Управление инновационной деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цели:
- рассмотреть тему: «Организационные структуры инновационных предприятий»;
- на примере компании рассмотреть инновации и рассчитать показатели инновационной активности;
- освоение навыков практических расчетов в области управления инновациями;
- разработка проектных предложений по совершенствованию управления инновациями на предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1 Организационные структуры инновационных предприятий……....6
1.1 Понятие организационной структуры предприятия…………………6
1.2 Особенности организационных структур инновационных предприятий……………………………………………………………….............7
1.3 Виды организационных предприятий………………………………...9
2 Исследование отраслевых особенностей инновационного процесса…………………………………………………………………………..20
2.1 Характеристика отрасли…………………………………………20
2.2 Исследование особенностей отрасли……………………………..22
3 Комплексная оценка инновационной деятельности на ОАО «Макфа»………………………………………………………………………….27
3.1 Краткая характеристика ОАО «Макфа»……………………………………………………………….………….27
3.2 Исследование особенностей инновационного процесса ОАО «Макфа»………………………………………………………………………….30
3.3 Оценка стратегической инновационной позиции (СИП)…………..35
3.4 Оценка инновационной активности, результатов и эффективности инновационной деятельности ОАО «Макфа»…………………………………42
4 Рекомендации по усовершенствованию инновационной деятельности предприятия……………………………………………………………………...44
Заключение………………………………………………………………..47
Список используемой литературы………………………………………48

Файлы: 1 файл

Инн. менеджмент.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

Венчурные предприятия  могут быть двух видов:

1) собственно рисковый  бизнес;

2) внутренние рисковые  проекты крупных предприятий.

Собственно рисковый бизнес -  это независимые малые  инновационные фирмы и предоставляющие  им капитал финансовые организации.

Малые венчурные фирмы  основывают учёные,  инженеры,  изобретатели, стремящиеся воплотить в жизнь  новейшие достижения науки и техники. Первоначальный капитал составляют личные сбережения и рисковый капитал специализированных финансовых организаций. 

Специфика рискового  предпринимательства:

- средства предоставляются  на безвозвратной, беспроцентной  основе;

- не требуется обычного при кредитовании материального обеспечения;

- переданные венчурной  фирме ресурсы нельзя изымать  в течение всего срока действия  договора;

- прибыль рискового  инвестора -  это разность между  курсовой стоимостью принадлежащих  ему акций и суммой вложенных им в проект средств  (доля акций может быть до 80 %).

Функции инновационного менеджера в венчурных фирмах выполняет либо традиционный менеджер, либо специалист, приглашённый со стороны (из консалтинговой фирмы).

Внутренние рисковые проекты -  это небольшие подразделения в рамках крупных предприятий, организуемые для разработки и производства новых типов наукоёмкой продукции и наделённые значительной самостоятельностью.

Отбор предложений,  поступающих  как от сотрудников предприятия,  так и от независимых изобретателей,  ведётся специализированными службами.  В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административном вмешательстве со стороны руководства предприятия. В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или технологию к запуску в массовое производство.  Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность.

После завершения работ, ради которых они создавались, венчурные фирмы прекращают свою деятельность и либо поглощаются одним из учредителей, либо самостоятельно выходят на рынок при благоприятной коммерческой конъюнктуре и конкурентоспособности продажи коммерческих разработок и развивают предпринимательскую деятельность.  Обычно при успешной деятельности внутренний венчур превращается в одно из производственных подразделений материнской компании,  а его продукция реализуется по сложившимся в компании каналам сбыта.

Инжиниринговые фирмы представляют собой соединительное звено между нововведениями и производством.  Основные направления деятельности инжиниринговых фирм: 

- оценка вероятной  значимости коммерческой конъюнктуры,  полезной модели, изобретения; 

- техническое прогнозирование  инновационной идеи,  будущей технологии научно-технической продукции;

- доработка нововведения  до промышленной реализации;

- оказание услуг в  процессе внедрения объекта разработки;

- пусконаладочные работы.

Инжиниринговые фирмы,  объединяясь в ассоциации,  осуществляют координирующие действия в отношении их клиентов,  объединяют нужных специалистов и ресурсы для отработки рискованных технологий и образуют для этих целей венчурные предприятия.

