Инновационнай фактор обеспечения устойчивого развития торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 01:27, автореферат

Описание работы

Практическая значимость работы состоит в том, что получен-ные в процессе исследования научные положения, выводы и предложе-ния могут быть использованы при решении стратегических задач, направленных на активизацию и эффективность инновационной дея-тельности торговых предприятий. Разработанные концепция и прогноз развития торговли Брянской области до 2015 г. расширяют методоло-гическую базу и эффективность государственного управления иннова-ционными процессами в торговле.

Файлы: 1 файл

Инновационный фактор обеспечения устойчивого развития торговых п.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

 

Для решения  проблемы подбора квалифицированных  кадров с участием автора создан центр обучения персонала с привлечением специалистов Управления потребительского рынка и услуг Брянской области, профессорско-преподавательского персонала Брянского филиала РГТЭУ и психологов. Разработана система подготовки торгового персонала, состоящая из нескольких уровней. Первый – базовый (начальный), включающий тренинг «Сервис, ориентированный на покупателя», который является общим курсом, определяющим основы поведения персонала в торговом зале, его взаимодействия с покупателем, стандарты качества обслуживания. Второй, более высокий уровень взаимодействия с покупателем, отрабатывается на тренинге «Активные продажи». При этом от персонала требуется высокая квалификация. В состав данных учебных программ входят разработанные кейсы и ролевые игры. Эти технологии обучения персонала могут обеспечить торговым предприятиям важные конкурентные преимущества при создании в г. Брянске консультационно-тренингового центра на базе ООО «Ваш стиль».

 

5. Прогноз развития торговли Брянской области и методические рекомендации по его реализации на основе повышения инновационной активности предприятий.

Внедрение предложенной концепции стратегического развития инновационной деятельности торговых предприятий региона на основе комплексного подхода позволит существенно повысить инновационную активность в сфере торговли. Так, по прогнозу, составленному на среднесрочный период, удельный вес предприятий инновационного типа возрастет с 3 % в 2008 году до 22 % в 2015 г.

Прогнозные  показатели торговли определены с учетом программы расширения торговых площадей Управления потребительского рынка, а также на основе многофакторной модели регрессии, рассчитанной автором на основе использования данных по розничной торговле Брянской области за последние 10 лет. В результате была установлена связь между объемом товарооборота (То) и факторами коммерческой деятельности. Эта связь выразилась в виде следующей математической модели (в расчете на 100 жителей Брянской области):

Т = - 1,54 + 0,65 Х1 + 0,03 Х2 + 9,9 Х3 + 0,52 Х4 ,

где: -1,54 – постоянный коэффициент; x1 – среднегодовая численность работников (чел.); x2 – торговая площадь (м2); x2 – основные фонды (млн. руб.); x4 – годовой прирост денежных доходов населения (млн. руб.).

Результатом повышения инновационной активности торговых предприятий явится динамичное и устойчивое развитие регионального торгового комплекса. Так, за период 2011-2015 гг. товарооборот и прибыль торговых предприятий возрастет на 66 и 62% (табл. 3). В результате товарооборот в расчете на душу населения составит почти 160 тыс. руб.

 

Таблица 3

Среднесрочный прогноз развития торговли Брянской области

 

Показатели

Отчет

Прогноз

2015 в % к 2009-2010 гг.

(в  среднем)

2009-2010

(в  среднем)

2011

2013

2015

Удельный  вес предприятий инновационного типа, (%)

  1. Оборот розничной торговли, (млн. руб.):

1.1. в ценах  соответствующих лет

1.2. в сопоставимых ценах

2. Среднегодовая  численность работников, тыс. чел.

3. Среднегодовая  стоимость основных фондов, млн. руб.

4. Издержки  обращения, млн. руб.

5. Прибыль,  млн. руб.

