Автократические и демократические модели государства с точки зрения институционального подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:08, контрольная работа

Описание работы

Различные способы распределения компетенции между центральными и региональными органами власти порождают разные административно-территориальные способы организации государственной власти (формы государственного устройства), в то время как различные способы формирования центральных органов власти и распределения полномочий между ними приводят к возникновению различных форм правления.
В данной работе рассмотрены модели государства: автократические и демократические, с точки зрения институционального подхода, а также на какие виды они подразделяются.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и функции государства
2 Типы государственного устройства
2.1 Автократические государства
2.2 Демократические государства
3 Модели государства с точки зрения институционального подхода
3.1 Контрактное государство
3.2 Эксплуататорское государство
3.3 Контрактная и эксплуататорская модели - сравнительный анализ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по автократ и демократ.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И  УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

                

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Институциональная экономика»

На тему: «Автократические и демократические модели государства с точки зрения институционального подхода»

Вариант №_21_

 

 

 

Выполнил:

Белоусов Д.В.

студент группы

___ЭУ-13ВО______

№ зачетной книжки:

 20122681

 

Проверила: Кузьмина М.И.

 

 

Волгоград – 2012


 

Содержание

 

 

Введение

3

1

Понятие и функции государства

5

2

Типы государственного устройства

8

2.1

Автократические государства

8

2.2

Демократические государства

9

3

Модели государства  с точки зрения институционального подхода

11

3.1

Контрактное государство

11

3.2

Эксплуататорское государство

17

3.3

Контрактная и  эксплуататорская модели - сравнительный анализ

21

 

Заключение

23

 

Список использованной литературы

24

     
     

 
Введение

В рамках институциональной  теории государство можно определить как особый тип организации, который  фундаментально отличается от других организаций, функционирующих в рыночной экономике.

 

Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и социальных целей. Государство - это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство - это феномен человеческой мысли и человеческого труда.

В политической науке  можно выделить две трактовки понятия «государство»: широкую и узкую.

В широком смысле государство  — это политическое образование, соответствующее трем основным признакам: наличие единой территории с определенными  границами; население, проживающее  на данной территории; суверенная власть. Такое толкование понятия государства носит преимущественно юридический характер.

В узком смысле государство  трактуется как совокупность политических институтов, осуществляющих верховную  власть на определенной территории.

В современных государствах власть, как правило, рассредоточена между различными институтами. Это разделение власти осуществляется как на основе территориального распределения компетенции, так и между центральными структурами власти. Различные способы распределения компетенции между центральными и региональными органами власти порождают разные административно-территориальные способы организации государственной власти (формы государственного устройства), в то время как различные способы формирования центральных органов власти и распределения полномочий между ними приводят к возникновению различных форм правления.

В данной работе рассмотрены модели государства: автократические и демократические, с точки зрения институционального подхода, а также на какие виды они подразделяются.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

 

 

  1. Понятие и функции государства

В соответствии с подходом к исследованию государства, который был предложен Д.Нортом в работе «Структура и изменение в экономической истории», государство определялось как организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных. Под насилием мы будем понимать физическое ограничение спектра возможностей, доступных одному индивиду (или группе) посредством воздействия на его способность реализовывать принимаемые им решения. С этой точки зрения насилие является проявлением власти (но не силы)2. Асимметричное распределение власти означает и асимметричное распределение потенциала насилия. На интуитивном уровне насилие означает действие, противоречащее интересам и соответственно воле данного человека как объекта насилия. С этой точки зрения человек, обладающий властью, имеет возможность добиваться желаемого результата посредством корректировки поведения других людей.[1, с.492]

В простой модели государственного устройства, рассматриваемой Д.Нортом [Норт Д.С, 1997а, с. 70—71], взаимоотношения между правителем и подданными построены на основе обмена порядка в виде защиты прав собственности и справедливости на налоги. Под налогами здесь подразумеваются такие платежи правителю, величина которых может быть оценена плательщиком в соответствии с установленными правилами.

С точки зрения редукционистов, к которым, в частности, принадлежит лауреат Нобелевской премии по экономике Дж. Бьюкенен – идеальное государство это продукт общественных договоров, которые заключаются между реально живущими в обществе индивидами, которые нашли потенциальные выгоды в ограничении проявления индивидуальной свободной воли других индивидов и своей собственной. Предложенные Бьюкененом и другими редукционистами модели общественного договора, очевидно, отражают процесс горизонтальной социальной контрактации, характерный, в основных своих чертах, для современных развитых демократий.

С точки зрения другой теории вертикальной социальной контрактации природа государства определяется властными отношениями, возникающими между гражданами и государственным аппаратом. В данном случае государство – особый случай властных отношений, возникающих на основе передачи гражданами части своих прав на контроль своей деятельности в сферах спецификации и защиты прав собственности, создания каналов обмена информацией, разработки стандартов мер и весов, создания каналов физического обмена товаров и услуг, правоохранительной деятельности и производства общественных благ. В этих сферах государство получает право легитимного, т.е. на основе социального контракта, принуждения и насилия. [2,с. 178]

Дж. Дьюи в работе «Общество и его проблемы» рассматривал правительства как институциональные соглашения, которые обеспечивают создание и воспроизведение политического сообщества. Основным назначением правительства является не столько его право управлять и принуждать, хотя это необходимо и важно, сколько его инструментальная и удобная возможность обеспечивать общество механизмом формирования и выполнения государственной политики. Никакие другие социальные институты не способны так хорошо справляться с этой задачей. Кроме того, Дж. Дьюи отмечал, что политика должна быть связана с пересмотром правил, регулирующих поведение, включая экономическое поведение. В данном подходе государство рассматривается как институциональное устройство, которое может и должно осуществлять государственную политику и управление. [3,с. 65]

