Эволюция антитрестовского законодательства США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является антитрестовское законодательство США.
Цель работы - исследование рынка олигополии как основного предмета воздействия антитрестовской политики и ее результата и анализ эволюции антитрестовского законодательства в США.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….4
Глава 1. Олигополия как результат антимонопольной политики…………………….6
1.1. Характерные черты различных типов рынка………………………………………6
1.2. Поведение участников олигополии……………………………………………….12
1.3. Модели ценообразования в условиях олигополии……………………………….15
Глава 2. Антитрестовское законодательство в США………………………………...23
2.1. Этапы эволюции антитрестовского законодательства США…………………...23
2.2. Реализация антитрестовского законодательства в США: проблемы толкования и аспекты правоприменения……………………………………………………….28
2.3. Эффективность антитрестовских законов и тенденции в развитии антитрестовского законодательства……………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………………...39
Список литературы……………………………………………………………………..41
Приложения……………………………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

эволюция антитрестовского законод-ва США... курсовая....doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

     Ценовое лидерство представляет собой способ неявной координации цен олигополистами, позволяющий им не вступать напрямую в незаконный сговор. Этот способ координации цен формальные соглашения и тайные встречи. На практике он заключается в том, что «доминирующая фирма», обычно наиболее крупная и ли эффективная в отрасли, выступает инициатором пересмотра цен, а остальные компании более или менее автоматически следуют за лидером. Во многих сферах производства, таких, как сельскохозяйственное машиностроение, производство цемента, меди, типографского оборудования, стеклянной тары, стали, пива, удобрений, сигарет и консервных банок, применяется или до недавнего времени применялась система ценового лидерства. [3, c. 172; 1, c. 577]

     Исследование  ценового лидерства в самых разных отраслях показывает, что лидер скорее всего избирает одну из следующих тактик.

     Редкие  изменения цен. Так как изменения цен всегда влекут за собой некоторый риск того, что соперники не последуют за инициатором, они происходят нечасто. Ценовой лидер не будет менять цену в ответ на мелкие текущие колебания спроса и издержек. Цена будет изменена только тогда, когда спрос и издержки изменятся значительно и во всей отрасли, например, повысится заработная плата в отрасли, увеличатся налоги или цены одного из основных ресурсов, допустим, энергии. Так, в автомобильной промышленности изменения цен традиционно происходят каждую осень, когда на рынке предлагаются новые модели.

     Сообщения. О грядущих изменениях цен лидер обычно сообщает всей отрасли в речах, произносимых руководителями, в интервью прессе, в пресс-релизах. Высказываясь о «необходимости повышения цен», ценовой лидер тем самым неформально старается заключить соглашение со своими конкурентами по поводу величины фактического повышения цен.

     Ограничивающее  ценообразование. Ценовой лидер не обязательно выбирает такую цену, которая максимизирует краткосрочную прибыль для  отрасли. Причина состоит в том, что отрасль может не хотеть вхождения в нее новых фирм. Когда барьеры, препятствующие вхождению, основаны на преимуществах в издержках (эффекте масштаба) уже действующих на рынке фирм, то эти барьеры могут быть преодолены вновь входящими фирмами, если цена продукции, установленная ценовым лидером, поддержанным остальными основными участниками, будет достаточно высокой. При высоких ценах некоторые новые фирмы, даже относительно неэффективные из-за своего небольшого размера, могут выжить и закрепиться в отрасли. Чтобы не стимулировать высокой ценой новых потенциальных конкурентов, цена может быть установлена ниже уровня, максимизирующего краткосрочную прибыль. Стратегия установления цены, которая блокирует вхождение в отрасль новых фирм, называется ограничивающим ценообразованием. [1, c. 577-578; 3, c. 172-173]

     Система ценового лидерства в условиях олигополии иногда может нарушаться, по крайней  мере, на какое-то время. Изредка даже могут возникать ценовые войны. В конце 2002 г. Burger King развязала ценовую войну, предложив свой чизбургер с беконом за 99 центов. McDonald’s ответила на это снижением цены до 1 долл. на свой большой бургер Big “N” Tasty, который непосредственно конкурирует с бургером Whopper, популярным продуктом, предлагаемым Burger King. После этого Burger King пошла еще дальше и установила на Whopper специальную цену – 99 центов, действующую в течение определенного времени суток.

     Когда все фирмы осознают, что низкие цены серьезно подрывают их прибыль, они вновь возвращаются к политике ценового лидерства одной из ведущих фирм на рынке. [1, c. 578]

     Ценообразование по принципу «издержки  плюс».

