Антимонопольного регулирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление особенностей антимонопольной политики в современной Беларуси.
Методы исследования: методы обобщений, анализа и синтеза, сравнительный анализ.
Исследования и разработки: в полной мере исследована нормативно-правовая база Республики Беларусь, касающаяся антимонопольного законодательства, частично исследовано антимонопольное законодательство США, разработана хронология развития антимонопольного регулирования в мировой экономике, на основе чего составлена таблица.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….5
1 Монополизм и необходимость антимонопольного регулирования в условиях перехода к рынку………………………………………………...…………..………7
Монополия: сущность, формы и виды………………………………..……..7
Необходимость государственного антимонопольного регулирования…………………………………………………….………….10
2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………………………………………….…………………12
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы………………………………………………12
Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой ………………………….….…………….14
Регулирование естественных монополий………………………………….18
3 Антимонопольная политика в Республике Беларусь……………….....……….21
Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………..….………21
Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики Республики Беларусь…………………………………………….…..……...25
Правовые вопросы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………………………..…..……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…..33

Файлы: 1 файл

мой курсач готов.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Изучение теории, анализ тенденций, форм и результатов экономической концентрации на зарубежных товарных рынках приводит к выводу о необходимости совершенствования антимонопольного контроля экономической концентрации в Республике Беларусь. В связи с этим представляется целесообразным:

  1. уточнить в действующем законе « О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» основные понятия и конкретизировать нормы создания (реорганизации) объединений, слияний, присоединений и других действий, направленных на концентрацию капитала;
  2. для повышения эффективности антимонопольного контроля определить критерии его применения, установить пороговые значения, при превышении которых сделка требует предварительного согласования;
  3. определить поведенческие условия сделки и последующего контроля.
  4. выделить при предварительном анализе комплекс показателей, в наибольшей степени способных повлиять на решение о совершении сделки (уровень концентрации в других регионах, в мире; уровень цен и потенциальной конкуренции; конкурентоспособность товара);
  5. сформировать статистическую базу наблюдений для оценки показателей экономической концентрации на товарных рынках в республике и разработать механизм постоянного мониторинга. [12]

Обобщая сказанное, следует  подчеркнуть, что в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакета антимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых и следует направить антимонопольное регулирование. Необходимо разработать Кодекс экономического поведения контрагентов (Кодекс чести), доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных), предусматривающих коренную перестройку отношений собственности, производства, обмена и управления.

В отечественной экономике  до настоящего времени остается прежней  природа формирования монопольных  структур, т.е. они создаются не в  результате естественных процессов  концентрации капиталов, свободного их перелива в условиях конкуренции  на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         В процессе данной работы нам удалось определить следующее:

         1. Свободная конкуренция обусловила концентрацию производства, приведшую не к появлению, а к господству рыночных монополий. Наиболее распространенными их видами являются чистая, естественная, экономическая и административная. Классическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые в модернизированном виде существуют и в настоящее время. Необходимое равновесие между монополией и конкуренцией в рыночной экономике обеспечивает антимонопольное регулирование, которое осуществляется государством.

2. Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции. Американская модель действует, помимо США, в Канаде, Японии, Аргентине. Применительно к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий:

  1. их прибыли сокращаются за счет высоких налогов.
  2. устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях).
  3. устанавливается государственная собственность на монополии.
  4. осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей.
  5. государство проводит специальную антитрестовскую политику

           Европейская модель антимонопольного законодательства направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечение контроля за монополиями. Нормы о недобросовестной конкуренции выделены в европейской модели в самостоятельную отрасль. Эту модель применяют Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран Западной Европы.

           3. Антимонопольная служба Республики Беларуси еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночных отношений.

           Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой доле от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

            Можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775с.
  2. Астапов, К. О государственном регулировании естественных монополий / К. Астапов // Общество и экономика. – 2003. № 4-5. – С. 274-287.
  3. Балацкий, Е. Недостатки антимонопольного регулирования/ Е. Балацкий // Экономист. – 2003. №5. – С.48.
  4. Ахрамчук, А.Н. Рыночная экономика и антимонопольное законодательство Беларуси / А.Н. Ахрамчук, В.А. Гюрджан [и др.]; под общ. ред. А.Н. Ахрамчук. – Минск: Право и экономика, 1994. – 116с.