Внедренческие фирмы специализируются на внедрении неиспользованных патентов владельцами технологий, продвижении на рынок лицензий, доведении изобретений до промышленной кондиции, производстве небольших партий изделий с последующей продажей лицензии. [4]

Профитцентры -  одна из форм ускорения нововведений.  Они представляют собой временное целевое объединение научных работников нескольких смежных отраслей науки и техники, а также менеджеров для решения конкретных научно-технических или производственных задач, например, по освоению и производству новых видов продуктов.

Существуют следующие  виды инновационных предприятий.

Консорциумы. Важнейшими задачами консорциумов является поиск и реализация крупных инновационных и других проектов, связанных с развитием инновационной деятельности.  В рамках таких объединений создаются финансовые и материально-технические возможности для эффективной организации проектов. 

Система управления консорциума  должна обеспечивать:

- усиление целевого  характера деятельности,  направленной  на достижение наивысших результатов;

- возрастание роли инновационной и финансово-экономической функций и усиление работы соответствующих подразделений управления путем их ориентации на выборку и реализацию новшеств и коммерческих идей;

- усиление роли подразделений,  ориентированных на рынок, прежде  всего таких, как служба управления изменениями, активного развития, маркетинга и внешнеэкономической деятельности;

- конкурентоспособность  консорциума на внешнем и внутреннем  рынке за счет инноваций, устойчивое  финансовое положение; 

- эффективную стратегию  деятельности консорциума;

- проведение эффективной  инвестиционной политики участниками  консорциума; 

- создание условий  для перехода к управлению  консорциумом на основе акционерной  формы. 

Правовой основой деятельности консорциума являются отношения,  связанные с обязательствами его участников в виде договорных отношений в форме многосторонних договоров по реализации крупных инновационных проектов.  В состав консорциума включаются предприятия разных организационно-правовых форм инновационной деятельности.

Функции управления консорциумом реализуются в основном на координационных принципах. Координационная система не подразумевает какое-либо прямое управление,  непосредственное вмешательство в самостоятельные сферы деятельности предприятий и организаций консорциума.  Эта система в основном будет выполнять только контрольно-аналитические,  наблюдательные функции для принятия тех или иных решений общеэкономического и хозяйственного характера в отношении определенных видов деятельности  (например, предоставление кредитов на развитие собственных производств отдельных предприятий или на реализацию проектов,  представляющих взаимный интерес). Статус и задачи органа управления консорциумом определяются,  исходя из основных задач его деятельности, а именно задач по мобилизации финансовых ресурсов научно-промышленного потенциала его участников и возможных партнеров,  необходимых для разработки проектов,  и задач по организации и координации их реализации.

Имущественные и правовые отношения в консорциуме строятся на следующих принципах:  консорциум как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество,  переданное ему на договорной основе участниками консорциума; владение совместно приобретенным имуществом осуществляется на долевой основе пропорционально вкладам участников в создании этого имущества; консорциум имеет право создавать договорные предприятия, определяя в каждом конкретном случае форму их взаимодействия с консорциумом; имущественные права, права по управлению распределяются между его участниками пропорционально внесенному вкладу.

Взаимоотношения консорциума  с научно-исследовательскими организациями,  участвующими в разработке и реализации инновационных проектов, строятся на договорной основе. Договоры  (контракты)  могут заключаться как от имени  консорциума, так и каждым его участником самостоятельно.

Наиболее характерная  особенность предлагаемой модели производственно-хозяйственной  деятельности консорциума связана  с четким разделением компетенции  высших органов,  представляющих учредителей  (собственников), и исполнительных органов руководства.

Важным направлением научно-производственной и хозяйственной  деятельности консорциума является организация системы управления проектами.

Хозяйственный проект как  объект программно-целевого планирования может быть определен как комплекс экономических,  производственных,  научно-технических, организационных и других мероприятий и заданий, которые увязаны по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивают наиболее эффективное решение конкретной проблемы. Для формирования и реализации проекта в рамках консорциума необходимы: координация деятельности разработчиков и исполнителей проекта,  которую осуществляет специально создаваемая на время его разработки и реализации дирекция как орган управления проектом; концентрация выделяемых на осуществление проекта финансовых ресурсов как за счет средств входящего в консорциум банка, так и за счет средств,  привлеченных из других источников в виде кредитов или паевых взносов.

