Эволюция антитрестовского законодательства США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является антитрестовское законодательство США.
Цель работы - исследование рынка олигополии как основного предмета воздействия антитрестовской политики и ее результата и анализ эволюции антитрестовского законодательства в США.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….4
Глава 1. Олигополия как результат антимонопольной политики…………………….6
1.1. Характерные черты различных типов рынка………………………………………6
1.2. Поведение участников олигополии……………………………………………….12
1.3. Модели ценообразования в условиях олигополии……………………………….15
Глава 2. Антитрестовское законодательство в США………………………………...23
2.1. Этапы эволюции антитрестовского законодательства США…………………...23
2.2. Реализация антитрестовского законодательства в США: проблемы толкования и аспекты правоприменения……………………………………………………….28
2.3. Эффективность антитрестовских законов и тенденции в развитии антитрестовского законодательства……………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………………...39
Список литературы……………………………………………………………………..41
Приложения……………………………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

эволюция антитрестовского законод-ва США... курсовая....doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования  «Ярославский государственный университет  имени П.Г.Демидова»

Кафедра мировой экономики и статистики

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. Кафедрой___________________

Ученая  степень

_______________________________

звание

_______________________________

ф.и.о., личная подпись

«____»___________________20__г. 

Курсовая  работа 

«Эволюция антитрестовского законодательства в  США» 
 
 
 

Руководитель______________________

Ученая степень

_________________________________

звание

_________________________________

ф.и.о., личная подпись

«___»______________________20__г.

Студент__Шалаева Наталья Олеговна_

Ф.и.о., группа, подпись

«___»_____________________20__г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2008г

     РЕФЕРАТ

     48 стр., 2 формулы, 1 таблица, 2 графика, 16 источников, 6 приложений

     ОСНОВНЫЕ  ТЕРМИНЫ: ОЛИГОПОЛИЯ, ТЕОРИЯ ЛОМАНОЙ КРИВОЙ СПРОСА, ТАЙНЫЙ СГОВОР, МОДЕЛЬ ЦЕНОВОГО ЛИДЕРСТВА, ПРИНЦИП «ИЗДЕРЖКИ  ПЛЮС», ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, КОЭФФИЦИЕНТ КОНЦЕНТРАЦИИ, ИНДЕКС ГЕРФИНДАЛЯ, СЛИЯНИЯ, АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЗАКОН ШЕРМАНА, ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ АНТИТРЕСТОВСКИХ ЗАКОНОВ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АНТИТРЕСТОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

     Объектом  исследования является антитрестовское  законодательство США.

     Цель  работы - исследование рынка олигополии как основного предмета воздействия  антитрестовской политики и ее результата и анализ эволюции антитрестовского законодательства в США.

     Основными задачами исследования являются:

  1. рассмотрение характерных черт различных типов рынка, анализ олигополии;
  2. исследование поведения и компаний в условиях олигополии;
  3. анализ различных моделей ценообразования на рынке олигополии;
  4. описание эволюции антитрестовского законодательства в США
  5. описание способов реализации антитрестовских законов, выявление проблемы, возникающие при их реализации;
  6. исследование эффективности применения антитрестовского законодательства в США и тенденций в реализации антитрестовских законов.

      Основными результатами работы являются:

    1. выявление основных черт различных типов рынка, характеристика олигополии;
    2. проведение анализа поведения компаний-олигополистов;
    3. описание четырех моделей ценообразования в условиях олигополии;
    4. рассмотрение этапов эволюции антитрестовского законодательства в США;
    5. описание реализации антитрестовских законов, ее основных способов и возникающих при ней проблем;
    6. выявление тенденций в реализации антитрестовской политики и оценка эффективности ее применения.
 
 
 

     Содержание. 

