. силы. В этом смысле труд абстрактный и создает стоимость. Конкретный труд выступает как частный и лишь на рынке труда проявляется как общ-ный создатель стоимости. Величина стоимости опр-ся кол-вом труда, кот. опр-ся рабочем временем, произ-стью и интенсивностью труда. Разные товаропроизводители затрачивают на производство одинаковых товаров разное кол-во времени из-за различий в орудиях труда, навыков, опыте, т.е. их индив. затраты не одинаковы, но поскольку стоимость есть общ. св-во товара, то ее величина должна опред-ся не индив-ми, а общ-но необходимыми затратами труда. Они отражают время, затраченное на про-во товара при средних условиях. Так действует закон стоимости: про-во и обмен товаров осущ-ся в соответствии с их общ. стоимостью. Недостатки: затратно (производство ради производства), неточное определение стоимости. Субъективный подход к стоимости реализован теорией предел. полезности. Товар рассм-ся с позиции покупателя как экон. благо, обладающее ценностью и пол-тью. Ценность опр-ся редкостью. Различают абстрактную (способность приносить пользу вообще) и конкретную (полезность данного блага для конкр. покупателя) полезность. По мере потребления блага каждая доп. единица приносит потр-ю доп. предел. полезность. Сумма предел. полезностей составляет общую полезность блага. Согласно закону убыв. предел. полезности каждое последующее благо обладает меньшей полезностью, чем предыдущее. Теория стоимости и предел. полезности отражает односторонний подход к товару и его хар-ром. А.Маршал предложил ценовую теорию товара: полезность выступает хар-кой спроса, а затраты хар-ют предложение товара на рынке., к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.), к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.), к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.)

19.Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

Виды экономических ресурсов:

природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические  и рекреационные ресурсы);

трудовые ресурсы (люди с  их способностью производить товары и услуги);

капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств  производства, т.е. реальный капитал);

предпринимательские способности (способности людей к организации  производства товаров и услуг);

знания, необходимые для  хозяйственной жизни.

«Ограниченность ресурсов»  называют часто редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно  растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т.д. Отсюда не случайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше иметь  хочется!»

В экономической теории различают  абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью  понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга  потребностей ресурсы относительно безграничны.

Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных  и трудовых ресурсов; относительная  — для материальных, финансовых, информационных ресурсов.

Ресурсы, вовлеченные в  производство, называются факторами  производства. Факторы производства = экономические ресурсы.


 

 

 

 

13. Традиционная экономика представляет собой архаичное общ-во, основанное на общей(общинной) собственности, на натуральном хоз-ве, в к-ом решения принимаются согласно традициям и обычаям. В современном мире существуют три основные разновидности экономических систем: рыночная, командная и смешанная.

Рыночная экономика характеризуется  как система, основанная на частной  собственности, свободе выбора и  конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Большая роль экономических вопросов решается рынком. В противоположность  рыночной Командная экономика описывается, как система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность  на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством  государственного планирования. Под  смешанной экономикой подразумевается  тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка  дополняется активной деятельностью  государства. (т.е экономика с  элементами рынка и командной  формы управления)

33.    Товар и его свойства                         

Благо – это вещь или  услуга, которая удовлетворяет тем  или иным человеческим

потребностям.

В литературе блага часто  делят на экономические и неэкономические.

Экономическими признаются блага, существующие в ограниченном количестве по

сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют. Например, воздух

существует в неограниченном количестве и не является экономическим  благом.

Экономическое благо, предназначенное  для обмена, признается товаром. Блага,

на которые не затрачен труд, могут приобретать форму  товара (например,

необработанная земля) и  продаваться.

Товары делятся на следующие  виды.

1.                   Взаимозаменяемые продукты. Если

растет потребление одного из них, то снижается использование  другого. Примерами

могут служить, положим, пары вещей: сливочное масло и маргарин, кефир и

простокваша, автомашины «тойота» и «хонда».

2.  Взаимодополняемые товары. Они сопутствуют друг другу,  и потребность

в них одновременно увеличивается  или снижается. Это, скажем, фотоаппарат  и

фотопленка, видеомагнитофон  и кассеты к нему.

3.  Независимые блага,  или, иначе говоря, не сопряженные,

«самостоятельные» товары. Потребности  в этих вещах никак не связаны  между собой

(например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные  часы).

4. Экономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы появились в древнем мире. Еще когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мыс-лители не создали законченных систем экономических взглядов. Подлинное начало расцвета экономической науки связано с развитием "буржуазного" способа производства.

Первая школа экономической  науки - меркантилизм Источником богатства  меркан-тилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с  деньгами, золотом.3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.

Выдающимися представителями  являются У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, которых основным объектом исследования выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ.

Важный вклад дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Суть заключалась в том, что в реальной жизни производства вообще не существует, что общественное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения.

 В современной экономической  теории выделяют неоклассическое,  неокейнсианское, институционально-социологическое  и другие направления.

В основу неоклассического направления  положен принцип невмешательства  государства в экономику.

Неокейнсианстве необходимо воздействие государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям.

Представители институционально-социологического направления рассматривают экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально-психологических факторов.

В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о  необходимости сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования производства.

В середине 50-х гг. возник монетаризм — экономическая теория, приписывающая денежной массе, находящейся  в обращении, роль определяющего  фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и  устанавливающая причинную связь  между изменениями количества денег  и величиной валового конечного  продукта. Неолиберализм - направление  в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип  саморегулирования, свободного от излишней регламентации..


 

3. Структура экономической теории. Она состоит из общих основ экономической теории, микро- и макроэкономики и интерэкономики (мировой экономики).

В общих основах дается характеристика понятия общества и экономики, материального производства как основы жизни человеческого общества; обосновывается необходимость изучения законов и закономерностей развития общественного производства, раскрываются предмет и объект экономической теории, показывается исторический процесс развития данной науки.

