Понятие и сущность инновационной стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Высокая конкуренция на современном этапе развития товарно-денежных отношений побуждает товаропроизводителей к освоению новых подходов в управлении предприятия, ведущих к повышению эффективности производства и улучшению качества продукции. Как правило, осуществление вышеперечисленных задач осуществляется путём разработки и введения инновационных стратегий. Между тем, до 70% роста общественного производства происходит за счёт производства инновационных продуктов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Понятие и сущность инновационной стратегии……………………………...4
Основные виды……………………………………………………………….....9
Характеристики………………………………………………………………..14
Особенности……………………………………………………………………18
Условия формирования……………………………………………………….22
Методы выбора………………………………………………………………...24
Факторы и условия эффективности…………………………………………..28
Инновационные стратегии применительно к строительному комплексу....33
Заключение……………………………………………………………………..41
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 228.70 Кб (Скачать файл)

В-третьих, формирование и реализация инновационных стратегий в строительной сфере в значительной мере сдерживается неразвитостью инфраструктуры отечественных строительных компаний в целом и инновационной инфраструктуры в частности. Это снижает эффективность стратегического управления инновационными процессами из-за проблем с технологическим, информационным, логистическим и иным обеспечением.

В-четвертых, дисбаланс отечественного строительного рынка и несовершенство конкурентных условий приводит к длительным периодам окупаемости инноваций, что в сочетании с недостатком собственных финансовых средств снижает инновационную активность строительных компаний и затрудняет процессы формирования и реализации инновационной стратегии.

Существует и целый комплекс других проблем.

На основе выявления специфических проблем формирования инновационных стратегий в строительной сфере был разработан алгоритм их решения (рис.4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Алгоритм решения проблем формирования инновационных стратегий в строительной сфере

 


 





 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности формирования инновационных стратегий в строительной сфере

При решении научной задачи анализа особенностей формирования инновационных стратегий в строительной сфере, на первом этапе был проведен анализ динамики и взаимосвязи развития строительной сферы с другими сферами социально-экономического развития.

Проведенные исследования показывают, что объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" в РФ неизменно растет. Причем  даже  с учетом экономического кризиса, проявившегося в строительной отрасли в 2009 и 2010 годах, динамика объемов выполненных работ в сфере строительства с большей точностью описывается моделью экспоненциального роста, чем моделью линейного роста. В то  же время следует отметить, что по состоянию на конец 2011 года объемы работ в сфере строительства еще не достигли уровня 1990 года и составляли в сопоставимых ценах 85,8%. Анализ стратегии развития строительной сферы и взаимозависимостей инновационной стратегии с общей стратегией развития строительной сферы показал, следующее.

Во-первых, в условиях продолжающегося экспоненциального роста строительного рынка в РФ с 2000 по 2011 годы, не достигшего еще даже объемов 1990 года очевидна тенденция к насыщению рынка за счет традиционных продуктов и технологий в строительной сфере, а, следовательно, связана с доминированием реализацией наступательных стратегий увеличения объемов.

Во-вторых, нельзя не отметить, что, начиная с 2008 года, темпы роста объемов строительных работ замедлились почти в два раза (54,7% от темпа периода 2000-2007 года). Указанное обстоятельство требует развития инновационных стратегий, базирующихся как минимум на улучшающих инновациях, поскольку рационализаторские инновации при динамике последних лет не способны качественно улучшить ситуацию. Об этой тенденции также свидетельствует определенный рост доли прочих затрат на производство строительных работ, куда входя и затраты на инновации.

В-третьих, сохранение в последние годы отрицательного значения индекса предпринимательской уверенности, безусловно, сдерживает уровень радикальности инноваций, что существенно ограничивает реализацию инноваций с высокой степенью новизны.  

Модель соотношения инновационной и общей стратегий строительных организаций в РФ, а также стимулирующие и сдерживающие факторы реализации инновационных стратегий приведены на рисунке 5.

