Развитие организационных механизмов стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель диссертационного исследования – повышение конкурентоспособности и эффективности работы современных промышленных предприятий на основе совершенствования методов разработки и реализации стратегий организационного развития.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
- на основе критического анализа сложившихся в теории и практике представлений об организации как функции управления обосновать современные требования к содержанию последней, адекватно отражающие изменения, произошедшие во внутренней и внешней среде промышленных предприятий;
- исследовать факторы, влияющие на выбор организационной стратегии предприятия, установить степень их значимости и формы учета при построении модели его организационного поведения;
- изучить действующие методы и концепции стратегического менеджмента, установить место и роль в них организационных стратегий, а также соответствие сложившейся в этой области ситуации возрастающей роли организации в обеспечении конкурентоспособности и эффективности промышленного предприятия;
- сформулировать современную концепцию организации промышленного предприятия и обосновать необходимость ее учета при разработке общих, деловых и функциональных стратегий его развития;
- определить направления совершенствования методов проектирования организационных структур предприятий, позволяющие преодолеть их обособленность от рынка и изменений во внешней среде;
- установить целесообразность перехода российских предприятий на новую концепцию организации и последствия такого перехода для экономического развития предприятия и национальной экономики в целом.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 57.69 Кб (Скачать файл)

по степени совместимости  имеющихся проблем выделить тенденции  организационного развития предприятий.

Из графика видно, что  менеджеры относительно крупных  предприятий весьма оптимистично оценивают  организационную структуру производства и управления на своих предприятиях, хотя и не считают их идеальными. Главную причину своих проблем  они видят в разрывах налаженных когда-то кооперационных связей и связей с поставщиками материально-технических  ресурсов. У менеджеров малых и  средних предприятий, напротив, организация  внешних связей не вызывают особых опасений, в то время как в действующей  организации производства и управления они видят значительный потенциал  совершенствования. Наибольшие расхождения  во мнениях менеджеров связаны с  оценкой важнейших характеристик  организационной структуры предприятий, эффективности стратегий и уровня организованности внутренних процессов. Расхождения, по нашему мнению, объясняются, во-первых, различиями в подходах к  организации производства и управления на крупных и малых предприятиях, а во-вторых, различной степенью прогрессивности представлений  менеджеров об эффективной организации  предприятия и ее роли в достижении высоких конечных результатов.

Оценки показывают, что  вопросам совершенствования организации  не уделяется должного внимания ни на одном из анализируемых предприятий. Не разрабатывается стратегия организационного развития, нет увязки организации  производства и управления с достижением  целей предприятий и обеспечением их устойчивого функционирования. На большинстве предприятий стратегия  развития не разрабатывается вообще.

В целом проведенный анализ показал, что в новых условиях хозяйствования необходимы качественные изменения системы управления, включающие в себя ряд преобразований организационного характера. Руководство предприятий  должно безоговорочно признать, что  работа в рыночных условиях требует  построения совершенно иной архитектуры производства и управления, новых принципов руководства, организационной культуры и смены всей системы ценности предприятия. Это не просто замена двух-трех элементов в организации. Практически вся система организации производства и управления на предприятиях должна претерпеть существенные изменения. Концептуально управление организационными изменениями на предприятии мы представили на рис.5.

0100090000037800000002001c00000000000400000003010800050000000b0200000000050000000c024905d007040000002e0118001c000000fb021000070000000000bc02000000cc0102022253797374656d0005d0070000a8f600008047110004ee8339801faf040c020000040000002d01000004000000020101001c000000fb02ceff0000000000009001000000cc0440001254696d6573204e657720526f6d616e0000000000000000000000000000000000040000002d010100050000000902000000020d000000320a2d0000000100040000000000d0074605204b1600040000002d010000030000000000

Рис..5 Концептуальная схема  внесения изменений в систему  управления

организационным развитием  предприятия

Для успешной реализации программы  организационной перестройки персонал предприятий нуждается в приобретении опыта применения новых принципов  и подходов к организации материальных и финансовых потоков, производственных процессов и всей системы управления, включая 

построение дерева целей  предприятия;

формирование портфеля заказов, рыночной стратегии и модели организационного поведения предприятия на рынке,

проектирование интеграционных процессов по стадиям жизненного цикла и технологической цепи изделий;

формирование организационной  структуры предприятия, интегрированной  во внешнюю среду;

разработку (уточнение), согласование и утверждение положений о  функциональных подразделениях предприятия  и должностных инструкций.

