Антимонопольного регулирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление особенностей антимонопольной политики в современной Беларуси.
Методы исследования: методы обобщений, анализа и синтеза, сравнительный анализ.
Исследования и разработки: в полной мере исследована нормативно-правовая база Республики Беларусь, касающаяся антимонопольного законодательства, частично исследовано антимонопольное законодательство США, разработана хронология развития антимонопольного регулирования в мировой экономике, на основе чего составлена таблица.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….5
1 Монополизм и необходимость антимонопольного регулирования в условиях перехода к рынку………………………………………………...…………..………7
Монополия: сущность, формы и виды………………………………..……..7
Необходимость государственного антимонопольного регулирования…………………………………………………….………….10
2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………………………………………….…………………12
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы………………………………………………12
Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой ………………………….….…………….14
Регулирование естественных монополий………………………………….18
3 Антимонопольная политика в Республике Беларусь……………….....……….21
Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………..….………21
Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики Республики Беларусь…………………………………………….…..……...25
Правовые вопросы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………………………..…..……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…..33

Файлы: 1 файл

мой курсач готов.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

          Кроме того, цены на товары и услуги естественных монополий являются важнейшей составляющей себестоимости продукции других отраслей (например, доля энергоресурсов в себестоимости промышленной продукции достигает 30 и более процентов). Поэтому рост цен на продукцию этих отраслей неизбежно приводит к росту цен на все товары и услуги (что в конечном итоге оплачивает рядовой потребитель) и делает их неконкурентоспособными на внешних рынках, включая рынок стран СНГ.

          Сложившаяся ситуация требует совершенствования механизма регулирования естественных монополий. Мировой опыт показывает, что функцию регулирования экономического поведения предприятий, относящихся к естественной монополии, функцию защиты интересов потребителей берет на себя государство в лице постоянно действующих вневедомственных комиссий. Так, в США существует несколько федеральных агентств, размещающихся в Вашингтоне, которые регулируют деятельность естественных монополий. Каждое агентство носит название независимой комиссии по регулированию и возглавляется пятью членами комиссии, назначаемыми президентом и утверждаемыми Конгрессом. Решение по вопросу регулирования цен принимается большинством голосов и не может быть отменено президентом или Конгрессом, а может быть пересмотрено лишь в судебном порядке.

          Подобным образом регулируется деятельность естественных монополий в Великобритании, Германии, Болгарии, Мексике, Румынии, Латвии и др. при имеющихся организационных различиях, деятельность органов по регулированию естественных монополий в разных странах направлена на координацию интересов хозяйствующих субъектов этих отраслей и общества, а также на защиту потребителей от возможных злоупотреблений монополистов. Такая деятельность основывается на объективных экономических принципах и не находится под политическим влиянием и контролем.

         Мировой опыт целесообразно использовать и в нашей республике. Для обеспечения балансов интересов монополистов и потребителей их продукции, установления экономически обоснованных и социально приемлемых цен и тарифов и в целях совершенствования действующего порядка регулирования монополий Антимонопольный комитет предлагает создать вневедомственные комиссии на республиканском и местном уровнях. На республиканском уровне целесообразно формирование четырех комиссий по регулированию деятельности предприятий топливно-энергетичесного комплекса, транспорта, связи, коммунального хозяйства.

         В состав таких комиссий, наряду с представителями производителей (заинтересованных министерств, хозяйствующих субъектов), должны войти представители организаций, представляющих интересы потребителей (БНПА, Госкомпрома, Общества защиты прав потребителей, союзов предпринимателей и арендаторов и др.). Предлагается также включить в состав этих комиссий специалистов Министерства экономики, финансов, Высшего хозяйственного суда, Госкомтруда, Департамента экономического контроля, профсоюзов.

          В целом регулирование естественных монополий должно базироваться на объективных экономических принципах, а также сочетании интересов потребителей товаров и услуг и их производителей. По моему мнению, главная цель государственного регулирования в том, чтобы в равной мере соблюсти баланс интересов хозяйствующих субъектов (производителей) и потребителей. Законодательство должно обеспечить, с одной стороны, доступность реализуемых субъектами естественных монополий товаров для потребителей, а с другой – эффективное, безубыточное, прибыльное функционирование самих субъектов естественных монополий. [16, с. 54-59]

Следует отметить, что естественная монополия - это довольно-таки устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли она изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества. Существует много споров о способах регулирования естественных монополий, и это понятно, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, ведь на самом деле система регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому, вероятнее всего, что методы государственного регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного рода перемены смогут удовлетворить всех, следовательно, этот вопрос будет одним из основных в поисковом плане, и интерес общества к нему никогда не угаснет. 

3 Антимонопольная  политика в Республике Беларусь

3. 1 Условия  становления, организация антимонопольного  регулирования в Республике Беларусь

Проблема монополизма  является актуальной не только для  стран с развитой рыночной экономикой, но и государств, которые переходят  от централизованно управляемой к рыночной экономике. Однако, следует иметь ввиду, что причины существования этой проблемы у них разные.

В Беларуси, как и в  других республиках бывшего СССР, монополизм имеет глубокие исторические корни. Основы монопольной структуры  производства и распределения были заложены в России еще до октября 1917 г. (в то время Беларусь входила в ее состав) и прямиком проследовали в социалистическую плановую экономику. Принцип монополизма был заложен в новую хозяйственную систему, названную впоследствии административно-командной. Считалось, что ленинский вывод о том, что монополия ведет к отрицательным последствиям для общества, к социализму не относится. Упрощенное понимание исторической тенденции к росту обобществления производства вело к тому, что преимущества общенародной собственности связались только с крупным и сверхкрупным производством.

