Антициклическая политика государства: сущность, задачи и направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выяснение теоретико-методических аспектов изучения антикризисной политики государства.
В процессе проработки темы курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
Определение сущности кризиса, его причин и влияния на экономику государства.
Изучение антикризисной политики государства по этапам и направлениям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Антициклическая политика государств……………………………….5
1.1 Теория цикличности экономики…………………………………………….5
1.2 Природа экономических циклов…………………………………………….8
1.3 Основные концепции антициклического регулирования экономики……13
1.4 Основные методы антициклического регулирования экономики………..15
Глава 2. Антициклическая политика России…………………………………..18
2.1 Инструменты антициклической политики экономики в РФ……………...18
2.2 Методы борьбы с кризисом 2008г., как элемент антициклической политики государства…………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

макроэкономика готовая курсовая.docx

— 104.04 Кб (Скачать файл)

За последнее десятилетие доступность кредитных ресурсов на Западе была просто потрясающая, а процентные ставки – просто сладкими для бизнеса. И потому второй жертвой рухнувшего финансового рынка стали заемщики у западных банков. 
 
Западные банки из-за проблем в своих странах начинают отзывать кредиты, выданные российским банкам и компаниям, что катастрофически усугубляет ситуацию. У крупнейших российских компаний резко падает капитализация, рассчитываемая исходя из показателей цен на акции компаний на виртуальном фондовом рынке. Это является еще одним основанием, по которому западные банки стали автоматически требовать отзыва части кредитов, а рейтинговые агентства стали понижать рейтинги этих компаний. От рейтинга и суммы капитализации зависит и объем кредитов. При понижении этих показателей идет почти автоматический отзыв части кредитов и исчезает возможность для компании взять еще где-либо новые кредиты, чтобы продержаться в трудные времена. 
 
В общем, для банков и крупных компаний, которые сидят на кредитной игле, настала ситуация апокалипсиса. 
 
Усугубили финансовый кризис в России долги корпораций, которые сравнимы с ЗВР. 
 
Закономерными последствиями финансового кризиса стало замедление темпов развития экономики и повышение уровня безработицы. Около 50% предприятий РФ уменьшили объемы производства. И финансовый кризис из 2008 года в России перекочевал в 2009 год в виде экономического кризиса, прибавив проблем не только финансовому сектору и промышленным предприятиям, теперь кризис дошел и коснулся почти каждого. Сокращение штатов предприятий и понижение доходов больно ударит по населению России. 
 
Сегодняшняя экономика России представляет собой страшно раздутый сырьевой сектор. За последние 10 лет, прошедшие после последнего дефолта, страна деградировала под нефтедолларовым дождем. Бюджет России получал в эти годы 53% доходов за счет таможенных платежей, которые формировались из цен на нефть и спроса на металл. Такая экономика России, ориентированная на экспорт сырьевых товаров, столкнулась с ситуацией, когда спрос и цены на сырье упали. Резкое падение цен на нефть с почти 150$ до 40$ за баррель очень резко ограничило наполнение бюджета страны 
 
Сокращение персонала в России заметно не меньше, чем в остальных странах мира, пострадавших от мирового экономического кризиса. 
 
Практически во всех секторах экономики наблюдается сокращение персонала. Однако есть отрасли, в которых проводятся наибольшие сокращения сотрудников. Наибольшим сокращениям подверглись отрасли, которые были накачены деньгами, раздували штаты или просто были спекулятивным. Больше всего пострадали те компании, которые физически ничего не производят, а фактически продают воздух. Исключением являются строители, надувшие пузырь цен на недвижимость, который сейчас сдувается, вызывая сильнейшую безработицу в этой отрасли. 
 
После того как финансовый и строительный пузыри стали сдуваться, сокращения персонала начались в компаниях, занимающихся строительством, финансовыми услугами, банках. Стали закрываться различные PR и рекламные агентства, туристические агентства. Массово высвобождается «офисный планктон», это те люди, которые просто получали зарплату за факт нахождения на работе. Специалисты высокого класса остались на своих местах, хотя большинству урезали зарплату. 
 