Проект должен стать  основной формой управления крупными мероприятиями консорциума.  Общая схема его реализации:  формирование временного коллектива для управления проектом,  выполняющего от имени консорциума все необходимые функции.  Расчеты по проекту осуществляются через валютный и расчетные счета консорциума.  Управление проектом собирает средства на реализацию проекта, заказывает и финансирует его научно-методическую и практическую реализацию,  а также осуществляет все необходимые функции.

После реализации проекта  система его управления ликвидируется. Управление проектом формируется на контрактной основе. [6]

Холдинговые компании. Холдинговая (держательская)  компания -  это особый тип финансовой компании,  которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью.  В настоящее время практически все крупные корпорации Запада имеют холдинговую форму организации, т.е. во главе многочисленных отделений,  фирм,  заводов,  сбытовых подразделений,  входящих в современный концерн,  находится холдинг,  концентрирующий контрольные пакеты акций этих подразделений,  что и придает всей корпорации цельность и управляемость.

Размеры холдинга могут  быть намного меньше размеров подконтрольной фирмы.  Холдинговая компания -  вершина пирамиды,  составленной из дочерних компаний.  Контроль пакета акций -  ведущая форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников  (акционеров, пайщиков) и в его органах управления.

Холдинговая компания проводит единую политику в области инноваций, осуществляя контроль за соблюдением  интересов больших конгломератов (корпораций, концернов, трестов), и  ускоряет процесс диверсификации. 

Преимущества холдинговых  компаний в том,  что они борются с конкурентами своей объединенностью,  консолидацией.  Также активно решаются и другие задачи:  создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятий под эгидой холдинговой компании; посредническая деятельность холдинговых компаний в производстве и реализации отдельных видов продукции;  ускорение процесса диверсификации и научно-технического развития; увеличение размеров производства новой продукции. 

Различают чистые и смешанные  холдинговые компании. Чистые холдинговые компании - неторговые компании, владеющие согласно уставу только капиталом и не имеющие прав осуществления торговых операций или иного бизнеса. Их функция заключается в том, чтобы иметь акции, управлять действиями и перераспределять дивиденды дочерних компаний.  Смешанные холдинговые компании,  кроме владения контрольным пакетом акций,  активно занимаются торговлей или бизнесом и имеют в своем балансовом отчете вместе с акциями дочерних предприятий активы в виде движимого и недвижимого имущества.

В соответствии с законодательством  управление холдингом, как и любым  акционерным обществом,  осуществляется через собрания акционеров,  советы директоров,  исполнительную дирекцию.  Для холдинговых структур четко  определяются основные акционеры,  и именно они осуществляют через аппарат управления руководство всей группой. На самом верхнем уровне холдинга объем управляющих функций может значительно меняться в зависимости от правовых возможностей и предпочтений собственников каждого уровня. В разных типах холдинговых объединений могут использоваться разные типы менеджмента. Минимальный объем управления осуществляется в картеле: маркетинг и бизнес-планирование,  общие для всех предприятий,  входящих в объединение; более высокий уровень управления - в финансово-промышленных группах, где, помимо маркетинга и бизнес-планирования,  осуществляется и управление финансами; в синдикате по сравнению с предыдущей структурой вместо финансового менеджмента присутствуют такие компоненты, как логистика и единая для всех предприятий,  входящих в объединение,  система управления;  в промышленных и коммерческих группах финансовый менеджмент совмещается с логистикой и единой структурой управления. Самый высокий уровень организации осуществляется в концерне,  где присутствуют все компоненты менеджмента: экономика, бизнес-план, маркетинг, учет, финансы, логистика. Холдинг в процессе существования может менять объем элементов менеджмента - от картеля до концерна и наоборот.

Холдинговые компании могут  образовываться путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер; обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием;  создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг; передачи ключевых для данного бизнеса патентов авторских прав, ноу-хау  (например, подобной компанией является «Макдоналдс»). [4,5]

Информация о работе Управление инновационной деятельностью предприятия