Таким образом, в современных условиях развития строительной отрасли в РФ наибольшие перспективы имеет инновационная стратегия, базирующаяся на модернизационных инновациях, увеличивающая в динамике свою инвестиционную долю в общей стратегии строительной организации, имеющей наступательный характер и базирующейся на преимущественном наращивании объемов традиционных продуктов с использованием традиционных технологий.

 Наряду с высококвалифицированным персоналом и доступностью инвестиций (рис.5) наибольшее положительное влияние на  инновационное развитие строительной сферы оказывают технологические инновации, находящиеся в сфере строительства на уровне 11,3% и имеющие в последние годы положительную динамику. В меньшей степени развиты в строительной сфере маркетинговые инновации, находящиеся на уровне 4,1% и также имеющие положительную динамику. Организационные же инновации в строительстве в последние годы находятся на стабильном уровне в 3,5%. При этом следует признать, что общая инновационная активность в строительной сфере, составляющая 13,2% даже при наличии определенной положительной динамики находится на неудовлетворительном уровне.

 


 








 


 

 

 

Рисунок 5 - Модель соотношения инновационной и общей стратегий строительных организаций в РФ

 

 

 

Наибольшее негативное влияние на  инновационное развитие строительной сферы, помимо недостатка заказов в портфеле и высоких рисков инвестирования (рис.5), проявляющихся в отрицательном значении индекса предпринимательской уверенности (-5%), оказывают:

- высокий уровень налогов;

- высокая стоимость приобретаемых  материалов, конструкций и изделий;

- избыток игроков на  строительном рынке, многие из  которых играют чисто посреднические  функции;

- недостаточная платежеспособность  заказчиков, нередко сопряженная  с мошенническими схемами оплаты  строительных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии.

Особенности планирования проявляются в процессе определения его реальных временных и количественных границ, принципов формирования и распределения всех видов ресурсов организации, возможностей применения различных приемов и методов управления нововведениями, известных из практики.

Суть особенностей финансового регулирования составляют: принципы, критерии и факторы оценки эффективности инновационных программ, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с инновационной политикой организации, условия и конкретные формы распределения финансовых ресурсов между этапами инновационного процесса, отдельными исполнителями и т.п.

Выявление особенностей организации работ и стимулирования персонала необходимо для обеспечения поступательности и непрерывности инновационного процесса, для активизации индивидуальной и коллективной творческой инициативы работников независимо от уровня квалификации и должностных обязанностей.

Специфика инновационной стратегии организации зависит от профиля ее деятельности, уровня производственно-технического развития, направленности и объема, реализуемых в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного цикла по различным видам новшеств, сферы их применения.

В зависимости от условий микро- и макросреды организация может выбрать один из основных видов инновационной стратегии:

-  адаптационный, оборонительный, пассивный 

-  творческий, наступательный, активный.

Формирование инновационной стратегии организации предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов деятельности организации.

Предпосылками успешности инновационной стратегии служат конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления.

Для реализации целей инновационной стратегии необходима специализированная организация, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Ансофф И.В. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2004.

2. Ансофф И.В. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питерком, 2005.

3. Афонин И.В.  Инновационный менеджмент: учеб. пособие - М.: Гардарика, 2007.

4. Парахина В.Н., Л.С. Максименко, С.В. Панасеенко. Стратегический менеджмент

3. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 2006.

4. Базилевич  А.И. Инновационный менеджмент  предприятия: учеб. пособие для  студентов вузов, обучающихся  по специальностям экономики  и управления / А.И. Базилевич;  под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5. www.e-college.ru

6. nngasu.ru

7. gendocs.ru

1 http://www.e-college.ru

1 Парахина В.Н., Л.С. Максименко, С.В. Панасеенко. Стратегический менеджмент . - 194 с.

3 gendocs.ru

4 Афонин И.В.  Инновационный менеджмент: учеб. пособие  - М.: Гардарики, 2007. - 224 с.

5 nngasu.ru

 

 


Информация о работе Понятие и сущность инновационной стратегии предприятия