Микроэкономика (от гр. микро— маленький) объясняет, как и почему принимаются экономические решения  на низшем уровне, каким образом  фирмы планируют численность  рабочих, как потребители принимают  решения о покупке товара и  как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Макроэкономика занимается изучением взаимосвязи совокупного спроса и предложения: их влияния на национальный объем производства: проблем установления общего равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках; государственного вмешательства в экономику; проблем инфляции, безработицы, социальной защищенности населения.

Интерэкономика (мировая  экономика) рассматривает экономические  отношения в мировом сообществе. Она изучает объективные предпосылки  развития связей в мировом сообществе, процессы международной экономической  интеграции, современные экономические  структуры в международных отношениях, противоречия интересов субъектов  мирового сообщества, мировой рынок  и механизм его функционирования, формы международных экономических  отношений, экономические аспекты  глобальных проблем

. В современной экономической  теории выделяют неоклассическое,  неокейнсианское, институционально-социологическое  и другие направления.

В основу неоклассического направления  положен принцип невмешательства  государства в экономику.

Неокейнсианство базируется на идеях известного английского  экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости  воздействия государства на экономические  процессы в целях приспособления экономических отношений к новым  условиям.

Представители институционально-социологического направления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают экономику в качестве системы, в которой отношения  между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально-психологических факторов. В последние годы экономисты все  больше приходят к выводу о необходимости  сочетания государственного регулирования  и свободного стимулирования производства.

В середине 50-х гг. возник монетаризм — экономическая теория, приписывающая денежной массе, находящейся  в обращении, роль определяющего  фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и  устанавливающая причинную связь  между изменениями количества денег  и величиной валового конечного  продукта

Неолиберализм - направление  в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип  саморегулирования, свободного от излишней регламентации.

5.выделяют такие экономические системы: чистый, капитализм, командная экономика, традиционная, смешанная.

Чистый капитализм – существовал  в 18 веке и прекратил свое существование  в конце 19 – начале 20 века. Однако многие элементы вошли в современную  рыночную систему. Черты системы :

частная собственность на экономические ресурсы  свобода предпринимательства

рыночный механизм регулирования на уровне макроэкономики  наличие множества продавцов и покупателей каждого продукта.

При капитализме каждый свободен в использовании экономических  ресурсов. И сам решает каким бизнесом заниматься, какой товар выносить на рынок, что производить. В чистой капиталистической экономике роль государства ограничена. Движущей силой  выступает стремление к личной выгоде как со стороны продавцов, так  и со стороны потребителей.

Способ координации всех экономических процессов – рынок.

Командная экономика –  основана на государственной собственности  практически на все экономические  ресурсы. Монополизация и бюрократизация экономики.

Традиционная – для  слаборазвитых стран. Этот тип экономической  системы базируется на отсталой технологии, широкое распространение ручного  труда, многоукладность экономики, основанной на традициях.

Смешанная. Основой экономической  системы являются командная и  чист. Капитализм.

В чистом виде они сегодня  практически не встречаются. Существует смешанная экономика. Ей присущи  черты обеих экономик. Она основана на частной и государственной  собственности, характеризуется вмешательством государства в экономику. Когда  рынки не справляются с размещением  ресурсов, обращаются к государству.

Во многих странах Запада давно приблизились к идее социально-ориентированной  или социально-регулируемой рыночной экономике. Поэтому в литературе выделяются: "управляемое рыночное хозяйство", социальное рыночное хозяйство", "рыночный социализм".

Основные черты современной  экономической системы: социальная ориентация, высокая эффективность, современные технологии, использование  научных разработок на всех уровнях  хозяйствования, совершенствование  отношений собственности и ее развитие, экономическая свобода, развитая система хозяйственного законодательства, достижение макроэкономического равновесия активная роль государства

позитивное воздействие  рынка

В каждой экономической системе  существуют свои национальные модели организации хозяйства. Т.к. страны отличаются историей, уровнем экономического развития,социальными и др. условиями. Так в коммунистической экономике существуют советская и китайская модели. В современной капиталистической экономике существуют разл. Модели:американская,японская,

шведская ,социальное рыночное хоз-во ФРГ.

16.Виды и формы с-ти служат определенными признаками эк.с. Различают 2 типа с-ти:частную,

Общественную.

Каждый тип имеет свои формы.

Частная с-ть выражает отношения  присваивания – отчуждения средств  и результатов права част. лицами. Выделяют 2 формы ч. с-ти: трудовая, нетрудовая.

Трудовая – результат  предпринятой деятельности данного  лица и его семьи.

Нетрудовая с-ть возникает  от получения имущества по наследству, деведендов от акций облигаций, доходов  от средств, вложенных в кредитные  учреждения.

Общественная с-ть означает совместное присваивание - отчуждение средств и результатов производства.

Основные формы:государственная.

Коллективная.

В свою очередь формы коллективной собственности:народная, кооперативная,

акционерная

Государственная:федеральная,

Муниципальная.

В РБ согласно закону о соб-ти выделяют

Частную, государственную, коллективную.

Смешанную.

Изменения в отношениях с-ти стали основным стержнем эк. реформ в бывших советских республиках. Требуют решения проблемы:до какого уровня должна снизится гос собственность ;какими темпами пойдет это

как и кому должна переходить эта собственность.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Содержание эффективности производства. В основе экономического прогресса лежит повышение эффективности производства. Специфическое содержание эффективности в каждой системе хозяйства определяется общественной формой производства, его целевой направленностью, своеобразием факторов и результатов производства. На всех этапах исторического развития общество интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат?

 

Эффективность общественного  производства — это соотношение  конечного результата производства — продукта П и затрат совокупного  труда Т на его получение. Иными  словами, критерием эффективности  общественного производства является достижение наивысших результатов  с наименьшими затратами. В наиболее общей форме эффективность общественного  производства можно выразить как  отношение П:Т.

