Антициклическая политика государства: сущность, задачи и направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выяснение теоретико-методических аспектов изучения антикризисной политики государства.
В процессе проработки темы курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
Определение сущности кризиса, его причин и влияния на экономику государства.
Изучение антикризисной политики государства по этапам и направлениям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Антициклическая политика государств……………………………….5
1.1 Теория цикличности экономики…………………………………………….5
1.2 Природа экономических циклов…………………………………………….8
1.3 Основные концепции антициклического регулирования экономики……13
1.4 Основные методы антициклического регулирования экономики………..15
Глава 2. Антициклическая политика России…………………………………..18
2.1 Инструменты антициклической политики экономики в РФ……………...18
2.2 Методы борьбы с кризисом 2008г., как элемент антициклической политики государства…………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

макроэкономика готовая курсовая.docx

— 104.04 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при всем многообразии типов циклов и теорий, кризисы, как явления происходили не зависимо от разных мест и обстоятельств с независимым постоянством. При этом каждая проблема развивалась самостоятельно и накапливала собственный потенциал («пузырь»), однако кризис как, «Юрьев день» был для всех один.

Вероятно, в этом случае идет речь о явлении внешнем, и природном. Несмотря на то, что в современных экономических теориях данный феномен не рассматривается и вопросы возникновения и развития кризисов связаны, прежде всего, с их непосредственными экономическими причинами, в 30-е годы двадцатого века была выдвинута А. Чижевским [7], теория, разрешающая все перечисленные парадоксы и проблемы. В своих работах, он связал возникающие в обществе, в том числе и экономике, кризисы с непосредственным воздействием солнечной активности.

Ни развить теорию, ни представить ее сколь либо широко Чижевский не смог, так как в рамках этой теории получалось, что свершение Великой октябрьской социалистической революции было, в первую очередь следствием солнечной активности, а не сознательной активности народных масс, что в 1931 году получало однозначную оценку.

Несмотря на трагичность произошедшего, за прошедшее время данный вопрос получил широкое развитие в самых различных отраслях знания. В результате сегодня мы не только можем говорить, о возможности рассмотрения данных подходов в рамках экономической теории и практики, но и достаточно ясно понимать действие данного механизма.

Физическая природа солнечной активности зафиксирована научными спутниками и связана с постоянным динамическим процессом систематической смены магнитных полюсов на Солнце раз примерно в 10–11 лет. Процесс этот не полностью равномерный, поэтому не исключено, что циклы имеют сложную природу и составляют дополнительные среднесрочные циклы.

В течение всего цикла солнечной активности, с поверхности солнца происходит выброс ионизированной плазмы в значительных количествах и с высокой скоростью. Если плазма долетает до Земли, то при взаимодействии с атмосферой и людьми, она вызывает серьезные проблемы от выведения из строя электроники и неурожаев, до влияния на человеческий организм.

Медики еще в прошлом веке заметили, что во время магнитных бурь, резко возрастает нагрузка на психику и на кровеносную систему. Вследствие чего, почти 75 % инсультов и инфарктов происходят в эти дни.

Влияние на психику так же имеет массовый характер, так как значительная доля населения подвержена данному влиянию. И хотя достаточного количества клинических наблюдений за пациентами не доступно, можно проводить сравнительные исследования известных кризисных ситуаций и солнечной активности на протяжении длительного времени. Так же заметна корреляция при наличии наиболее сильных вспышек. В частности, цикл так называемых «арабских революций» пошел после одной из сильнейших вспышек 2011 года, и последовавших за ней магнитной бурей.

Интересно так же «совпадение» резкого падения российских акций в сентябре 2011г за два дня на 16 % и последовавшее за этим увольнение министра финансов Кудрина, так же происходило сразу после еще одной сильнейшей серии солнечных вспышек.

Большой интерес представляет собой, и сравнительный анализ исторических данных в части мировых кризисов или иных общественных конфликтов. Подавляющее большинство этих событий попадает на «ямы» и «гребни» волн солнечной активности.

Безусловно, в части содержания и природы процесса – экономические, социальные, политические и прочие проблемы развития социально экономических процессов никуда не денутся. В случае , если процесс не имеет достаточной сбалансированности, в нем постепенно начнут накапливаться проблемы. В большинстве крупных социально-экономических процессов для накапливания критической массы проблем , останавливающих процесс развития системы требуется более 11 лет, поэтому внешний физический процесс — солнечная активность, с периодичностью в 11 лет выступает катализатором развития криза в разных сферах человеческой деятельности, включая и экономику.

Природа самих противоречий является предметом анализа процесса, оказавшегося в кризисе, при этом его рассмотрение должно проводиться комплексно, с точки зрения места этого процесса в развитии общества.

