Понятие и сущность инновационной стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Высокая конкуренция на современном этапе развития товарно-денежных отношений побуждает товаропроизводителей к освоению новых подходов в управлении предприятия, ведущих к повышению эффективности производства и улучшению качества продукции. Как правило, осуществление вышеперечисленных задач осуществляется путём разработки и введения инновационных стратегий. Между тем, до 70% роста общественного производства происходит за счёт производства инновационных продуктов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Понятие и сущность инновационной стратегии……………………………...4
Основные виды……………………………………………………………….....9
Характеристики………………………………………………………………..14
Особенности……………………………………………………………………18
Условия формирования……………………………………………………….22
Методы выбора………………………………………………………………...24
Факторы и условия эффективности…………………………………………..28
Инновационные стратегии применительно к строительному комплексу....33
Заключение……………………………………………………………………..41
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 228.70 Кб (Скачать файл)

Рассматривая цели как некое предвосхищение результата, на которые направлены усилия инновационного менеджера, их подразделяют на:

-функциональные (поддержание  достигнутого состояния системы);

-новые (приобретение нового  качественного состояния системы).

На каждой из стадий жизненного цикла инновационной фирмы происходит определенное сочетание тех и других.

Например, на стадии "текущая деятельность" ставятся в основном функциональные цели, направленные на поддержание баланса достигнутого ранее состояния системы, а на других - обычно только новые цели.

Они требуют выхода на новые ориентиры и критерии равновесия в системе, новые решения и организационные структуры, т.е. вызывают необходимость разработки и осуществления комплекса действий, которые определяются как стратегии.

В новых целях и направлении выбора инновационной стратегии (рис.3) должны быть учтены научно-технический и производственный потенциал предприятия и его рыночно - сбытовые возможности.

 

Рисунок 3. Направление выбора инновационной стратегии

 

В стратегическом управлении оперируют сложными целями, которые призваны решать следующие задачи:

-ознакомление с проблемой  путем сопоставления существующего  состояния с желаемым - функция  инициативы;

-выработка руководящих требовании к действиям - инструмент управления;

-определение критериев  оценки информации и выбора  альтернатив - принятие решений;

-обеспечение бесконфликтного  сосуществования лиц, принимающих  решения, - инструмент координирования;

-создание предпосылок  для последующего контроля - инструмент  контроля.

Цели предприятия в целом - ожидаемое состояние совокупности стратегических хозяйственных единиц (продуктово - рыночных комбинаций) и соответствующие качественные и количественные показатели.

Цели стратегических хозяйственных единиц - целевые установки для отдельных стратегических хозяйственных единиц, на которые распределены предприятия.

Цели функциональных сфер деятельности - задания для функциональных подразделений предприятия, которые закладываются в основу разработки стратегий, планов мероприятий и программ в этих сферах и подразделениях.

Стратегические цели фирмы характеризуют количественную или качественную сторону ожидаемого результата. К количественным относятся цели: рыночные (оборот, рост, доля рынка), экономические (прибыль, рентабельность), финансовые (структура капитала, ликвидность).

К качественным - стандарт качества продукции, независимость фирмы, стратегический облик фирмы (миссия), инновационное поведение, постановка сервисного обслуживания клиентов, уровень управления фирмой, политическое и общественное влияние.

Стратегические инновационные цели формируются в виде деклараций о намерениях, на основе которых определяются предпринимательская концепция, базовые и функциональные стратегии, реализующие эту концепцию, а также разрабатывается система оперативных планов, обеспечивающих реализацию стратегий.

Стратегический диагноз - это распознание ситуации на ранней стадии, слежение за ситуацией.

Стратегический анализ - это определение стратегических зон, анализ окружающей среды.

Формулирование стратегии - выбор стратегии, разработка программ.

Оценка программ - каждая программа оценивается и встраивается в общую политику предприятия.

Реализация стратегии - функциональный, проектный, продуктовый менеджмент.

Стратегический контроль - контроль за реализацией стратегий.

При окончательном выборе и формулировании инновационной стратегии важно выявить возможности предприятия (организации). Поэтому необходим анализ сильных и слабых сторон его деятельности. Сильной стороной предприятия может быть научный потенциал и уровень технических разработок, а слабой - уровень издержек производства и себестоимости продукции.

В таких случаях стратегию инновационного развития целесообразно базировать на разработке и выпуске принципиальных новшеств. Если сильной стороной предприятия является изученность рынка, завоевание его определенной доли, то стратегия инновационного развития скорее всего будет базироваться на росте доли рынка или расширений рынка за счет ассортиментных сдвигов, достигнутых созданием модификаций освоенной продукции, внесением функциональных изменений в конструкцию изделий и др.

Предварительно выявленные и обоснованные пути достижения целей и сопоставление прогнозов экономической обстановки, внешней среды с результатами анализа внутренней среды, внутренних возможностей дают основание для окончательного выбора инновационной стратегии.

 

Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития предприятия.

 

Формирование инновационной стратегии организации предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов деятельности организации.

