Управление инновационной деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цели:
- рассмотреть тему: «Организационные структуры инновационных предприятий»;
- на примере компании рассмотреть инновации и рассчитать показатели инновационной активности;
- освоение навыков практических расчетов в области управления инновациями;
- разработка проектных предложений по совершенствованию управления инновациями на предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1 Организационные структуры инновационных предприятий……....6
1.1 Понятие организационной структуры предприятия…………………6
1.2 Особенности организационных структур инновационных предприятий……………………………………………………………….............7
1.3 Виды организационных предприятий………………………………...9
2 Исследование отраслевых особенностей инновационного процесса…………………………………………………………………………..20
2.1 Характеристика отрасли…………………………………………20
2.2 Исследование особенностей отрасли……………………………..22
3 Комплексная оценка инновационной деятельности на ОАО «Макфа»………………………………………………………………………….27
3.1 Краткая характеристика ОАО «Макфа»……………………………………………………………….………….27
3.2 Исследование особенностей инновационного процесса ОАО «Макфа»………………………………………………………………………….30
3.3 Оценка стратегической инновационной позиции (СИП)…………..35
3.4 Оценка инновационной активности, результатов и эффективности инновационной деятельности ОАО «Макфа»…………………………………42
4 Рекомендации по усовершенствованию инновационной деятельности предприятия……………………………………………………………………...44
Заключение………………………………………………………………..47
Список используемой литературы………………………………………48

Файлы: 1 файл

Инн. менеджмент.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

Реструктуризация. Реструктуризация - процесс комплексного изменения методов и условий функционирования организации в соответствии с внешними условиями рынка и стратегией ее развития. Реструктуризация в условиях переходной экономики обусловлена неэффективностью функционирования организаций из-за неотработанности механизма государственного регулирования и низкого уровня менеджмента.

На исходное состояние  организации влияет внешняя среда  и внутренняя структура организации. К компонентам внешней среды организации относятся факторы макросреды,  инфраструктуры региона,  города,  микросреда.  Внутренняя структура организации состоит из подсистем научного обоснования  (сопровождения): целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей.

Комплексная диагностика  организации -  установление и изучение признаков,  показателей,  факторов,  характеризующих техническое,  экологическое, экономическое, социальное, психологическое состояние, ее конкурентоспособность, эффективность и устойчивость в текущий момент и перспективе. 

Диагностика проводится с целью нахождения сильных и  слабых сторон организации, ее возможностей и внешних угроз для разработки программы реструктуризации.  На основе комплексной диагностики разрабатывается программа реструктуризации, которая включает следующие разделы:

- общие положения; 

- цель и основание  для разработки;

- результаты комплексной  диагностики организации;

- обеспечение программы  (ресурсное,  информационное,  правовое,  методическое, организационное);

- направления реструктуризации  организации; 

- ожидаемые результаты  внедрения; 

- результаты моделирования  и расчетов;

- приложения.

Выявлению приемлемого уровня риска при   реструктуризации предшествует большая аналитическая работа и специальные расчеты на всех этапах реформы предприятия.

Компенсирующие меры, снижающие инвестиционные риски  реализуются в две стадии, эти стадии следующие:

1) оценка риска (регулярная процедура анализа риска, идентификация источников его возникновения,  определение возможных масштабов последствий проявления факторов риска);

2)  управление риском  (разработка и реализация экономически обоснованных рекомендаций,  направленных на уменьшение исходного уровня риска до приемлемого уровня).

Оценка риска стратегии  предприятия включает: 

- всестороннее изучение  маркетинговой,  научно-технической,  технологической, социологической ситуации на инновационном предприятии, среды его функционирования как источника риска;

- анализ внешних и  внутренних факторов риска; построение и анализ сценариев развития событий при действии тех или иных факторов риска; определение показателей оценки уровня риска; установление механизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска.

Управление риском опирается  на результаты оценки риска.  Объектом оценки и управления риском являются стратегические решения предприятия, стратегический план и совокупность проектов, детализирующих его.

Практическое использование рекомендаций позволяет:

1) выявить потенциально  возможные ситуации, связанные с неблагоприятным развитием событий, результатом которых может быть не достижение поставленных целей;

2)  получать характеристики  возможного ущерба,  связанного с нежелательным развитием событий;

3)  заблаговременно  при подготовке решений планировать и при необходимости осуществлять меры по снижению уровня риска до приемлемого;   

4) учитывать при принятии  решений расходы, связанные с предварительной оценкой и управлением риском. [4]

 

 

 

 

 

2. Исследование отраслевых особенностей инновационного процесса.

2.1 Характеристика отрасли.

