Антимонопольное регулирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоёв населения.
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА МОНОПОЛИЙ
1.1.Монополистическая конкуренция
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ МОНОПОЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1.Развитие монополий в России на современном этапе
2.2.Российские монополии и перспективы их развития
Глава 3 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ
3.1.Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию
3.2.Проблемы антимонопольного регулирования в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА МОНОПОЛИЙ
    1. Монополистическая конкуренция

 

  1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ МОНОПОЛИЗМА В                                                    СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    1. Развитие монополий в России на современном этапе
    2. Российские монополии и перспективы их развития

 

  1. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ
    1. Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию
    2. Проблемы антимонопольного регулирования в России

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоёв населения.

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка"1. Но здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

Поэтому на данном этапе  огромное значение имеет создание и  усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, осознание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Развитие антимонопольного  регулирования  очень актуально для российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Антимонопольное   регулирование   в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития   России.

Целью этой работы является изучение и обобщение зарубежного  опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетом особенностей российской экономики.

Исходя из цели, можно  выделить следующие задачи работы: изучить историю рассмотрения учеными вопроса монополий, рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке, сущность монополий, их виды и т.д., и, наконец, проследить динамику становления монополизма и антимонопольное регулирование в России. 

 

Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА МОНОПОЛИЙ

Монополия переводится  с греческого как «один продаю». Монополия – это форма несовершенной  конкуренции. В тех странах, которые  имеют длительный период развития рыночной экономики, проблемы функционирования крупных фирм возникали еще полтора века назад.

На рубеже XIX-XX веков  произошла широкомасштабная монополизация  рынка. Свободная конкуренция стала  исторически соответствовать периоду  классического капитализма. В наиболее полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в середине XIX века, когда монополии только зарождались, были очень непрочными и быстро распадались. Однако уже к концу XIX века прошла волна образования монопольных объединений, и на рубеже столетий монополии занимают доминирующее положение сначала – в тяжелой, а потом – в легкой и пищевой промышленности.

В современных условиях свободное рыночное соперничество  стало редким явлением. Например, в  западных странах это явление  можно наблюдать на рынке ценных бумаг и на рынке сельскохозяйственной продукции. Монополизация явилась закономерным следствием развития процессов концентрации (т.е. укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации (т.е. слияния мелких и средних предприятий в единое крупное) промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса .

Как и конкуренцию, монополии можно  классифицировать по различным основаниям. В зависимости от характера и  причин возникновения различают  следующие виды монополистических  объединений:

Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники и т.п.). Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства (например, метрополитен, электрическая связь, железнодорожные перевозки и т.п.).

В экономической литературе иногда те монополии, которые сознательно  поддерживаются, рассматривают особо и называют технологическими.

Искусственные монополии  – объединения, создаваемые в  целях получения монополистических  выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и  рынка сбыта какого-либо продукта. Искусственные монополии имели несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце ХХ века. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополистические объединения возникали в какой-либо одной отрасли. Появление избыточного капитала в одной отрасли и неспособного приносить высокую прибыль при-вело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбини-рованные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине ХХ века, когда на большинстве рынков объе-динения предпринимателей совместно или с помощью государства становят-ся либо основными покупателями, либо основными продавцами.

В экономической литературе иногда особо выделяют легальные  моно-полии, которые образуются на законном основании :

Патентная система –  удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и ис-ключительное право на их использование.

Авторские права –  закрепляет исключительное право авторов  на ис-пользование собственных произведений в любых формах и любыми спосо-бами.

Товарные знаки –  закрепляет исключительное право владельца товар-ного знака пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещает его использование другими лицами.

Современное процветание  разного рода монополий, возникновение  транснациональных корпораций свидетельствует  о том, что образование мо-нополий – закономерный процесс. Это объясняется тем, что сама конкурен-ция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

До перехода к рыночной экономике, конкуренции в России не было во-обще. Производство продукции распределял Совмин по крупным предпри-ятиям, и практически любое из них можно отнести к классической монопо-лии. Например, в автомобилестроении за каждым заводом был закреплен свой вид, или класс автомобилей. Разнообразие автомобилей было мини-мальным, и власти считали, что за счет этого государство экономит на не-нужных рекламных издержках, маркетинге и т.п. Конкуренция рассматрива-лась как непроизводительное расходование общественных средств .

 

1.1 Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция  — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной  конкуренции монополистическая  предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете «Известия», по физиологическим пьете «Нескафе». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Сникерс» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Сникерс» или «Колгейт», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья».

На рынке монополистической  конкуренции продукция может  быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности  рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической  власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать(или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому: сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.

Модель рынка монополистической  конкуренции описывает множество  реально существующих рынков. Его  характеристики достаточно точно соответствуют  большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях — это производства одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров).

На рынке потребительских товаров и услуг, хотя и существует множество продавцов, но они отличаются доступностью для покупателя, а также отличаются производимой ими продукцией. Вот такую ситуацию, когда между производителями существуют отличия, мы и будем рассматривать в этой главе.

Среди основных отличительных  черт монополистической конкуренции  мы можем выделить:

  1. Большое число производителей на рынке. Каждый из производителей является монополистом в своей нише.
  2. Дифференцированная продукция.
  3. Потребители обладают информацией не только о ценах разных производителей, но и качествах производимого ими товара.
  4. Производители также обладают информацией о ценах и объеме производства своих конкурентов, но мало используют эту информацию.
  5. Вход на рынок и выход с рынка свободен для производителей.
  6. На рынке могут присутствовать трансакционные издержки, затрудняющие потребителям доступ к продукции некоторых фирм и создающие географическую сегментацию рынка.
  7. Поскольку каждый производитель является монополистом в своей нише, он может самостоятельно устанавливать цену на свой товар (в отличие от рынка совершенной конкуренции.)
  8. Непосредственно конкурируют фирмы, находящиеся в наиболее близких рыночных нишах.

Однако монополистическая  конкуренция имеет не только отрицательные  стороны.Положительной чертой является многообразие видов одного и того же продукта, что помогает более полно удовлетворять потребности потребителя.

1 Смит Адам  Исследование о природе и причинах богатства народов.  — М.: Эксмо, 2007.


Информация о работе Антимонопольное регулирование в РФ