Процесс выбора наиболее рациональной инновационной стратегии в конкретных хозяйственных условиях всегда основывается на результатах оценки всех форм инновационной деятельности, проявляющихся в нововведениях различных типов. Однако на практике реализация этого положения вызывает определенные сложности. Главная из них состоит в том, что инновационная деятельность как объект инновационного менеджмента охватывает все аспекты работы организации и является составной частью любой функциональной или производственной подсистемы. Например, в число основных целей организации входят:

-  выпуск высококачественных  продуктов заданного вида и  объема в установленные сроки;

-  повышение эффективности  использования научно-производственного  потенциала;

-  активная внешнеэкономическая  деятельность;

-  обеспечение экологической  безопасности производства и  устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности и т.д.

Первая цель предполагает совершенствование самих продуктов и технологий их производства, освоение новых изделий и процессов, что позволяет, как минимум не снижать финансовые результаты основной деятельности и сохранять рыночные позиции организации в случае изменения состояния сферы бизнеса.

Вторая цель основывается на необходимости рационализации производственных, обслуживающих, управленческих процессов на базе совершенствования функциональных и производственных структур, повышения эффективности использования кадровых, информационных, финансовых, материальных ресурсов, обновления производственно-технической и инженерной базы.

Третья цель требует наличия научно-технического задела, обеспечивающего высокий уровень конкурентоспособности изделий на мировом рынке и соответственно широкий потребительский спрос.

Цели экологического характера реализуются в результате разработки и применения безотходных технологий, видов продукции, экологически безопасных и для производителя, необходимых природозащитных сооружений и т.д.

Указанные аспекты основной деятельности организации в той или иной степени проявляются в рамках инновационного процесса. Поэтому их можно рассматривать в качестве своеобразных объектов менеджмента при разработке инновационной стратегии.

В практике управления нововведениями используются различные приемы и методы выбора стратегии развития организации. Наиболее рациональным является системный подход. Применение его принципов в разработке инновационной стратегии позволяет выделить в качестве ее основополагающих элементов следующие процессы:

-  совершенствование ранее  освоенных продуктов и технологии;

-  создание, освоение и  использование новых продуктов  и процессов;

-  повышение качественного  уровня технико-технологической  базы производства;

-  повышение качественного  уровня научно-исследовательской  и опытно-конструкторской базы;

-  увеличение эффективности  использования кадрового и информационного  потенциала;

-  совершенствование организации  и управления инновационной деятельностью;

-  рационализация ресурсной  базы;

-  обеспечение экологической  безопасности инновационной деятельности;

-  достижение конкурентных  преимуществ инновационного продукта  перед аналогичными продуктами  на внутреннем и внешнем рынках.

Основные положения инновационной стратегии отражаются в соответствующей целевой программе. В ней традиционно выделяются цели, задачи и этапы реализации на перспективу, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям.

Предпосылками успешности инновационной стратегии служат конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления. Практика показывает, что наиболее важными факторами эффективности инновационной стратегии являются:

-  весь накопленный  опыт и потенциал, дифференцированные  и специфические компетенции, которые  определяют направления и масштабы  возможных и потенциально эффективных  нововведений;

-  гибкие организационные  формы, позволяющие сочетать децентрализацию  управления, необходимую для эффективного  освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных  технологий и постоянного пересмотра  организации и функций соответствующих  подразделений;

-  процессы обучения, обеспечивающие  накопление специфических компетенций  в результате опыта, анализа внешних  факторов и явлений, ассимиляции  новых технологий, методов производства  и управления;

-  методы размещения  ресурсов, отвечающие потребностям  прибыльных капитальных вложений  в данный момент, и создание  возможностей для таковых в  будущем.

Сущность указанных факторов заключается в следующем. Любые организации вовсе не свободны в выборе инновационной стратегии в прямом смысле. Их «свобода выбора» ограничивается ранее накопленным опытом инновационной деятельности, результатами использования существующих приемов и методов выбора стратегии в целом и отдельных инновационных проектов, профессионализмом менеджеров, отвечающих за принятие решений в инновационном менеджменте, потребителями и возможностями практического применения результатов предполагаемых проектов.

Поэтому для реализации целей инновационной стратегии необходима специализированная организация, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационные стратегии применительно к строительному комплексу5

 

Формирование и внедрение инновационных стратегий в строительном комплексе более проблематично, чем в других отраслях.

Во-первых, после разрушения советского строительного комплекса в лице Министерства монтажных и специальных строительных работ, Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, Министерства транспортного строительства, Государственного строительного комитета и других структур, остававшиеся и создававшиеся в строительной отрасли предприятия лишились связки «разработка - производство», когда подавляющее большинство инноваций строительной отрасли формировались специализированными НИИ, КБ, НПП и другими подобными структурами. Отсутствие собственного опыта ведения инновационной деятельности у абсолютного большинства отечественных предприятий строительной отрасли вело не только к их технологическому отставанию при использовании инновационных разработок прошлых лет, но и к проблемам формирования и реализации собственных инновационных стратегий.

Во-вторых, в условиях нестабильности строительного рынка в 1990-х и 2000-х годах произошло вытеснение значительной части отечественных специалистов более дешевой рабочей силой из ближнего зарубежья. Это обострило проблему подготовки и закрепления отечественных квалифицированных кадров в строительной сфере, способной не только к участию в отдельных инновационных разработках, но и к формированию и реализации инновационных стратегий в строительстве.

Информация о работе Понятие и сущность инновационной стратегии предприятия