Отрасли, которые реально что-то производят в физическом выражении, безработица в России коснулась не так сильно, хотя тоже потрепала. Многие предприятия работают на кредитах, но в условиях кризиса получить кредит на производство становится практически невозможно, либо не выгодно, к тому же спрос на продукцию стал снижаться. 
 
"Мировой экономический кризис показал: дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости." 
 
"Для России главный и пока ещё не до конца выученный урок – это уход от нашей сырьевой зависимости. Наша посткризисная экономика должна базироваться на знаниях, должна базироваться на инновационных технологиях, а не на сырьевых возможностях России, сколь бы безграничны они ни были. Скажу, кстати, что пока изменений в этой сфере у нас нет, и, несмотря на то что кризис по всем больно ударил, меняться никто особенно не хочет. Это печальный вывод, и я вынужден его сделать с этой трибуны: пока наш бизнес не меняется, и государство меняется не так, как хотелось бы." 
 
Итак, подытожим: произошли обвал фондового рынка, бегство иностранного капитала, девальвация рубля, обесценивание акций практически всех крупных корпораций и банков. Масштаб снижения капитализации российского фондового рынка несоизмерим со снижением этих рынков в других странах мира (индекс РТС в России снизился примерно на 72%, аналогичные индексы в США - только на 35%., в Китае снизились на 49%, в Индии - на 40%, Бразилии на 50%). Помимо внешних факторов, в российских реалиях доминируют внутренние факторы. К ним надо отнести: 
 
1) Перегрев экономики деньгами, когда нефтедоллары и кредиты по низким ставкам развратили предпринимателей и государство. 
 
2) Высокая корпоративная задолженность. Задолженность крупнейших компаний за несколько лет возросла со 100 млрд. долларов до 500 млрд. 
 
 
Рис. 9 Внешний долг негосударственного сектора 
 
 
3) Низкий рост производительности труда по сравнению с ростом доходов, рост финансового сектора по сравнению с ростом реального сектора. 
 
4) Снижение инвестиционной привлекательности и отток капитала из России. (Сыграли свою роль конфликты вокруг ВР, Евросети, Мечела и Южноосетинский конфликт). 
 
5) Отсутствие в России реальных источников долгосрочных инвестиций. Более половины суммы всех банковских кредитов российским предприятиям - это кредиты до 1 года. Т.е. деньги связанные не с инвестициями, а с текущим пополнением оборотного капитала. 
 
Изменения в структуре экономики - сжатие конкурентных секторов промышленности в последнее десятилетие - является объяснением того, почему в этот кризис в России мы практически не видим примеров импортозамещения. Их просто негде наблюдать. Если десять лет назад, после кризиса 98-го года, воспользовавшись девальвацией рубля, промышленность резко воспряла, то в последние годы она окончательно сникла, в т. ч. благодаря последовательной политике укрепления рубля. Проблемой на ближайшие годы станет вопрос о выживании остатков нашего машиностроения в конкурентной борьбе с продукцией китайских производителей. Существующая экспортно-сырьевая структура экономики России окажется нежизнеспособна в послекризисный период. В связи с этим любые антикризисные меры должны способствовать диверсификации экономики. В сравнении с общемировой экономической системой наш выход из кризиса будет более затратен, более трудоемок, более требователен к системной структурной перестройке и займет больше времени. Однако это не значит, что для России шансы упущены. Наличие экономических циклов, смены технологических укладов, дает возможность перестроить сложившийся мировой порядок. Ближайшие пять-семь лет являются наиболее критичными для модернизации и диверсификации экономики страны, именно в ближайшие годы закладываются основы для инновацион-ного лидерства стран следующего технологического уклада. 