В 1990 г. в промышленности Беларуси более 40% предприятий были единственными производителями  продукции отрасли, например Оршанский  льнокомбинат, Гомельский химический завод, Солигорский «Беларуськалий», МТЗ, ПО «Атлант» и др. В 1991 г. средний размер промышленного предприятия по числу занятых рабочих в 7 раз превышал западно-европейский, японский и южно-корейский уровни. Так, на одно предприятие в Беларуси приходилось в среднем 573 человека, в то время как в странах Западной Европы, Японии и Южной Корее – 80-90 человек.

Провозглашение перехода на рыночные отношения отнюдь не уничтожило монопольную структуру нашей  экономики. Наоборот, первые шаги в  сторону рыночной экономики сделали ее недостатки очевидными не только для хозяйствующих субъектов, но и для всего населения. [10]

Антимонопольное регулирование  в Республике Беларусь начало развиваться  с 1991 г., когда республика встала на путь формирования рыночных отношений. Его становление осуществлялось в условиях глубокого кризиса экономики и необходимости реализации комплекса мер по стратегически важным направлениям: трансформации отношений собственности, демонополизации экономики, развитию конкурентной среды. Необходимо было выделить и учесть причины высокого уровня монополизации экономики, решать проблемы, связанные с доминированием хозяйствующих субъектов на рынке не в силу успешного удовлетворения ими потребительского спроса, а в силу их недавнего положения как государственных монополий.

 [1, с. 266]

Для Республики Беларусь характерен монополизм особого рода – как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствие для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.

Сохранение монополизма  в Республике Беларусь обусловили следующие причины:

- высокий уровень концентрации производства (на среднем промышленном предприятии в республике по состоянию на 1 января 1997 г. было занято 486 чел., что в 6 раз больше, чем в странах Западной Европы; но это уже меньше, чем в 1990 г. – 1010 человек, в 1992 г. – 854 чел.;

-   не получившая развития диверсификация производства (отдельные виды продукции производятся на 1-4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70% всего выпуска);

-  ряд предприятий не сумел адаптироваться к новым правовым и экономическим условиям в соответствии с требованиями потребителей;

-    замедленные темпы приватизации;

-  отечественный малый и средний бизнес не составляют серьезной конкуренции государственным предприятиям-монополистам, особенно в сфере материального производства;

- смещение антимонопольного регулирования на периферию государственного регулирования;

-   нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;

-    ведомственные интересы отраслевых органов управления. [17, с 189]

Система и органы антимонопольного регулирования сформировались на фоне этих факторов, обусловивших высокий  уровень монополизации экономики  страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были: разработка и осуществление совместно с органами государственного управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности; контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Беларусь; содействие созданию конкурентной среды и развитию предпринимательства.

В сентябре 1994 г. Антимонопольный  комитет был преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций, подчиненное Совету Министров Республики Беларусь. Перед министерством в области антимонопольного регулирования ставились задачи: противодействие монополистической деятельности, развитие конкуренции; регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности. Для реализации всех перечисленных выше задач и положений министерство имеет в областях и г. Минске свои территориальные органы.

Согласно нормам Указа  Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию  антимонопольного регулирования и  развитию конкуренции» антимонопольными органами являются: Министерство экономики – на товарных рынках республики; структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие функции антимонопольного регулирования и контроля, – на товарных рынках областей (г. Минска). [8]

В развитии антимонопольного законодательства Беларуси целесообразно  выделить три основных этапа [прил. Б]. Становление института антимонопольного регулирования в Республике Беларусь началось в 1992 г. с принятия закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», в который уже несколько раз (в 2000, 2002, 2008, 2010, 2011 гг.) вносились изменения и дополнения. [15]

Принятие в 1992 г. антимонопольного закона явилось революционным новшеством для постсоциалистической Беларуси, которая тогда еще не была готова в силу ряда объективных причин иметь широкую практику его применения. Этот законодательный акт свидетельствовал о начале качественных, во многом рыночных, преобразований белорусской экономики.

В 2000-2004 гг., когда стало понятно, что радикальные рыночные преобразования не станут основной линией развития экономики, изменения в законодательстве были направлены на проведение более жесткой политики по отношению к субъектам хозяйствования, имеющим возможность устанавливать монопольные цены. Законодательно определены виды монопольных цен и формы ценовых соглашений, сформирован реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, регламентирована организация проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

Период с 2006 г. по настоящее  время можно назвать третьим  этапом развития антимонопольного регулирования. В нем еще очевиднее стал регламентирующий аспект антимонопольного законодательства: установлены основные виды нарушений  и введен перечень мер, принимаемых антимонопольными органами по отношению к субъектам хозяйствования, нарушившим законодательство. [11]

В соответствии с законом  в Республике Беларусь предусматривается  государственный контроль за:

1) созданием, реорганизацией  и ликвидацией хозяйствующих субъектов;    

2) сделками с акциями,  имущественными паевыми взносами  в имущество кооперативов, долями  в уставных фондах хозяйствующих  субъектов. 

По законодательству Республики Беларусь контролю подвергается любое объединение хозяйствующих субъектов. Причем понятные и точные критерии, устанавливающие случаи согласия антимонопольных органов на создание объединения, отсутствуют. Законодательство не разграничивает объединения по видам и типам, одинаково действует как в случае объединения юридических лиц, так и при договорных отношениях хозяйствующих субъектов. Не учитывается тот факт, что разные объединения приводят к различным правовым и экономическим последствиям.

        Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой данного контроля являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.

Информация о работе Антимонопольного регулирования в РБ