Инновационная деятельность Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:42, реферат

Описание работы

На расширение масштабов инновационной деятельности в Казахстане направлены основные положения Закона Республики «Об инновационной деятельности» и «Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 годы».
Уполномоченным государственным органом, ответственным за разработку и реализацию политики в сфере индустриально - инновационного развития является Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан, в функции которого входят: внесение предложений в Правительство Республики Казахстан по приоритетным направлениям инновационной деятельности; выделение инновационных грантов; проведение мониторинга реализации и оценка эффективности выполнения инновационных проектов, осуществляемых за счет инновационных грантов; государственный контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан о государственной поддержке инновационной деятельности, в том числе за выполнением комплекса мер инновационного развития.

Файлы: 1 файл

Инновационная деятельность Казахстана.docx

— 30.83 Кб (Скачать файл)

Главной целью технопарков является определение, раскрытие, развитие инновационного потенциала страны и, в особенности, ее регионов, а также обеспечение потребности экономики в инновационных продуктах. Создание и дальнейшее развитие технопарков призвано решить основную задачу в формировании конкурентоспособного перерабатывающего сектора экономики - укрепление связи науки с производством, внедрение современных технологий, повышение производительности труда в промышленности и, как следствие, производство высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.

Внедрение и работа технопарков в Казахстане осуществляется по современной европейской модели, имеющей следующие особенности:

-наличие здания, предназначенного  для размещения в нем десятков  малых фирм (это способствует  формированию большого числа  новых малых и средних инновационных  предприятий, пользующихся всеми  преимуществами системы коллективных  услуг);

-система обслуживания, состоящая  из сложного и простого сервиса, набираемого из фирм, которые  образуют необходимый для сложившегося  состава инновационных предприятий  сектор обслуживания.

Как свидетельствует зарубежный опыт, малое и среднее предпринимательство в инновационной сфере - первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая инновационного потенциала промышленно развитых стран. Малые и средние инновационные фирмы являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

Дальнейшее развитие технопарков в Казахстане призвано решить задачи укрепления связей науки с производством, внедрения современных технологий, повышения производительности труда в промышленности и, как следствие, производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.

3 ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ

Венчурный капитал (англ. Venture Capital) – капитал инвесторов, предназначенный для финансирования новых, растущих или конкурирующих на рынке предприятий и фирм. Венчурный капитал сопряжен с высокой или относительно высокой степенью риска. Он представляет собой долгосрочные инвестиции, вложенные в рискованные ценные бумаги или предприятия, в ожидании высокой прибыли.

Венчурные инвестиции – это, как правило, рисковые инвестиции, обладающие доходностью выше среднего уровня.

Несмотря на наметившуюся государственную поддержку венчурных фондов, результаты показывают малое количество, как самих венчурных фондов, так и реализуемых ими проектов. Основными причинами этого стали дефицит интересных инновационных проектов, неосведомленность инноваторов о возможностях венчурного финансирования, ограниченные объемы финансирования. Это привело к формированию слабой венчурной инфраструктуры, ее концентрации в основном в городе Алматы.

При этом практика показывает, что венчурные фонды оперируют в непосредственной близости от своего месторасположения, их деятельность в регионах практически не представлена. Кроме того, отсутствуют условия для развития венчурных капиталистов - «бизнес-ангелов». В стране нет данных об их примерном количестве, их деятельность официально не признается предпринимательством. При этом ни один закон, касающийся инновационной деятельности, не отражает в должной мере понятие венчурного финансирования и, как следствие, отсутствует поддержка на законодательном уровне.

Национальный инновационный фонд (НИФ) развивает венчурную инфраструктуру в Казахстане: фонд является партнером в шести венчурных фондах Казахстана:

-  АО "Фонд Высоких технологий "Арекет"

-  АО "Венчурный фонд "Адвант"

-  АО "Акционерный Инвестиционный Фонд Рискового Инвестирования "Венчурный фонд Сентрас"

-  АО "Венчурный фонд Glotur Technology Fund"

-  АО "Аlmaty venture capital"

-  АО "Logycom perspective innovations"

Фонды созданы совместно с местными инвесторами на принципах государственно-частного партнерства. Доля НИФ в казахстанских венчурных фондах – до 49%. Инвестиционная политика данных фондов направлена на поиск и привлечение проектов в области IСT-технологий, новых строительных материалов, фармацевтики и других перспективных отраслях, имеющих экспортный потенциал.

Национальный инновационный фонд Казахстана намерен создать в республике два новых венчурных фонда для финансирования высокотехнологичных и высокорисковых проектов.

В настоящее время все существующие в республике венчурные фонды сосредоточены в Алматы, но планируется создание регионального венчурного фонда под названием «Каспий» совместно с акиматом Мангистауской области, а также создание отраслевого венчурного фонда совместно с дочерним предприятием национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» – казахстанским институтом нефти и газа.

особенности государственной инновационной политики зарубежных странПриведённый ниже анализ особенностей государственной инноваци- онной политики стран направлен на выявление закономерностей в приме- нении мер стимулирования инновационной активности. В основном, осо- бенности связаны с использованием конкретных мер, направленных на ус- корение инновационного развития (различного рода льгот, финансовой поддержки, мер по улучшению взаимодействия науки и бизнеса), а также с распределением роли государства и частного сектора в данных процессах.В Великобритании практика государственного финансирования ис- следований реализуется как система «двойной поддержки». Стратегиче- ское финансирование производится через единовременные субсидии. Па- раллельно Департамент инноваций, университетов и компетенций финан- сирует Исследовательские советы, которые, в свою очередь, финансируют исследования в стране на проектной основе. Таким образом, единовре- менные субсидии обеспечивают стабильность и стратегические ресурсы, которые университеты могут потратить в соответствии со своими приори- тетами и программами развития, в то время как проектное финансирова- ние со стороны Исследовательских советов обеспечивает энергичную конкуренцию между разными проектами.

