Совершенствование системы здравоохранения (на примере Красногорского района Московской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:53, дипломная работа

Описание работы

Целью является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию системы здравоохранения в Красногорском районе Московской области. Для достижения поставленной цели в работе решен комплекс взаимосвязанных задач: охарактеризована сущность здравоохранения и особенности управления здравоохранением; дана характеристика организации и управления сферой здравоохранения в Красногорском районе Московской области; разработан комплекс мероприятий по повышению эффективности системы здравоохранения в Красногорском районе Московской области; определена экономическая эффективность проектных мероприятий.

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы здравоохранения (на примере Красногорского района Московской области).docx

— 552.92 Кб (Скачать файл)

развитие  служб планирования семьи и безопасного  материнства;

интеграция  родовспомогательных учреждений с  общей сетью в целях углубления и совершенствования специализированной и профилактической помощи женщинам;

развитие  и совершенствование лечебно-профилактической медицинской помощи школьникам и  воспитанникам детских дошкольных учреждений;

совершенствование системы профилактической и реабилитационной помощи, увеличение объемов мероприятий  медицинской профилактики, формирование здорового образа жизни и повышение  медицинской культуры населения;

повышение эффективности работы диагностических  и иных вспомогательных служб;

индивидуализация  и дифференциация условий оказания медицинской помощи в зависимости  от потребностей граждан и отдельных  социальных групп;

совершенствование деятельности по борьбе с туберкулезом, заболеваниями, передаваемыми половым  путем, и другими социально опасными и социально значимыми заболеваниями;

Требуют государственной поддержки меры по внедрению современных технологий в подразделениях интенсивного лечения, кардиологии и, в перспективе, хирургии, травматологии, гинекологии.

Необходимо  укрепить службу скорой медицинской  помощи, сделать ее более мобильной  и оснащенной современными средствами для оказания неотложной медицинской  помощи и экстренной госпитализации пациентов.

Нормативно  – методические основы совершенствования организации медицинской помощи.

Совершенствование организации медицинской помощи населению, приведение структуры лечебной сети в соответствие с потребностями  населения в доступной квалифицированной  медицинской помощи предполагает разработку нормативно – методической базы, включающей определение методических подходов по оценке потребностей населения в медицинской помощи, нормированию объемов помощи, оказываемой на муниципальном уровне.

Предполагается  проведение следующих мероприятий:

усовершенствовать систему учета медицинской помощи, фактически оказываемой населению  в учреждениях здравоохранения (объемов, структуры, категорий сложности  по каждой половозрастной группе населения);

провести  стандартизацию требований к видам  и категориям сложности медицинской  помощи в зависимости от уровня ее оказания;

оценить возможностные объемы помощи, которые медицинские учреждения могут предоставить населению Красногорского района Московской области;

разработать методику приведения в соответствие планируемых объемов помощи с  финансовыми ресурсами на ее оказание;

определить  объемы деятельности ведомственной  лечебной сети города по реализации программы  государственных гарантий;

определить  общие подходы к оценке качества и стандартизации медицинской помощи, оказываемой по программе государственных  гарантий.

Преобразование  первичной медико-санитарной помощи.

Первичная медико-санитарная помощь (амбулаторно-поликлиническая  и стационарная) – проводимые по месту жительства населения основные, общедоступные и бесплатные виды медицинского обслуживания, включающие лечение наиболее распространенных болезней и проведение профилактических мероприятий.

Реформирование  амбулаторно-поликлинической первичной  медико-санитарной помощи (далее – ПМСП).

Поликлиника концентрирует в своем составе  специализированную консультативную, лечебную, диагностическую, профилактическую и оздоровительную помощь. В структуре  поликлиник развиваются службы ухода, центры медико-социальной помощи, дневные стационары и центры амбулаторной хирургии. Основой реформирования первичного амбулаторного звена является экономическая мотивация субъектов медико-санитарной помощи.

Реформирование  организации стационарной помощи.

