Антициклическая политика государства: сущность, задачи и направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выяснение теоретико-методических аспектов изучения антикризисной политики государства.
В процессе проработки темы курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
Определение сущности кризиса, его причин и влияния на экономику государства.
Изучение антикризисной политики государства по этапам и направлениям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Антициклическая политика государств……………………………….5
1.1 Теория цикличности экономики…………………………………………….5
1.2 Природа экономических циклов…………………………………………….8
1.3 Основные концепции антициклического регулирования экономики……13
1.4 Основные методы антициклического регулирования экономики………..15
Глава 2. Антициклическая политика России…………………………………..18
2.1 Инструменты антициклической политики экономики в РФ……………...18
2.2 Методы борьбы с кризисом 2008г., как элемент антициклической политики государства…………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

макроэкономика готовая курсовая.docx

— 104.04 Кб (Скачать файл)

 б) увеличение денежной массы  - кратковременное снижение процентных ставок - предприниматели, получая дешевый кредит, расширяют свой спрос на инвестиционные товары;      

 в) увеличение денежной массы - уменьшение процентной ставки - сбережения домохозяйств и фирм направляются не в банки, а на покупку акций - увеличение деловой активности, уменьшение безработицы.      

 В условиях     оживления  и подъема экономической конъюнктуры реализуется, наоборот, денежно-кредитная рестрикция (мера сугубо неоклассическая): сдерживание экономической жизни через политику «дорогих денег»: сжатие денежной массы, сокращение кредитных ресурсов банков, повышение процентных ставок. И здесь необходима осторожность: если при реализации политики «дешевых денег» нарастает опасность инфляции, то «дорогие деньги» усиливают опасность сокращения инвестиций, объема производства и роста безработицы.     

 Таким образом, антициклическое  регулирование есть комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент    колебаниям    экономической     конъюнктуры.    Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход делового цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз и непоследовательность их смены с точки зрения «чистой» теории. Главной целью государства при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не галопирующего темпа экономического роста. Конечно, существуют и особые цели:      

 а) для истощенной войнами,            административными методами

хозяйствования  экономической системы могут  быть желательны высокие темпы роста («экономическое чудо»), основанные главным образом на частной инициативе граждан;     

 б) для    экономики с высоко  насыщенными товарными рынками целесообразны «спокойные» темпы, когда рост обеспечивается за счет качественного внутреннего преобразования самой структуры этих темпов. При этом в некоторых отраслях протекает нулевой и даже отрицательный рост, в других же, передовых отраслях рост достигает 40 -70% в год (информатика), средний же рост может не выходить за пределы 1-2% в годовом исчислении.

 

 

 

1.4. Основные методы антициклического регулирования экономики.

Антициклическая регуляции экономики – сознательные и целенаправленные действия государства, а частично мощных корпораций и наднациональных  органов на промышленный цикл с целью  уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста

Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ходэкономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги.

Антициклическое регулирование осуществляется экономическими, правовыми и административными методами. К административно-правовым методам относятся изменение патентного законодательства, амортизационных правил (принятие соответствующих законов, принятия новых законов о налогах или поправок к действующим директивных документов центрального правительства.

В развитых странах антициклической  регуляции стало в послевоенный период одним из важных факторов ослабления глубины экономических кризисов, продление фазе оживления и подъема и соответственно, сокращение фаз кризиса и депрессии и других форм модификации экономического цикла. Этом оно неспособно преодолеть циклический характер производства, устранить важные противоречия общественного воспроизводства.

Со  стороны олигополий антициклической  регулирование осуществляется в  определенной степени через выработку  ими согласованной политики, выполнения государственных программ и др. Вместе их действия нередко противоречат политике государства в этой сфере. Наднациональные органы в странах ЕС осуществляют в значительной мере унифицированную промышленную, структурную, налоговую, амортизационную и другие формы политики, является важным фактором антициклического регулирования.

Во  время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема - на его сдерживание. Так, с целью ослабления “перегрева” экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции.

В условиях кризиса, наоборот, государственные  меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Со  временем, антициклическая направленность государственной политики, посредством  перестройки его форм и методов  сменилась антиинфляционной.

Инфляция  является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует  с циклическим движением экономики  и меняет механизм цикла. Это изменение  характеризуется уменьшением “чувствительности” цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам “управлять” таким путем кризисом. В результате в современных кризисахнаблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: тенденции повышения, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и тенденции понижения, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка.

Современное государство располагает целым  набором экономических инструментов, способных сдержать “перегрев” экономики или придать ускоряющие импульсы на фазе депрессии. В этих целях гибко используется налоговая система: повышая или понижая ставки налога на прибыль (на добавленную стоимость) можно контролировать деловую активность в определенных сферах деятельности. А используя систему льгот, можно осуществлять перенаправленное воздействие на конкретные группы предприятий.

В тех же целях используется кредитная  политика - понижая или повышая учетную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их на нет.

Большой вклад в развитие производства и  сглаживание цикличности вносит бюджетная политика государства. Так, финансирование за счет бюджета крупных программ развития (например, производственной инфраструктуры) создает общие предпосылки для развития бизнеса в необходимых обществу сферах деятельности.

