Внешняя политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение прежде всего по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти; науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства; политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики.

Содержание работы

Введение.
Внешняя политика: понятие и функции.
Цели и средства внешней политики.
Принципы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь.
Вывод.

Файлы: 1 файл

КР политология.docx

— 42.83 Кб (Скачать файл)

Тема 33. Внешняя политика государства

 

План:

  1. Введение.
  2. Внешняя политика: понятие и функции.
  3. Цели и средства внешней политики.
  4. Принципы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь.
  5. Вывод.

 

  1. Введение.

 

По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение  прежде всего по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной  власти; науку и искусство политического  маневрирования, его методы и средства; политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики.

В истории общественных отношений  внешняя политика появилась практически  одновременно с возникновением государств. Внешнюю политику государства можно  определить как область его деятельности, прежде всего его руководящих  органов в сфере международных  отношений в целях оказания направленного  влияния на иных участников международных  отношений.

 

  1. Внешняя политика: понятие и функции.

 

Каждому термину и понятию  можно дать различное множество  определений и значений. В зависимости  от убеждения конкретного человека или целого государства трактуются по-разному политические, культурные, религиозные и другие явления. Однако, несмотря на это, существуют понятия, которые  имеют одинаковое значение во всех странах, не смотря на то, что излагаться термин может различными словами.

Такое понятие как «внешняя политика государства» также можно  охарактеризовать различным набором  слов и эпитетов, но смысл у данного  определения всегда будет сводиться  к одной небольшой формулировке: внешняя политика – это общий  курс государства в международных  делах. Другими словами – это  политика, которую ведет конкретное государство по отношению к другим странам. Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. В этом смысле внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам. Внутренние и внешние функции политики тесно взаимосвязаны. Одна и та же проблема часто содержит в себе и внутренний аспект, и международный. Отсутствие демократии во внутренней политике с течением времени может привести к тому, что и внешняя политика станет функцией внутренней политики. Каждый политический режим стоит перед необходимостью осуществлять внешнеполитический курс, который бы обслуживал потребности внутренней политики. 
Внешняя политика осуществляется в иных общественных условиях, нежели внутренняя. Международное сообщество имеет свою собственную децентрализованную структуру, составными элементами которой являются суверенные государства. В конечном счете политические действия на международной арене опираются в большей мере не на нормативные акты, подчиняющие отдельные личности данной государственной власти, а на совместную деятельность людей и их сотрудничество.

Можно выделить некоторые  специфические и базовые черты  внешней политики. Одной из ее важнейших  черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности.

Одной из черт, характеризующих  внешнеполитическую деятельность государства, является способность этого государства  поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства. Взаимосвязи и взаимозависимости  внутренней и внешней политики распространяются практически на все сферы общественной жизни, будь то экономика, культура, наука. Поэтому очевидна и обратная связь  воздействия внутренней политики на внешнюю. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики. Внутренняя политика каждого государства не только определяет направления, но и  обеспечивает средства реализации внешней  политики. Последняя не только служит целям внутренней политики, но и  осуществляет ее корректировку в  соответствии с международным условиями. Следует помнить при этом, что  первенство внутренней политики над  внешней является следствием примата  внутренних функций государства над его внешними функциями. 
Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях. 
Одним из таких видов является пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре. Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства. Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой. Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи "перенесенными" на международную арену в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации. 
Основными субъектами внешней политики являются: 
Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса. Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.