Ради чего граждане добровольно  отказываются от части своих "естественных" прав и передают их государству? Как  и в любом другом варианте властных отношений, гражданами движет уверенность в том, что государство успешнее их самих справится с реализацией ряда функций по обеспечению взаимодействий. Набор этих функций определен "провалами" рынка, т. е. задачами, решение которых невозможно на базе классического и неоклассического контрактов. К таким задачам относятся:

• спецификация и защита прав собственности. При условии не нулевых трансакционных издержек распределение прав собственности оказывает влияние на эффективность использования ресурсов;

• создание каналов обмена информацией. Равновесная цена формируется на базе развитой информационной инфраструктуры рынка, позволяющей его участникам обмениваться информацией с минимальными издержками и минимальными искажениями;

• разработка стандартов мер и весов. Деятельность государства в этом направлении позволяет снизить издержки измерения качества обмениваемых товаров и услуг. В более широком смысле к разработке универсальных мер относится и организация государством денежного обращения, ведь именно деньги в одной из своих функций являются наиболее универсальной мерой обмена;

• создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг. Инфрастуктура рынка включает в себя не только каналы обмена информацией, но и каналы физического движения товаров и услуг: транспортную сеть, организованные площадки для торгов и т.д.;

• правоохранительная деятельность и выполнение роли "третьей" стороны в конфликтах. Возникновение при выполнении контрактов непредвиденных обстоятельств требует вмешательства "третьей" стороны (суда) для создания гарантий против их оппортунистического использования сторонами контракта;

• производство общественных благ. Чистые общественные блага, производство которых сталкивается с проблемой безбилетника, требуют использования государством принуждения для финансирования их производства. Речь идет в первую очередь о таких общественных благах, как оборона, в меньшей степени – здравоохранение и образование. [2,179]

 

2 Типы государственного устройства

 

В политической культуре человечества можно выделить две основные цивилизационные формы правления: монархическую и республиканскую. Возможен и более широкий подход: подразделение государственного устройства и правления на авторитарно-тоталитарные и демократические.

 

2.1 Автократические государства

В автократических государствах большая часть населения не может оказывать влияния на ведение государственных дел. Субъект — глава государства — является источником и носителем суверенитета государственной власти. Население прямого правового участия в образовании государственных органов не принимает, либо это участие носит формальный характер и не оказывает существенного влияния на функционирование государственных институтов. Автократические формы государства характеризуются также жесткой централизованной властью, при которых местные органы являются лишь исполнителями воли высших органов. Круг вмешательства авторитарного государства в общественную жизнь ограничен, как правило, лишь политической сферой. [3,с. 70]

  Автократические политические системы чрезвычайно разнообразны. Это деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. К авторитарно-тоталитарной форме правления относится монархия, которая существует в наше время. Монархия являет такой способ правления, при котором верховная государственная власть юридически (номинально) принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Монархии бывают абсолютными, ограниченными, конституционными. Примеры последней - Великобритания, Дания и др. Монархиями (власть одного) являются около трети современных государств мира. Однако, в большинстве из них власть монарха ограничена конституцией и они мало чем отличаются от республик. Исключение могут составить абсолютные монархии Саудовской Аравии, Омана и Объединенных Арабских Эмиратов. [4,с.145]

 

2.2 Демократические государства

В демократической системе правления - народ является единственно легитимным источником власти. Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. Согласно выводам теоретиков, демократия представляет собой не просто народное правление, но и систему прав граждан. Нарушение этих прав ставит под сомнение демократичность правления. Вопрос о равенстве и эффективном участии в процессе принятия политических решений занимает в демократии центральное место. 

  К демократическим формам правления принадлежит республика. В ней все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Республиканское правление является основной формой организации государственной власти для большинства народов на современном этапе.

Республики могут быть как парламентскими, так и президентскими. Главным признаком президентской республики является отделение правительства от парламента. [3,с. 72]Президент и парламент избираются независимо друг от друга и парламент не имеет права свергнуть президента (исключение - уголовное преступление), а последний не располагает правом роспуска парламента. Президент является одновременно главой государства и исполнительной власти, самостоятельно формирующим правительство и контролирующим его деятельность. В то же время парламент (законодательный орган) имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопредложений. В президентской республике все три ветви власти уравновешены и взаимодействуют в рамках, определенных конституцией и другими законодательными актами. Классическим примером президентской республики можно рассматривать США.

Парламентская республика отличается от президентской наличием одной системы выборов, по результатам которых победившие партии формируют высший законодательный орган. Правительство создается парламентом и полностью перед ним ответственно. Парламент на основе большинства может свергнуть правительство и сформировать новое. Глава правительства - главный активный политический руководитель страны. Ему принадлежит главная роль в формировании политики и руководстве правительством. Парламентские республики менее распространены, чем президентские, и сегодня существуют в Италии, Германии, Австрии и других странах.

В политической науке выделяется также третья разновидность республик - президентские-парламентские или смешанная. При такой форме правления сильная президентская власть существует совместно с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Главной чертой такой формы республиканского устройства является двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. В смешанной форме президент и парламент избираются независимо друг от друга. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом роспуска парламента и правом вето на его решения. Президент назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров. Парламент контролирует деятельность правительства, утверждает ежегодный бюджет. [4,146] (Такая форма республики существует во Франции, Финляндии; по конституции 1993 г. Россия также является президентско-парламентской республикой.)

Информация о работе Автократические и демократические модели государства с точки зрения институционального подхода