Оптимизация объемов и сроков госпитализации в сочетании со структурной реорганизацией стационаров приобретают особо  важное значение ввиду низкой эффективности  и структурных диспропорций в  отрасли (диспропорции в объеме финансирования стационарной помощи, необоснованный уровень госпитализации, длительные сроки госпитализации, высокий уровень  безусловно фиксированных расходов). Реорганизация стационаров предполагает: дифференциацию больничной сети по уровням  медицинского обслуживания и по степени  интенсивности лечебно – диагностического процесса; расширение объемов медицинской помощи в стационарах дневного или краткосрочного пребывания; внедрение стационарзамещающих технологий (таких, как центры амбулаторной хирургии, службы долечивания на дому и другие). При осуществлении реструктуризации больниц следует предусматривать распределение коечной мощности в зависимости от интенсивности лечебно – диагностического процесса. Возможные ориентиры распределения коечной мощности:

интенсивного  лечения до 15%;

восстановительного  лечения до 50%;

длительного лечения больных хроническими заболеваниями  до 20%;

медико-социальной помощи до 15%.

Необходима  разработка стандартов больничных коек (для учреждений разных уровней иерархии организации стационарного обслуживания) по профилю больничной койки и  стандартизация лечебного процесса как в разрезе нозологических форм, так и в разрезе медицинских  технологий. Разработка перспективной  модели сети стационарных учреждений должна проводиться с учетом уровня и структуры заболеваемости населения, особенностей социально – экономического развития, медико-организационных особенностей оказания стационарной помощи.

Государственная политика обеспечения населения  лекарствами и изделиями медицинского назначения направлена на предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объеме по приемлемым ценам и  при соответствующем качестве.

Реорганизация этой политики осуществляется путем  создания регулируемого рынка фармацевтических услуг на основе конкуренции между  собой фармацевтических организаций  независимо от форм собственности.

Основными направлениями реализации государственной  политики в области лекарственной  помощи гражданам являются гарантированное  лекарственное, в том числе льготное, обеспечение амбулаторной и стационарной медицинской помощи в рамках программы  государственных гарантий, введение лекарственных формуляров в технологию предоставления медицинской помощи, регулирование оптовых поставок лекарственных средств, реализация целевых программ лекарственного обеспечения населения. 
Планируется упорядочение предоставления льгот отдельным категориям граждан с поэтапным переходом на принцип адресности льготного лекарственного обеспечения. В рамках упорядочения деятельности по обеспечению контингентов населения, имеющих льготы по лекарственному обеспечению, возможны: введение полицевого учета «льготных» контингентов.

В последующем  предполагается:

формирование  в рамках муниципального заказа списков  лекарственных средств для адресного  льготного обеспечения граждан, а также перечней и объемов  лекарственных средств для лечения  социально значимых заболеваний (туберкулез, психические расстройства, СПИД, онкологические заболевания и т.д.);

реализация  целевых программ по лекарственному обеспечению групп населения  с социально значимыми заболеваниями.

Реорганизация системы лекарственного обеспечения  населения Красногорского района Московской области предусматривает:

создание  больничной (межбольничной) аптеки МУ «Центральная районная больница Красногорского района Московской области» на базе муниципальных  аптек;

повышение эффективности работы муниципальных  аптек путем изменения их организационно-правовой формы для создания конкурентоспособного ценового и ассортиментного пространства;

создание  единых организационно-методических подходов к управлению системой лекарственного обеспечения населения в аптечных учреждениях Красногорского района Московской области независимо от форм собственности.

В целях  расширения доступности лекарственной  помощи населению предполагается открытие аптечных пунктов при крупных  организациях здравоохранения, увеличение количества дежурных аптек.

В целях  эффективного расходования государственных  бюджетных средств, направляемых на льготное обеспечение граждан медикаментами, предусматривается разработка и  внедрение жесткой системы учета  и контроля этих средств, создание условий, обеспечивающих заинтересованность граждан  в рациональном использовании льгот  по лекарственному обеспечению, широкое  использование лекарственных формуляров и стандартов лекарственного обеспечения.

В области  оптовых закупок и розничной  продажи лекарственных средств  предполагается:

совершенствование конкурсной процедуры и обеспечение  гласности в выборе оптовых поставщиков  лекарств, заключение тарифных договоров  с оптовыми поставщиками;

обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных препаратов путем  отбора, стандартизации и контроля за соблюдением стандартов;

стимулирование  постоянного обеспечения установленной  номенклатуры лекарственных средств  и контроль ее обеспечения в розничной  продаже.

