Понятие и сущность инновационной стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Высокая конкуренция на современном этапе развития товарно-денежных отношений побуждает товаропроизводителей к освоению новых подходов в управлении предприятия, ведущих к повышению эффективности производства и улучшению качества продукции. Как правило, осуществление вышеперечисленных задач осуществляется путём разработки и введения инновационных стратегий. Между тем, до 70% роста общественного производства происходит за счёт производства инновационных продуктов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Понятие и сущность инновационной стратегии……………………………...4
Основные виды……………………………………………………………….....9
Характеристики………………………………………………………………..14
Особенности……………………………………………………………………18
Условия формирования……………………………………………………….22
Методы выбора………………………………………………………………...24
Факторы и условия эффективности…………………………………………..28
Инновационные стратегии применительно к строительному комплексу....33
Заключение……………………………………………………………………..41
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 228.70 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………2

Понятие и сущность инновационной стратегии……………………………...4

Основные виды……………………………………………………………….....9

Характеристики………………………………………………………………..14

Особенности……………………………………………………………………18

Условия формирования……………………………………………………….22

Методы выбора………………………………………………………………...24

Факторы и условия эффективности…………………………………………..28

Инновационные стратегии применительно к строительному комплексу....33

Заключение……………………………………………………………………..41

Список литературы…………………………………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Высокая конкуренция на современном этапе развития товарно-денежных отношений побуждает товаропроизводителей к освоению новых подходов в управлении предприятия, ведущих к повышению эффективности производства и улучшению качества продукции. Как правило, осуществление вышеперечисленных задач осуществляется путём разработки и введения инновационных стратегий. Между тем, до 70% роста общественного производства происходит за счёт производства инновационных продуктов.

Однако для многих предприятий инновации могут представлять определённую угрозу. Так, предприятия могут вести производство инновационных продуктов, которые в скором времени станут невостребованными. Отсутствие дальновидности в вопросах последствий научно-технического прогресса, неумение «идти в ногу со временем» и выбирать подходящие направления инновационной деятельности часто приводят к потере доли рынка, а, иногда, и к банкротству. Но, стоит заметить, что, чаще всего, проблемы вызывают не сами инновации, а эффективность управления ими.

К тому же, Усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости выпускаемой продукции, изменение внешней среды организации обуславливают повышение требований к содержанию ее политики, стратегии и тактики, к качеству менеджмента. В этой ситуации основным условием эффективности деятельности любого хозяйствующего субъекта становится уровень его реальной и потенциальной инновационности. Поэтому вполне логично определить инновационную стратегию как ключевое звено в организационной стратегии, не умаляя при этом роль и значение других ее элементов.

Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.

Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии.

Как показывает практика «характер» инновационной стратегии, реализуемой организацией, определяется рядом особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность инновационной стратегии предприятия

Прежде чем раскрывать сущность инновационных стратегий, необходимо охарактеризовать понятие «инноваций».

Инновация - объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличающийся от предшествующего аналога; характеризуется более высоким технологическим уровнем, потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предшествующим аналогом"

Понятие "инновация" применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия такой экономии.

Потребность в инновациях возникает у фирмы под воздействием внешних (обострение конкурентной борьбы, задачи завоевания новых рынков, появление новых знаний и проч.) и внутренних факторов (неблагоприятные условия труда, рост затрат).

Недостаток средств, высокие налоги и требования антимонопольного законодательства могут представлять серьёзные препятствия для инноваций.

В то же время инновациям благоприятствуют: поддержка руководством новаторства; постоянный обмен информацией; стимулирование научной деятельности; высокий творческий потенциал сотрудников и хорошее знание рынка.

Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

    Стратегии вообще и инновационные в частности  направлены на развитие и использование  потенциала организации и рассматриваются  как реакция на изменение внешней  среды.

Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается  составом компонентов внутренней среды  предприятия. Инновационными стратегиями  могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение  новых продуктов, технологий и услуг, применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным  структурам; применение новых видов  ресурсов и новых подходов к использованию  традиционных ресурсов.

Любые стратегические меры, предпринимаемые фирмой, основаны на нововведениях в экономическом или производственно-сбытовом потенциалах, а потому носят инновационный характер.

Стратегия развития фирмы предусматривает обеспечение использования научно-технических достижений в области организации, техники и технологии, т.е. комплекса инноваций. Однако для целей организации управления и планирования инновационных процессов целесообразно их обособленное рассмотрение в рамках специально выделяемой стратегии нововведений.

Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии.

Характер инновационной стратегии определяется рядом особенностей. Особенности планирования проявляются в процессе определения его реальных временных и количественных границ, принципов формирования и распределения всех видов ресурсов организации, возможностей применения различных приемов и методов управления нововведениями, известных из практики.

Специфика инновационной стратегии организации зависит от профиля ее деятельности, уровня производственно-технического развития, направленности и объема, реализуемых в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного цикла по различным видам новшеств, сферы их применения.

Оценивая инновационную стратегию организации, следует учитывать высокую зависимость перспектив ее развития от результатов деятельности предыдущих периодов, накопленного потенциала.

Большое влияние на содержание и результаты инновационной стратегии оказывают интенсивность и качество взаимодействия между специализированными и профессиональными подразделениями.

Ответственность за инновационную стратегию, от которой зависит выживание организации, лежит на управляющих, а задача высшего руководства – выявить управленческий потенциал для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои «внутренние» запасы управленческих талантов, устанавливать масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.