     Модель  ценового поведения «издержки плюс» используется как в случае раздела рынка несколькими крупными производителями, так и при наличии олигополиста-лидера. Ее привлекательность заключается в простоте и универсальности.

     Сначала рассчитывается средний уровень  издержек. При их планировании обязательно  предполагается неполная загрузка мощностей (на уровне 75-80%), чтобы иметь возможность амортизировать перепады конъюнктуры. Наибольший удельный все имеют, как правильно, переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль (см. Приложение 5). 

     P = AVC(1 + k) = AVC + k * AVC = AVC + AFC + π,

     где k – принятый процент надбавки.

     Нормальный  процент надбавки зависит от эластичности спроса на товар: чем выше эластичность, тем обычно ниже процент надбавки. [2, c. 259]

     Формула «издержки плюс» составляет основу стандартного ценообразования, вокруг которой, в зависимости от текущей  конъюнктуры, цена может колебаться. Используя такую модель, олигополисты с почти одинаковыми средними издержками, смогут автоматически выравнивать цены и максимизировать совместную (общую прибыль). [3, c. 173]

     Таким образом, находясь в условиях взаимозависимости, олигополисты устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их весьма редко и осторожно. Также резким повышением или понижением цен фирма-олигополист может привлечь внимание антитрестовского законодательства и быть обвинена в стремлении к снижению конкуренции и захвате большей доли рынка. При принятии решения об объеме производства и ценообразовании фирмы руководствуются не только собственным желанием, но и возможным поведением конкурентов. Существование нескольких моделей ценообразования обусловлено многообразием видов олигополии и сложностями, возникающими в условиях взаимозависимости олигопольных компаний.

     Можно сказать, что олигополия является предпосылкой для действия антитрестовского законодательства, так как  оно стареется предотвратить возможные слияния и тайные сговоры между компаниями-олигополистами с целью монополизации своей отрасли и защитить конкуренцию, и одновременно результатом антимонопольной политики, возникающего в следствие разделения монополии на несколько более мелких, конкурирующих между собой фирм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Антитрестовское законодательство в США. 

      2.1. Этапы эволюции антитрестовского законодательства США.

      Еще в конце XIX в. в промышленно развитых странах Запада и, прежде всего, в США была осознана необходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации. Монополия означает определенную степень власти над ценой. А эта власть может базироваться на различных предпосылках: концентрация рынка, тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, что встречается в условиях олигополии, создание искусственных дефицитов и др. Антитрестовское, или антимонопольное, законодательство призвано не допустить развертывания разрушительной для эффективности экономики ограничительной деловой практики. Под последней понимаются действия, направленные на ограничение конкуренции на рынке. Наиболее разработанным принято считать антитрестовское законодательство США. [3, c.183-184]

      Сразу же после Гражданской войны в  США (1861-1865 гг.) местные рынки трансформировались в общенациональные, чему способствовали улучшение транспортной инфраструктуры, появление механизированных приемов производства и создание современных корпоративных структур. В 1870-е и 1880-е гг. в ряде отраслей сформировалось несколько доминирующих в них фирм, в частности, это произошло в нефтяной промышленности, производстве консервированного мяса, на железных дорогах, в производстве сахара, свинца, угля, виски и табачных изделий. Некоторые из этих олигополистов, почти монополистов, были известны как тресты, т.е. объединения структур бизнеса, в которых контроль и принятие решений сосредоточены в руках небольшой группы лиц – попечителей, или доверительных собственников. Поскольку эти тресты «монополизировали» отрасль, в повседневном разговоре слово «трест» фактически стало синонимом слова «монополия». Общественность, органы власти и историки стали понимать под монопольным бизнесом крупномасштабного, доминирующего на рынке продавца, хотя этот продавец не всегда был единственным, как это предполагается  в модели абсолютной монополии. [1, c. 732; 10, c. 83]

      Эти доминирующие фирмы часто использовали в своей практике сомнительные приемы, позволяющие им консолидировать отрасль, а затем устанавливать высокие цены для потребителей и, в свою очередь, добиваться низких цен от поставщиков ресурсов. Первыми среди критиков такого подхода к ведению бизнеса стали фермеры и небольшие предприятия, особенно уязвимые из-за действий гигантских корпоративных монополий. Свое неодобрение монопольной властью так же решительно выражали потребители и профсоюзы. [11, c. 211; 1, c. 733]