Данные же о характере солнечной активности и перспективах ее развития, позволят определиться с характером, силой и продолжительностью кризиса, как такового.

Однако как водится решение одних проблем, порождает новые . В данном случае, понимание специфики развития кризиса неизбежно должно приводить к созданию работающих антикризисных моделей, которые позволят этих самых кризисов избежать или максимально сгладить их прохождение. На первый взгляд, эти действия кажутся абсолютным благом, последствия кризисов это и серьезные личностные трагедии и проблемы развития целых государств. Но с другой стороны, все зависит от принципа решения. Если мы будем пытаться избегать только самого явления или катализатора его вызывающего, то возникает еще более опасная ситуация — проблемы, приведшие к кризису, остаются без ответа, появляется очередная возможность отложить их решение. И тогда на рынке начинает надуваться очередной «пузырь».

Весьма образное понятие «пузырь», который может «надуваться» при росте проблем и «лопаться» («сжиматься») в случае разрешения ситуации возникло достаточно давно в процессе изучения и описания кризисов, как явление накопления погрешностей и проблем.

Как и природа кризисов, причины формирования и развития «финансовых пузырей» на сегодня не имеют четкой трактовки. Учеными высказываются разные гипотезы, например, что возникновение пузырей является следствием неопределенности истинной стоимости, следствием спекуляций, сговора, сочетания низких процентных ставок и высокой инфляции или даже ограниченной рациональности принимающих решение. Но для каждой гипотезы находились практические несоответствия, опровергающие их главные постулаты. Более того, выяснилось, что пузыри появляются и в условиях отсутствия спекуляции и при четкой оценке активов. [7].

Анализ процессов показывает, что вредными считаются как сами «финансовые пузыри», поскольку приводят к неоптимальному распределению и расходу ресурсов, так и разрешение ситуации с ними, поскольку разрешение происходит в виде «обвала» или «разрыва», что приводит к потере основной части капиталов на рынке или вызывает продолжительный спад в экономике [7].

Пока дисбалансы были незначительны и затрагивали по большей части мелких производителей в течение короткого срока, размер потерь от дефолтов был умеренным, а их масштаб частным. Развитие экономики, глобализация привели к существенному росту масштаба данных диспропорций. В результате, угрозы банкротств и иных последствий исправления дисбалансов, последствия кризисов становились все более социально значимыми, и в обществе, сформировался запрос на «спасение» от кризисов, и, прежде всего, от разрушения накопившихся «пузырей».

Однако опыт применения подобных подходов в последнее время свидетельствует о неоднозначности и проблемности данного пути. Так, например, Япония, спасая банки от пузыря по сделкам с недвижимостью и землей, фактически оказалась в коридоре перманентной рецессии на протяжении уже более 20 лет.

Несмотря на это, крупнейшие экономические державы, пошли сегодня тем же путем. В результате большинство экспертов, по-прежнему не видят окончания текущего кризиса.

Следовательно, сегодня требуется пересмотр ключевых основ экономической теории. Пока сложно представить себе весь список, но история последних циклов экономического развития и открытия связанные с оценкой влияния солнечной активности на различные аспекты человеческой жизнедеятельнсоти, показывает, что во многих случаях, природа экономических процессов либо вовсе не волновая, либо эти циклы существенно отличаются от наблюдаемых 11 летних (например, связанные со сменой поколений). При этом спусковым механизмом кризисов выступают внешние, по отношению к процессу обстоятельства, которые зачастую широко затрагивают и другие общественные явления. А процесс накопления проблем и разногласий занимает исключительную позицию, так как получается, что научные теории и экономическая практика все это время, не искали механизмов восстановления нарушенного баланса экономических процессов, и мы не имеем соответствующего инструментария, ни для мониторинга глубины и накопления проблем, ни для их исправлений в нужный момент.

Более того, неверное понимание природы организации экономических процессов, в условиях критично возросшей их сложности, приводит к тому, что вместо решения проблем и дисбалансов, приведших к кризису, происходит стимулирование неверного поведения участников экономического процесса, уже приведшее их к появлению кризиса. То есть вместо разрешения кризиса за счет естественных механизмов санации, будет происходить его неизбежное усугубление, превращаясь по объему и последствиям, в невиданную ранее угрозу обществу.

Большинству крупнейших мировых государств, включая Россию, удалось действиями по количественному и социальному смягчению, нивелировать серьезные последствия кризиса, однако мы при этом и не сняли накопленные противоречия. Это обстоятельство фактически выталкивает нас на путь Японии, если процесс развития дисбалансов в экономике стабилизируется на текущем уровне, либо через 5–7 лет, нас ожидает развитие гораздо более мощного мирового кризиса.

