Антимонопольного регулирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление особенностей антимонопольной политики в современной Беларуси.
Методы исследования: методы обобщений, анализа и синтеза, сравнительный анализ.
Исследования и разработки: в полной мере исследована нормативно-правовая база Республики Беларусь, касающаяся антимонопольного законодательства, частично исследовано антимонопольное законодательство США, разработана хронология развития антимонопольного регулирования в мировой экономике, на основе чего составлена таблица.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….5
1 Монополизм и необходимость антимонопольного регулирования в условиях перехода к рынку………………………………………………...…………..………7
Монополия: сущность, формы и виды………………………………..……..7
Необходимость государственного антимонопольного регулирования…………………………………………………….………….10
2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………………………………………….…………………12
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы………………………………………………12
Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой ………………………….….…………….14
Регулирование естественных монополий………………………………….18
3 Антимонопольная политика в Республике Беларусь……………….....……….21
Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………..….………21
Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики Республики Беларусь…………………………………………….…..……...25
Правовые вопросы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………………………..…..……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…..33

Файлы: 1 файл

мой курсач готов.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

К концу XIX в. в США обострились злоупотребления и противоконкурентное поведение на рынке, особенно корпораций-гигантов, что выражалось в ограничении свободы торговли, использовании незаконным методов борьбы с соперниками: искусственно занижались цены, вёлся промышленный шпионаж, заключались корпоративные, а также незаконные соглашения с государственными чиновниками и т.д.

Такое нерегулируемое поведение на рынке затрагивало интересы всего общества и вызывало массовое недовольство. Возникла объективная необходимость государственного вмешательства. Требовалось принятие законодательных актов, запрещающих ограничивающие свободу торговли действия и направленных на поддержание и развитие конкуренции. Государством были предприняты меры для разрешения сложившейся ситуации как организационного, так и законодательного характера. Краеугольным камнем антимонопольного регулирования в США стал закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 году. Закон Шермана, по оценке самого автора, основан на юридических принципах общего американского права. Его цель – прекратить или не допустить монопольную власть и контроль за рынком.

Но принятие закона Шермана  не решало ряда вопросов, требовалось дальнейшее совершенствование и развитие принятых законодательных актов. В 1914 г. Конгресс США принял закон Клейтона, усиливавший положения закона Шермана и, в отличие от него, делавший упор на поддержание конкурентной среды. Действия, ослабляющие конкуренцию, были провозглашены незаконными. К ним относились ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты, которые были причинами ослабления конкуренции.

Принятие закона Клейтона позволило антимонопольным органам  США отслеживать горизонтальные, вертикальные и конгломератные слияния  и поглощения, проводить превентивную антимонопольную политику, снизить  вероятность возникновения ситуаций, требующих принятия крайних мер, в том числе реформирования компаний.

В 1914 г. Конгрессом США  был принят еще один очень важный закон – «О Федеральной торговой комиссии», направленный на предотвращение и пресечение недобросовестных методов  конкуренции и установление контроля за коммерческой этикой компаний. Созданный на основе этого закона орган – Федеральная торговая комиссия – наделялся широкими правами и был уполномочен: издавать инструкции и правила регулирования торговли, запретительные предписания; осуществлять контроль за деятельностью любой компании и при необходимости расследовать ее действия.

Закон Робинсона–Пэтмана, принятый в 1936 г., запретил ограничительную деловую практику в области торговли – так называемые «ножницы цен», ценовую дискриминацию. Это было вызвано участившимися продажами одного и того же товара различными группами потребителей по разным ценам, хотя не изменялись издержки производства.

В 1938 г. была принята поправка Уилера – Ли к закону «О Федеральной торговой комиссии». Она расширила права Федеральной торговой комиссии в отношении компаний, наносящих вред не только конкурентам, но и потребителям и обществу в целом, а также в отношении ложной или вводящей в заблуждении рекламы и искаженной информации о качестве продуктов.

