Антимонопольного регулирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление особенностей антимонопольной политики в современной Беларуси.
Методы исследования: методы обобщений, анализа и синтеза, сравнительный анализ.
Исследования и разработки: в полной мере исследована нормативно-правовая база Республики Беларусь, касающаяся антимонопольного законодательства, частично исследовано антимонопольное законодательство США, разработана хронология развития антимонопольного регулирования в мировой экономике, на основе чего составлена таблица.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….5
1 Монополизм и необходимость антимонопольного регулирования в условиях перехода к рынку………………………………………………...…………..………7
Монополия: сущность, формы и виды………………………………..……..7
Необходимость государственного антимонопольного регулирования…………………………………………………….………….10
2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………………………………………….…………………12
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы………………………………………………12
Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой ………………………….….…………….14
Регулирование естественных монополий………………………………….18
3 Антимонопольная политика в Республике Беларусь……………….....……….21
Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………..….………21
Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики Республики Беларусь…………………………………………….…..……...25
Правовые вопросы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………………………..…..……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…..33

Файлы: 1 файл

мой курсач готов.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Второй важный момент – методика определения уровня концентрации производства. Экономической наукой предложен ряд показателей для  оценки экономической концентрации рынка. В международной практике используются, как правило, следующие основные количественные показатели концентрации:

          - коэффициент рыночной концентрации (СК) – доля крупнейших продавцов рынка, которая может исчисляться по объему продаж, численности занятых, величине активов или добавленной стоимости хозяйствующих субъектов. Показатель обязателен для статистического мониторинга состояния рынка в большинстве развитых стран мира. Антимонопольные органы Беларуси фиксируют уровень концентрации производства по СК по 3-м, 4-м, 6-ти, 8-ми ведущим предприятиям.

           - коэффициент Харфиндела – Хиршмана(HHI). Он характеризует уровень монополизации рынка с помощью суммы квадратов долей его участников. Для конкурентного рынка HHI стремится к нулю, а при монопольном рынке – к 10 000.

 Летом 2012 года Министерство экономики Беларуси обновило государственный реестр хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение на рынках товаров. Согласно внесенным изменениям, монополистами в своих отраслях признаны 163 предприятия. В черной металлургии монополистами признаны 11 предприятий, в частности «Белцветмет», Белорусский металлургический завод, региональные представительства объединения «Белвторчермет». В химической отрасли оказалось 19 предприятий-монополистов: «Беларуськалий», «Нафтан», Мозырский НПЗ, «Гродно Азот», «Белшина» и некоторые заводы по производству химволокна. Наибольшее количество заводов и предприятий-монополистов представлены в машиностроении и металлообработке, среди них МАЗ, «Белкоммунмаш», МТЗ, «Мотовело», «Амкодор», «Атлант», «Витязь», «Горизонт» - всего 52 предприятия. 13 монополистов работают в сфере производства стройматериалов (три цементных завода Беларуси, заводы по производству железобетона, «Керамин» и другие). В лесной, деревообрабатывающей, стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности насчитывается три монополиста, в пищевой промышленности их 20. Остальные предприятия являются монополистами в других областях, среди них такие как «Велком», «МТС», «Беларусбанк», «Белгосстрах», «Белпочта», «Белтелеком» и некоторые другие. [8]

Однако проблема регулирования  процессов экономической концентрации в Республике Беларусь до настоящего времени не получила глубокой теоретической  проработки. В стране рассчитывается и анализируется только показатель рыночной концентрации, чего явно недостаточно для отслеживания тенденций изменения рынка и его антимонопольного регулирования. Проблема здесь кроется, прежде всего, в недостаточности информации, предоставляемой официальной статистикой. Так, отсутствуют данные о потенциальных конкурентах, уровне концентрации капитала, объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики.

          Таким образом, проблеме становления института антимонопольного регулирования в Республике Беларусь уделяется большое внимание, и в целом оно отражает развивающиеся в стране экономические процессы. Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей.

Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Дальнейшего развития и разработки требует методологическая база по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.

В целом система антимонопольного регулирования в Республике Беларусь находится пока в стадии становления и требует совершенствования.

