Развитие организационных механизмов стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель диссертационного исследования – повышение конкурентоспособности и эффективности работы современных промышленных предприятий на основе совершенствования методов разработки и реализации стратегий организационного развития.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
- на основе критического анализа сложившихся в теории и практике представлений об организации как функции управления обосновать современные требования к содержанию последней, адекватно отражающие изменения, произошедшие во внутренней и внешней среде промышленных предприятий;
- исследовать факторы, влияющие на выбор организационной стратегии предприятия, установить степень их значимости и формы учета при построении модели его организационного поведения;
- изучить действующие методы и концепции стратегического менеджмента, установить место и роль в них организационных стратегий, а также соответствие сложившейся в этой области ситуации возрастающей роли организации в обеспечении конкурентоспособности и эффективности промышленного предприятия;
- сформулировать современную концепцию организации промышленного предприятия и обосновать необходимость ее учета при разработке общих, деловых и функциональных стратегий его развития;
- определить направления совершенствования методов проектирования организационных структур предприятий, позволяющие преодолеть их обособленность от рынка и изменений во внешней среде;
- установить целесообразность перехода российских предприятий на новую концепцию организации и последствия такого перехода для экономического развития предприятия и национальной экономики в целом.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 57.69 Кб (Скачать файл)

Современная практика организации  деятельности предприятий, показывает, что при проектировании производственных систем используется обычно следующую  последовательность действий: вначале  проектируется структура технико-технологических  связей (маршрутная технология, транспортные потоки и т. п.), на нее «накладывается»  структура связей организации труда, а затем проектируется структура  связей управления. Нельзя не заметить, что такой подход к проектированию не достаточно увязывает организацию  предприятия с состоянием внешней  среды, не является стратегическим и  нуждается в совершенствовании.

Научная новизна диссертационной  работы состоит в следующем:

– обобщены представления  об эволюции организации как функции  управления; на основе критериев уровня научных обобщений, используемого  инструментария и состава элементов  области принятия организационных  решений выделены этапы ее развития, что позволило установить закономерности этого развития и обосновать необходимость  дальнейшего совершенствования  организации производства и управления в направлении более полного  учета, влияния внешнего окружения  и интеграции организационной структуры  предприятия в рыночную среду;

– определены факторы, влияющие на выбор стратегических организационных  решений (модель ведения конкурентной борьбы на отраслевом рынке, долгосрочная динамика конъюнктуры, степень насыщения  потребительского спроса, принятые формы  интеграции и диверсификации производства, оптимальные объемы деятельности, рентабельность, отраслевые барьеры, состояние связанных  и несвязанных рынков и др.), показан  механизм влияния этих факторов на организацию производства и управления, а также формы и методы учета  этого влияния при построении организационных стратегий предприятия, обеспечивающих интеграцию последнего в рыночное пространство;

– обоснована необходимость  совершенствования современной  системы стратегического менеджмента  в направлении усиления роли организационной  составляющей, предполагающая выделение  стратегии организационного развития в отдельную составляющую стратегического  портфеля предприятия и разработку на этой основе общих, деловых (конкурентных) и функциональных стратегий, что  позволит преодолеть функциональную раздробленность  организационных решений и учесть возрастание роли эффективной организации  в обеспечении конкурентоспособности  предприятия;

– уточнено содержание понятия  «концепция организационного развития предприятия» как совокупности представлений  о желаемых целях, направлениях и  возможных способах организационных  преобразований, а также наиболее эффективных организационных параметрах предприятия, которые должны быть присущи  ему в настоящем и будущем, сформулированы современные требования к построению идеальной организационной  модели предприятия, что позволяет  повысить обоснованность организационных  решений, придать им свойства комплексности, системности и адаптивности;

– усовершенствованы приемы и методы организационного проектирования промышленного предприятия в  направлении расширения области  принятия решений за счет включения  в нее факторов внешней среды (глобализации производства, ускоряющихся темпов научно-технического развития, возрастание рисков предпринимательской  деятельности, уровня и многообразия форм ведения конкурентной борьбы, состояния отраслевого, связанного и несвязанного рынков), использования  современных форм обеспечения контроля над рыночным пространством, а также  гибких адаптивных структур управления в целях обеспечения условий  роста их конкурентоспособности  и эффективности;

– обоснованы современные  формы финансового взаимодействия промышленных предприятий с внешней  средой и критерии выбора модели организационного поведения на рынке финансовых ресурсов, позволяющие повысить стоимость  и инвестиционную привлекательность  предприятий.

Теоретическая и практическая значимость работы определена тем, что  она представляет собой самостоятельное  завершенное научное исследование одной из актуальных проблем современной  науки управления. Работа содержит теоретические положения и методические подходы, которые могут составить  основу совершенствования действующих  моделей стратегического управления российскими промышленными предприятиями.