В 1950 г. в закон Клейтона была внесена важная поправка, ограничившая горизонтальные слияния и поглощения компаний. Поправка Селлера – Кефовера запрещала одной фирме приобретать, кроме акций, активы другой фирмы, если в результате происходило ослабление конкуренции. В соответствии с данной поправкой закон получил название закона Селлера – Кефовера.

Антимонопольное регулирование  в США имеет динамичный характер, корректируется с учетом изменяющихся хозяйственных и социальных условий  развития страны. Антимонопольное законодательство США дает возможность государству регулировать деятельность и соглашения фирм и компаний, способных действовать антиконкурентно. В современных условиях можно выделить два направления антитрестовского законодательства США:

- против действий, противозаконных по своей сути;

- против действий, законность которых определяется правилом разумности.

В рамках первого направления  достаточно наличия факта незаконных действий или соглашений, подрывающих  конкуренцию, чтобы вина компании (фирмы) была доказана. В США противозаконными по своей сути действиями компаний являются:

- горизонтальное фиксирование цен;

- горизонтальный сговор о цене рынка;

- групповой бойкот (согласованный отказ торговать);

- договоренность о взаимных продажах и закупках;

- связанные продажи (продажа только в ассортименте, установленном поставщиком).

По второму направлению, согласно правилу разумности, все  действия и соглашения, способные  оказать как анти-, так и проконкурентное  воздействие, должны подвергаться тщательному анализу для выяснения их истинных мотивов и целей. В зависимости от того, превалируют аспекты «за» или «против», принимается решение.

Глубокие качественные изменения, произошедшие в мировом  хозяйстве в 80-х – начале 90-х  гг., повлекли за собой либерализацию антимонопольного регулирования в США. [11]

Антимонопольное регулирование в западноевропейских странах основано на принципе свободной конкуренции, являющемся основой успешного функционирования экономики, всемерного развертывания предпринимательской инициативы и удовлетворения интересов широких масс потребителей. Антимонопольное регулирование в каждой стране формировалось с учетом специфики национальной экономики, а основы общеевропейского законодательства были заложены в 1957 г. Римским договором в связи с образованием общеевропейского рынка.

Особое, доминирующее положение  на рынке отдельных предприятий  в европейских странах рассматривается  как антиконкурентный фактор и служит сигналом для повышения внимания к их деятельности со стороны государства. За этими предприятиями устанавливается контроль, они обязаны предоставлять специальным органам сведения о хозяйственной и коммерческой деятельности. Вторым фактором являются соглашения, т.е. скоординированные действия предприятий, основанные не на юридическом договоре, а на сговоре.

Общеевропейское антимонопольное регулирование основано на двух принципах: запрещение монополий, контроль и регулирование деятельности монополий.

Согласно первому принципу, создание объединений, стремящихся занять монопольное положение на рынке, рассматривается как незаконная акция. Согласно второму принципу, создание монополий и монопольные соглашения запрещаются, если они нарушают нормативно установленные условия свободы конкуренции. Если же нарушений нет, то они не исключаются. В национальных системах европейских государств предпочтение могут отдаваться тому либо другому принципу (например, в ФРГ – первому, во Франции – второму), некоторые страны при разработке законодательных мер используют опыт США. Однако в большинстве европейских стран основой антимонопольного регулирования служит второй принцип.

Общеевропейское антимонопольное  право, по сравнению с национальными, отличается более мягкими нормами. Оно направлено против злоупотребителей, способных повлиять на эффективность  торговли между европейскими странами и создать помехи образованию единого рынка товаров и услуг. Национальное и общеевропейское право способствует укреплению малого и среднего бизнеса, поддержанию на должном уровне конкуренции, развитию и совершенствованию процесса производства, особо выделяют охрану интересов потребителей.