 

Пищевая промышленность – эта часть всей промышленности, объединяющая совокупность однородных пищевых и перерабатывающих предприятий, характеризующаяся единством потребительского назначения производимого конечного продукта пищевого назначения, перерабатывающая, как правило, сырье сельскохозяйственного происхождения и располагающая специфичной материально-технической базой в виде системы машин и аппаратов и соответствующим составом кадров пищевиков.

В состав пищевой промышленности входят более 40 специализированных отраслей, подотраслей и отдельных производств. Все их объединяет, прежде всего, единство потребительского назначения производимого специфического продукта - продукта питания, что, в свою очередь, определяет специфические требования к сходному сырью, применяемой технологии, системе машин и всей материально-технической базе и    к персоналу.

Отрасли пищевой промышленности классифицируются по различным направлениям в зависимости от характерных признаков, лежащих в основе формирования отрасли - от назначения продукции, характера используемого сырья, применяемой технологии и г.д.

В составе пищевой  промышленности имеются отрасли  добывающей, перерабатывающей, обрабатывающей промышленности. К добывающим отраслям относятся соляная, рыбодобывающая и часть безалкогольной промышленности - добыча и розлив минеральных вод.

В зависимости от особенностей организации производства различают  сезонные и несезонные отрасли. К сезонным отраслям относятся, как правило, большинство перерабатывающих отраслей, т.е. отраслей, специализированных на первичной обработке сезонного сельскохозяйственного сырья и частично рыбодобывающая промышленность.

Остальные отрасли пищевой промышленности делятся по стадиям обработки пищевого сырья и производства пищевого продукта на перерабатывающую и пищевкусовую промышленность. Это не что иное,  как различные стадии обработки сырья и производства готового продукта.

Но способу обработки сырья и полупродуктов, т.е. в зависимости от применяемой технологии и соответственно используемой системы машин и аппаратов пищевая промышленность делится на отрасли с преобладанием биохимической, микробиологической и химической основой и отрасли с механической основой обработки предметов труда. К первым, использующим аппаратурные процессы, типично относятся жировая, спиртовая и свеклосахарная промышленность, ко вторым, применяющим систему машин - сахаро-рафинадная, кондитерская, ликероводочная промышленность, вторичное виноделие - розлив и расфасовка, мукомольная, макаронная и др.

Пищевая промышленность, бесспорно, главенствует среди отраслей промышленности по доле производимого ею валового внутреннего продукта, национального и чистого дохода. Пищевики производят свыше пятой части всей промышленности по указанным показателям, хотя они составляют лишь около семи процентов ее численности персонала и такой же мизерной долей представлена в стоимости основных производственных фондов, во всем производственном аппарате.

Пищевая и перерабатывающая промышленность - составная часть  всей промышленности и агропромышленного  комплекса. И это обстоятельство делает ее, с одной стороны, представителем самой ведущей отрасли народного  хозяйства и, с другой стороны, завершающим звеном и основой продовольственного комплекса. [9]

2.2 Исследование отраслевых особенностей инновационного процесса.

 

По классификатору С.В. Кортова [16, с.250] отрасль общественного питания относится к ненаукоемким отраслям (индекс наукоемкости приблизительно 0,30 %).

Проведя анализ на основании «Индикаторов инновационной  деятельности» [16] можно сделать следующие выводы:

  1. Уровень инновационной активности в данной отрасли в сравнении со средним по экономике в 2006 и 2007 году составлял 10,4% (приложение 1).
  2. По сравнению с 2006 г. произошло снижение на технологические инновации - 0,3%, организационные остались прежними, а маркетинговые увеличились на 0,1% (приложение 2).
  3. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в 2007 г. составляет 5,6%, а в 2006 г. - 4,8% (приложение 3).
  4. Интенсивность инновационных затрат в 2007 г. - 0,9 % (приложение 4).
  5. В таблице 2 представлена структура инновационных затрат за 2007 год (приложение 5).

Таблица 2 - Структура  инновационных затрат

Вид инновационной деятельности

Затраты, %

2007 г.

2006 г.

Исследования и разработки

5,3

5

Производственное проектирование

2,1

17,1

Приобретение машин  и оборудования

72,9

63,9

Приобретение новых  технологий

из них на патенты, лицензии

5,7

1,8

2,2

0,2

Приобретение программных средств

1,5

0,8

Другие виды подготовки производства

3,6

3,3

Обучение и подготовка персонала

0,2

0,2

Маркетинговые исследования

2,8

2,4

Прочие затраты

5,9

5,2


 

  1. Особенность коммуникаций заключается в том, что 89 (2%) организаций участвовали в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, из них технологические инновации осуществляло 64 организации.

Проведем анализ и  характеристику отрасли по классификатору У. Абернати и Д. Уттербека, К. Павитта.

    1. Классификатор У.Абернати и Д.Уттербека.

Таблица 3 - Дифференциация отраслей по У.Абернати и Д.Уттербеку.