Внешняя политика выполняет  некоторые специфические функции. Среди них выделяются: 
   - Охранительная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Ее назначение состоит также в приспособлении национальной внешнеполитической стратегии к полистратегиям систем государств. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем. Угрозу для государства могут представлять снижение имиджа в глазах мирового сообщества, появление территориальных претензий со стороны соседних государств, поддержка сепаратистских движений в собственной стране со стороны иностранных государств. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства и соответствующих органов и институтов определить потенциальные источники угрозы и не допустить нежелательного течения событий. Институтами, способствующими реализации охранительной функции, являются посольства, консульства, представительства, культурные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка. 
   - Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Эти органы информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими странами. Эти органы проводят анализ полистратегической обстановки по конкретным вопросам. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы сформировать благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Успешное осуществление данной функции уменьшает возможности ошибочных решений во внешней политике, смягчает негативные последствия дисфункциональных факторов. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств и т.п. 
   - Организаторская функция внешней политики заключаются также в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольств). 
   - Регулирующая функция внешней политики необходимы для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей. В процессе реализации внешнеполитической деятельности органов государства проявляется гибкость политической стратегии государства. Жесткая политическая система всегда реагирует на нарушение внешнеполитического равновесия незначительным количеством реакций, свобода выбора решений невелика. Мобильность политической системы зависит от многих факторов, в том числе исторического опыта системы, основных свойств ее структуры. В процессе негоциаторной деятельности проявляется качество дипломатии, осуществляется приспосабливание средств внешней политики к ее целям. 
Указанные выше функции внешней политики имеют универсальный характер. Универсальность возникает вследствие того, что все подсистемы внешней политики тесно взаимосвязаны, и ни одна функция в отдельности не может удовлетворить потребности государства в достаточной степени.

 

  1. Цели и средства внешней политики.

 
Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед  собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического  режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных  организациях и прежде всего военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д. Традиционными целями внешней политики государства можно назвать: повышение  материального и духовного уровня жизни населения, экономического и  политического могущества государства; обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и  роли государства в международных  отношениях; защита определенных политических и экономических позиций во внешнем  мире. Все перечисленные цели тесно  взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных. 
Цели внешней политики весьма разнообразны. И в современных условиях их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. В зависимости от этих факторов можно выделить несколько групп целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это - обеспечение национальной безопасности; возрастание экономического и политического могущества государства; укрепление его международных позиций. 
Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. Отстаивание национальных интересов тесно связано с обеспечением оптимальных условий функционирования государства. Могущество государства зависит от его внутренней политической стабильности, способности регулировать противоречия различных слоев общества. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках. 
Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Выбор средств внешней политики обычно свидетельствует о ее рациональности и эффективности. Осуществляя внешнюю политику, государство обычно применяет многие средства. Сгруппировать их можно по основным сферам жизнедеятельности общества: информационно-пропагандистские средства, политические, экономические, военные. 
Информационно-пропагандистские средства (или идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным полииерархическим международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культурных центров и др. В международных системах пропагандистские средства проявляются скрытно и неравномерно в зависимости от международной обстановки. Политические средства внешней политики используются прежде всего в целях дипломатических отношений. Дипломатия осуществляется в форме переговоров, переписки, повседневного представительства государства за границей, участия в международных организациях. 
Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Экономическая мощь страны является особо важным средством внешней политики, определяющим позиции и место государства в мировом сообществе. Государство, обладающее сильной экономикой, имеет и прочные международные позиции. Важными средствами внешней политики являются также сырьевая база государства, внешняя торговля, лицензионная политика. В международной практике широко используются такие средства внешней политики, как эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле. 
Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия. 
Помимо означенной типологии иногда выделяют также средства внешней политики, которые можно определить как устойчивые (территория, климат, природные ископаемые, геополитическое положение) и переменные (направления и концепции внешней политики, политические лидеры, политическая культура, политическая система и др.). 
Развитие международных отношений, практическая реализация внешней политики во многом зависит от деятельности международных объединений и организаций. Международные организации – постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, создаваемые на основе международного соглашения (устава, статуса или иного конституционного документа) в целях содействия решению международных проблем. 
Планы создания подобных организаций выдвигались, начиная с глубокой древности. Однако первые международные организации появились лишь в XIX в. Особенно быстро они начали создаваться после второй мировой войны. В современных условиях их количество огромно. 
Международные организации подразделяются на межправительственные, создаваемые на основе многосторонних международных договоров и объединяющие государства (ООН, ЮНЕСКО, МСС, ОАЕ и др.), и неправительственные, включающие национальные общественные организации (ВПФ), частных лиц (Совет Пагуошского движения), города (Всемирная федерация породненных городов), научные учреждения (Международный совет научных союзов) и др. объединения. Подразделяются они также на всемирные и региональные. 
Международные организации являются важных субъектом международных отношений и оказывают в последние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом.