К работе по охране здоровья граждан и оказанию медико-социальной помощи необходимо привлекать непрофессиональные общественные организации и профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, а также отдельных граждан, что позволит повысить эффективность профилактической работы, в том числе с социально не защищенными слоями населения, облегчить реабилитационную работу с группами пациентов, развить принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами.

Работа  по расширению социальной базы здравоохранения  должна осуществляться по следующим  направлениям:

поиск действенных  форм сотрудничества с общественными, благотворительными и религиозными организациями;

привлечение внимания населения к вопросам охраны здоровья, содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским  интересам;

создание  системы медицинского просвещения  и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информации в  популяризации здорового образа жизни, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности и услуг медицинского характера;

содействие  в реализации государственных и  общественных мероприятий, направленных на сохранение и защиту нравственного  здоровья общества;

работа  среди населения по планированию семьи в целях формирования осознанного  отношения к семье, материнству  и отцовству.

Поставленная  Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задача модернизации здравоохранения, имеющая главной целью обеспечение реализации конституционного права граждан на доступную и качественную медицинскую помощь48, нашла свою конкретизацию в ряду реализуемых национальных проектов49. Однако эффективное претворение поставленных задач в практику не может быть достигнуто без реформирования организационно-правового механизма функционирования системы здравоохранения. Поэтому совершенствование системы организации оказания медицинской помощи – системы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения – заявлено в качестве одного из программных пунктов модернизации отрасли50.

Как уже  было отмечено, специфика современных  медицинских учреждений предопределена их административно-правовым статусом и значительным многообразием форм.

Сегодня, согласно последнему варианту Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденному  в октябре 2005 года51, в стране насчитывается 98 типов учреждений здравоохранения, в том числе 23 больничных, 10 диспансерных, 7 амбулаторно-поликлинических, 20 типов специализированных центров, в том числе научно-практических, 6 – санаторно-курортных учреждений. Некоторые из них дублируют друг друга в своих функциях, кроме того, для каждого требуются ведомственные инструкции и специальные документы, особые формы отчетности и учета и т.п.

Реалии  сегодняшнего дня диктуют необходимость  серьезной корректировки организационно-правовой формы учреждений здравоохранения. Вполне очевидно, что движение должно вестись в направлении наделения  медицинских организаций достаточно широкими полномочиями по использованию  находящегося в их распоряжении имущества  и оплате труда кадрового состава. Поэтому представляется перспективным  направлением развития организационно-правовой деятельности организаций здравоохранения  преобразование их в иные формы юридических  лиц, что и было заявлено в качестве одного из мероприятий по модернизации здравоохранения52.

Необходимость подобных преобразований объясняется  неспособностью государства (вернее, его  аппарата) выполнять социальные обязательства перед населением по оказанию бесплатной медицинской помощи, невозможностью и нежеланием содержать уже основательно коммерциализированные медицинские учреждения в прежнем статусе.

Определенные  шаги в этом направлении были предприняты  Правительством РФ. В частности, были разработаны проекты Федеральных  законов «Об автономных учреждениях» и «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях», регламентирующих статус новых видов организационно-правовой формы организаций здравоохранения: автономных учреждений (далее – АУ) и государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций (далее – Г(М) АНО), а также законопроект «Об установлении порядка, условий и критериев, вводящих новые организационно-правовые формы медицинских организаций».

Следует оговориться, что действие указанных  Законов, предположительно, будет распространяться не только на медицинские организации, но и на иные государственные и  муниципальные учреждения, действующие  в социальной сфере – в области науки, образования, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

За основу для разработки новых организационно-правовых форм были взяты уже существующие виды некоммерческих организаций – учреждение и автономная некоммерческая организация. Соответственно будущие организации также должны стать некоммерческими. Это означает, что целью их деятельности не является извлечение прибыли. Полученная же прибыль не распределяется в пользу учредителей и используется исключительно в уставных целях.

Информация о работе Совершенствование системы здравоохранения (на примере Красногорского района Московской области)