Теоретические и практические положения и выводы исследования использованы в учебном процессе при подготовке учебных курсов «Стратегический  менеджмент» и «Антикризисное управление»  для студентов, обучающихся экономическим  специальностям.

Разработанные в диссертационной  работе методические рекомендации были использованы также в качестве основы для выбора направлений совершенствования  системы управления на предприятиях промышленности г.Краснодара.

Апробация результатов исследования. Отдельные теоретические положения  диссертационного исследования были доложены на семинаре-совещании с представителями  ведущих промышленных предприятий  в Администрации Краснодарского края, где получили одобрение и  рекомендованы к использованию  в практической деятельности.

Ключевые идеи диссертации  были апробированы и обсуждены в  ходе работы следующих международных  и всероссийских научно-практических конференций и семинаров: «Инновационная экономика в зеркале устойчивого  развития» (г. Сочи, 2005 г.); Экономика, экология и общество России в 21-ом столетии» (Санкт-Петербург, 2005 г.); «Наука ХХ1 веку» (г. Майкоп, 2006 г.); «Россия в глобализирующейся  мировой экономике» (Ростов-на-Дону, 2006 г.); «Стратегии и инструменты  управления экономикой (Санкт-Петербург, 2006 г.); «Инновационный фактор национальной и региональн6ой конкурентоспособности  России (Сочи, 2006 г.). По результатам  исследования опубликовано 7 работ  общим объемом 2,7 п.л., в том числе 2 статьи, объемом 2 п.л. (авт. 1,1 п.л.) в  центральной печати.

Структура и объем диссертационной  работы. Диссертационная работа содержит две главы, введение и заключение. Список литературы включает 131 источник. Последовательность изложения материала  определяется порядком решения поставленных в работе задач.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, сформулирована ее цель, дана общая характеристика работы.

В первой главе «Развитие  организационных механизмов стратегического  менеджмента» исследована эволюция представлений об организации как  функции управления, выявлены место  и роль организационной стратегии  в стратегическом управлении промышленным предприятием, обоснованы направления  трансформации принципов и форм организации под действием изменений  социально-экономической действительности. Дано также авторское определение  организации, опирающееся на синтез представлений классической и современных  школ теории управления, классифицированы факторы, влияющие на организационную  архитектуру предприятия, исследованы  механизмы этого влияния.

Во второй главе исследования «Методические основы принятия и  реализации стратегических решений  в области организации производства и управления» проведен анализ эффективности  организационных стратегий функционирования и развития промышленных предприятий  в российской экономике и за рубежом, предложены новые механизмы разработки и реализации стратегических решений  по организации производства и управления, произведена оценка их эффективности  на макро- и микроэкономическом уровне. Обоснованы также направления совершенствования  организационного проектирования бизнеса  на предприятии и условия, необходимые  для реализации новых организационных  стратегий.

В заключении изложены основные выводы и предложения, вытекающие из диссертационного исследования.

2. основное содержание  работы

При всем разнообразии подходов к определению понятия организации  общим для них является понимание  организации как установления и  обеспечения целесообразных связей, координации деятельности исполнителей во имя достижения определенных целей.

В современных условиях, когда деятельность предприятий  протекает в динамичной и сложной  внешней среде и все в большей  степени зависит от нее, организация, так же как и управление в целом, принимает стратегический характер. Однако особенность стратегического  управления заключается в том, что  оно позволяет включить в систему  принятия и реализации управленческих решений не только основные элементы внутренней среды предприятия, но и  внешние аспекты его деятельности. Являясь важнейшей составляющей стратегического менеджмента, организационная  деятельность должна в полной мере отвечать его особенностям. Вместе с тем в этой области полного  соответствия не наблюдается. В ходе эволюции, организационная функция  управления поднялась от уровня организации  труда на рабочем месте, до уровня организации производственного  процесса и затем предприятия. Но и на сегодняшний день организационные  структуры выстраиваются в рамках предприятий, изолированно от рынка  и других внешних условий. В область  принятия организационных решений  включаются только входы и выходы предприятия, обеспечивающие его связь  с внешней средой. Такой подход к принятию управленческих решений  нельзя не считать ограниченным. Во-первых, он не позволяет найти эффективные  пути интеграции предприятия в рыночную среду своей отрасли, а также  связанных и не связанных с  ним отраслей с целью максимизации полезного эффекта его деятельности. Во-вторых, в область организации  оказался не включенным один из наиболее существенных аспектов деятельности современного предприятия – его инвестиционная деятельность. В-третьих, такой подход обрекает предприятие на пассивную  позицию приспособления к внешней  среде, не позволяя выстроить пути воздействия  на среду с целью создания наиболее благоприятных условий деятельности.