 

 

 

3. 2 Антимонопольная  политика и меры по демонополизации  экономики Республики Беларусь

Основными направлениями  государственной антимонопольной  политики Республики Беларусь на современном  этапе являются:

     -      совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля деятельности монополий, включая естественные и государственные монополии;

     -    противодействие созданию новых монопольных образований;

     -     содействие развитию конкуренции на рынках с монополистической и олигополистической структурой;

     - демонополизация деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, в том числе в процессе приватизации, и формирование внутри отраслевой конкуренции;

     - создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных.

Реализация первого  из названных направлений осуществляется на основе дифференцированного подхода  к монополиям, с учетом их роли в  народном хозяйстве, финансового состояния, поведения на рынке, экспортного  потенциала. Для противодействия  созданию новых монопольных образований проводится экспертиза проектов создания новых интеграционных структур (концернов, холдингов, финансово-промышленных групп и т.п.). Устранение организационных и экономических барьеров вхождения на рынок, предоставление временных преференций – таковы основные пути создания благоприятных условий для проникновения на монополизированные рынки с низким коэффициентом концентрации новых производителей, в том числе и зарубежных.

Однако важнейшей проблемой  антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе остается демонополизация. Монопольная сущность экономической системы делает невозможным формирование конкурентной среды. Государственное воздействие на экономику способно преодолеть и сам монополизм, и порождающие его причины, и негативные последствия монополизма. В условиях национальной экономики Беларуси переходного к рынку периода со стороны государства требуется комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства и управления, разукрупнение хозяйствующих субъектов, формирование конкурентных рынков по большинству видов товаров и услуг. Демонополизация экономики направлена, прежде всего, на изменение монопольной структуры рынков, создание правовых и экономических условий для входа на рынки новых товаропроизводителей, на развитие конкуренции.

Цель демонополизации – формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках; устранение монополистических структур; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам.

Демонополизация является длительным процессом создания условий для развития конкуренции. Она многопланова и включает в себя:

-     снижение чрезмерной концентрации производства;

-     устранение экономических и административных барьеров для развития свободного предпринимательства;

-    создание новых возможностей хозяйствования и выхода на рынок новых конкурирующих структур;

-   совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области антимонопольного регулирования и др. [1, с. 273]

Основной формой реализации государственной антимонопольной  политики Республики Беларусь и содействия развитию конкуренции является программирование – разработка программ по демонополизации народного хозяйства. В этих программах отражены цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации экономики Республики Беларусь в условиях переходного к рынку периода. За период с 1991 по 1999 г. в Республике были разработаны три программы: Комплексная программа демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь (1993 г.), Программа демонополизации Республики Беларусь на 1996-1997 гг., Программа демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 1998-1999 годы. [16, с. 94]

В результате реализации двух первых программ наметились позитивные тенденции в преодолении монополизма  белорусской экономики. Улучшилось положение в сфере торговли и общественного питания, большинство действовавших на местных товарных рынках крупных торговых конгломератов было демонополизировано и коммерциализировано, многие государственные предприятия утратили монопольное положение на рынке оптовой торговли и т.д. Однако демонополизация экономики Республики Беларусь требует решения еще множества проблем. Усложняет ситуацию еще и то, что реализация мер антимонопольной политики с целью формирования конкурентной среды и перехода к эффективной экономике взаимосвязана с финансовой стабильностью, антиинфляционными мерами, ценовой, инвестиционной и экспортно-импортной политикой.

Реализация комплекса  мер в области демонополизации  экономики Республики Беларусь позволяет  формировать полноценную конкурентную среду на товарных рынках республики.

11.03.2010 подписан Указ  Президента Республики Беларусь  № 149 «О внесении изменений  и дополнений в указы Президента  Республики Беларусь от 19 мая  1999 г. № 285 и от 23 октября 2006 г. № 631», предусматривающий выделение управлений антимонопольной и ценовой политики в самостоятельные структурные подразделения облисполкомов.