 

В национальной экономике  эффективность общественного производства измеряется величиной национального  дохода, а по отдельным регионам, отраслям, объединениям и предприятиям - величиной чистой продукции, отнесенных к соответствующим затратам общественного  труда, а также темпами роста  этих показателей. Важным требованием  эффективности общественного производства является производство потребительных стоимостей, в наиболее полной мере соответствующих по качеству и составу  потребностям общества. Радикальная  экономическая реформа, всесторонняя демократизация общественной жизни  создают предпосылки для повышения  эффективности общественного производства.

24. Показатели эффективности. Для характеристики эффективности производства применяется система показателей, таких как качество продукций, соответствие ее общественным потребностям, производительность труда, фондовооруженность, фондоотдача, фондо- и материалоемкость. Рост качества продукции — важнейший показатель эффективности производства. Расширение выпуска высококачественной продукции — признак интенсивного типа развития производства, характерная черта научно-технического прогресса. Эффективность производства находит свое отражение в достижении соответствия его результатов общественным потребностям. Главным показателем эффективности производства является производительность труда. Некоторые экономисты их отождествляют. Производительность труда выражается в количестве по-гребительных стоимостей, произведенных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукции. Повышение производительности труда зависит от квалификации работников, их опыта, уровня организации производства. На производительность труда влияет величина и особенно качество фондовооруженности труда. Последняя измеряется отношением стоимости фондов к затратам живого труда (численности работников). Фондо-отдача характеризует эффективность использования основных производственных фондов и измеряется количеством продукции, приходящейся на данную величину основных фондов. Фондоемкость — стоимость основных производственных фондов на единицу объема производства продукции. Снижение фондоемкости означает рост эффективности воспроизводства и использования основных производственных фондов. Материалоемкость — один из важных показателей эффективности использования материальных ресурсов — сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Она определяется отношением стоимости материальных затрат к величине произведенной продукции.

 

Обобщающими показателями экономической  эффективности являются норма прибыли  и уровень рентабельности. Прибыль  в рыночных условиях — главная  цель предпринимательства и критерий эффективности производства. Показателем  эффективности здесь выступает  норма прибыли как отношение  полученной прибыли к затратам на производство.

 

Рентабельность характеризует  результативность использования средств  производства и трудовых ресурсов. Она определяется как отношение  полученной предприятием прибыли к  сумме основных и оборотных фондов. Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок.

 

В условиях перехода к рыночной экономике изменяются содержание и  показатели эффективности производства. Поскольку основой рыночной экономики  и предпринимательства является прибыль, в качестве первичного хозрасчетного  показателя экономической рентабельности выступает максимизация прибыли  на единицу затрат и ресурсов при  высоком качестве продукции, работ  и услуг, обеспечение конкурентоспособности.

 

В новых условиях сохраняется  и общенациональный показатель эффективности: максимизация национального дохода, валового национального продукта на единицу затрат и ресурсов при  повышающемся уровне благосостояния народа. Общенациональная эффективность производства зависит от эффективности производственной деятельности первичных ячеек производства (предприятия, объединения, акционерные  общества, совместные предприятия). Чем  эффективнее производственная деятельность первичных звеньев, тем выше эффективность  национальной экономики, тем больше у общества ресурсов для решения  социальных и экономических задач.

 

Возрастает связь экономических  показателей эффективности с  социальными. Чем выше экономические  результаты, тем выше должны быть и  социальные результаты и наоборот. Социальные результаты выражаются в  таких показателях, как повышение  уровня жизни, увеличение свободного времени, улучшение условий труда и  экологической обстановки в регионе.

 

Пути и факторы повышения  эффективности производства. Повышению  эффективности общественного производства способствуют освоение достижений научно-технической  революции, научная организация  труда, рациональная система специализации  и кооперирования производства, развитие инициативы и самостоятельности  трудовых коллективов, структурная  и организационная перестройка  национальной экономики, совершенствование  хозяйственного механизма, использование  преимуществ международного разделения труда, совершенствование системы  стимулирования и мотивации труда.

 

Факторами повышения эффективности  общественного производства можно  считать научно-технические, организационно-экономические, социально-психологические и внешнеэкономические  условия функционирования производства.

35. Сущность закона стоимости. Закон стоимости - это закон товарного производства, по которому производство и обмен товаров осуществляются в соответствии со стоимостью, общественно необходимыми затратами труда. Он требует сведения индивидуального рабочего времени к общественно необходимому, индивидуальной стоимости - к общественной, а также к эквивалентности в экономических отношениях между субъектами хозяйствования. Общественно необходимые затраты труда выступают в роли своеобразного общественного норматива, который выявляется на рынке и в который товаропроизводители должны укладываться. Если индивидуальные затраты ниже общественно необходимых, то товаропроизводители выигрывают, а когда они выше, их экономическое положение ухудшается.

 

Закон стоимости обусловливает  не только определенное соотношение  индивидуальных и общественно необходимых  затрат труда, но и соответствие объема и структуры производства общественным потребностям. Это обстоятельство весьма существенно для регулирования  обществ венного производства с  помощью закона стоимости. Последний  стимулирует тех производителей, которые создают продукты в соответствии с общественными потребностями  и достигают более высокой  производительности труда. Все они  находятся под экономическим  давлением и вынуждены осуществлять постоянный поиск резервов экономии затрат труда, учитывать запросы  рынка.

 

Закон стоимости является законом цен, он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу. В  реальной жизни в процессе установления рыночных цен учитываются и другие условия: спрос и предложение, соотношение  цен на одноименные товары - Поэтому  в процессу использования закона стоимости могут сочетаться свободные, лимитные, контрактные, коммерческие и  другие разновидности цен.

 

На ценообразование влияет невозможность повторное производства продукта. Это касается произведений художников и скульпторов. Известно, что цены на картины растут с ростом известности их авторов. Вот, например цены, по которым продаются на современных  аукционах признанные шедевры мирового искусства: Ренуар "Мос-искусства  в Париже" — 1500 тыс. дол.; Рембрандт "Поч ртретсынаТитуса" — 2234 тыс. дол.; Рембрандт "Портрет девушки  в платье с золотой отделкой" — 7260 тыс. фунтов стерлингов. Наиболее дорогими на аукционах являются автографы  Шекспира. Найдено всего три его  подписи каждая из них оценивается  в 1 млн дол. Письмо Генриха VIII продано  на одном из аукционов за 4500 фунто) стерлингов, письмо адмирала Нельсона — за 1250, фото графии с дарственными надписями Черчилля —за 200-300 фунтов стерлингов.