В Великобритании создаются многочисленные инновационные цен-

тры двух типов: ориентированные на разработку специфической техноло- гии и продвижение её использования (создаются в ответ на нужды или возможности бизнеса, например, Printable Electronics Technology Centre, PETEC); и  сфокусированные на  определённом секторе экономики или

рынке (создаются для того, чтобы собрать вместе взаимодополняющие

дисциплины науки, части технологической цепочки и т.п.). Подобные центры рассматриваются в качестве стратегических драйверов экономи- ческого развития на региональном уровне. Недостатком деятельности большинства таких центров инноваций и технологий является то, что они не интегрированы в национальную инновационную систему и часто не связаны с более широкими программами развития, например, с програм- мами, которые реализуются Советом по технологической стратегии.

Региональный подход к инвестициям в центры привёл к высокой дисперсии инновационной деятельности и дублированию: например, на территории Великобритании на данный момент действует восемь центров инноваций и технологий, занимающихся композитными материалами.

В Ирландии велика роль государства в инновационных процессах: в частности, оно имеет решающее значение в привлечении иностранных

инвестиций в развитие высокотехнологичных отраслей промышленности,

одним из направлений мер по стимулированию развития наукоёмких про- изводств является выделение грантов на НИОКР, снижение ставок нало- гообложения для компаний, выполняющих НИОКР. Несмотря на то, что в Ирландии проживает 1\% от численности населения ЕС, 25\% инвестиций из США в ЕС поступают именно в Ирландию.

Государство в Ирландии инвестирует и в ряд проектов по открытию

доступа развивающегося бизнеса к информационным, консультативным и образовательным ресурсам. Для поддержки потока исследователей в Ир- ландию правительство этой страны приняло постановление Европейского Сообщества о привлечении исследователей из третьих стран (EC Directive on Mobility of Researchers from Third Countries).

В Ирландии поддерживается ряд инициатив по развитию связей ме-

жду системой высшего образования и промышленностью. Примером та- кой инициативы может служить учреждение Центров науки, инженерии и технологии с целью накопления и обмена знаниями, создания и использо- вания возможностей для инноваций. Прикладные исследовательские цен- тры при высших учебных заведениях работают с исследователями для

выявления коммерческих возможностей того или иного проекта, заклю-

чения договоров с предприятиями, защиты прав интеллектуальной собст- венности. Кроме того, поддержка связей между академическими исследо- вателями и промышленностью осуществляется внутри Стратегических исследовательских кластеров, которые специализируются, в основном, на био- и компьютерных технологиях.

В Дании университеты финансируются, в основном, из государст-

венного бюджета. Взаимодействие между университетами и промышлен- ностью в Дании развито слабее, чем во многих других странах. Важную часть датской инновационной системы составляют отраслевые научно- исследовательские институты. Они прикреплены к различным министер- ствам и проводят исследования согласно потребностям соответствующего

министерства. Институты получают базовое финансирование из нацио-

нального бюджета; они также могут получить финансирование из госу-

дарственных средств, распространяемых посредством открытого конкурса через исследовательские советы, министерства или другие учреждения; а также от коммерческой деятельности.

Важной частью датской инновационной системы являются GTS- институты («Godkendt Teknologisk Service» – «утверждённый технологи- ческий поставщик услуг»), выступающие в качестве моста между госу- дарственными и частными субъектами. GTS-институты представляют собой частные независимые консалтинговые компании, которые разраба- тывают и продают прикладные знания и технологические услуги для ча- стных предприятий и государственных учреждений. GTS-институт явля- ется некоммерческой организацией, созданной Министерством науки, технологии и инноваций на период в три года. Существуют три основных направления деятельности GTS-институтов: самостоятельное развитие ноу- хау, участие в совместных проектах вместе с государственными научно- исследовательскими учреждениями и частными компаниями, а также ком- мерческая деятельность. Ещё один из важных элементов датской системы инноваций – научные парки, соучредители инновационных инкубаторов. В стране создана мощная инновационная инфраструктура. Тем не менее, большая часть инновационной активности сводится к мелким инновациям, направленным на улучшение производственного процесса на местах.

В Швейцарии основные направления инновационной политики не претерпели существенных изменений с 2000 по 2007 гг. Ряд изменений коснулся, прежде всего, образования, научных исследований и техноло- гического сектора. Правительство увеличивало расходы в этих секторах в среднем на 6\% каждый год в период между 2004 и 2007 гг.. Кроме того, правительство скорректировало направления работы Национальных цен- тров компетенции в области научных исследований (National Centres of Competence in Research, NCCR) – NCCR, запущенные с 2004 г., стали бо- лее ориентированы на гуманитарные и социальные науки. Правительство также выделило несколько приоритетных направлений развития науки и экономики помимо NCCR – сети компетенций в составе университетов прикладных наук, повышение ценности знаний, поощрение диалога меж- ду наукой и обществом и др.

Вопросы коммерциализации инновационных разработок в Швейца- рии не поддерживаются прямыми государственными инвестициями. Трансфер инновационных технологий в промышленность осуществляется в рамках существующих форм поддержки фирм, в том числе стартовых этапов, преимущественно в условиях технопарков, как на федеральном, так и на региональном уровне. Из-за отсутствия прямой государственной поддержки инноваций в бизнес-секторе, инструменты инновационной политики, в основном, ориентированы на предложение прикладных науч- ных исследований. Другая сложность связана с человеческим капиталом: несмотря на значительные расходы на образование, доля с высшим обра- зованием относительно мала, сохраняется и ограниченная мобильность в рамках системы образования.

Информация о работе Инновационная деятельность Казахстана