Но, в любом случае, приоритеты инновационной стратегии товаропроизводителя ограничиваются ее инновационным потенциалом в сфере производственной (основной) деятельности.  

Сам процесс стратегического управления предприятием должен соответствовать, в первую очередь, миссии организации, и представляется является поэтапным. (Рис.1)

 

 

 

 

 

Рисунок1.Процесс стратегического управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные виды инновационных стратегий1

Инновационные стратегии делятся, в зависимости от уровня (микро/макро) на:

-  адаптационный, оборонительный, пассивный 

-  творческий, наступательный, активный.

В общем виде сущность инновационной стратегии состоит в проведении частичных изменений, влекущих за собой усовершенствование продуктов, технологических процессов, рынков в рамках определённой структуры организации и тенденций её деятельности. В данном случае инновации рассматриваются как реакция на изменение внешней среды бизнеса, способствующая сохранению ранее занятых позиций на рынке.

В рамках адаптационной стратегии выделяют:

- Защитную стратегию –  это комплекс мероприятий, целью  которых является проникновение  на рынок с аналогичной или  новой продукции. Эта стратегия  может разрабатываться в двух  основных направлениях: 

1) Создание на рынке  данной продукции условий, способствующих  отказу конкурентов от дальнейшей  борьбы 

2) Переориентация собственного  производства на выпуск конкурентоспособной  продукции при сохранении или минимальном сокращении ранее завоеванных позиций.

Основным фактором успешности защитной стратегии является время. Все запланированные мероприятия обычно проводятся в сжатые сроки, поэтому организации необходимо иметь определённую научно-техническую базу и устойчивое положение, чтобы достигнуть максимально эффективный ожидаемый результат.

-  стратегия инновационной  имитации. При данной стратегии  товаропроизводитель делает ставку  на успешность продуктов конкурентов  и занимается их копированием. Данная стратегия эффективна  для тех производителей, которые  имеют необходимую производственную  и ресурсную базу, способную обеспечить  массовый выпуск продукции и её реализацию на рынках, ещё не освоенных разработчиком-конкурентом. Товаропроизводители, использующие данную стратегию, имеют меньше риска и несут меньше затрат на НИОКР с одной стороны, но с другой, вероятность получения высокой прибыли снижается, а потребители имитируемой продукции испытывают к ней вполне понятное недоверие.

Также необходимо отметить, что данная стратегия использует методы агрессивной маркетинговой политики, позволяющей производителю закрепиться в свободном сегменте рынка.

- Стратегия выжидания. Ориентирована  на максимальное снижение уровня  риска в условиях неопределённости  внешней среды и потребительского  спроса на продукт. Крупные компании  используют её, ожидая выход инновационной  продукции от сравнительной небольшой  фирмы, чтобы затем вытеснить  разработчика. Небольшие фирмы, у  которых есть определённые проблемы  с НИОКР, но достаточная ресурсная база, также пользуются данной стратегией, как способом продвижения на интересующий их рынок.

Стратегия выжидания сходна со стратегией имитации, т.к. производитель, в обоих случаях, интересуется, в первую очередь, успешностью инновационного продукта организации-разработчика, на долю которого приходится большая часть издержек по производству и реализации, на рынке и наличием на него устойчивого спроса. Но, в отличие от имитационной стратегии, производитель стремится превзойти разработчика по показателям объёма производства и реализации. Ещё одной отличительной особенностью стратегии является момент активного противодействия разработчику-конкуренту. Стратегия может быть как краткосрочной, так и продолжительной.

- Стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей. Обычно применяется в отрасли производства промышленного оборудования. Её реализуют небольшие организации, получающие индивидуальные заказы от крупных компаний. Особенность таких заказов состоит в том, что предусматриваемые работы охватывают главным образом этапы промышленной разработки и сбыта продукта, тогда как весь объем НИОКР выполняется в специализированных инновационных подразделениях самой организации. Организации, использующие данную стратегию, не подтверждены особому риску, а основной объем затрат приходится на выше указанные этапы инновационного цикла.

Также данную стратегию могут применять и подразделения крупных организаций, имеющие определенную хозяйственную самостоятельность, и способные произвести адаптацию своей производственной и научно-технической деятельности в соответствии с содержанием конкретного заказа.

В условиях относительно стабильных товарно-денежных отношений инновации, как правило, являются исходной базой для повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий, т.е. активным средством бизнеса, составляющим содержание творческой, наступательной стратегии. В этом классе инновационной стратегии выделяются:

-  активные НИОКР. Производители, реализующие данную стратегию, получают самое сильное конкурентное преимущество, выражающееся в единственных в своем роде научно-технических разработках, принципах и методах. Самые широкие возможности данной стратегии обеспечиваются за счёт освоения новой продукции и рынков. Стратегические задачи управления состоят здесь в первую очередь в анализе деятельности производственных подразделений с целью определения технологических возможностей, в мобилизации дополнительных активов и проведении внутренней реорганизации.

- Стратегия, ориентированная  на маркетинг. Предусматривает целевую  направленность элементов системы  производственной, обслуживающей, вспомогательной  на поиск средств решения проблем, связанных с выходом инновационного  продукта на рынок. Причем основной  круг этих проблем отражает  взаимоотношения продавца продукта  с его потребителями. Успешность  стратегии напрямую зависит от  интенсивности инновационной деятельности  организации. Практика показывает, что интенсивность выше, если на рынке производитель имеет устойчивые позиции, вкладывает значительные средства в НИОКР по новой продукции, реализует в своей деятельности принципы предпринимательской активности.

Информация о работе Понятие и сущность инновационной стратегии предприятия