Фаза цикла жизни

Текучее состояние

Переходное состояние

Видовое состояние

Инновации

Частые и крупные изменения  продукта

Существенные изменения  в процессах, обусловленные ростом спроса

Улучшение продукта и кумулятивное повышение производительности и  качества

Источники инноваций

Пионеры отрасли, пользователи

Производители, пользователи

Активные поставщики

Продукты 

Разнообразные модели, в том числе  и выполненные на заказ

По крайней мере, одна модель достаточно стабильна, чтобы производить большой объем продукции

В основном недифференцированная,  стандартизированная продукция

Производственный процесс

Гибкость и неэффективность, основные изменения легко согласуются  с уже имеющимися решениями

Система становится более  жесткой, и при этом изменения  осуществляются только в крупных  звеньях

Эффективная, с большими вложениями капитала, жесткая система, изменения требуют больших затрат

Исследования и разработки

Из-за высокой степени технической  неопределенности особой сфокусированности  нет

Сфокусированность в  процессе проектирования на отдельных  характеристиках продукции

Применительно к продукции сфокусированность  на дополнительных технологиях, ставка на технологии, отношения к процессу

Оборудование

Общего назначения, требующие квалифицированных  работников

Некоторые части процесса осуществляются в автоматическом режиме с участками полной автоматизации

Специального назначения, в основном использование автоматов, труд работников в большей степени связан с  накладкой оборудования и отслеживанием  того, как оно функционирует

Издержки на изменение процесса

Низкие

Средние

Высокие

Предприятие

Небольшое, расположенное вблизи пользователя или источника инноваций

Общего назначения со специализированными подразделениями

Крупномасштабное, с высокой специализацией по выпуску конкретных продуктов

Соперники

Мало, но их число растет, размеры рыночных долей часто значительно меняются

Много, однако, после появления  модели-лидера их число сокращается

Мало, появляется классическая олигополия со стабильными рыночными долями

Основа для конкуренции

Функциональные показатели работы продукта

Разнообразие моделей, соответствие целям пользователя

Цена

Организационный контроль

Неформальный, предпринимательский

Через группы проектирования и решения конкретных задач

Через структуру, правила и цели

Уязвимость лидеров отрасли

Со стороны имитаторов и посягателей на патент, со стороны структур, добившихся прорывов по продукции

Со стороны более  эффективных и выпускающих продуктов  более высокого качества участников

Со стороны технологических  новаторов, которые производят лучшие продукты-заменители


 

По данной классификации  можем сделать вывод: у данной отрасли переходное состояние.

    1. Классификатор К.Павитта.

 

 

 

 

 

Таблица 4 - Дифференциация отраслей по К. Павитту

Класс отрасли

Характеристика отрасли и компании

Особенности инновационного процесса

Примеры

Отрасли промышленности с доминированием поставщика

Компании небольшие или среднего размера

Инновации в основном зарождаются у поставщиков

Сельское хозяйство, строительство, медицинский сектор

Отрасли промышленности  интенсивного типа

Зрелая промышленность.

Продукция общего назначения. Крупные компании. Экономия на масштабах производства и рыночная доля - основные конкурентные преимущества. Дифференциация продукта и пены.

Преобладают процессные инновации, направленные в первую очередь на снижение производственных издержек.

Производство нефтехимических  веществ, продуктов питания и автомобилей.

Секторы с ориентацией на информацию

Основной фактор производства - знание.

Инновации, главным образом, основаны на приложениях информации и коммуникационных технологий.

Большинство отраслей обслуживания, банковские и консалтинговые услуги, проектные фирмы.

Наукоемкие отрасли промышленности

Главную роль играют исследования и  разработки.

Преобладают продуктовые инновации. Характерна передача части исследовании внешним структурам.

Электроника, фармацевтика, аэрокосмическая  отрасль.

Специализированные поставщики

Компании в основном небольшого и среднего размеров.

Заказчиками выступают другие компании.

Основные роли отведены проектированию и инженерным работам.

Структуры, действующие в областях инструментов и приборостроения, машиностроения и программного обеспечения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Комплексная  оценка инновационной деятельности на ОАО «Макфа».

3.1 Краткая  характеристика.

 

Строительство первого  макаронного предприятия Южного Урала завершается 11 октября 1937 года. С этого времени начинается отсчет истории и традиций предприятия. Фабрика оснащается мощным и передовым  оборудованием: гидравлическими макаронными  прессами и лапшерезкой. Ассортимент включает макароны, вермишель и лапшу - все возможные форматы, которые в то время выпускала пищевая промышленность. Производственная мощность составляет 17 тыс. т макаронных изделий в год. Уже в декабре 1937 г. первая партия продукции поступает к покупателям.

Информация о работе Управление инновационной деятельностью предприятия