      Введение………………………………………………………………………………….4

      Глава 1. Олигополия как результат антимонопольной политики…………………….6

    1. Характерные черты различных типов рынка………………………………………6
    2. Поведение участников олигополии……………………………………………….12
    3. Модели ценообразования в условиях олигополии……………………………….15

      Глава 2. Антитрестовское законодательство в США………………………………...23

      2.1. Этапы эволюции антитрестовского законодательства США…………………...23

      2.2. Реализация антитрестовского законодательства в США: проблемы толкования и аспекты правоприменения……………………………………………………….28

      2.3. Эффективность антитрестовских законов и тенденции в развитии антитрестовского законодательства……………………………………………….32

      Заключение……………………………………………………………………………...39

      Список  литературы……………………………………………………………………..41

      Приложения……………………………………………………………………………..42 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

     Введение. 

     Тема  моей работы «Эволюция антитрестовского законодательства в США». Вопросы антитрестовского регулирования встают в XXI веке нередко во многих случаях, касающихся стратегии развития и поведения многих крупных компаний. На практике известно много ситуаций, когда применение антитрестовских законов необходимо в полной мере для предотвращения появления монополий и способствованию конкуренции. К каждой ситуации антитрестовские законы могут применять по-разному, что заметно и в прошлом веке, и в последние годы нашего столетия. Этот фактор указывает на продолжающиеся и по сей день противоречия в антимонопольной политике. Однако несмотря на сложность ее применения, ее существование необходимо. Чтобы правильно применить существующие законы необходимо знать, как и при каких условиях они создавались, как действовали в различных ситуациях и для каких рыночных структур применимы.

     Целью написания данной курсовой работы является исследование рынка олигополии как основного предмета воздействия антитрестовской политики и анализ эволюции антитрестовского законодательства в США.

     Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:

  1. рассмотреть характерные черты различных типов рынка, уделив особое внимание олигополии как потенциальному объекту антитрестовской политики;
  2. исследовать поведение и возможные стратегии компаний в условиях олигополии;
  3. проанализировать несколько различных моделей ценообразования на рынке олигополии;
  4. осветить историческое развитие антитрестовского законодательства в США в различные периоды времени;
  5. описать способы возможной реализации антитрестовских законов, выявить проблемы, возникающие при их реализации;
  6. исследовать эффективность применения антитрестовского законодательства в США и сформулировать основные тенденции в реализации антитрестовских законов.

      Для решения этих задач была написана работа, которая состоит из двух глав. В первой главе были рассмотрены типы рынков с краткой характеристикой и заострено внимание на олигополии, приведена характеристика этого рынка с различных сторон. Во второй главе мной исследованы историческое развитие антитрестовского законодательства в США, эволюция законов, применение антимонопольной политики в наше время; сформулированы основные тенденции в реализации антитрестовских законов.

      Для написания этой работы были использованы многочисленные источники, в том  числе учебники авторов Макконнелл, К.Р., Пиндайк, Р. С., Булатов, А.С., Нуреев, Р.М., Шлезингер, М., Липсиц, И.В., Грейсон, Дж. Кроме того, мной были использованы журнальные статьи «За аудиторию надо судиться», «Шпионы из Microsoft», «Microsoft: писать раздельно», «ОПЕК в интересном положении» за 2000-2007 гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Олигополия как результат антимонопольной политики. 

     
    1. Характерные черты различных  типов рынка.

     Результаты  деятельности любой фирмы сильно зависят не только от ее затрат, но и от типа рынка, на котором ей приходится продавать свои товары. Если рассматривать весь спектр структур рынка, то интенсивность конкуренции снижается по мере перехода от совершенной конкуренции к монополистической конкуренции, далее к олигополии и, наконец, к абсолютной монополии. [1, c. 556]

     Рынок совершенной (чистой) конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязывать остальным выгодные ему условия сбыта. В действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют).

     При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены на равных искать компромисс в виде рыночной цены. [4, c. 153]

     Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной  конкуренции, называется несовершенной конкуренцией. [2, c. 223]

     Рынок монополистической  конкуренции. Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции, если: на рынке имеется много конкурирующих фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен; для удовлетворения одной и той же потребности эти фирмы предлагают различающиеся между собой товары; каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свои товары; существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам. Важное значение на таком рынке приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и т.д.