Антимонопольное регулирование в восточноевропейских странах стало развиваться в начале 90-х гг.: в 1990 г. в Польше был принят Закон «О противодействии монопольной практике», в 1990 г. в Венгрии – Закон «О запрещении недобросовестной рыночной практики», в 1991 г. в ЧСФР – Закон «О защите конкуренции». Антимонопольная политика восточноевропейских стран была направлена на решение двух важнейших проблем:

- ликвидацию монопольного положения отдельных монопольных                   производителей на рынке;

- ограничение и пресечение монополистической деятельности.

Целью антимонопольного регулирования в восточноевропейских  странах является защита и поощрение  конкуренции. Становление и развитие антимонопольного регулирования в этих странах происходит в условиях радикальных экономических реформ, сохраняющегося, а иногда и усиливающегося монопольного положения многих предприятий, жесткого ограничения сферы монополистической деятельности, формирования и развития рыночных отношений, а также демонополизации экономики.

Законодательные акты восточноевропейских  стран структурно схожи: их основные положения сконцентрированы на межфирменных отношениях, деятельности доминирующих компаний, слияниях и организационных структурных изменениях. Есть и отличия. В законах отдельных стран выделены положения о недобросовестной конкуренции, принудительном разукрупнении монополистических компаний. По духу и содержанию законы восточноевропейских стран близки к законам о конкуренции Европейского сообщества.

Проанализировав зарубежный опыт, мною была составлена таблица [прил.А], в которой представлена хронология развития антимонопольного регулирования в мировой экономике. Выделение этапов его становления позволяет выявить основную закономерность – от строгого запрета монополий до принципиально новых экономических и юридических подходов к поддержке конкурентного рынка. [1, с. 256-258]

 

2. 3 Регулирование естественных монополий

         Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на них неэластичный.

       Отличительная особенность естественной монополии в том, что ей обладают субъекты, имеющие в своем распоряжении свободно невоспроизводимые элементы производства и инфраструктуры. К примеру, редкие металлы, электроэнергия, железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс. В сферах, где нецелесообразно строить такие же предприятия, и одна фирма способна обеспечить весь рынок товаром (издержки на производство у нее очень низкие), появляется естественная монополия.

        Надо отметить, что наряду с положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную цену. [2]

Сферами деятельности субъектов  естественных монополий в Республике Беларусь признаются:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

-   передача и распределение электрической и тепловой энергии;

-   централизованное водоснабжение и водоотведение;

-   услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

-   услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

-  услуги транспортных терминалов, аэропортов;

-  обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением. [15]

           Особенность этих отраслей заключается в том, что с одной стороны, их товарами и услугами пользуются широкий круг потребителей, а с другой – они практически не подвержены рыночному регулированию. Невозможность и нецелесообразность конкуренции в сфере естественной монополии, а также первостепенное значение деятельности предприятий этих отраслей для жизнеобеспечения населения, требуют особых подходов к их регулированию.       Нельзя путать функции антимонопольных органов и деятельность органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий.

          Функция государственного регулирования естественных монополий   возложена на Министерство экономики, Департамент цен, отраслевые министерства, государственные концерны, облисполкомы и Минский горисполком. Общий порядок регулирования уровня цен на отдельные товары и тарифов на услуги установлен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 1992 г. №207 «О предельных уровнях цен на отдельные товары и тарифов на услуги», последующими постановлениями и распоряжениями Правительства по данному вопросу. [10]

         Сложившийся порядок отраслевого регулирования цен на товары и услуги естественных монополий является причиной их роста. Такое регулирование приводит к отсутствию заинтересованности предприятий в снижении себестоимости продукции, расширении ее выпуска и повышении ее качества, а несовершенство методов калькулирования – к включению в себестоимость затрат, не связанных с производством и реализацией продукции. В условиях инфляции под предлогом роста издержек монополии превышают цены непропорционально затратам, обеспечивая себе относительно высокие прибыли или, чаще всего, покрывая нерациональное хозяйствование.

Информация о работе Антимонопольного регулирования в РБ