Инновационная деятельность предприятия ОАО «Чусовской металлургический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).
Таким образом цель этой работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. А основные задачи - понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность. При изучении инновационной деятельности предприятия использовались сравнительный анализ и метод сбора данных.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы инновационной деятельности
1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение
1.2 Классификация инноваций
1.3 Роль инноваций в развитии предприятий
1.4 Инновационный процесс как объект управления
1.5 Структура инновационного процесса
2. Инновационная деятельность предприятия ОАО «Чусовской металлургический завод»
2.1 Инновационный план ОАО «Чусовской металлургический завод»
2.2 Производство металлопроката
2.2.1 Производственная программа
2.2.2 Сбытовая программа
2.2.3 Коммерческая программа
2.2.4 Техническая программа
2.3 Проекты
2.4 Персонал
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсач Саша ерм.rtf

— 355.48 Кб (Скачать файл)

М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:

1) основанные на использовании фундаментальных научных знаний и широко применяющиеся в различных сферах общественной деятельности (например, ЭВМ и др.);

2) также использующие научные исследования, но имеющие ограниченную область применения (например, измерительные приборы для химического производства);

3) разработанные с использованием уже существующих технических знаний новшества с ограниченной сферой применения (например, новый тип смесителя для сыпучих материалов);

4) входящие в комбинации различных типов знаний в одном продукте;

5) использующие один продукт в различных областях;

6) технически сложные новшества, появившиеся как побочный результат крупной исследовательской программы (например, керамическая кастрюля, созданная на основе исследований, проводившихся в рамках космической программы);

7) использующие уже известную технику или методы в новой области.

Обобщенная классификация инноваций по признакам приведена в табл. 1.1 (приложение1).

Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой.

Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.

 

 

1.3 Роль инноваций в развитии предприятий

 

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).

Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

 

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

 

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

По существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара.

Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

* фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;

* инжиниринговая: фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и епго дизайн;

* узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно н несложных изделий массового выпуска;

* производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.

Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.

Обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

В этой связи интересно отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.

Главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.

 

1.4 Инновационный процесс как объект управления

 

Инновационный процесс может рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения (пример - выпуск некоторого технического изделия, не заменяющего производства уже существующих изделий, а дополняющего их). Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих систем и служб.

Целесообразно ввести разделение: к инновациям первого рода относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное превосходство и нередко финансируемые из централизованных источников; к инновациям второго рода относятся изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми в мире. Если инновации первого рода не обязательны для всех предприятий, то инновации второго рода обязательны для всех, и они уже чаще финансируются за счет кредитных источников в венчурной и других формах.

Создатель новой технологии, т.е. инноватор, исходит из таких критериев, как уникальность и новизна; а имитатор - из таких критериев, как жизненный цикл изделия и его экономическая эффективность.

Уникальность может быть достигнута лишь в том случае, если персонал предприятия обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками в данной промышленной сфере. Инновации крайне важны для таких организаций, которые продают лицензии.

Под воздействием современных изменений, тенденций и процессов как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.

 

1.5 Структура инновационного процесса

 

В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в следующем виде:

1) выявление проблемной ситуации (имитация инновации);

2) формулировка целей инновации;

3) анализ существующего положения (диагностика проблемы организации или отдельного ее элемента);

4) принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида;

5) разработка (проектирование) инновации;

6) согласование и утверждение проекта инновации;

7) подготовка объекта к инновации;

8) внедрение инновации;

9) оценка фактической эффективности инновации;

10) устаревание.

Контроль перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения инновации. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.

Вслед за экономическим освоением инновации сначала на первом, а затем и на остальных предприятиях следует фаза ее эффективного использования, которая характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.

Заключительная фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание.

 

 

2. Инновационная деятельность предприятия ОАО «Чусовской металлургический завод»

 

2.1 Инновационный план ОАО «Чусовской металлургический завод»

 

Рассмотрим инновационную деятельность на примере предприятия города Чусового ОАО «Чусовской металлургический завод». Сегодня в технической дирекции компании создаётся служба технических инноваций и развития, которая будет осуществлять разработку инновационной политики, бизнес- стратегию общества и определять пути и методы ее эффективного регулирования. Разработка и реализация тематического плана НИОКР, который планируется разрабатывать сроком на 3 - 5 лет, будет осуществляться в строгом соответствии с основными направлениями технических инноваций и развития общества. В перспективе тематический план НИОКР станет основой для формирования ежегодных программ НИОКР.