 

4. Принципы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь.

 

Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми  зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, – государства-соседи: (Россия, Украина, члены Европейского союза), участники Содружества Независимых Государств, страны мирового Юга, а также многосторонняя дипломатия.

Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с Российской Федерацией. Обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями.

Ключевые внешнеэкономические  задачи на российском направлении –  наращивание объемов белорусского экспорта, эффективное использование  потенциала прямых связей между регионами  двух стран, углубление кооперации, расширение белорусской товаропроводящей сети, привлечение инвестиций.

Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности  сторон, четкого и ответственного выполнения ими своих международных обязательств.

Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе  внешней политики является интенсификация партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.

Беларусь – надежный партнер Евросоюза не только с точки зрения поддержания социально-экономической стабильности в регионе, но и по стратегически важным вопросам общеевропейского значения: обеспечения военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьбы с преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией.

Мы выступаем за развитие равноправного диалога и всестороннего  сотрудничества с Еврокомиссией  и государствами-членами ЕС.

Республика Беларусь заинтересована в интенсификации многопланового партнерства  со странами СНГ на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений  – Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства/Таможенного союза, Организации Договора о коллективной безопасности.

Мы поддерживаем процессы развития интеграционного потенциала СНГ, в первую очередь, в экономической сфере, поступательного формирования режима свободной торговли, активизации сотрудничества участников Содружества в области борьбы с организованной преступностью, терроризмом, в военной сфере.

В рамках Евразийского экономического сообщества Беларусь заинтересована в  наращивании взаимовыгодного партнерства  с государствами-членами ЕврАзЭС  с акцентом на сферы энергетики, транспорта, транзита; максимальном использовании  преимуществ от участия в Едином экономическом пространстве/Таможенном союзе.

Республика Беларусь намерена содействовать укреплению Организации Договора о коллективной безопасности по всем направлениям ее деятельности (политическому, военному, военно-техническому, информационному); развитию сотрудничества в области борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией, международной организованной преступностью; усилению координации действий государств-членов Организации; налаживанию конструктивного взаимодействия ОДКБ с другими международными и региональными объединениями.

Беларусь намерена укреплять  и расширять дальнюю «внешнеполитическую  дугу» союзников и партнеров  в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном  и африканском регионах, выводить сотрудничество с ее опорными точками  на уровень стратегического партнерства.

Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами указанных регионов планеты являются важной предпосылкой роста для экспортоориентированной белорусской экономики.

Основные направления  развития отношений – активизация  политического и экономического взаимодействия с традиционными  партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба, ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание  диалога и активный выход и  закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал  для взаимовыгодного сотрудничества (Ангола, Боливия, Индонезия, Катар, Кот-д'Ивуар, Малайзия, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Саудовская Аравия, Того, Филиппины, Эквадор, Эфиопия и другие).

Республика Беларусь выступает  за развитие конструктивного и равноправного  диалога с США,  расширение полноформатного двустороннего сотрудничества по актуальным вопросам глобальной повестки дня (борьба с торговлей людьми, противодействие распространению наркотических и психотропных веществ, противодействие киберпреступлениям и распространению детской порнографии в Интернете, защита ядерных объектов, нераспространение ОМУ), основанного на взаимном учете интересов.

Республика Беларусь содействует  укреплению центральной роли ООН в решении мировых проблем; поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его арсеналов, борьбы с международным терроризмом; выступает за сбалансированное реформирование ООН с целью адаптации

Приоритетной задачей  является продвижение ключевых белорусских  инициатив в рамках ООН: о признании  многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации; об установлении глобального  партнерства против рабства и  торговли людьми, разработке Стратегии  ООН по борьбе с торговлей людьми; об отмене практики применения односторонних  принудительных мер для оказания давления на суверенные государства; о  проведении в рамках ООН Десятилетия  возрождения и устойчивого развития регионов, пострадавших от ЧАЭС; о налаживании  международного сотрудничества по распространению  энергосберегающих технологий, технологий использования альтернативных и  возобновляемых источников энергии  и создании в рамках ООН глобального  механизма, регулирующего этот процесс.