В этой связи одним из аспектов выхода из кризиса, видится необходимость формирования подходов и инструментов по регулированию «пузырей». Как система, такой механизм пока нигде не реализован. Хотя ее основные технологические механизмы давно известны: финансовая отчетность, финансовый контроль, механизмы управления рынками и др. Многочисленные случаи громких банкротств крупнейших компаний и даже целых государств, таких как Кипр, показывают, что данной системе не хватает самого главного — ответственности исполнителей и ответственности перед обществом.

 

1.3 Основные концепции антициклического регулирования экономики.

Антициклическое       регулирование     (политика     краткосрочной стабилизации) имеет долгую,         противоречивую историю, в которой представлены и успехи, и разочарования. Оно проектировалось в 30-е годы Дж. Кейнсом и - независимо от него - Стокгольмской школой. Цель антициклического регулирования усматривалась ими в том, чтобы не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения (считалось, что предложение приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно частным сектором). В дальнейшем в антициклическом регулировании стало использоваться и воздействие на совокупное предложение. У правительства возможности регулирования совокупного спроса и предложения весьма значительны, ибо в его распоряжении находятся государственный бюджет и денежная масса.       В экономической теории представлены различные взгляды на причины циклических колебаний, а значит и различные подходы к проблеме их регулирования. Но все концепции регулирования тяготеют сегодня к одному из двух направлений:      

1) неокейнсианскому, опирающемуся на  взгляды Дж. Кейнса;      

2) неоконсервативному, развивающемуся  на базе классической школы.      

 Первое направление ориентируется  на регулирование совокупного спроса     и ставит целью воздействие на народное хозяйство в целом (макроэкономический подход). Второе - на регулирование совокупного предложения       и создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономический подход).       

 Однако и кейнсианцы и неоклассики,  хотя и различными методами, решают одну и ту же проблему сглаживания циклических колебаний. Противодействие колебаниям конъюнктуры достигается с помощью «антициклической политики», т.е. действий, идущих в противоположном направлении к текущей экономической конъюнктуре.      

 Но существует отличие: кейнсианцы при сглаживании цикла уделяют наибольшее внимание бюджетно-налоговой политике. Так, в фазах спада и депрессии меры государства направлены на:      

 а) сокращение налогов (или  отдаление во времени момента  их уплаты);      

 б) увеличение расходов, особенно  государственных.

Так, шведский экономист Б. Улин еще в 30-е гг. обосновал необходимость государственных инвестиций и общественных работ как средства борьбы с безработицей. Министр финансов Швеции Э. Вигфорс доказал, что они являются способом повышения      покупательной     способности    и    снижения    масштабов экономического кризиса. На этих методологических принципах был, в частности, построен бюджет 1933 г. И Швеция стала первой страной, избравшей путь активной политики стабилизации.       

 в) проведение политики ускоренной  амортизации. Ее антициклический эффект состоит в следующем: государство увеличивает нормы списания основного капитала - возрастает спрос на современные средства труда - расширяется емкость рынка продукции машиностроения - происходит развитие всех связанных с ним отраслей экономики.       

 В результате     проведения  этих мероприятий в условиях  низкой конъюнктуры      происходит    увеличение    бюджетного     дефицита.    Но стимулирование совокупного спроса, а в конечном счете и производства, противодействие безработице в дальнейшем способны через некоторое время ослабить остроту бюджетных проблем.       

 В фазах оживления и подъема,  наоборот, происходит повышение налогов, сокращаются      государственные     расходы,    вводятся жесткие ограничения в области амортизационной         политики.   Такие    действия направлены против перегрева конъюнктуры и инфляции. Они приводят к уменьшению дефицита бюджета и даже, в ряде случаев, к его положительному сальдо.      

 Неоконсерваторы тоже признают  важную роль налогов (их снижение порождает рост деловой активности), но в целом они рассматривают бюджетно-налоговую политику как дополнение к политике кредитно-денежной. В условиях спада и депрессии - проводится (за это выступают и кейнсианцы) денежно-кредитная экспансия: оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительной денежной массы (экспансионистская политика «дешевых денег»), которая оказывает троякое влияние:       

 а) увеличение денежной массы в обращении - открытая инфляция (в определенных, строго очерченных границах) - у потребителя срабатывает рефлекс адаптивных инфляционных ожиданий - они тратят свои сбережения, что приводит к росту предельной склонности к потреблению – совокупный спрос догоняет совокупное предложение, что и требуется государству;       

Информация о работе Антициклическая политика государства: сущность, задачи и направления