Понимание внешней среды  как области стратегических изменений  означает подвижность разграничительной  линии между внутренней и внешней  средой организации: элементы непосредственного  окружения могут быть вполне успешно  интегрированы в границы предприятия, а отдельные подразделения –  выделены в качестве самостоятельных  партнеров.

На организацию предприятия  оказывают влияние не только темпы  изменений во внешней среде, но и  изменение самого характера отношений  предприятия с внешней средой, выражающееся в переходе власти от производителей к потребителям и  крайнем обострении конкурентной борьбы. Когда у потребителей есть выбор, они больше не ведут себя одинаково, предъявляя спрос на товары и услуги для своих конкретных уникальных нужд.

Необходимость в целях  расширения рынка учитывать запросы  различных групп потребителей, вплоть до индивидуальных, заставляет предприятия  по-новому подходить к решению  вопросов организации деятельности своих производственных подразделений. Большинство предприятий от массового, малономенклатурного производства переходят к мелкосерийному и  единичному производству, номенклатура выпускаемой продукции непрерывно расширяется. Одновременно резко возрастают темпы ее обновления. Организация  производства, сложившаяся в индустриальную эпоху перестает отвечать современным  требованиям.

В условиях, когда каждый работник отвечает только за свой узкоспециализированный трудовой процесс, выпускает определенное количество деталей различных наименований, не имея представления о том, когда  и в каких законченных изделиях они затем будут использованы, никто не знает и не может сказать  клиенту, где находится заказ  и когда он будет выполнен. При  этом происходит многократная передача ответственности, и каждая передача с одной стадии на другую может  повлечь за собой скопления заказов  и простои. Чем выше сложность  процессов, тем труднее обеспечить координацию и направить их на учет потребности клиентов. Как следствие, растут численность занятых в  управлении и накладные расходы.

Решение проблемы видится  в использовании принципиально  нового подхода к организации, радикальном  перепроектировании производства, суть которого состоит в переходе от организации  производства на основе принципа разделения труда к его организации на основе выделения цепочек создания законченной ценности для потребителей – бизнес-процессов. Переход на новую  концепция организации производства требует также перехода от вертикальных управленческих структур к горизонтальным, от узкоспециализированных рабочих  мест к многофункциональным командам, от ориентации на решение производственных задач к решению задач удовлетворения потребностей клиентов.

Благодаря обоснованным организационным  решениям современным предприятиям удается достигнуть сбалансированности с внешним окружением также в  вопросах преодоления его растущей неопределенности и возникающих  в этой связи высоких рисков. Эта  проблема решается, как путем наращивания  потенциала предприятия и упрочения  рыночной власти, так и путем максимально  возможной диверсификации рисков и  затрат, связанных с производственно-коммерческой деятельностью. В первом случае организационными средствами решения проблемы могут  служить различные формы интеграции предприятий, включая регрессивную (в направлении источников сырья), прогрессивную (в направлении распределительных  сетей), горизонтальную или концентрическую (в направлении отраслевых конкурентов).

Наряду с созданием  интегрированных структур широко используются различные формы объединений  предприятий, не предполагающих потери самостоятельности партнеров. Это  – предпринимательские, сети, консорциумы, стратегические альянсы, создаваемые  как в масштабах национальной, так и мировой экономики. Эти  организационные формы наряду с  обеспечением высокого уровня концентрации потенциала и компетенций партнеров  позволяют распределять риски и  затраты производственно-коммерческой деятельности между всеми участниками  партнерства.

Распределению рисков предпринимательской  деятельности способствует также диверсификация деятельности предприятий. Причем эффективность  диверсификации, по нашему мнению, во многом зависит от правильного выбора рынков – эффект диверсификации будет наиболее высоким при выборе рынков с несовпадающей  динамикой конъюнктуры.

Нельзя не отметить, что  как в теории, так и в практической деятельности по стратегическому менеджменту  организационные стратегии еще  не заняли подобающего места. Стратегический портфель предприятия образуют три вида стратегий: общие, конкурентные или деловые и функциональные, каждый из которых включает в себя элементы организационных решений. Возникающая при этом функциональная раздробленность в выборе организационных стратегий приводит к их недостаточной согласованности или даже принятию разнонаправленных решений. Как нам представляется, наличие общей стратегической концепции или модели организационного развития создаст условия для принятия продуманных и взаимоувязанных решений при формировании деловых и функциональных стратегий предприятия.

Изменение ситуации во внешней  среде происходят постоянно, что  требует перехода от статических  представлений об организации к  ее динамическому процессному восприятию. Это означает необходимость формирования неких постоянно действующих  механизмов и структур взаимодействия с внешней средой, что оказывается  возможным, прежде всего, на основе построения организационной модели, встроенной во внешнюю среду.

Информация о работе Развитие организационных механизмов стратегического менеджмента