 

Продукты труда, которые  отражают талант создавши) их мастеров, существуют в одном экземпляре. Крайняя  форма редкости (неэластичности производства) определя. ет и крайнюю форму отклонения цены от стоимостной базы. Цены на эти  товары (равно как и на другие в силу тех или иных причин пепоспроизводимые  продукты — старые марки, монеты) растут прямо пропорционально росту  общественного богатства и денежных сбережений населения.


 

35.Возникновение и сущность денег. Как общественное свойство товара стоимость можно выявить только путем приравнивания одного товара к другому в процессе обмена, т.е. как меловую стоимость. Существуют два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости -представляет товар Л, который выражает свою стоимость о другом товаре В. и эквивалентная форма стоимости представляет товар Б. который служит материалом для поражения стоимости товара А.

 

Относительная форма стоимости  свидетельствует о том, что все  товары, различающиеся как потребительные стоимости, качественно одинаковы  как стоимости, как сгустки однородного  абстрактного труда. Она также показывает, что стоимость любого товара может  быть выражена лишь косвенно, через  потребительную стоимость другого  товара.

 

Эквив-я форма ст-ти имеет  свои особенности: потреб ст-ть товара, находящегося в эквивалентной форме  стоимости, становится формой проявления своей противоположности —стоимости; конкретный труд - абстрактного труда; частный труд -общественного труда.

 

В процессе развития обмена меновая стоимость, или форма  стоимости, прошла четыре этапа: простую, единичную, или случайную; полную, или  развернутую; всеобщую; денежную.

 

При простой форме стоимости  отдельному товару А, находящемуся в  относительной форме, противостоит только один случайный товар —  эквивалент Б; при развернутой форме  стоимости товару А, находящемуся в  относительной форме стоимости, противостоит множество товаров-эквивалентов —Б, В, Г, Д; при всеобщей форме стоимости  всем товарам, находящимся в относительной  форме стоимости, противостоит один товар-эквивалент, но здесь роль всеобщего  эквивалента выполняют различные  товары (скот, меха, рыба, зерно и  др.); при денежной форме стоимости  всем товарам, находящимся в относительной  форме стоимости, противостоит всеобщий эквивалент, общественная роль которого прочно срослась с потребительной стоимостью благородных металлов — золота или  серебра.

 

Переход от одной формы  стоимости к другой происходил постепенно, по мере углубления общественного разделения и усиления обособленности товаропр-телей. Развитие форм стоимости —это есть и развитие процесса обмена, и процесс  возникновения денег. Причем деньги возникают как продукт стихийного развития товарного производства и  обмена.

 

До появления денег  существовал бартер - непосредственный обмен одного товара на другой. Например, земледелец обменивает 150 кг зерна на одну овцу, принадлежащую скотоводу. При бартерном обмене количество участников рынка ограничено. При увеличении участников рынка, круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьезные затруднения. Когда на рынок поступают разнообразные товары и в большом количестве, для приобретения нужного товара необходимо осуществлять несколько промежуточных сделок. Появление денег разрешает это затруднение. Владелец товара обменивает его на деньги, которые затем расходует на приобретение нужного товара.

 

Деньги — особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Они выражают затраты общественного  труда, воплощенного в товаре, и на этой основе обеспечивают их обмениваемость. Как и все товары, деньги обладают стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость золота заключается в  том, что на его добычу затрачено  большое количество общественно  необходимого труда. Золото — один из самых трудоемких с точки зрения добычи металлов. Потребительная стоимость  золота как денежного товара раздваивается. С одной стороны, оно имеет  обычную потребительную стоимость  —используется для технических  целей, изготовления предметов роскоши, зубного протезирования и т.д. В 1986 г. в капиталистических и развивающихся  странах в ювелирной промышленности было использовано 1097 т золота, в  электронике — 124, в стоматологии —51ив других отраслях — еще 57 т. С  другой стороны, золото обладает всеобщей потребительной стоимостью, т.е. является предметом всеобщей потребности  в процессе обмена.

 

Деньги — это абсолютно  ликвидное средство обмена, т.е. товар, имеющий наибольшую способность  к сбыту. Деньги - один из наиболее значительных компонентов в экономической  жизни общества. Они возникли на определенном этапе развития хозяйственной  жизни общества, но не как продукт  соглашения между людьми или какого-либо законодательного акта государства, а  как результат экономических  отношений, естественной хозяйственной  жизни людей.

 

Золото выполняет роль денег потому, что оно по сравнению  с другими товарами обладает рядом  преимуществ: делимостью, сохраняемостью, качественной однородностью, портативностью (высокой стоимостью при небольшом  объеме), его относ-ной редкостью  в природе.

 

Функции денег. В развитом товарном хозяйстве деньги функционируют  как мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ или  средство накопления, средство платежа, мировые деньги.

 

Исходной функцией денег  является функция меры стоимости. Суть ее состоит в том, что деньги выражают стоимость всех других товаров. Однако это не значит, что они делают товары соизмеримыми. Основой соизмеримости товаров является овеществленным и них общественный труд. В этой функции деньги выступают как мысленно представляемые, идеальные деньги. Для выражения стоимости товара не обязательно иметь наличные деньги. Товар мысленно приравнивается к деньгам еще до обмена. Это возможно потому, что в реальной действительности существует определенное соотношение между стоимостью золота и стоимостью данного товара как продуктов человеческого труда.

