Понятие инновационной стратегии и основы классификации по Л.Г.Раменскому

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 04:33, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи курсового проекта – расширить, систематизировать и закрепить теоретические знания, полученные в процессе изучения курса «Инновационный менеджмент» и приобрести практических навыки при оценке эффективности инновационных проектов.
Основная задача - продемонстрировать навыки работы с учебной, научной, нормативной и справочной литературой в сфере инновационных стратегий. Получить навык использования теории для выполнения расчетной части, умение анализировать и делать выводы по результатам расчетов.

Файлы: 1 файл

В рамочке.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)



Оглавление

Приложения……………………………………………………………………...35

 

 

 

 

Ничего не пишем

 

Введение

Цели и задачи курсового проекта – расширить, систематизировать и закрепить теоретические знания, полученные  в процессе изучения курса «Инновационный менеджмент» и приобрести практических навыки при оценке эффективности инновационных проектов.

Основная задача - продемонстрировать навыки работы с учебной, научной, нормативной  и справочной литературой в сфере инновационных стратегий. Получить навык использования теории для выполнения расчетной части, умение анализировать и делать выводы по результатам расчетов.

В курсовом проекте рассмотрена проблема выбора инновационной стратегии предприятия, на основе теории Л.Г. Раменского. Реальные конкурентные преимущества товаропроизводителя на рынке зависят от ряда факторов общего и частного порядка. Важнейшими являются факторы, определяющие условия выбора конкурентной стратегии развития организации и особенности процесса ее реализации. Одной из составляющих общей стратегии организации является инновационная стратегия.

Усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости выпускаемой продукции, изменение  внешней среды организации обуславливают  повышение требований к содержанию ее политики, стратегии и тактики, к качеству менеджмента. В этой ситуации основным условием эффективности деятельности любого хозяйствующего субъекта становится уровень его реальной и потенциальной инновационности.

Инновационная стратегия  представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии.

 

Часть I. Теоретическая

1.1. Понятие инновационной стратегии  и основы классификации по  Л.Г.Раменскому

Термин стратегия в  биологическом смысле («стратегия вида») был впервые применен в ботанике – в 1970-е гг. При этом под стратегией подразумевалась совокупность приспособлений, обеспечивающих биологическому виду возможность обитать совместно с другими организмами и занимать определенное место в соответствующем биогеоценозе.

В настоящее время  в биологической экологии основным подходом к выделению стратегии  вида является стратегия Леонтия Григорьевича Раменского. Данный вариант типов стратегий отражает не только возможности выживания при разных затратах энергии на репродуктивное усилие, но и адаптации растений к различным условиям среды.

Раменский разделил все  виды растений на виолентов, патиентов  и эксплеренты, отличающихся различными механизмами приспособления. Основными  конкурентными преимуществами их были названы соответственно мощность, выносливость  и способность к быстрому захвату освободившихся вследствие изменения внешних условий экологических ниш.

Биологическая классификация  Раменского взята за основу схемы  конкурентной стратегии предприятий  московским экономистом Андреем Юрьевичем Юдановым и многими его последователями. Они соотнесли механизмы приспособления биологических видов к окружающей среде со стратегиями предприятий на экономических рынках. С тех пор схема Раменского завоевывает все большую популярность среди российских исследователей и экономистов-практиков.

Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.

А.Ю. Юданов соединил биологическую классификацию Раменского с типологией немецкого профессора Х. Фризевинкеля. Последний различает 5 классов предприятий: «серые мыши», «хитрые лисы», «гордые львы», «могучие слоны» и «неповоротливые бегемоты». К трем типам стратегии Раменского (виолентная, патиентная, эксплерентная) был добавлен еще один – коммутантная, соответствующая поведению «серых мышей» Х.Фризевинкеля. В свою очередь, виоленты были подразделены на «львов», «слонов» и «бегемотов», а патиенты сопоставлены с «лисами»; аналога эксплерентов у Х.Фризевинкеля найдено не было, и ему был дан зоологический синоним «ласточки».[5]

1.2.Анализ  применения инновационных стратегий

 

Важный критерий характеристики компании включает ее размеры, абсолютную и относительную доли на рынке, взаимосвязанные с ними претензии на прибыль или объемы финансирования (в том числе обусловленные определенной отраслевой ориентацией), а также степень рыночной активности.[4]

Степень реализации стратегии  фирмы по достижению конкурентоспособности  выпускаемой продукции во многом зависит от оптимальности организационной формы инноватора. Если стратегия коммутантов ориентирована на местный рынок, то не стоит ей навязывать создание нового товара или освоение нового рынка.[2] Сегменты рынка для различных форм инноваторов, изображены на рис. 1.

Рис. 1. Поле стратегии  конкурентной борьбы.

Виолентная (силовая) стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства. Фундаментальный источник сил — массовое производство продукции среднего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности. Девиз фирм: ≪Дешево, но прилично≫.

Примеры: автомобили ≪Тойота≫, ≪Шевроле≫, холодильники ≪Сименс≫, ≪Электролюкс≫, сигареты ≪Мальборо≫, ≪Кэмел≫ и др. К ним относится большинство российских крупных промышленных предприятий.

Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.

Их девиз: ≪Дорого, зато хорошо≫. Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Эти фирмы называют ≪хитрыми лисами≫ экономики. Для отечественных фирм эта стратегия может быть принята в качестве предпринимательской философии. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы слабого в соперничестве с сильными. Вероятно, в дальнейшем в патиенты превратятся многие наши передовые предприятия, в том числе бывшие оборонные.

Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а за счет индивидуализации услуги. ≪Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы≫ — лозунг коммутантов.

Виоленты и патиенты не всегда могут удовлетворить индивидуальные потребности, тогда на сцену выступают коммутанты, готовые использовать любую возможность для бизнеса. Они получили название ≪серые мышы≫. Повышенная гибкость коммутантов позволит им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе. Коммутантная стратегия характерна для многих частных российских фирм.

Эксплерентная (пионерская) стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка, это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений преимущественно 1-го хода.

Среди подобных фирм первопроходцы  в выпуске персональных компьютеров (ЭППЛ, ≪Зенит≫, ≪Осборн≫ и другие), биотехнологии (≪Джинентек≫) и другие.

Сила эксплерентов обусловлена  внедрением принципиальных нововведений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. Они в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет 15 случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех. Они являются двигателями научно-технического прогресса.

Девиз эксплерентов: ≪Лучше и дешевле, если получится≫.[2]

Матрица ≪Издержки — потребительская ценность≫, определяющая место для различных форм инноваторов представлена на рис. 2.

Рис. 2. Матрица ≪Издержки — потребительская ценность≫ для нахождения стратегии инноваторов.

Анализ рис. 2 показывает, что труднее всего фирмам, придерживающимся стратегии эксплерента, так как  им для выживания приходится одновременно повышать качество товаров и снижать  их себестоимость. Чтобы удержаться в данном сегменте рынка при отсутствии возможности совершенствования технологии или организации производства, фирме часто приходится идти на снижение цены товара и уменьшение доли прибыли. Коммутанты и патиенты при сохранении на прежнем уровне издержек производства (повышают качество выпускаемых товаров путем внедрения инноваций. Виоленты реализуют стратегию внедрения инноваций в совершенствование технологии, организации производства, труда и управления. Фирмы, не внедрившие своевременно инновации в продукт и процессы, оказались неудачниками, рынок в соответствии с объективным законом конкуренции их вытеснил (или вытеснит).

Из рассмотренных стратегий  наиболее рискованной является стратегия  эксплерентов, так как им приходится решать двойную задачу. Однако на частичном  улучшении трудно удержаться на рынке. Исследования              Ж.-Ж. Ламбепа показывают, что главным фактором успеха новых товаров на рынках является повышение их качества. Например, в 1993 г. 58% прибыли американским компаниям дали новые товары.[2]

В настоящее время крупные американские, японские, европейские компании с целью монополизации выпуска товаров по радикальным инновациям и снижения влияния венчурного бизнеса на конечные результаты идут по пути концентрации и диверсификации производства.

Американские компании (корпорации) ≪Дженерал моторс≫, ≪Форд мотор≫, ≪Дженерал электрик≫, японские ≪Сони≫, ≪Тойота≫, шведская ≪Электролюкс≫, германская ≪Сименс≫, южно-корейская ≪Самсунг≫ и многие другие организации свои стратегии формируют на основе следующих принципов:

а) диверсификация выпускаемых товаров;

б) сочетание в портфеле товаров, совершенствуемых в результате внедрения различных видов инноваций;

в) повышение качества товаров и ресурсосбережение  за счет углубления НИОКР и активизации  инновационной деятельности;

г) применение по различным товарам, в зависимости от их конкурентоспособности, различных стратегий: виолентов, патиентов, коммутантов или эксплерентов;

д) развитие международной  интеграции и кооперирования;

е) повышение качества управленческого решения и др.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод: фирму можно назвать по типу стратегии только в том случае, когда она специализируется на одном виде выпускаемого товара или выполняемой услуги. Если фирма выпускает несколько видов товара, то по ним она часто применяет разные стратегии. В этом случае нивелируется риск в целом по фирме.

В целом анализ стратегий  функционирования крупных фирм показывает, что с увеличением доли чистой конкуренции среди других структур рынка увеличивается доля эксплерентной  стратегии.[2]

Таблица 1. Характерные  признаки инновационных стратегий

Признак

Коммутанты («мыши»)

Патиенты («лисы»)

Виоленты («львы», «слоны», «бегемоты»)

Эксплеренты («ласточки»)

Тип бизнеса

Стандартный

Специализирован.

Стандартный

Специализиров.

Профиль производства

Универсальн. мелкое

Специализирован.

Массовое

Экспериментал.

Размер компаний

Мелкие

Крупные, средние, мелкие

Крупные

Средние, мелкие

Устойчивость компаний

Низкая

Высокая

Высокая

Низкая

Расходы на НИОКР

Низкие

Средние

Высокие

Высокие

Факторы силы в конкурентной борьбе

Гибкость, многочислен.

Приспособ-ность к особому рынку

Высокая производительн.

Опережение в нововведениях


 

Обзор любой отрасли  может показать, что за редким исключением  там присутствуют все 4 вида фирм. При  этом каждый из видов фирм необходим для успешного функционирования экономики. Например, коммутанты, отличающиеся наибольшей мобильностью, способны с минимальными потерями сменить сферу деятельности и даже выйти из бизнеса, этим страхуя все остальные фирмы отрасли от больших убытков в случае снижения потребительского спроса. А. Юданов заключает: «В целом мир компаний напоминает не клубок ожесточенно грызущихся между собой созданий, а хорошо организованное сообщество, поразительно сходное с естественными, скажем, биологическими сообществами, где каждый вид имеет свое место под солнцем».

Информация о работе Понятие инновационной стратегии и основы классификации по Л.Г.Раменскому