6. Производительность  труда, тыс. руб. (1.2:2)

7. Фондоотдача  (на 1 руб. основных фондов), руб. (1.2:3)

8. Рентабельность, % (5:4*.100)

 

 

 

 

3

 

96300

 

71560

 

 

85,5

 

 

2880

 

6530

2504

 

836,9

 

 

24,8

 

3,8

 

 

 

 

13

 

110745

 

76626

 

 

86,2

 

 

2995

 

6803

268,2,0

 

888,9

 

 

25,6

 

3,9

 

 

 

 

17

 

128153

 

88740

 

 

8785

 

 

3360

 

5740

315,8

 

1010,7

 

 

26,4

 

5,5

 

 

 

 

22

 

159858

 

110920

 

 

89,1

 

 

3817

 

5808

405,6

 

1244,8

 

 

31,6

 

6,9

 

 

 

 

8,5 раз

 

166

 

155

 

 

104

 

 

133

 

89

162

 

149

 

 

117

 

182


 

В работе показано, что для обеспечения устойчивого развития торговли Брянской области в среднесрочном периоде на основе повышения инновационной активности предприятий необходимо сформировать региональную инновационную систему и реализовать концепцию стратегического развития инновационной деятельности торговых предприятий. Региональная инновационная система представляет собой совокупность институтов, занимающихся производством и трансформацией научных идей в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг во всех сферах деятельности, включая торговлю. В свою очередь, концепция инновационной стратегии – это долгосрочный план по развитию инновационной деятельности на основе взаимодействия науки, образования, торговли и финансово-кредитной сферы. По мнению автора, механизм реализации инновационной стратегии должен включать не только создание полноценной инновационной инфраструктуры, но и широкое использование нормативно-правовых экономических методов (рис. 2).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Модель механизма реализации инновационной  
стратегии в торговле

Формирование  научно обоснованного механизма  развития инновационной деятельности в торговле позволит существенно повысить ее эффективность и обеспечить динамичное и устойчивое развитие торговых предприятий.

 

 

ОСНОВНЫЕ  ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Проведенные исследования позволяют сформировать следующие теоретические и практические выводы и предложения:

  1. Исследования показали, что в региональной торговле отсутствует целостность и управляемость отраслью, а активной инновационной деятельностью занимаются только 3% торговых предприятий.
  2. Установлено, что основой высокого качества инновационной стратегии предприятий является тщательная оценка внутренней и внешней среды, подготовка кадров для инновационной деятельности, создание действенной системы организации и мотивации труда. В работе предложен метод расчета инновационной активности предприятия путем определения темпов роста товарооборота за счет интенсивных факторов развития.
  3. Считаем, что под устойчивым развитием торгового предприятия следует понимать такое его финансовое состояние, при котором осуществляется расширенное воспроизводство материально-технических средств и рабочей силы и обеспечивается его платежеспособность и ликвидность в условиях допустимого уровня риска. В работе показана тесная связь финансовой устойчивости с эффективностью коммерческой деятельности и предлагается концептуальный подход к ее анализу на основе нормативных показателей.
  4. Инновационные проекты можно подразделить на четыре группы: 1) социально-экономические; 2) организационно-экономические; 3) технико-технологические; 4) маркетинговые. Наиболее высокие результаты дает комплексный подход, при котором инновации разных типов осуществляются одновременно. Это убедительно показывает инновационный проект производственно-торгового комплекса, разработанного с участием автора.
  5. Разработаны методические рекомендации по обеспечению устойчивого развития торговых предприятий Брянской области до 2015 г. с учетом повышения их инновационной активности. По нашим оценкам, розничный товарооборот и прибыль региональной торговли к уровню 2009 – 2010 гг. может возрасти соответственно на 66 и 62%.

 

 

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ  ОПУБЛИКОВАНЫ  
СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ

 

Публикации  в изданиях, включенных в перечень ведущих

рецензируемых научных журналов и изданий ВАК:

  1. Шпакова А.В. О роли и приоритетах современной торговли / А.В. Шпакова // Известия ОрёлГТУ. Социально-экономические и гуманитарные науки. Управление, экономика, право, проблемы образования. - № 1-2 203/541. – 2008. – С. 100-103 (0,42 п.л.).
  2. Шпакова А.В. Состояние и развитие торговли Брянской области / А.В. Шпакова // Интеграл. – 2009. – № 2. – С. 75-76 (0,43 п.л.).
  3. Шпакова А.В. Совершенствование управления инновационным процессом в торговле / А.В. Шпакова // Интеграл. – 2011. – № 1. – С. 81-85 (0,3 п.л.).