 

2.2  Методы борьбы с кризисом 2008г., как элемент антициклической политики государства.

Анализируя приведенные статистические показатели, можно сделать вывод, что государство стремится к сбалансированности бюджета и количественному ограничению денежной массы в экономике и не проводит активной стабилизационной политики, за исключением случаев глубокого спада ВВП. Таким образом, активность государства при проведении стабилизационной политики оценивается в 3 балла. Аналогично по базе статистических данных Всемирного банка оценивается активность властей других стран при проведении стабилизационных мероприятий. По результатам расчетов, значимая связь управляемых государством макроэкономических показателей с динамикой реального ВВП отмечается для США, Канады, Франции и Германии.

Таким образом, сводный рейтинг стран по эффективности стабилизационной политики государства позволяет сделать следующие выводы:

1. Мировой финансово-экономический  кризис 2008–2009 гг. лучше прошли развивающиеся страны. Наивысший балл присвоен Бразилии. Данной стране в наибольшей мере удалось сохранить стабильную макроэкономическую ситуацию.

2. Среди стран группы 1 лучше  результаты у тех, приоритетами экономической политики которых избраны рост и развитие экономики, а не стабилизация (Бразилия, Индия, Китай).

3. Лидером среди развитых стран  является Канада с баллом 3,83. Неплохо прошли кризис Германия (3,67), Польша и Япония (3,33). Вероятно, результат этих стран объясняется систематическим проведением стабилизационных мер. Франция и США из-за внутренних экономических проблем получили низкий балл (2,83).

4. Российская стабилизационная  политика неэффективна, рейтинг  нашей страны самый низкий  из рассматриваемых – 1,83 балла.

Рассмотрим меры, предпринятые российскими властями для борьбы с мировым финансово-экономическим кризисом. Они были во многом схожи с теми, что были использованы развитыми странами.

1. Банкам были предоставлены  значительные средства для преодоления  кризиса ликвидности.

В 2008 году на эти цели было направлено на возвратной основе более 2 трлн рублей. В 2009 году Программа антикризисных мер Правительства РФ предполагала выделение на цели поддержки банковской системы еще 495 млрд рублей. Предполагалось, что данные средства будут предоставляться заемщикам реального сектора по заниженным ставкам [5]. Однако банки предпочитали переводить полученные суммы в иностранную валюту для страхования от валютных рисков или использовать на погашение собственной задолженности перед иностранными кредиторами. 

2. Средства Фонда национального  благосостояния на счетах Внешэкономбанка  какое-то время использовались для поддержки биржевых индексов. На поддержку рынка акций и облигаций Минфином России было выделено 175 млрд руб. Падение стоимости акций создало проблемы с залогами и угрозу перехода крупной российской собственности в руки зарубежным кредиторам. Тем не менее, в кризисной ситуации поддержка котировок акций является, по сути,  финансированием бегства капитала из страны и не эффективна для решения проблемы залогов.

3. Была проведена постепенная  девальвация рубля. Растянутая во времени девальвация рубля позволила всем желающим застраховаться от валютных рисков перевести свои сбережения в иностранную валюту и смягчила эффект обесценения сбережений. В то же время она дала возможность бегущим из страны инвесторам вывести капиталы, заморозила выдачу рублевых кредитов из-за ожиданий дальнейшего снижения курса рубля. Плавное снижение курса рубля потребовало расходования значительных объемов золотовалютных резервов. По состоянию на 1 июля 2008 г. общий объем золотовалютных резервов приближался к 500 млрд долл., однако уже на 1 декабря он оценивался примерно в 400 
млрд. долл. [10].

4. Налоговые стимулы, поддержка  малого бизнеса, формирование списка системообразующих предприятий, пользующихся особым вниманием государства. 

