Инновационная деятельность на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов организации инновационной деятельности предприятия на примере фирмы «Торговый дом «Пирамида» в г-к Анапа.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретически понятия инноваций и инновационной деятельности;
2. Проанализировать методы оценки эффективности организации инновационной деятельности на предприятии;
3. Дать общую характеристику деятельности изучаемого предприятия;
4. Проанализировать организацию инновационной деятельности в фирме «Торговый дом «Пирамида»
5. Разработать методы усовершенствования организации инновационной деятельности в фирме «Торговый дом «Пирамида»

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ТД Пирамида.docx

— 93.32 Кб (Скачать файл)

 

 

Структура фирмы. Фирма «Торговый дом «Пирамида» имеет линейно-функциональную структуру управления. Структура фирмы основана на специализированном разделении труда, то есть работа между людьми распределена не случайно, а закреплена за специалистами, способными выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

При данной структуре управления сохраняется преимущество линейной структуры в виде принципа единоначалия, и преимущество функциональной структуры в виде специализации управления. Но такая структура управления имеет несколько недостатков. Данная структура носит централизованный характер, что вызывает перегрузку высшего руководства и требует специального налаживания прямых связей подсистем. Ещё одним существенным недостатком является то, что создаются ограниченные возможности по подготовке руководителей административного и управленческого звена. Отсутствуют тесные взаимосвязи и взаимодействия на горизонтальном уровне между подразделениями, чрезмерно развита система взаимодействия по вертикали, утрачивается гибкость во взаимоотношениях работников аппарата управления, ослабляется инновационная и предпринимательская реакция компании, что сказывается на конкурентных преимуществах фирмы [15,130].

Масштабы деятельности фирмы

За последние пять года ассортимент продукции, реализуемой фирмой, увеличился до 25000 наименований, из них 70% составляют новые виды товаров. На сегодняшний день в фирме реализуются: обоев - 1830 наименований, кафеля - 460 наименований, мебели для ванных комнат - 130 наименований и другие материалы.

Темпы роста объёмов продаж к прошедшему году составляют -120%, что свидетельствует о том, что в «Пирамиде» идёт активная работа по эффективному ведению хозяйственной деятельности и по реализации продукции. Это расширение круга оптовых и розничных покупателей, внедрение новых видов продукции, грамотный подход к организации системы управления в целом.

 

2.2 Анализ внешней среды предприятия

 

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия. Внешняя среда прямого воздействия представляет собой организации и людей, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы и пр. К внешней среде косвенного воздействия относят: политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические, климатические факторы. Данные факторы не оказывают прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые её менеджментом [16,44].

Анализ внешней среды на фирме «Торговый дом «Пирамида» проводится для того, чтобы определить те потенциальные возможности и угрозы, которые фирма должна учитывать при постановке целей и задач, при их достижении, а также при планировании инновационных проектов.

При анализе внешней среды прямого воздействия основное внимание уделяется изучению потребителей (покупателей). Анализ потребителей ставит своей основной задачей изучение тех, кто приобретает продукцию данной фирмы. Данный метод позволяет фирме узнать, какой товар больше пользуется спросом у тех или иных слоёв населения, на какой объём продаж может рассчитывать фирма в данном месяце, как можно расширить диапазон продаж, какое будущее ожидает данный товар, будет ли на него спрос через полгода и т.д.

Чтобы составить общую картину образа покупателя, использовались следующие критерии:

  • территориальное местоположение;
  • демографические факторы (возраст, пол);
  • социальная принадлежность покупателей;
  • отношение покупателя к продукту.

Составив «портрет» покупателя , фирма смогла увеличить прибыль путём поиска потребителей, наиболее соответствующих данным критериям. Для этого использовались всевозможные средства маркетинговых коммуникаций (анкетирования, опросы на улицах, PR-акции и пр.). Главное, что необходимо было выяснить, это как происходит принятие решения о приобретении того или иного товара.

 «Торговый дом «Пирамида» реализует товары народного потребления (обои, кафель, проч. стройматериалы), поэтому основные потребители (80 % продаж) - физические лица, занимающиеся ремонтом собственного жилья. Остальные 20 % - юридические лица (организации), приобретающие продукцию фирмы оптом и по безналичному расчёту. В результате задействована в основном розничная торговля и торговля мелким оптом со складов в г. Анапе. Крупные потребители (на основе договоров купли-продажи): школы, дет.сады, строительные фирмы, муниципальные предприятия.

