Инновационные технологии на уроках ИЗО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования.
К цели же курсовой работы относится выявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных технологий, а также их специфика.
В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……….…2
1. Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии……………………………………………..…………..……………..4
1.1 Сущность классификации и направления педагогических инноваций………………………………………………………………..…..4
1.2 Современные инновационные технологии в педагогике………...........….6
1.3 Интерактивные технологии обучения…………………………………...…6
1.4 Технологии проектного обучения……………………………………….....9
1.5 Компьютерные технологии…………………………………..……………10
2. Формы уроков с использованием инновационных технологий……………..12
1.1 Интегрированные уроки……………………………………….……………12
1.2 Урок семинар………………………………………………………………..14
1.3 Урок – ролевая игра……………………………………………………...….14
3. Игровые технологии на уроках изобразительного искусства…………….….15
4. Выводы…………………………………………………………………………..24
5. Литература………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

курсавая оля.docx

— 62.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……….…2

  1. Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии……………………………………………..…………..……………..4
    1. Сущность классификации и направления педагогических инноваций………………………………………………………………..…..4
    2. Современные инновационные технологии в педагогике………...........….6
    3. Интерактивные технологии обучения…………………………………...…6
    4. Технологии проектного обучения……………………………………….....9
    5. Компьютерные технологии…………………………………..……………10
  2. Формы уроков с использованием инновационных технологий……………..12
    1. Интегрированные уроки……………………………………….……………12
    2. Урок семинар………………………………………………………………..14
    3. Урок – ролевая игра……………………………………………………...….14
  3. Игровые технологии на уроках изобразительного искусства…………….….15
  4. Выводы…………………………………………………………………………..24
  5. Литература………………………………………………………………………25
  6. Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Развитие  – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя  способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем  самым постоянно развивается. 

     Этот  же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и  педагогической. На разных стадиях  своего развития общество предъявляло  всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы  образования.

     Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это  принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

     Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое  число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является процесс развития образования  как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные  педагогические технологии, как составная  часть объекта исследования.

     К цели же курсовой работы относится  выявление видов, сложностей, методов  внедрения инновационных технологий, а также их специфика.

     В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».

     Прежде  чем рассмотреть сущностные признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация»  и «педагогическая технология».

     Слово инновация имеет латинское происхождение  и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, которое улучшает ход  и результаты учебно-воспитательного  процесса.

     Исследователи проблем педагогической инноватики (О. Арламов, Г. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинский, Н. Юсуфбекова, А. Николс и др.) пытаются соотнести понятия нового в педагогике с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, позитивное, современное, передовое.

     В. Загвязинський считает, что новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, которое дает возможность в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задание воспитания и образования.

     Различают понятие новация, или новый способ и инновация, нововведение. Новация  – это само средство (новый метод, методика, технология, программа и  тому подобное), а инновация –  процесс его освоения.

     Одни  научные работники (В Сластенин, Л. Подимова) считают инновации комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства в отрасли техники, технологии, педагогики, научных исследований. Другие отрицают, что инновации не могут сводиться к созданию средств. І. Подласый считает, что инновации – это идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в качестве качественного совершенствования педагогической системы.

     Разногласия в толковании понятия вызваны  неодинаковым виденьем их авторами сущностного  ядра, а также радикальности нововведений. Одни из них убеждены, что инновациями  можно считать лишь то новое, которое  имеет своим результатом кардинальные изменения в определенной системе, другие засчитывают к этой категории  любые, даже незначительные, нововведение.

     Основу  и содержание инновационных образовательных  процессов составляет инновационная  деятельность, сущность которой заключается  в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование  используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

1.1 Сущность классификации  и направления  педагогических инноваций

     Сущность, классификация и направления  педагогических инноваций Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации. Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.  
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Соединение  интенсивного и экстенсивного путей  развития педагогических систем позволяет  осуществлять так называемые "интегрированные  инновации", которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто "внешними" мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив "узкие" места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.  
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:  
•  разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;  
•  обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;  
•  совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;  
•  улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;  
•  проектирование новых моделей образовательного процесса;  
•  обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;  
•  обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;  
•        разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.  
Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.  
Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление — теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими. На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологии обучения, однако выделено две градации – традиционные и инновационные. Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

     Отличительными  признаками традиционной классно-урочной  технологии являются следующие:

     -учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

     -класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

     -основной единицей занятий – урок;

     -урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;

     -работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

     -учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.

     Инновационные технологии зарождаются как результат  научных исследований, обусловленных  научными открытиями. Развитие кибернетики  и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследования закономерностей  развития человеческого мышления привели  к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.

     Формирование  новых технологий осуществляется в  следующей последовательности:

     - определение возможностей с помощью  фундаментальных исследований

     - определение эффективности с  помощью прикладных исследований

     - разработка документации, программных  и методических средств; обучение  преподавателей

     - тиражирование и распространение  программных средств

     Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут  отработать профессиональные навыки в  условиях, приближенных к реальным.

    1. Современные инновационные технологии

   Современные инновационные технологии в педагогике. В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

К инновационным  технологиям обучения относят: интерактивные  технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Интерактивные технологии  обучения

     В психологической теории обучения интерактивным  называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются  как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений  и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что  они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс  обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать  друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные  проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

     В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта  воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

     Все технологии интерактивного обучения делятся  на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.

     Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

     Рассмотрим  некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения. Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Информация о работе Инновационные технологии на уроках ИЗО