 

Товары выражают свою стоимость  в определенном количестве золота. Весовое количество золота, принятое в той или иной стране за денежную единицу, называется масштабом цен. Не следует смешивать масштаб  цен с функцией денег как меры стоимости. Как мера стоимости деньги измеряют стоимость товаров, а как  масштаб цен деньги выступают  в виде фиксированного веса золота и служат для измерения его  количества. Как мера стоимости деньги функционируют стихийно, а масштаб  цен устанавливается государством в законодательном порядке. И  наконец, с изменением стоимости  золота изменяются цены на товары, но масштаб  цен не изменяется (20 г золота всегда в 20 раз больше 1 г).

 

Стоимость товара в денежном выражении, как указывает К.Маркс, есть его цена. Уровень цен определяется стоимостью самих товаров, стоимостью денежного металла (золота).

 

При определении цены товара учитываются стоимость товара, спрос  и предложение, стимулы к труду, качество товара, взаимоотношения продавца и покупателя и т.д. Цены на товары и услуги постоянно растут, что  объясняется в основном падением производства, удорожанием топливно-энергетических ресурсов, инфляционными процессами.

 

На механизм колебания  цен обращали внимание многие экономисты. Наиболее известным является положение  А. Смита о "невидимой руке", которая направляет действия разрозненных производителен и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориентиром для нею является лишь повышение или понижение  цены. Однако в результате разрозненных действий, основанных на подчинении ценовому механизму, рождается определенный порядок, и структура общественного  продукта в большей или меньшей  степени соответствует структуре  общественных потребностей. "Невидимая  рука" — это деперсонифицированный, безличностный ценовой механизм. В своеобразной форме эта же идея разрабатывалась К. Марксом в  его концепции "товарного фетишизма", когда над товаропроизводителем господствует фетишизм — товар с его постоянно изменяющейся ценой. Та же идея лежит в основе исследования современным экономистом Ф. Хайеком спонтанного, т.е. самопроизвольного порядка.

 

В наст. время функцию меры стоимости выполняют бумажные деньги без всякого золотого обеспечения. Ведь и бумажные деньги однородны, поэтому, выражая цены товаров в нац-ых валютах, хоз. агенты могут легко  сравнивать ст-ти самых разнородных  товаров.

 

На практике цены не просто отклоняются от стоимости, а формируются  вокруг "конструирующего стержня", отличающегося от стоимости. Положение  К. Маркса о едином факторе, образующем стоимость, и о том, что цена —  это денежное выражение данной стоимости, вступило в противоречие с практикой. Оно может рассм-ся как допущение  или гипотеза, не способная отразить все многообразие и всю противоречивость реальной действительности.

 

При реализации товара деньги выполняют функцию средства обращения. В отличие от непосредственного  товарообмена (Т— Т) обмен товаров, совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением. Формула  товарного обращения Т—Д—Т состоит  из двух актов: Т-Д- продажа и Д—Т- купля. При формуле Т — Т  товар непосредственно обменивается на другой товар , т.е. отчуждение своего товара было одновременно и приобретением  чужого товара. В формуле Т—Д—Т  купля и продажа обособляются. За продажей товара может и не последовать  купля. Если после продажи своего товара владелец воздерживается от купли, то у какого-то другого товаровладельца  окажется нереализованным его товар, а он в свою очередь не может  купить товар у третьего владельца  товара и т.д. Это может отрицательно отразиться на процессе производства товаров. В функции денег как  средства обращения первоначально  выступало золото в слитках. Это  создавало известные трудности: необходимость взвешивания денежного  металла, дробление его на мелкие части, установление пробы и т.д. Постепенно слитки денежного металла  заменялись на монеты. В отличие  от слитков, которые фигурируют в  обмене по массе, монеты содержат в  себе определенное количество золота и имеют свое наименование. Монеты обращаются в рамках отдельных государств, говорят на самых разных языках и  носят различные национальные одежды.

 

Деньги выполняют свою функцию средства обращения мимолетно. В силу этого объективно возможна замена золотых монет в процессе обращения бумажными деньгами: для  товаропроизводителя, который продает  свой товар и покупает другой, безразлично, обладают ли деньги собственной стоимостью; в качестве средства обращения золотые монеты стирались и теряли в массе, но продолжали функционировать как полноценные деньги; правительства стали сознательно портить полноценные деньги, уменьшать их массу, не изменяя номинальной стоимости. Специалисты подсчитали, что в среднем золотая монета ежегодно теряет 0,07 % собственной массы. Это означает, что за 2600 лет обращения золотых монет общая величина потерь превысила 2 тыс. т золота.

 

Бумажные деньги появились  в XII в. в Китае. О них упоминает  известный путешественник Марко  Поло, посетивший Пекин в 1286 г. Бумажные деньги были выпущены в XVII в. в штате  Массачусетс в США. Правительства  европейских стран к выпуску  бумажных денег стали прибегать  лишь начиная с XVIII в. В России бумажные деньги появились в 1796 г. В настоящее  время они функционируют во всех странах земного шара.

 

Деньги выполняют также  функцию средства образования сокровищ, или средства накопления. Товарное обращение в силу разл. обстоятельств  прерывается на первой метаморфозе (Т - Д), т.е. если за продажей товара не следует  покупка другого товара, деньги перестают  обращ, они оседают, уходят в сокровища. Это происходит при уменьшении размеров пр-ва и обращ-я товаров при  повышении их цен, когда часть  денег на рынке становится излишней.

В то же время с ростом потребностей рынка в деньгах  определенная часть последних, находящаяся  в форме сокровища, переходит  к выполнению функции средства обращения. В качестве сокровища выступают  не только деньги в монетной форме, но и накопления в виде предметов  роскоши. Люди предпочитают держать  свое богатство в виде денег, так  как деньги обладают абсолютной ликвидностью. Рациональный экономический субъект  не станет в качестве средства накопления использовать мясо, хлеб, книги и  др., потому что эти товары не обладают абсолютной ликвидностью и не могут  легко превратиться в средство обращения. Обесценивающиеся бумажные деньги -непривлекательное  ср-во накопления.