          5      Веленто, И.И., Казанцев, Е.Ю. Правовые вопросы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь / И.И. Веленто, Е.Ю. Казанцев.// Весник ГрГУ, Ссрия 1. – 2005. - №4. – С.86-91.

    1.      Власов, Г.Н. Государственное регулирование экономики: учебник Г.Н. Власов, А.М. Желтова. - 1998,
  1. Волконский, В.А. О роли монополизма в современной экономике / В.А. Волконский, Т.И. Корягина // Банковское дело. – 2005. - №2. – С.4-14.
  1. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь[Электронный ресурс] – М., 2012. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/antitrust/national-competition-policy-in-the-rb Дата доступа: 07.11.2012.
  2. Качалин, В.В. Международные аспекты антимонопольного регулирования / В.В. Качалин // МЭиМО. – 2006. - №2. – С.49-56.
  3. Константинов, С.А. Антимонопольное законодательство и регулирование: Лекция / С.А. Константинов. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2004. - 20с.
  4. Кравец, Л.М. Антимонопольное регулирование: анализ зарубежного опыта / Л.М. Кравец // Вестник БГЭУ. – 2008. - №6. – С. 17-25.
  5. Макаревич, Н. И. Антимонопольный контроль экономической концентрации / Н. И.Макаревич // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2006. - №1. – С.46-57.
  6. Макконнелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. Т.2 / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – Баку, изд. «Азербайджан», 1992. – 400с.
  7. Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс: Пер. с англ. / Н.Г. Мэнкью. - 2-е изд., сокращ. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 496 с.
  8. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. №2034-xii / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - №8, 2/139; 2002. - №138, 2/903; 2008. - №14, 2/1414.
  9. Рыночная экономика и антимонопольное законодательство Беларуси / А.Н. Ахрамчук, В.А. Гюрджан [и др.]; под общ. ред. А.Н. Ахрамчук. – Минск: Право и экономика, 1994. – 116с.
  10. Санько, Г.Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике / Г.Г. Санько // Бел. эконом. журнал. - 1999. - №2. - С.100-111.
  11. Хиль, М. Правовое регулирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и других государствах - членах ЕврАзЭС / М. Хиль // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2006. - N 5. - С. 34-44.
  12. Шимов, В.Н. Экономика РБ на рубеже столетий: итоги, тенденции, направления развития / В.Н. Шимов // Бел. эконом. журнал. - 2001. - №1. – С. 4-21.
  13. Юданов, А.Ю. Конкуренция. Теория и практика / А.Ю. Юданов. – Москва: Тандем.гном-пресс, 1998. – 384 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А. 1 - Этапы развития антимонопольного регулирования в мировой экономике

Этапы

Временной интервал

Основные законодательные акты

Характеристика

I

Конец XIX в.

Закон Шермана (США), 1890 г.

Начало законодательного ограничения монополистического поведения на рынках. Запрет трестов и практики монополизации торговли между штатами.

II

1900 – 1950 гг.

Закон Клейтона (США) – 1914 г., Закон  о Федеральной торговой комиссии (США) – 1914 г., Закон Робинсона-Патмэна (США) – 1936 г., Закон Селлера-Кефовера (США) – 1950 г.

Окончательное формирование антитрестового законодательства США. Акцент на поддержку  конкурентной ситуации в целом, запрет ценовой дискриминации.

III

1950 – 1970 гг.

Законы о конкуренции во всех странах Западной Европы, Японии; Римская  конвенция, предполагающая единую политику ЕС в области конкуренции

Формирование антимонопольного законодательства в Европе и в мире по подобию законодательства США

IV

1970 – 1990 гг.

Активизация принятия поправок в антимонопольные законы о конкуренции

Либерализация антимонопольного законодательства вслед за либерализацией экономических моделей. Становление трех систем антимонопольного регулирования: американской, европейской, японской.

V

С 1990 г. по настоящее время

Формирование антимонопольного законодательства в 100 странах , в том числе в России и в бывших социалистических государствах. Установление комплексных правил международной торговли в связи с созданием в 1995 г. ВТО.

Глобализация мирохозяйственных связей и становление международной системы регулирования конкуренции. Отход от использования методов деконцентрации олигополистического рынка в качестве инструмента антимонопольной политики.