Некоторые из мер налогового стимулирования были явно неэффективными, например, снижение ставки налога на прибыль в условиях резкого сокращения прибыли предприятий или даже получения убытков. Формирование списка системообразующих предприятий явилось серьезным вмешательством в рыночные механизмы. Выбор предприятий осуществлялся в директивном порядке и оставлял значительную угрозу злоупотреблений. Обильные финансовые вливания не стимулировали повышение эффективности производства, не были связаны со структурным обновлением экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Природа кризиса такова, что периодические "встряски" обеспечивают человеку качественный рост через саморазвитие, а организациям и странам— через самообновление вследствие реакции на изменение внешней среды. Именно кризис побуждает экономику страны к движению, которое приводит ее к повышению жизнеспособности, укрепляет и обновляет ее. Только преодоление кризиса позволяет экономике учиться повышать свой КПД, взвешенно использовать природные и человеческие ресурсы, а компании — не останавливаться на достигнутом, эффективно развиваться и двигать вперед свою индустрию.

Современный кризис существенно отличается от своих предшественников и по оценкам экспертов предполагаемые сроки развития кризиса: 2008 год – рецессия в США и начало промышленного спада в других странах, 2009-2010 годы – пик кризиса (основное падение), 2010-2013 годы – депрессия, перестройка мироэкономики для нового развития.

В данном курсовом исследовании были решены следующие задачи:

Определена сущность кризиса, его причины и влияние на экономику государства.

Изучена антикризисная политика государства по этапам и направлениям.

В ходе курсовой работы была достигнута основная цель – выяснение теоретико-методических аспектов изучения антикризисной политики государства в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Были сделаны следующие выводы:

Кризис – это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности.

Кризис (греч. krisis — решение, поворотный пункт) — суд, перелом, переворот, пора переходного состояния, перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы.

Антикризисная политика государства – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.

Основными направлениями антикризисной политики государства для стабилизации экономики и выхода из кризиса являются:

В краткосрочном периоде:

восстановление ликвидности банковского сектора и предотвращения банкротства системных банков;

поддержка ликвидности системных предприятий реального сектора экономики и предотвращения их банкротства;

стабилизация валютного курса рубля;

сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса;

сбалансирование государственного- бюджета;

стимулирование занятости населения.

В среднесрочном периоде: проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщение внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения; проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики и развитие альтернативных источников энергоснабжения; поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса; государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики.

В долгосрочном периоде: повышение качества государственного управления и построение его целостной и согласованной системы; разработка и реализация стратегии и определение четких приоритетов социально-экономического и научно-технического развития; сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала; приоритетное развитие высокотехнологичного сектора экономики и переход к новому технологическому укладу путем ускорения внедрения инноваций; сохранение и развитие трудового потенциала.

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Гринин Л., Коротаев А. Циклы, кризисы, ловушки современной мир-системы. М. «Либроком», 2012
  2. Де Сото Х. У. «Деньги, банковский кредит и экономические циклы»: издательство «Социум», 2012
  3. Кондратьев Н. «Проблемы экономической динамики»: экономическое наследие, Москва, 1989
  4. Мэддисон Э. «Контуры мировой экономики в 1–2010 гг».: издательство института Гайдара, Москва, 2012.
  5. Рейнхарт К., Рогофф К. На этот раз все будет иначе. М. Карьера Пресс, 2012
  6. фон Мизес Л. «Теория экономического цикла»: издательство “Социум», 2012
  7. Свободная Энциклопедия Википедия
  8. База данных Всемирного банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.data.worldbank.org. 
  9. Росстат: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru. 
  10. Банк России: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru. 
  11. U.S. Census Bureau [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.census.gov. 
  12. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru. 
  13. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М.: Экономика, 2010. – 255 с. 

14. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева [и др.]; науч. ред. Е. Т. Гайдар. – М.: Проспект, 2010. – 656 с. 

15.Финансовый кризис в России и мире / Под ред. Е.Т. Гайдара – М.: Проспект, 2009. – 256 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Антициклическая политика государства: сущность, задачи и направления