В функции средства платежа  деньги выступают в тех случаях, когда товары продаются в кредит, т.е. в долг. Неодинаковая продолжит-ть периода пр-ва и обращения товаров, сезонный характер пр-ва и сбыта  ряда товаров обусловливают необходимость  их отчуждения с отсрочкой платежа. В момент погашения долга деньги выступают как средство платежа.

Свою функцию средства платежа деньги выполняют не только при оплате купленных в кредит товаров, но и при уплате земельной  ренты, налогов, квартирной и заработной платы.

38. Функции рынка. Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

 

Самая важная функция рынка  — регулирующая. В рыночном регулировании  большое значение имеет соотношение  спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает — это сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой  писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка  продолжает сохраняться, во многом определяя  сбалансированность экономики. Рынок  выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения  он устанавливает необходимые воспроизводственные  пропорции в экономике.

 

Рынок выполняет стимулирующую  функцию. Посредством цен он стимулирует  внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и  повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

 

Следующей функцией рынка  является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим  субъектам. Он дает, в частности, объективную  информацию об общественно необходимом  количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые  на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно  сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

 

Посредническая функция  рынка заключается в том, что  в нормальной рыночной экономике  с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность  выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется  возможность выбрать наиболее подходящего  покупателя.

 

Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

 

Рынок позволяет решать такие  центральные проблемы экономики, как  уровень жизни, структура и эффективность  производства.

 

Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам  рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в развитых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.

 

Механизм рынка в целом  освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика  преимущественно бездефицитна в  пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит  противоречит экономическим Интересам  участников рынка. Расхождения между  появлением потребности и ее удовлетворением  возможны. Они обусловлены имеющимся  в обществе научно-техническим потенциалом  наличием ресурсов, носят временный  характер.

 

На рынке осуществляются реализация стоимости и доведение  товаров до потребителя. Рынок служит связующим звеном между производством  и потреблением.

 

Рынок влияет на все фазы воспроизводства ~ производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система  воспроизводства, все звенья которой  находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

 

Через социальную функцию  рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнута в  условиях тотального огосударствления.

 

В литературе выделяют еще  и такие функции рынка: активизация  экономических интересов, повышение  восприимчивости экономики к  научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической  деятельности, зависимость производства от потребительского спроса, создание условий для эффективной кооперации труда.

 

Основными принципами функционирования рыночной экономики являются принципы:

свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;

примата потребителя: появляется особый вид ответственности перед  потребителем, и потребитель диктует  свою волю, желания, вкус производителю:

рыночного ценообразования: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения; договорных отношении, конкуренции;

государственного регулирования  рынка и рыночных отношений. В  качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система;

открытости экономики: хозяйственные  организации и предприниматели  обладают правом осуществлять внешнеэкономические  операции при соблюдении определенных условий и ограничений;

обеспечения социальной защищенности населения.

41Содержание рыночной инфраструктуры. Это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуя ют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих Предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

 

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и Другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных  промышленных предприятий.

 

Материальная база состоит  из транспортных систем, складского и  тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

 

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые  системы, крупные самостоятельные  банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные  по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.

 

Основные элементы инфраструктуры рынка. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи.

 

Ярмарка представляет собой  регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической  торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое  развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров  широкого потребления с проведением  симпозиумов, конгрессов, семинаров.

 

Аукционы имеют дело с  продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная  продажа какого-либо товара в заранее  установленном месте. Продаваемые  товары достаются покупателю, который  назвал самую высокую цену. Различают  аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания  долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых  товаров. Для проведения аукционов  создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах Существуют и международные аукционы, ;0ни представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.

 

Биржа — место встречи  покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство  бирж являются корпорациями. Членами  бирж могут быть только отдельные  лица, а от корпораций могут выступать  лишь лица, имеющие право заключать  на бирже контракты. Подавляющая  часть биржевого оборота сосредоточена  в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.

 

Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарные о и р ж и функционируют  на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров  на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров  в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных  товарных фьючерсных биржах только 1 - 2 % сделок заключаются поставкой  реального товара. Продаются и  покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В  условиях постоянного колебания  спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные  минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный  ценовой риск.

 

На товарных биржах по поручению  своих клиенток сделки заключают  посредники-брокеры. В роли таковых  могут выступать как высококвалифицированные  специалисты, так и брокерские фирмы, зарегистрированные Нс биржах и представляющие интересы своих клиентов. Источник дохода брокера — комиссионное вознаграждение, предусмотренное в уставе соответствующей  фирмы. Субъектами товарной биржи являются и дилеры — участники торгов, осуществляющие биржевые сделки от своего имени и за свой счет.

 

На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компаний, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а  также частными компаниями. Купля-продажа  ценных бумаг на фондовой бирже происходит на основе их биржевого курса, который  колеблется в зависимости от соотношения  между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций  тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-йоркская , Лондонская, Токийская, Парижская.

 

Биржа труда— организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей  силы. Она позволяет упорядочить  наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время  поиска места работы. Кроме мероприятий  по трудоустройству биржи труда  оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и  предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем  или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства  стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда  обеспечивают материальную поддержку  работников в случае вынужденной  безработицы.

 

Элементом инфраструктуры рынка  выступает кредитная система. Она  включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему  входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы - банковская система. Она включает в себя центральный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращают их в кредит), ипотечные (дают деньги под  залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических  нововведений) и инвестиционные банки.

 

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные  бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование Производственных и социальных программ.

 

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система  законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих  субъектов и определяющая правила "рыночной игры".

51. ущность конкуренции и ее значение. Конкуренция (от лат. сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропр-лями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покуп-кий спрос.