      Монополисты, как правило, производят меньший  объем продукции, назначают более высокие цены, чем в ситуациях, когда отрасль является конкурентной. При совершенной конкуренции производство осуществляется при условии P = MC. Это равенство отражает эффективное распределение ресурсов, поскольку Р измеряет предельную выгоду для общества дополнительной единицы выпускаемой продукции, а предельные издержки (MC) – расходы на выпуск этой дополнительной единицы. Когда P = MC, общество не может выиграть за счет производства продукции на единицу больше или меньше. И наоборот, монополист добивается максимальной прибыли при условии равенства предельного дохода (цены) предельным издержкам. При достижении условия P = MC цена превышает предельные издержки, т.е. в этом случае общество получило бы больше выгод, чем понесло бы издержек при производстве дополнительных единиц. Таким образом, на монопольно производимый продукт ресурсов выделяется недостаточно, и поэтому экономическое благосостояние общества меньше того, каким оно могло бы быть в условиях более сильной конкуренции. [1, с. 733]

      В конце 1880-х и начале 1900-х гг. органы власти США пришли к выводу, что  рыночные силы в монополизированных отраслях не обеспечивают достаточного контроля, способного защитить интересы потребителей, оказывающихся в невыгодном положении, добиваться справедливой конкуренции и обеспечивать эффективность распределения ресурсов. Поэтому они воспользовались двумя альтернативными способами контроля, помогающими заменить или дополнить рыночные силы. [10, c. 84]

      - Регулирующие агентства. На тех немногих рынках, где природа продукта или технологии создает ситуацию естественной монополии, органы власти для контроля за экономическим поведением таких структур создали регулирующие агентства.

      - Антитрестовское законодательство. На большинстве других рынков, где благодаря экономическим и техническим условиям монополия не является неотъемлемым элементом, общественный контроль принял форму антимонопольного (антитрестовского) законодательства, предназначенного для сдерживания или предотвращения развития монополий.[1, c. 733]

      Основную законодательную базу, относящуюся к деятельности монопольных структур и монопольному поведению, составляют четыре федеральных закона, уточненные и дополненные в ходе последующих поправок.

      Закон Шермана от 1890 г.

      Наивысшей точкой острого общественного возмущения трестами в 1870-е и 1880-е гг. стало принятие в 1890 г. антитрестовского закона Шермана. Этот краеугольный камень антитрестовского законодательства сформулирован на удивление кратко и на первый взгляд прямо касается существа дела. Суть закона воплощена в двух основных параграфах.

      Параграф 1: «Любое соглашение, объединение в форме треста или в иной форме либо тайный сговор, имеющие целью ограничение производства или торговли между несколькими штатами либо с иностранными государствами, настоящим объявляются незаконными»

      Параграф2: «Любое лицо, которое попытается или монополизировать, или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом либо лицами, чтобы монополизировать какую-либо часть производства или торговли между несколькими штатами либо с иностранными государствами, будет считаться виновным в совершении уголовного преступления (позже, после принятия соответствующей поправки, просто преступления)». [1, c. 733]

      Тем самым закон Шермана сделал незаконными  как ограничения торговли (например, сговоры в области ценообразования или раздел рынков между конкурентами), так и монополизацию бизнеса в целом. В настоящее время Министерство юстиции США, Федеральная торговая комиссия, прокуроры штатов, а также стороны, пострадавшие от монополий и неконкурентного поведения, могут подавать иски против нарушителей этого закона. Фирмы, признанные нарушающими закон, по решению суда могут получить судебные предписания, запрещающие им виды деятельности, противоречащие антитрестовскому законодательству, или, если суд посчитает это необходимым, монопольные структуры могут быть разделены на отдельные, конкурирующие друг с другом компании. По таким искам суды могут также назначать штрафы и приговаривать виновных к тюремным заключениям. Более того, стороны, пострадавшие от незаконных объединений или тайных сговоров, могли предъявить иск о возмещении в троекратном размере от причиненного им ущерба. [1, c. 733; 3, c. 184]

      Казалось, что закон Шермана предоставляет  органам власти широкие возможности  для действий против монополий. Однако первые же судебные истолкования закона Шермана вызвали серьезные сомнения в его эффективности, и стало ясно, что нужна более точная формулировка антитрестовских законов. Кроме того, деловому сообществу требовались более четкие формулировки того, какие действия являются законными, а какие незаконными. [1, c. 734]

Информация о работе Эволюция антитрестовского законодательства США