Организация информационных, финансовых и материальных потоков  на предприятиях должна быть максимально  простой и надежной. Все службы и подразделения на предприятии  должны быть реорганизованы таким образом, чтобы максимально устранить  источники неопределенности и ненадежности работы, включая непредсказуемость  продолжительности технологического цикла. Каждый бит информации должен обладать самостоятельной ценностью, и эта ценность информации должна заключаться в ее непосредственной связи с улучшением уровня обслуживания потребителей продукцией предприятия (рис. 6). Следуя этим принципам, предприятие  может создать эффективную архитектуру  производства и распределения продукта и будет в состоянии с минимальными ресурсами решать поставленные задачи. Речь при этом идет не о временных  сдвигах, а о формировании базы для  постоянных улучшений.

Решения и методы

Рис.6. Организация управления информацией по контролю договоров

Изменив методы организации  и управления производством, создав для него новую архитектуру и  проявив готовность поделиться со своими поставщиками частью ресурсов и средств, превратив их в субподрядчиков и  компаньонов, предприятие будет  в состоянии перейти к новому управленческому мышлению и создать  желаемую систему кооперационных связей. Центральный аспект нового подхода  – победит только команда, мобилизовавшая свои компетенции в конкурентной борьбе.

Там, где за привычными данными  о состоянии управляемого объекта  руководитель или специалист ищет причины  потерь рабочего времени, непроизводительные затраты труда и удорожание (повышение  себестоимости) выпускаемой продукции, исследователь, вооруженный методологией системного анализа, может усмотреть  обрыв (отсутствие) необходимых связей или нерациональность их структуры, т. е. недостаточность упорядоченности, организованности системы. Такая интерпретация  данных изучения производственной системы  позволяет руководителю не ограничиться актом прямого управленческого  воздействия, а пойти дальше, приняв организационное решение, направленное на совершенствование или перестройку  системы.

Недостаток системного видения  места предприятия в современном  рыночном пространстве, присущий большинству  российских промышленных предприятий, нашел отражение и в вопросах организационного проектирования. Принятие решений в этой области по-прежнему не учитывает влияние таких факторов внешней среды как глобализация производства, ускоряющихся темпы научно-технического развития, состояние отраслевого, связанного и несвязанного рынков, возрастание  рисков предпринимательской деятельности, уровня и многообразия форм ведения  конкурентной борьбы. Не осознана необходимость  выведения на первый план в организационном  проектировании связей предприятия  как открытой системы. В целях  преодоления имеющихся недостатков  в работе предложено расширить пространство принятия проектировочных решений  за счет включения в него факторов внешней среды; определены подлежащие проектированию параметры внешних  и внутренних связей, включая их характер, состав, объем, продолжительность, пространство, направление и способ осуществления; разработана методика оценки надежности связей через определение  вероятность их обрыва или отказа (простоя) системы.

Основные публикации по теме работы:

Балаев А.О. Организационный  механизм управления инновационной  деятельностью предприятия. // Материалы  международной научно-практической конференции «Инновационная экономика  в зеркале устойчивого развития». Краснодар, 2005. (авт. – 0,2 п.л.).

Балаев А.О. Проблемы совершенствования  корпоративного управления в России // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Наука XXI веку». Майкоп, 2005. (авт. – 0,2 п.л.).

Балаев А.О. Новые организационные  формы интеграции России в систему  мирохозяйственных связей. // Материалы  международной научно-практической конференции «Россия в глобализирующейся  мировой экономике». Ростов-на-Дону, 2006. (авт. – 0,2 п.л.).

Балаев А.О. Организационные  аспекты обеспечения конкурентоспособности  промышленных предприятий. // Материалы  международной научно-практической конференции «Инновационный фактор национальной и региональной конкурентоспособности  России». Краснодар, 2006. (авт. – 0,2 п.л.).

Балаев А.О. Особенности  формирования современной организационной  архитектуры предприятия // Материалы  международной научно-практической конференции «Стратегии и инструменты  управления экономикой: отраслевой и  региональный аспект». СПб., 2006. (авт. – 0,6 п.л.).

Балаев А.О. Новые организационные  механизмы повышения эффективности  промышленного производства // Экономический  вестник Ростовского Государственного университета. 2006. №4. (авт. – 0,8 п.л.).

Шевченко И.В., Балаев А.О., Садоян М.М. Международное партнерство, как эффективная форма организаций  глобального производства // Дайджест-финанс №11. 2006. 1,0 п.л. (авт. – 0,3 п.л.).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kubsu.ru/

1 Под организационным  поведением мы понимаем предпринимаемые  предприятием в ответ на изменения  внешней среды структурные преобразования  элементов и отношений, включая  отношения с внешней средой.


Информация о работе Развитие организационных механизмов стратегического менеджмента