Повышение эффективности инновационного предпринимательства в ООО «СП Механика-Брянск»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение инновационной деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса и определение направления ее совершенствования. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание инновационного предпринимательства;
2. Описать формы инновационного предпринимательства;
3. Описать методы оценки эффективности инновационного предпринимательства;
4. Рассмотреть краткую организационно-экономическую характеристику ООО «СП Механика-Брянск»;
5. Провести анализ состояния инновационного развития предприятия;
6. Разработать бизнес-план мероприятия по повышению эффективности инновационного предпринимательства;
7. Провести анализ показателей эффективности инноваций на примере ООО «СП Механика-Брянск».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы инновационного предпринимательства……..5
1.1. Сущность и содержание инновационного предпринимательства………..5
1.2. Формы инновационного предпринимательства……………………………9
1.3. Оценка эффективности инновационного предпринимательства………..13
Глава 2. Анализ состояния инновационной деятельности предприятия на примере ООО «СП Механика-Брянск»………………………………………..17
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «СП Механика-Брянск»……………………………………………………………….17
2.2. Анализ состояния инновационного развития предприятия……………...23
Глава 3. Повышение эффективности инновационного предпринимательства
в ООО «СП Механика-Брянск»………………………………………………..26
3.1 Мероприятия по повышению эффективности инновационного предпринимательства……………………………………………………………26
3.2 Анализ показателей эффективности инноваций на примере ООО «СП Механика-Брянск»………………………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………47
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Инновационная деятельность на предприятиях малого и среднего бизнеса и определение направления ее совершенствования.doc

— 807.00 Кб (Скачать файл)


3

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы инновационного предпринимательства……..5

1.1. Сущность и содержание инновационного предпринимательства………..5

1.2. Формы инновационного предпринимательства……………………………9

1.3. Оценка эффективности инновационного предпринимательства………..13

Глава 2. Анализ состояния инновационной деятельности предприятия на примере ООО «СП Механика-Брянск»………………………………………..17

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «СП Механика-Брянск»……………………………………………………………….17

2.2. Анализ состояния инновационного развития предприятия……………...23

Глава 3. Повышение эффективности инновационного предпринимательства

в ООО «СП Механика-Брянск»………………………………………………..26

3.1 Мероприятия по повышению эффективности инновационного предпринимательства……………………………………………………………26

3.2 Анализ показателей эффективности инноваций на примере ООО «СП Механика-Брянск»………………………………………………………………38

Заключение………………………………………………………………………47

Список литературы………………………………………………………………49

Приложения……………………………………………………………………...51


Введение

 

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества..

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

В настоящее время стало очевидным, что малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, которые в его отсутствие не могли бы быть использованы.

Необходимо отметить, что в значительной степени современные экономические трудности в развитии малого предпринимательства обусловлены несовершенством системы управления инновационной деятельностью на малых и средних предприятиях, отсутствием системы бизнес-планирования. Это обстоятельство и определяет актуальность темы данного исследования.

Целью данного исследования является рассмотрение инновационной деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса и определение направления ее совершенствования. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.        Рассмотреть сущность и содержание инновационного предпринимательства;

2.        Описать формы инновационного предпринимательства;

3.        Описать методы оценки эффективности инновационного предпринимательства;

4.        Рассмотреть краткую организационно-экономическую характеристику ООО «СП Механика-Брянск»;

5.        Провести анализ состояния инновационного развития предприятия;

6.        Разработать бизнес-план мероприятия по повышению эффективности инновационного предпринимательства;

7.        Провести анализ показателей эффективности инноваций на примере ООО «СП Механика-Брянск».

Объектом исследования является инновационная деятельность на малых и средних предприятиях. Предметом исследования выступают содержание инновационной деятельности на малых и средних предприятиях.

При написании работы комплексно использовались следующие методы: диалектический, экономического анализа, математический, расчетно-конструктивный и др.

По своей структуре работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1. Теоретические основы инновационного предпринимательства

 

1.1. Сущность и содержание инновационного предпринимательства

 

Для обеспечения экономической устойчивости в рыночной среде, характеризующейся финансовой устойчивостью, конкурентоспособностью продукции и технологии, эффективностью производства и реализации, крупные предприятия осуществляют реактивные и стратегические инновации, обусловленные реакцией на преобразования конкурентов и изменения внешней среды. Реактивные инновации носят приспособленческий характер, тогда как стратегические инновации – упреждающий, поскольку их реализация приводит к получению существенных конкурентных преимуществ в перспективе.

Согласно анализу М. Портера конкурентоспособных отраслей и предпринимательских структур девяти наиболее промышленно развитых стран, непрерывная модернизация производства на основе реализации стратегических инноваций (технологии высшего порядка и обеспечивающие их системы машин, оборудования, соответствующие им способы организации труда, производства, маркетингового обслуживания) является источником устойчивого конкурентного преимущества не только предпринимательских структур и отраслей, но и стран, в которых обеспечено динамично устойчивое воспроизводство инновационно-предпринимательского типа [7, c. 34].