При анализе внешней среды предприятия большое внимание также следует уделить изучению конкурентов. Конкуренция (от лат. concurrere - «сталкиваться») - это борьба независимых друг от друга экономических субъектов рынка за право обладания ограниченными ресурсами.

Иными словами, это такой процесс взаимодействия выступающих фирм на рынке с целью достижения лучших возможностей сбыта своего товара посредством удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Конкуренция постоянно присутствует на рынке между товаропроизводителями. И для того чтобы фирма имела успех, ей необходимо постоянное повышение своей конкурентоспособности [7,33].

На рынке товаров фирма «Торговый дом «Пирамида» занимает достаточно твёрдую позицию, являясь одним из лидеров по реализации отделочных материалов в г. Анапе. Доступные цены и высокое качество обеспечивают фирме стабильный портфель заказов и гарантированный доход.

Ближайшие конкуренты: строительный центр «Радуга», торговый центр «Мастер Дом», строительный рынок «Казачий». Сравнивая цены на товары между данными конкурентами, можно сделать выводы, что фирма «Торговый дом «Пирамида» является на данный момент (показатели 2013г.) лидером по уровню цен и разнообразию ассортимента. Это не может не сказываться на уровне спроса и объёме продаж. Этот результат был достигнут за счёт уценок, скидок, акций и прочих маркетинговых ходов.

Также при анализе внешней среды предприятия следует исследовать рынок рабочей силы. Но этот фактор не оказывает значительного воздействия на фирму «Торговый дом «Пирамида», так как в ближайшее время не планируется увеличивать штат сотрудников. Даже если возникнет такая необходимость, то в наборе на новые места претендентов будет не мало (из-за высокой зарплаты и достаточного уровня безработицы в регионе).

Чтобы проанализировать макроокружение «Торговый дом «Пирамида» нужно рассмотреть экономические, политические, социальные и проч. компоненты. Для оценки экономического компонента нужно исследовать общее положение дел в строительной отрасли за первое полугодие 2011г. Объем выполненных работ в сфере строительства России снизился в I полугодии 2011г. по сравнению с аналогичным периодом 2010г. на 17,9%. Правительство страны ранее прогнозировало ввод в 2011 году в эксплуатацию 63 миллионов квадратных метров жилья и постепенное повышение объёмов строительства до 145 миллионов квадратных метров в 2020 году. С начала 2011 года было сдано только 12,4 миллионов квадратных метров жилья (714,1 тысячи квартир). За аналогичный период 2010 года было построено больше на 6,7%. В экономике сохраняются инфляционные процессы. Уровень инфляции в строительстве за первое полугодие 2011г. составил - 2,75%. По данным статистического обследования потребительских цен, цены на товары и платные услуги населению на потребительском рынке за первое полугодие 2011 года увеличились на 0.2%, против 0.6% за аналогичный период прошлого года. Непродовольственные товары и платные услуги населению подорожали на 0.1% и 0.9%.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на данном этапе времени экономическая составляющая макроокружения не совсем благоприятно влияет на деятельность фирмы «Торговый дом «Пирамида». Происходит незначительный спад строительства как в регионе, так и по стране в целом, уменьшаются объёмы ремонтных работ, а соответственно и спрос на продукцию фирмы. При условии изменения данной ситуации к лучшему, существую большие перспективы развития фирмы «Торговый дом «Пирамида» .

Политическая и правовая компоненты макроокружения не оказывают значительного влияния на фирму на данном этапе, вследствие относительно стабильной политической обстановке в стране и в регионе, а также в силу принятия законодательством ряда поправок и изменений в Конституцию РФ и законодательные акты, которые корректно регламентируют деятельность юридических и физических лиц.

 

2.3 Анализ инновационной деятельности  в «Торговый дом «Пирамида» 

 

Инновационная направленность, растущая необходимость технологического обновления на фирме «Торговый дом «Пирамида»  особо подчеркивают важность четкого соответствия принципов организации и структурно-организационных взаимосвязей в инновационной деятельности фирмы. Речь идет о поиске оптимальных путей привнесения инновационных импульсов в деятельность фирмы. Понятно, что по мере расширения инновационных преобразований требуется научно обоснованное формирование функционально-элементной базы инновационного развития.