 

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она  стимулирует деятельность самостоятельных  единиц. Через нее товаропроизводители  как бы контролируют Друг друга. Их борьба за потребителя приводит к  снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса, В то же время конкуренция обостряет  противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую  дифференциацию в обществе, обусловливает  рост непроизводительных издержек, побуждает  создание монополий. Без административного  вмешательства государственных  структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания  на уровне нормального стимулятора  экономики государство в своих  законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются  права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются  принципы и гарантии действий участников конкуренции. В "Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг." подчеркивается, что развитие предпринимательства, либерализация цен и внешней  торговли создали определенные предпосылки  для развития конкуренции. Однако реализация этих предпосылок не всегда ведет  к заметным сдвигам в формировании конкурентной среды в силу ряда противодействующих тенденций. К их числу относится  стремление многих хозяйствующих субъектов, органов управления к сохранению монополизма. В связи с этим стратегическим направлением деятельности в области  антимонопольной политики считается  формирование полноценной конкурентной среды, ориентированной прежде всего  на качественные стороны функционирования экономики.

 

Конкуренция представляет собой  соперничество субъектов хозяйственной  деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих  интересах. Поэтому конкуренция  существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.

 

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился  создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта  товаров в ущерб остальным  участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний  цен на производимые ими товары и  обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая  конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает  как важное средство развития производства и существует в различных формах.

 

Классики марксизма о  конкуренции. Имея в виду капиталистическую  конкуренцию, Ф. Энгельс определял  ее как наиболее полное выражение  господствующей в современном гражданском  обществе войны всех против всех. Закон  капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между  стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы кап-тической конкуренции: внутри- и межотраслевую.

 

Внутриотраслевая конкуренция  — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно  необходимых затрат, которые образуют общественную стоимость. Общественную стоимость товаров, которая устанавливается  в результате внутриотраслевой конкуренции  на рынке, К.Маркс назвал рыночной стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней оказывает  влияние спрос к предложение  товаров. Когда спрос выше предложения, рыночная цена устанавливается выше стоимости и наоборот. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости  и рыночной цене, обусловливает неравенство  индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства. Стимулируя технический прогресс н повышение  производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает  как тормоз их развития, поскольку  порождает коммерческую тайну, отвлекает  крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели.

 

Межотраслевая конкуренция  — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспред-я прибыли. Поскольку  на норму прибыли влияют разные объективные  факторы, ее величина в различных  отраслях различна. Однако каждый предприниматель  независимо от того, где применяется  его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные  предприниматели. Это приводит к  переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой. В ходе такого движения капиталов  нормы прибыли разных сфер производства колеблются вокруг определенного среднего уровня. Прибыль, получаемая по средней  норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Она зависит, во-первых, от 1 уровня средней нормы прибыли  и, во-вторых, от величины авансированного  капитала. Средняя прибыль определяется как произведение средней нормы  прибыло на величину авансированного  капитала: Р = Р`*К, где Р — средняя  прибыль; Р` - средняя норма прибыли; К -авансированный капитал.

 

Образование средней нормы  прибыли означает перераспределение  совокупной прибыли между предпринимателями  различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.

 

Превращение прибыли в  среднюю прибыль приводит к тому, что товары продаются не по стоимости, а по цене производства, которая  состоит из издержек производства и  средней прибыли на авансированный капитал.46,47 Конкуренция.

 

Соверш. конкуренция это  соперничество многочисленных произв-лей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

 

наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид  товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; возможность свободного доступа  товаропроизводителей к различным  производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями  в рамках одного производственного  сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи  должны знать цены на рынке, спрос  и предложение на товары.

 

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия  и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние  государства на рынок. В силу этого  возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она  ограничена влиянием монополий и  государства.

 

Существуют несколько  моделей несовершенной конкуренции.

 

Одна из моделей — монополия, для которой характерны:

 

Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или  единственным поставщиком услуги);

 

Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения пок-ля это озн, что он должен покупать продукт у  монополиста или обходиться без  него, т.е. нет приемлемых альтернатив);

 

Диктуемая цена (чистая монополия  диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в  отрасль конкурентов заблокировано. Критерием оценки степени монополизации  служит доля хозяйственной единицы  в производстве. Так, согласно законодательству ФРГ доминирующее положение предпр-я  или группы предпр-й на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В хозяйственной практике Республики Беларусь в качестве занимающих доминирующее полож. на рынке рекомендуется рассм. тех участников хоз. оборота, доля которых  на нем составляет свыше 70 %. Степень  монополизации для участников, доля которых составляет от 35 до 70%, определяется дифференцированно, в частности  выявляется их воздействие на реализацию товаров •(условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географических границ.

 

Моделью несовершенной конкуренции  является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

 

Существует достаточно большое  число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость  и фактически невозможен тайный сговор;

 

Продукты хар-ся реальными  и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;

 

Экономическое соперничество  влечет за собой ценовую и неценовую  конкуренцию;

 

Вступление в отрасль  является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.

 

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической  конкуренции, стремится к такой  особой комбинации цены, продукта и  стимулирующей сбыт деятельности, которая  будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция  утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия  и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификация, качество, внешний вид и т.д.).

 

Моделью несовершенной конкуренции  является олигополия, для которой  характерны:

наличие нескольких фирм;

тип продукта (стандартизированный  или дифференцированный); контроль над ценой;

наличие существенных препятствий  при вступлении фирм в отрасль;

неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен. -

 

Олигополия в основном распространена в отраслях, где эффективнее  крупное производство и отсутствуют  широкие возможности дифференциации отраслевого продукта,

 

Методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические  методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей  силы, выпуск на рынок новых марок  и видов изделий и т.д. Действуют  также методы прямого насилия  поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.

 

Во всех странах применяются  ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

 

Появляются и методы неценовой  конкурентной борьбы. Эти методы в  основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция  по условиям продаж.

 

Конкуренция по продукту —  стремление захватить часть отраслевого  рынка конкурента путем выпуска  продукции нового ассортимента и  качества при сохранении примерно одной  и той же цены. Например, в США  продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

 

Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей  к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для постоянных покупателей.