Предприятия, отрасли и страны могут утрачивать конкурентные преимущества, если отказывались от непрерывного обновления производства. Скорость использования нововведений, быстрота реализации предпринимателей на нововведения конкурирующих фирм поддерживают конкурентоспособность предпринимательских структур.

Такую стратегию избрали японские фирмы, работающие в ключевых отраслях национальной экономики в послевоенный период. Это позволило им осуществить переход от стадии факторной конкуренции к стадии инновационной конкуренции.

В России инновационная активность отличает предприятия, относящиеся к отрасли машиностроения и металлообработки (около половины от общего количества инновационно-активных предприятий в промышленности). Второе место занимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятия химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности [9].

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации; а в остальных отраслях – продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Они являются и более наукоемкими – при их осуществлении на НИОКР расходуется треть от всех инвестируемых средств.

Более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы заполучить сегмент рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий.

Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на:

поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;

поиске необходимых ресурсов;

создании и управлении предприятием;

получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом [11].

Не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность. В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность. Первые инновационные предприятия на территории России существовали в таких организационных формах, как центры научно-технического творчества молодежи, союзы изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, научно-технические кооперативы. Эти предприятия использовали материально-техническую базу, научный задел и кадровый потенциал государственных НИИ и ПКБ. Вследствие ухудшения экономической ситуации и снижения инновационного спроса многие из перечисленных выше организационных форм прекратили свою деятельность или изменили ее направление [13].

Исследование субъектов инновационной деятельности предполагает рассмотрение, что они собой представляют в высокоразвитой рыночной экономике, в каких экономических отношениях находятся и какие функции выполняют. Без анализа современных теоретических представлений о природе и характере инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в экономически развитых странах невозможно выделить и практически реализовать приоритеты, которым должны следовать процессы реформирования отечественной инновационной сферы.

Важнейшая функция инновационных предприятий – осуществление посреднической роли между научно-технической и производственной сферами, обеспечение почти автоматического экономического обмена между ними без всяких сбоев в конкурентных условиях. Инновационные предприятия, помимо доведения продукта научно-технической деятельности до состояния, позволяющего использовать его в производственной сфере (через создание различных объектов инновационного продукта), осуществляют поиск коммерческого партнера, способного удовлетворить новую латентную общественную потребность, чреватую возможной прибылью. Таким образом, инновационные фирмы (предприятия) возникают как следствие общественной потребности в сокращении издержек, появляющихся в процессе трансформации продукта, созданного в научно-технической сфере, в продукт, создаваемый в хозяйственной сфере. Инновационные предприятия позволяют ликвидировать некоторые из затрат и сократить издержки производства, т. е. они выступают институциональной формой, обеспечивающей эффективное взаимодействие научно-технических институтов и частных хозяйствующих субъектов в рамках рыночных отношений. Сами инновационные предприятия выделяются как самостоятельные хозяйствующие субъекты, если их функционирование позволяет сократить затраты, которые вынуждены нести научно-технические институты и хозяйствующие субъекты, связанные с созданием инновационного продукта или доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования [15].

Действительно, при количественном наращивании внутрифирменных трансакций, фирма может неэффективно размещать ресурсы на создание инновационного продукта, по сравнению с тем, что может реализовать инновационный предприниматель. Издержки от непроизводительного расходования ресурсов фирмы могут превысить трансакционные издержки открытого рынка, т. е. издержки при организации этой трансакции инновационным специализированным предприятием.

Инновационное предприятие, таким образом, возникает, когда трансакционные издержки хозяйствующих субъектов, связанных с приобретением инновационного продукта на рынке, меньше внутренних затрат, связанных с созданием аналогичного продукта самим хозяйствующим субъектом.

Инновационное предпринимательство – многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);

выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);

осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности [14].

Будучи относительно самостоятельными данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.

 

1.2. Формы инновационного предпринимательства

 

Как свидетельствует зарубежный опыт, малое предпринимательство в инновационной сфере – первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.

Действительно, основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы (эксплеренты) – технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

К сильным сторонам малых инновационных предприятий относятся следующие:

                  оперативное принятие управленческий решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;

                  низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным контактам с ними;

                  отсутствие бюрократических процедур в организации в виду минимальной управленческой иерархии предприятий [12].

Трудности в деятельности таких предприятий связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества структурных подразделений, что связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия не получают синергетический эффект.

Учредителям малых инновационных предприятий свойственна высокая мотивация предпринимательской деятельности несмотря на персональную ответственность за ее успех в условиях коммерческого риска. К мотивам инновационного предпринимательства можно отнести:

Информация о работе Повышение эффективности инновационного предпринимательства в ООО «СП Механика-Брянск»