3. 3 Правовые вопросы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь

Благодаря своей значимости вопрос антимонопольного регулирования  всегда вызывал интерес ученых, причем как экономистов, так и правоведов. В нашей же стране эта проблема исследована не в достаточном объеме и существует еще целый ряд проблемных вопросов, которые ждут своего разрешения.

В Республике Беларусь основные функции в сфере антимонопольного регулирования возложены на Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, то есть на республиканский орган государственного управления и управления облисполкомов. В процессе своей деятельности соответствующие управления антимонопольной и ценовой политики при областных исполнительных комитетах составляют: 1) сводки, в которых отражается объем производства, объем реализации товаров на местных рынках, рентабельность предприятий; 2) справки проверки предприятий; 3) справки изучения по товарным рынкам; 4) справки проверки органов государственного управления по соблюдению антимонопольного законодательства; 5) другие сведения в пределах своей компетенции. В заключении каждой справки формулируются выводы и предложения (например, результаты проверки ОАО «Рембыттехника» г. Гродно привели к выводу, что данный субъект не занимает доминирующее положение на соответствующем рынке, и было вынесено предложение исключить его из Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках с 18 по 30 августа 2004 года). Следует отметить, что за первое полугодие 2012 года список белорусских монополистов сократился на 22 предприятия.

Непосредственная деятельность антимонопольного органа регламентируется группой ведомственных нормативно-правовых актов. В частности, среди них следует выделить Постановления Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г. №10 «Об утверждении инструкции по выявлению монопольных цен»; от 31 июля 2000 г. №14 «Об утверждении инструкции по организации и проведении проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках»; а также ряд постановлений Министерства экономики Республики Беларусь. [18]

Следует отметить, что  основу, своеобразное «ядро» антимонопольного законодательства Республики Беларусь составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции». Нельзя не отметить, что этот нормативный правовой акт хотя и претерпел значительные изменения с момента своего издания, но и по сей день остается не до конца проработанным и нуждается в некоторых поправках.

В первую очередь обращает на себя внимание необоснованно существенное отличие  понятий конкуренции и недобросовестной конкуренции. Как представляется, второе понятие является разновидностью первого, поэтому и в определении должно содержать общую с ним основу. В этой связи целесообразно изложить понятие недобросовестной конкуренции как состязательность хозяйствующих субъектов, действия которых причиняют ущерб деловой репутации конкурентов либо причиняют им убытки.

В 2011 Коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения по 10 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 4 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Следует также обратить внимание на законодательное определение  ключевого понятия «монополистическая деятельность». П.6 ст. 1 Закона «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции» помимо прочего, относит к ней действия (бездействия) государственных органов. Такая трактовка представляется ошибочной, в силу того, что само понятие монополиста может относиться только к хозяйствующему субъекту. Кроме того, в предложенном законодателем определении присутствует излишне дублирующие друг друга понятия (недопущение и устранение – формы ограничения). В этой связи под монополистической деятельностью следует понимать противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Помимо определения  основных понятий исследуемый закон  имеет еще ряд слабых мест. В  частности, ч. 3 ст. 6 данного закона закрепляет положение о том, что «… соглашения хозяйствующих субъектов … могут быть признаны правомерными антимонопольным органом,если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка или Республики Беларусь в целом …». Формулировка изучаемой нормы является не вполне корректной как минимум по двум причинам. Во-первых, презумпция невиновности распространяется как на физические, так и на юридические лица, а это означает, что хозяйствующие субъекты не должны доказывать что-либо до официального рассмотрения спора в суде. И в таком случае решение о правомерности или неправомерности их действий будет принимать именно суд, а не антимонопольный орган. Во-вторых, остается непонятным, какие качественные и количественные критерии использовать при сравнении эффекта действий хозяйствующих субъектов в социально-экономической сфере и последствий для товарного рынка и Республики Беларусь. В этой связи видится необходимым, во-первых, четко разъяснить в законе вышеназванные критерии. Во-вторых, отнести решение вопроса о правомерности действий хозяйствующих субъектов в конечном итоге к исключительной компетенции суда.

Информация о работе Антимонопольного регулирования в РБ