 Среди наиболее эффективных мероприятий, включённых в тематический план, станет разработка технологии восстановления участков кладки коксовых печей, подверженных сильным температурным колебаниям, методом керамической наплавки. Ожидаемый экономический эффект составит 831,7 тыс. рублей. Помимо этого, план НИОКР включает такие мероприятия, как разработка состава и технологии производства листовой высокопрочной стали повышенной вязкости с пределом текучести 690 Н/мм2, разработка технологии производства листов из трубных и конструкционных сталей на стане 5000, исследование технологии и разработка режимов ультразвуковой упрочняющей обработки валков ПХЛ, которое позволит повысить их эксплуатационные свойства и износостойкость, разработку технологических принципов и освоение производства трубных сталей стойких против локальной коррозии различных классов прочности и т.д.

Всего в 2004 году при затратах 40,1 млн. рублей фактический экономический эффект составил 534,7 млн. рублей, в т. ч. фактический экономический.

Стратегии развития ОАО «Чусовской металлургический завод» на 5-10 лет находят отражение в стратегическом бизнес-плане и сбалансированных показателях

Увеличение объемов производства, в том числе продуктов с высокой добавленной стоимостью

Повышение средней цены продаж

Оптимизация затрат

Создание условий для раскрытия творческого потенциала работников

Повышение капитализации компании

Повышение социальной значимости и ответственности компании

С первых лет создания акционерного общества развитие компании определяют шесть стратегических программ, в реализацию которых вовлечены все работники предприятия. Работа по программам - развитие персонала, сбытовой и коммерческой, организационно-экономической и организационно-технической, стратегическому бизнес-плану - позволила ОАО «Чусовской металлургический завод» изменить подходы к основным направлениям своей деятельности, нацелив свое движение к повышению эффективности производства, мобилизации всех внутренних ресурсов для вхождения в группу лучших мировых сталелитейных компаний.

 

2.2 Производство металлопроката

 

Производство и сбыт металлопроката является преобладающей и имеющей приоритетное значение для эмитента хозяйственной деятельностью. В результате, по итогам работы за 2004 год объем производства стали составил 9миллионов 888 тысяч тонн, товарного проката - 8 миллионов 810 тысяч тонн. Это на 1,1 и 3,2 процента соответственно выше показателей 2003 года.

По мнению большинства аналитиков (IISI, WSD, CRU, MB), рост производства металлопроката в мире будет продолжать расти так же, как и его потребление. О среднесрочной перспективе можно сказать, что по прогнозам к 2006 году производство металлопроката в мире вырастет до 927,4 млн. тонн, а потребление - до 887,7 млн. тонн. В долгосрочной перспективе, к 2010 году, производство металлопроката в мире вырастет до 1 051 млн. тонн, а потребление до 1010 млн. тонн.

В России к 2006 году прогнозируется рост производства проката до 49 млн. тонн, а к 2010 - до 51 млн. тонн.

Таким образом, основываясь на данный прогноз можно сказать, что услуги ОАО «Чусовской металлургический завод», обладающие рыночным потенциалом, будут востребованы в течение нескольких лет.

Руководство компании не собирается останавливаться на достигнутом. В настоящий момент планы ОАО «Чусовской металлургический завод» предусматривают последовательную реализацию инвестиционных проектов. Серьезные инвестиции предполагаются в начало технологической цепочки: коксохимическое производство и доменный цех. Помимо этого, в бизнес-плане выделены две программы - это программа энергосбережения и программа ввода автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии. Задача компании - приблизиться по уровню потребления энергетических ресурсов на тонну жидкой стали к лучшим мировым производителям. Снижение затрат станет одной из первоочередных целей. Эффект в работе над повышением качества металлопроката и увеличением выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью обеспечили стратегические программы - в области производства и сбыта, технического перевооружения и коммерческой деятельности, дальнейшей реструктуризации предприятия.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия ОАО «Чусовской металлургический завод»