 

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица Б. 1 - Этапы развития антимонопольного регулирования в Республике Беларусь

Этапы

Временной интервал

Основные законодательные  акты

Характеристика

I

Начало 90-х гг. XX в.

Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г., №2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» ( изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 2 декабря 2002 г., №154-з; Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г., №317-з )

Определены организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

II

2000 – 2004 гг.

Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г. №9 «Об утверждении инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах» ( изменения и дополнения: Постановление Министерства экономики от 5 июня 2002 г., №11; Постановление Министерства экономики от 30 декабря 2004 г., №275 )

Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г., №10 «Об утверждении инструкции по выявлению монопольных цен» ( изменения и дополнения: Постановление Министерства экономики от 4 декабря 2002 г., №262; Постановление Министерства от 30 декабря 2004 г., №275)

Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000 г., №13 «Об утверждении положения о государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках» (изменения и дополнения: Постановление Министерства экономики от 28 октября 2002 г., №238; Постановление Министерства экономики от 29 апреля 2003 г.. №98; Постановление Министерства экономики от 30 декабря 2004 г., № 275; Постановление Министерства экономики от 3 января 2006 г., №1)

Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 15 января 2001 г. «Об утверждении правил проведения государственного антимонопольного контроля за соблюдением требований ст. 12 закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (изменения и дополнения: Постановление Министерства экономики от 4 декабря 2002 г., № 263; Постановление Министерства экономики от 30 декабря 2004 г., №275; Постановление Министерства экономики от 20 апреля 2006 г.. №70

Постановление Министерства экономики  Республики Беларусь от 25 июля 2002 г.. № 116 «Об утверждении положения  о порядке согласования условий  преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к унитарной собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества» (изменения и дополнения: Постановление Министерства экономики от 30 декабря 2004 г., №275)

Постановление Министерства экономики  Республики Беларусь от 25 июля 2002 г., № 161 «Об утверждении положений  о порядке согласования условий  преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к унитарной собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества» (изменения и дополнения: Постановление Министерства экономики от 30 декабря 2004 г., №275)

Постановление Министерства экономики  Республики Беларусь от 17 октября 2002 г., №229 «Об утверждении инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь» (изменения и дополнения: Постановление Министерства экономики от 30 декабря 2004 г., № 275)

Определены типы и формы ценовых  соглашений между хозяйствующими субъектами, последовательность проведения анализа по их выявлению

 

 

Установлены виды монопольных цен, приведены их признаки и способы  выявления

 

 

 

 

Определены цель формирования и  ведения реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, его структура в порядок утверждения. Указаны основания для включения хозяйствующего субъекта в реестр и исключения из него

 

Указаны инициаторы проверок соблюдения антимонопольного законодательства, основные этапы организации проверок и их содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Определены объекты контроля, порядок  подачи и рассмотрения ходатайств на получение согласия на совершение сделки, перечень документов, предоставляемых в антимонопольные органы

 

 

Установлен перечень документов, предоставляемых хозяйствующими субъектами в антимонопольные органы, порядок их рассмотрения и выдачи решения

 

 

 

 

Определены основные понятия товарного рынка, критерии взаимозаменяемости товаров, установлена количественная оценка доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке

III

С 2006 г. по настоящее время

Постановление Министерства экономики  Республики Беларусь от 10 апреля 2006 г., № 57 «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения вопросов (заявлений) об установлении соответствий, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству»

 

 

Постановление Министерства экономики  Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г., №60 «Об утверждении инструкции о  применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства»

 

 

 

 

Постановление Министерства экономики  Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г., №61 «Об утверждении инструкции о  рассмотрении заявлений (обращений) о  нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции»

Определен порядок подачи и рассмотрения заявлений об установлении соответствия антимонопольному законодательству соглашений, ограничивающих конкуренцию

Установлены основания для рассмотрения случаев нарушения антимонопольного законодательства, основные виды нарушений и перечень мер, принимаемых антимонопольными органами

Установлен порядок подачи, рассмотрения заявлений о нарушении антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции и принятия решений по ним


 

Примечание – Источник: [11, c. 19 - 20]

 

 

 


Информация о работе Антимонопольного регулирования в РБ