Интересам Беларуси отвечает усиление значимости Движения неприсоединения как влиятельного субъекта международных отношений; активизация диалога и сотрудничества между ДН и другими крупными центрами политической и экономической силы; интенсификация двусторонних торгово-экономических связей с участниками Движения.

Беларусь выступает за сохранение и дальнейшее укрепление Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, содействие ее комплексному реформированию с целью устранения существующих недостатков и перекосов в работе и превращения ОБСЕ в эффективную, транспарентную структуру, действующую в интересах всех государств-участников.

Республика Беларусь заинтересована в углублении партнерства со странами Шанхайской организации сотрудничества в политической, экономической, энергетической, транспортной, научной и военно-технической областях, активизации взаимодействия по вопросам региональной и глобальной безопасности, в сферах борьбы с терроризмом и наркотрафиком, противодействия торговле людьми. Намерены активно участвовать в деятельности ШОС в качестве партнера по диалогу. Основные принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь законодательно закреплены в Законе «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 ноября 2005 г. № 60-З.

Международная активность Беларуси призвана, в первую очередь, обеспечивать безопасность государства и защиту национальных интересов от любых  внешних вызовов и угроз, содействовать  формированию благоприятных условий  для стабильного экономического развития страны и повышения благосостояния граждан.

Важным условием является равноправная интеграция Беларуси в  мировое политическое, экономическое, культурное пространство. Принципиальное значение для нашего государства  имеет обеспечение защиты прав и  свобод его граждан за границей, сохранение белорусского этноса за пределами  страны.

Географическое положение  Республики Беларусь, на территории которой  сходятся важнейшие транспортные пути между Европой и Азией, и непростая  история страны, испытавшей на себе разрушительные последствия многочисленных европейских войн и конфликтов, обусловили курс на многовекторность внешней политики как ее фундаментальный принцип, предполагающий развитие сбалансированных конструктивных отношений с партнерами в различных регионах мира. При  выстраивании диалога и взаимовыгодного  сотрудничества с ними Беларусь руководствуется  принципами прагматизма и последовательности, взаимного уважения,  равноправия, невмешательства во внутренние дела, отказа от давления и принуждения.

 

5.Вывод.

 

Международные отношения  охватывают весьма широкую, а поэтому  трудную для понимания область  явлений и процессов, полное познание которых, теоретическое упорядочение и анализ их взаимосвязей при нынешнем состоянии знаний и несовершенстве научного аппарата почти невозможны. 
В международной жизни – в отличие от других проявлений общественной жизни – нет центрального ядра власти и управления, а наличествует полицентризм и полииерархия, в рамках которой весьма большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Какие-либо закономерности или повторяемость трудноуловимы. 
У исследователя международных отношений нет полного доступа к широкой и объективной информации, особенно в области политической и стратегической, в которых большую роль играют соображения безопасности и тайна дипломатии. 
В международной жизни – в отличие от внутренней жизни государств – выступает перевес гетерогенных факторов над факторами объединяющими, что в итоге затрудняет систематическое описание и обобщение международных явлений и процессов и выяснение причинно-следственной деятельности государств. 
В сфере действий факторов (действующих единиц) международных отношений очень большую роль играют одновременность многих интеракций (взаимодействий) и случайные события, что, вместе взятое, затрудняет анализ и оценку целевых действий и предвидение их последствий. 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Белякович, Н.Н. Политология: учебное пособие для вузов / Н.Н. Беляковиич. – Минск: Дикта, 2010. – 436 с.
  2. Бондарь, П. И. Политология: наука о политике: учебно-методический комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск: Белорусская энциклопедия имени П. Бровки, 2008. – 136с.
  3. Борисов, Л. П. Политология: учебное пособие для вузов / Л. П. Борисов. – М.: Белые альвы, 1996 – 136 с.
  4. http://www.mfa.gov.by/ -- сайт министерства иностранных дел Республики Беларусь. 

 


Информация о работе Внешняя политика государства