Организация инноваций включает три принципиальных аспекта:

- субъект инновационной  деятельности, являющийся объединением  людей, совместно реализующих разработку, внедрение и производство новшеств (в данном случае - это наша  фирма «Торговый дом «Пирамида»);

- совокупность процессов  и действий организации, направленных на выполнение необходимых функций в инновационной деятельности;

- структуры, обеспечивающие внутреннюю упорядоченность системы и совершенствование взаимосвязей между ее элементами и подсистемами [11,79].

Выбор инновационной стратегии. В данном разделе мы рассмотрим альтернативные направления развития инновационного потенциала фирмы и с помощью методики количественной оценки инноваций выберем наиболее актуальную с точки зрения влияния на конкурентоспособность фирмы.

Для начала сформулируем показатели конкурентоспособности предприятия. В нашем случае это высокое качество продукции, квалифицированный персонал, высокое качество обслуживания, оперативность обработки заказа, доступная цена, широкий ассортимент, оперативная и недорогая доставка, полный комплекс услуг с момента заказа до начала использования продукции.

Каждому показателю будет присвоена рейтинговая оценка по 5-бальной шкале:

5 – очень  высокая важность показателя;

4 – высокая  важность показателя;

3 – средняя  важность показателя;

2 – низкая  важность показателя;

1 – очень  низкая важность показателя.

Дополнительно вводится поправочный коэффициент важности показателей конкурентоспособности, принимающий следующие значения:

1,5 – покупатель  знает и ценит предприятие  по показателю;

1,2 – покупатель  знает и ценит показатель, но  при принятии решения о покупке  будет рассматривать еще и  несколько конкурентов;

1,0 – покупатель  не считает данный показатель  важным и отличительным.

На основании полученных оценок рассчитываются относительные рейтинговые оценки показателей:

где - рейтинговая оценка i-го показателя (1…5);

- поправочный коэффициент;

n – количество показателей конкурентоспособности.

Полученные данные сводим в таблицу 1.

 

Таблица 1

Формирование оценок показателей конкурентоспособности предприятия

Показатели конкурентоспособности предприятия

Пі

ki

xi

1. Высокое качество продукции

4

1,5

0,12

2. Квалифицированный персонал

3

1,5

0,09

3. Высокое качество обслуживания

4

1,5

0,12

4. Оперативность обработки заказа

5

1,5

0,15

5. Доступная цена

5

1,2

0,12

6. Широкий ассортимент

5

1,2

0,12

8. Оперативная и недорогая доставка

5

1,2

0,12

9. Полный комплекс услуг с момента  заказа до начала использования  продукции

5

1,2

0,12


 

 

Сейчас мы сформируем «Матрицу нововведений», которая покажет степень влияния планируемых нововведений на показатели конкурентоспособности предприятия. На ее основе будет выбрано одно наиболее актуальное нововведение, которое и ляжет в основу нашего инновационного проекта.

Наиболее вероятными нововведениями, которые может реализовать фирма «Торговый дом «Пирамида» в ближайшее время – это:

  1. организация новой стационарной торговой точки  в ст. Гостагаевской
  2. введение новой услуги – сборка крупногабаритных товаров.

Рейтинг влияния будет составлен по следующей шкале:

9 – сильное влияние;

3 – среднее влияние;

1 – слабое влияние;

0 – нововведение не влияет  на показатель конкурентоспособности  предприятия.

При присваивании оценок также будет учитываться направление влияния – положительное либо отрицательное, что кардинальным образом повлияет на дальнейшую оценку нововведений.

Оформим результаты работы в виде таблицы 2.

Таблица 2

Формирование и заполнение «Матрицы нововведений»

 

 

Показатели

конкурентоспособности

Нововведения

Открытие стационарной торговой точки (магазина)

Услуга сборки крупногабаритных товаров

 

1. Высокое качество продукции

0,12

0

0

 

2. Квалифицированный персонал

0,09

0

0

 

3. Высокое качество обслуживания

0,12

1

3

 

4. Оперативность обработки заказа

0,15

0

1

 

5. Доступная цена

0,12

- 3

- 1

 

6. Широкий ассортимент

0,12

1

0

 

8. Оперативная и недорогая доставка

0,12

0

0

 

9. Полный комплекс услуг с момента  заказа до начала использования продукции

0,12

1

9

 

Информация о работе Инновационная деятельность на предприятии