Пример США показывает, какое влияние на экономику оказала существовавшая здесь в 60-е годы ХХ века крупномасштабная программа дорожного строительства, давшая толчок развитию связанных с этим отраслей, - автомобилестроению, металлургии, машиностроению (с полным основанием и законной гордостью американцы изображают на рекламных плакатах дороги с катящимся по ним долларом - как символ высокой прибыльности и экономического прогресса).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Антициклическая политика России.

 

2.1 Инструменты антициклической политики экономики в РФ.

 
Признаки

 
Неокейнсианство

 
Неоконсерватизм

 
Ориентация

 
на спрос

 
на предложение

 
Цели

 
Регулирование  хозяйства в целом (макроэкономика)

 
Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика)

 
Приоритеты регулирования 

 
1.Налогово-бюджетная 
 
политика

 
1.Кредитно-денежная политика

 
2.Кредитно-денежная 
 
политика

 
2.Налогово-бюджетная политика

 
Оценка роли государства

 
Поощрение

 
Ограничение





Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную на смягчение циклических колебаний. Важнейшими инструментами воздействия на экономический цикл выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема - на его сдерживание. Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования. Однако в целом все концепции тяготеют к двум направлениям: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. 
 

 
Таблица 2 Направления антициклического регулирования

 
 
 
Сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют: 
 
1) бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства); 
 
2) налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики). 
 
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, ставят во главу угла объем денежной массы и его регулирование. Несмотря на различия, есть общее понимание, что государство должно осуществлять сглаживание циклических колебаний в целях достижения и поддержания экономической стабильности. В фазе спада все мероприятия государства направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает: 
 
1) снижение ставок налога; 
 
2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции; 
 
3) проведение политики ускоренной амортизации. 
 
При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете - и производства. Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике. Кредитно-денежная политика в период спада преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Её цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия - привести к усилению инфляции. 
 
В период подъема государство в целях предотвращения «перегрева экономики» проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет к спаду экономической активности. В кредитно-денежной сфере проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика «дорогих денег» может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы. В целом политику можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.

 
 
Рис.8 Воздействие государства: 
 
↑ – политика стимулирования; 
 
↓ – политика сдерживания 

 

В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева экономики» - стремится сдерживать деловую активность. Неотъемлемым элементом современного экономического кризиса стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Усилению колебаний способствуют монополизация экономики, коррупция, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, политика устранения диспропорций, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.

По словам Владимира Путина, кризис напоминает «идеальный шторм», когда «разыгравшиеся природные стихии сходятся в одной точке и кратно умножают свою разрушительную силу». Он носит многоплановый характер - системный и циклический. Он носит глобальный характер не только в мировом масштабе, но и для всех секторов российской экономики. 
 
У глобального экономического кризиса в воздействии на Россию имеются специфические особенности, связанные с важнейшими проблемами российской экономики: 
 
1. Высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. 
 
2. Низкая конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. 
 
3. Недостаточная развитость финансового сектора. 
 
С 20-ых гг. прошлого века волны Кондратьева обходили Россию стороной – мы развивались вне рамок мирового экономического цикла. Более того, на протяжении последней волны мы двигались в противофазе с общемировым циклом – последняя четверть века, принесшая расцвет западной экономике, для России характеризовалась сначала застоем, а потом глубочайшей депрессией. Это стало своеобразной платой за возможность вписаться в мировую экономическую модель и занять в ней возможное для нас место. 
 
Позволяет ли экономическая динамика последних лет в России предположить, что мы уже двигаемся в русле общемировых тенденций? Есть ли взаимосвязь (точнее, зависимость России от мировой конъюнктуры), и гипотетический мировой кризис 2014-2015гг не минует и Россию. 
 
Уже в 2008 году Россию вслед за всем миром охватил глобальный финансовый кризис, от которого пострадали многие банки, крупные и мелкие компании и практически большинство населения страны. В 2009 году он продолжает углубляться. Понятно, что кризис 2008 года в России не возник сам по себе. На то были определенные причины как внутри страны, так и за ее пределами. 
 
Очень многие экономические эксперты в России пытаются сравнивать нынешний кризис в России с Великой депрессией. Но так ли это? Каков же механизм кризиса в России? 
 
Причиной финансового кризиса в России стало то, что фондовый рынок сильно зависит от иностранных инвесторов. При общем объеме российского рынка акций около 200 млрд. долл. почти 70% принадлежали иностранным вкладчикам. В России виртуальный фондовый рынок последние годы рос уверенно и быстро. Но как только инвесторам из США, Европы и Азии срочно понадобились средства, они стали продавать акции российских компаний. Около 100 млрд. долл. было выведено с российского фондового рынка. Акции выбрасывались крупными партиями и резко падали в цене. Фондовый рынок рухнул. 
 
Первой мишенью такого падения фондового рынка стали банки. Российские банки, облегчая себе жизнь, не особо любили кредитовать реальный производственный сектор, для них гораздо интереснее было без всякой головной боли играть на фондовом рынке временно свободными деньгами клиентов. Банки потеряли большую часть клиентских денег, которыми они играли на рынке. Продать акции по новым, более низким ценам, означало зафиксировать огромные убытки. Объемы потерь стали катастрофическими. 
 
В результате у банков образовались огромные дыры в балансах, банки не могут дать никому кредиты, т.к. нет денег.

Информация о работе Антициклическая политика государства: сущность, задачи и направления