     Характерными  примерами таких товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели и т.д. [4, c. 153-154; 3, c. 174]

     Рынки совершенной и монополистической  конкуренции не представляют особой опасности, как рынки олигополии и монополии, и не становятся объектами антитрестовской политики. Чаще всего объектами антимонопольной политики становятся как раз олигополии и монополии, причем нередко монопольная фирма в результате государственного вмешательства оказывается разделенной на две или несколько конкурирующих фирм и превращается в олигопольную структуру. Поэтому целесообразно рассмотреть рынок олигополии более подробно.

     Олигополия  – это тип рынка несовершенной конкуренции, на котором доминирует несколько крупных производителей однородного или дифференцированного продукта. Поскольку таких компаний бывает немного, олигополисты обладают значительным контролем над рыночными ценами, но каждый из них должен принимать во внимание возможную реакцию своих соперников на его решения в области цен, объемов производства и расходов на рекламу. Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия – частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни. [1, c. 566; 3, c. 164]

  1. Ограниченное число крупных производителей.

     Об  этом говорит этимология самого понятия «олигополия» (греч. “oligos” – несколько, “poleo” – продаю, торгую). Рыночная модель олигополии охватывает довольно широкий спектр рыночных структур, располагающихся в промежутке между абсолютной монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией – с другой. Так, к олигопольным в США относятся столь разные рынки, как алюминиевая промышленность, в которой на общенациональном рынке доминируют три очень крупные компании, и рынок запасных частей к автомобилям в городе средних размеров, который примерно поровну разделили между собой четыре или пять несравнимо меньших по размерам автомобильных магазинов. Вообще говоря, когда мы слышим такие термины, как «Большая тройка», «Большая шестерка» или «Большая четверка» компаний, можно не сомневаться: речь идет об олигополии. [2, c. 249; 1, c. 566]

  1. Однородные или дифференцированные продукты.

     В зависимости от того, производит ли фирма, входящая в олигополию, стандартизированный  или дифференцированный продукт, она  является либо однородной олигополией, либо дифференцированной олигополией. Многие товары промышленного назначения (сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, промышленный спирт), которые производятся в условиях олигополии, представляют собой очень стандартизированные продукты. Напротив, многие отрасли, производящие потребительские товары (автомобили, шины, бытовую технику, электронное оборудование, сухие завтраки, сигареты и спортивные товары), являются дифференцированными олигополиями. Эти олигополии обычно активно участвуют в неценовой конкуренции, которая активно дополняется рекламными компаниями. [1, c.566]

     3. Контроль над ценами, но в условиях взаимозависимости.

     Поскольку олигополия подразумевает малое  число фирм в отрасли, каждая фирма  выступает в качестве «ценового  лидера», т.е. сама устанавливает цену на свои товары и услуги. Так же как и монополист, фирма-участник олигополии может сама определять цены и объемы продукции, позволяющие ей максимизировать прибыль. Но в отличие от монополиста, у которого нет соперников, олигополист должен принимать во внимание возможную реакцию со стороны конкурентов на любые изменения цены, обема выпуска продукции, ее характеристик, а также расходов на рекламу. Олигополия, таким образом, характеризуется стратегическим поведением и взаимозависимостью. Под стратегическим поведением здесь понимается всего лишь, поведение, осуществляемое в собственных интересах, при котором учитывается реакция других участников. Фирмы разрабатывают стратегии, определяющие цену, количество, место действия, услуги и рекламу, позволяющие им наращивать свой бизнес и повышать прибыль. Но поскольку соперников на этом рынке мало, появляется взаимозависимость – ситуация, при которой объем прибыли каждого участника зависит не только от его собственной стратегии формирования цен и объемов производства, но и стратегии конкурентов. Например, решая, на сколько можно увеличить цены на бейсбольные перчатки, компания Rowlings должна спрогнозировать ответные действия других ведущих производителей, таких, как Wilson. Или, разрабатывая рекламную стратегию, компания Burger King должна учитывать возможную ответную реакцию компании McDonald’s.

Информация о работе Эволюция антитрестовского законодательства США