 

Особыми методами неценовой  конкуренции являются продажа товаров  в рассрочку и лизинг. Последний  означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда матиц и  оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В  отличие от классической аренды взаимоотношения  сторон при лизинге строятся на •  условиях договора купли-продажи.

4. Становление и разв-е ЭТ охватывает длит-й историч-й период и имеет глубокие ист-е корни. Ее истоками считают папирусы Др-го Египта, з-ны царя Хамураппи, трактаты ученых Др-го Китая, высказывания великих мыслителей античности – Платона, Аристотеля,  Ксенофонта.

 

Чтобы выжить, человек с  самого начала свего сущ-я должен был активно действовать, приспосабливая окр-ю природу к удовл-ю своих  потребностей. Эта сфера чел-й  деят-ти получила название экономика (греч. «ойкос» -- дом, жилище; «номос» -- закон).

 

В эпоху феодализма отд-е  мыслители занимались исследованием  эк-х явл-й и процессов. На Руси: Е. Еразм, Ордын - Нащекин. На западе: Фома Аквинский. Однако, в работах ученых докапиталистич-й эпохи формировались  лишь отд-е элементы эк-х знаний в  рамках единой, еще не расчлененной науки – философии. Действит-я  ист-я эк-й науки началась с  того момента, когда из отдельных  представлений об эк-х явлениях стало  складываться системное теоретич-е  знание о них.

 

ЭТ как самост-я наука  возникла в пероид зарождения капитализма  и прошла ряд этапов (возн-ла в  Голландии в к. 15 в.):

 

Меркантилизм. Представи-ли: А. де Монкретьен, Томас Мен, Жан-Батист Кольбер считали, что ист-м богатства  явл торговля. Богатство отождествлялось  деньгами, а деньги – золотом  и серебром. М. Сыграл важную роль в  развитии капитализма. 1) спосбствовал первоначальному накоплению капитала.2) спос-л развитию товарно-денежных отн-й. Ему принадлежит термин «политэкономия» 

 

17-18вв – школа физиократов.  Предст-ли: Ф. Кенэ, Анн Тюрго. Перенесли  вопрос о происх-и богатства  из сферы обращения в сферу  руководства. Сферу произв-ва  они ограничивали только земледелием,  а пром-ть считали бесплодной  средой.

 

18-сер19вв. – школа бурж-й  классич-й ПЭК. Предст-ли: В. Петти,  А. Смит, Д. Рекардо. Считали,  что ист-м богатства явл произв-во, независимо от его отраслевой  структуры. Заслуга: разработка  теории трудовой стоимости.

 

сер19-нач20вв – ПЭК переживала глубокий кризис и разделилась на 2 ветви: марксизм (научн. система фил-х, эк-х исц-полит взглядов, сост-х  мировоззрение рабочего класса; наука  о познании и революц-м преобразовании мира, о законах развития общ-ва)  и маржинализм ( один из методологич-х  принципов бурж-й ПЭК, основанный на исп-нии предельных величин в  анализе эк-х влений).

 

20в – новые напр-я  эк-й науке: кейнсианство (теория  гос-го урегулирования капит-й эк-ки; осн принципы напр-ны на урегулирование кап-й эк-ки для обеспечения бесперебойнрго процесса общ-но развития), институционализм (напр-е бурж государствления 20в, рассматривающее полит орг-ю общ-ва как комплекс разл-х объединений граждан – «институций», кот-е затушевывают классовый хар-р бурж общ-ва), монетаризм.

2. Экономическая теория относится к числу общественных наук, изучает всю совокупность экономических отношений и связей между участниками общественного производства в их взаимосвязи и взаимообусловленности. На разных исторических этапах предмет эк. Теории трактовался по-разному. Меркантилизм : эк. Теория -это наука о виде деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми. Классическая -буржуазная политэк.: эк. Теория—это наука о богатстве, источником которого является производство. Марксизм: эк. Теория - наука об эк.отношениях в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Маржинализм : эк. Теория—наука о видах деятельности по удовлетворению потребностей, путем использования ограниченных ресурсов

 

В современных условиях, когда  одной из актуальных проблем стала  проблема ограниченности ресурсов изменилась и трактовка предмета эк. Теории. Экономическая теория—это наука  о поведении людей в процессе производства, распределения и потребления  по удовлетворению потребности в  условиях ограниченных ресурсов и способы  их эффективного использования.

 

Методы эк. Анализа - это  способы, подходы, приёмы и инструменты  с помощью которых исследуются  эк. Явления и последствия Основным методом исследования эк. Явлений  и процессов явл. Метод научной  абстракции. Суть этого метода заключается  в том, что научные исследования сводятся не к регистрации фактов, явлений, а к тому, чтобы за видимостью явлений вскрыть их сущность, абстрагируясь  от всего несущественного, случайного, кратковременного и поверхностного. Исходной базой экономических действительности являются факты, явления, формы данной статики, информации, поведения людей. Задачи эк. Науки заключаются в  том, чтобы привести в систему, истолковать  и привести факты. Исследования эк. Действительности предполагает прохождение  следующих этапов: 1. сбор фактов - накопление определённых данных, их анализ и классификация

 

2.разработка теории -- выявляются  внутренние связи и закономерности  между фактами, делаются обобщения

 

3.     обоснование  эк. политики

 

Другими    методами    исследования    эк.    Действительности являются анализ и синтез, индукция и дедукция, сочетание логического  и исторического, статические методы и экономико-математические методы.

 

Метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений  о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.

 

движение от абстрактного к конкретному;

 

метод индукции, т.е. из анализа  частного выводятся общие положения  и принципы;

 

метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических  объектов и процессов.

 

единство исторического  и логического, т.е. экономические  процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения  и в логической взаимосвязи;

 

экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той  или иной экономической теории.

 

Существуют несколько  функций экономической теории:

 

·      познавательная функция;

 

·      практическая функция - обеспечить на основе теоретических  разработок экономическую политику;

 

·      прогнозтическая;

 

·      методологическая, т.е. экономическая теория исследует  общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические  законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.

 

·      идеологическая.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"