 

Статьи, материалы конференций:

4. Шпакова  А.В. Позиционирование розничных  сетей / А.В. Шпакова // Экономика, управление и финансы в социальной сфере: Сборник научных трудов. – Брянск: БГУ, 2004. – С. 173-179 (0,39 п.л.).

5. Шпакова  А.В. Управление инновациями как  условие формирования конкурентных преимуществ предприятия / А.В. Шпакова // Современное состояние и перспективы развития экономики России: Сборник статей III всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2005. – С. 183-186 (0.21 п.л.).

6. Шпакова  А.В. Мотивация внедрения инновационных  процессов торговых предприятий  / А.В. Шпакова // Динамика научных исследований «2005»: Материалы IV международной научно-практической конференции. – Днепропетровск: Наука и практика, 2005. – С. 57-59 (0,18 п.л.).

7. Шпакова  А.В. Система управления инновациями  как главное условие формирования конкурентных преимуществ предприятия / А.В. Шпакова // Вопросы экономических наук. – 2005. – № 5. – С. 252-254 (0,25 п.л.).

8. Шпакова  А.В. Влияние инноваций на уровень  конкурентоспособности торгового предприятия / А.В. Шпакова // Вестник Брянского государственного университета. – № 3 (2005): Экономика и управление. – Брянск: РИО БГУ, 2005. – С. 80-82 (0,36 п.л.).

9. Шпакова  А.В. Управление инновациями как  главный критерий эффективности  работы предприятия /А.В. Шпакова // Materials of final international scientifically-practical conference «The Science: theory and practice». Pragye - Czechia; Dnepropetrovsk – Ukraine; Belgorod – Russian, 2005. – С. 86-88 (0,25 п.л.).

10. Шпакова  А.В. Анализ основных механизмов  инновационного развития торгового  предприятия / А.В. Шпакова // Экономика и финансы. – 2006. – № 9 (113). – С. 50-52 (0,24 п.л.).

11. Шпакова  А.В. Система управления инновациями  на предприятии / А.В. Шпакова // Вестник Московского Психолого-Социального Института. – 2006. – № 1. – С. 22-24 (0,25 п.л.).

12. Шпакова  А.В. Стратегия управления финансами / В.Д. Симоненко, А.В. Шпакова // Методическое пособие. – Брянск: Изд-во БГУ, 2006. – 61 с. (3 п.л.: авторских – 1,9 п.л.).

13. Шпакова  А.В. Условия перехода российской  экономики на инновационный путь развития / А.Д. Шафронов, А.В. Шпакова // Актуальные проблемы экономики России и высшей школы. Международная научно-практическая конференция. – Брянск: РИО БГУ, 2008 – С. 5-8 (0,38 п.л.; авторских – 0,24 п.л.).

14. Шпакова  А.В. Особенности предпринимательской  и инновационной деятельности в торговле /А.В. Шпакова //Актуальные проблемы экономики России и высшей школы. Международная научно-практическая конференция. – Брянск: РИО БГУ, 2008 – С. 98-102 (0,37 п.л.).

15. Шпакова  А.В. Состояние и перспективы  развития региональной торговли / А.Д. Шафронов, А.В. Шпакова // Материалы международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2010 года, посвященной 50-летию Брянского филиала МИИТ. – М.: ООО «РПУ оофорит» 2010. – С. 196-200 (045 п.л.: авторских 0,25 п.л).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписано к  печати 2011г. Формат 60х84/16

Бумага офсетная. Усл. – изд. л. 1,0

Тираж 100 экз. Заказ № 154

_____________________________________________

Издательство  РИО БГУ

241036 г. Брянск, ул. Бежицкая, 14

 




Информация о работе Инновационнай фактор обеспечения устойчивого развития торговых предприятий