Инновационнай фактор обеспечения устойчивого развития торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 01:27, автореферат

Описание работы

Практическая значимость работы состоит в том, что получен-ные в процессе исследования научные положения, выводы и предложе-ния могут быть использованы при решении стратегических задач, направленных на активизацию и эффективность инновационной дея-тельности торговых предприятий. Разработанные концепция и прогноз развития торговли Брянской области до 2015 г. расширяют методоло-гическую базу и эффективность государственного управления иннова-ционными процессами в торговле.

Файлы: 1 файл

Инновационный фактор обеспечения устойчивого развития торговых п.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

На основе анализа областных статистических данных, а также результатов социологических исследований, проведённых автором среди преподавателей и студентов ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» (Брянский филиал), выявлены следующие узловые проблемы региональной торговли в инновационной сфере:

  • в розничной торговле региона низкий уровень рентабельности (2,8%) и велика доля убыточных предприятий (20%);
  • в регионе практически утеряны целостность и управляемость отрасли, отсутствует концепция и программа её развития;
  • торговля имеет низкий уровень информационного обеспечения деятельности, отсутствует мониторинг развития торговли и конъюнктуры рынка, а также система поддержки инновационно-инвестиционных процессов;
  • размещение розничной торговой сети осуществляется стихийно, результатом является высокая дифференциация районов Брянской области по объёму товарооборота в расчёте на душу населения (более чем в 5 раз);
  • слабая нормативно-правовая база торговли, отсутствует политика в области стандартизации и технического регулирования торговли, требует упорядочения деятельность контролирующих органов.
  • низкий уровень инновационной активности предприятий (около 3% от общего их количества).

Автором выявлены следующие основные факторы, сдерживающие инновационную деятельность в торговле: 1)отсутствие эффективной государственной инновационной политики; 2) недостаточная развитость отраслевой науки и инновационной инфраструктуры; 3) несовершенство правовой базы по защите интеллектуальной собственности.

В диссертации  показано, что выходом из сложившейся  ситуации является формирование эффективной системы управления отраслью на региональном уровне, включая разработку концепции инновационной деятельности торговых предприятий, обеспечивающей их устойчивое развитие.

 

2. Концепция стратегического развития  инновационной деятельности торговых предприятий на основе эффективного использование и развития их инновационного потенциала.

Под стратегией инновационной деятельности понимается такое управление торговым предприятием, которое на основе оценки состояния внутренней и внешней среды выявляет и реализует свой инновационный потенциал, добиваясь устойчивого развития в краткосрочном и долгосрочном периодах. Ключевым звеном обеспечения инновационной деятельности торгового предприятия является его инновационная стратегия, которая направлена на использование и развитие потенциала предприятия и рассматривается как его реакция на изменения внешней среды. Выбор инновационной стратегии основывается на анализе внутренней и внешней среды, его инновационного потенциала, целей и задач, стоящих перед предприятием (рис. 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Этапы формирования инновационной стратегии  
торгового предприятия

В процессе обеспечения  инновационной деятельности торговых предприятий необходимо учитывать  такие выделенные автором факторы как:

  • качество инновационной стратегии фирмы;
  • состояние инновационного потенциала предприятия;
  • уровень эффективности менеджмента;
  • наличие необходимых ресурсов для внедрения инноваций;
  • состояние законодательства в сфере инновационной деятельности;
  • уровень мотивации труда и ожидаемого эффекта от внедрения инноваций;
  • состояние развития рынка инноваций и консалтинговых услуг.

Особо значимым элементом концепции обеспечения  инновационной деятельности торговых предприятий является формирование инновационной культуры работников, предусматривающей как подготовку кадров для инновационной деятельности, так и создание эффективной системы мотивации и организации труда для всех участников инновационного процесса.

Исследования  показали, что для активизации  инновационной деятельности необходимо построение развитой инновационной инфраструктуры, включающей научное, кадровое, технологическое и консультационное обеспечение инновационного развития. Решение этой задачи требует усиления государственной поддержки научной и инновационной деятельности, улучшения правовой защиты интеллектуальной собственности, развития сети информационных и внедренческих структур, создания системы подготовки кадров для инновационного предпринимательства.

Результатом реализации концепции обеспечения  инновационной деятельности торговых предприятий является инновационная активность предприятия. Анализ приведенных в экономической литературе формул для измерения инновационной активности показал, что на практике их трудно использовать. В работе показано, что инновационная активность (ИА) отражает рост объема товарооборота за счет интенсивных факторов. Поэтому автор предлагает определять ее как отношение фактических темпов роста товарооборота за счет интенсивных факторов к аналогичному нормативному показателю:

 

 

,   (1)

 

 

где Кинт. и К1инт. – соответственно фактические и нормативные темпы роста товарооборота за счет интенсивных факторов.

С помощью  предлагаемой формулы сделан расчёт инновационной активности ЗАО «Брянский центральный универмаг». Уровень инновационной активности предприятия составил 0,93. Данный показатель отражает высокий уровень использования предприятием достижений науки и передового опыта и, в частности, таких как автоматизированный учет, Интернет, современные фасовочное и весоизмерительное оборудование, средства транспортировки, складирования, погрузочно-разгрузочных и других работ. За анализируемый период улучшились основные экономические показатели предприятия, а также качество обслуживания потребителей.

Считаем, что  для оценки результативности инновационной стратегии вполне применим индексный метод. Это видно при анализе материалов финансово-хозяйственной деятельности ООО «БУМ-Маркет», являющимся супермаркетом продовольственных товаров и одним из крупных ритейлеров торгово-развлекательного центра «БУМ Сити» г. Брянска. Здесь в результате активной инновационной деятельности уровень рентабельности коммерческой деятельности предприятия достиг 11,8%. В результате повысилась отдача всех применяемых ресурсов (табл. 1).

Таблица 1

Уровень отдачи примененных ресурсов

 

Показатели

2004

2005

2007

2009

Производство  прибыли:

на 1 работника, тыс. руб.

на 1000 руб. основных фондов и материальных оборотных средств, тыс. руб.

на 100 м. торговой площади, тыс. руб.

Индексы использования:

 труда

 материальных средств

 торговой площади

 

Совокупный  индекс отдачи примененных ресурсов

 

32,1

 

 

0,19

 

195,6

 

1

1

1

 

 

3

 

29,3

 

 

0,18

 

182,2

 

0,91

0,88

0,93

 

 

2,72

 

36,6

 

 

0,18

 

226,0

 

1,14

1,06

1,15

 

 

3,35

 

42,9

 

 

0,20

 

291,3

 

1,39

1,05

1,49

 

 

3,93


 

За анализируемый период совокупный индекс отдачи примененных ресурсов в ООО «БУМ - Маркет» возрос на 31%. В то же время отдача каждой единицы торговой площади и труда выросла соответственно на 49 и 39%, а отдача материальных средств возросла на 5%. Эти данные показывают, что выбранная стратегия предприятия позволяет использовать все его ресурсы с высокой эффективностью.

3. Методологический подход к анализу устойчивости и эффективности торговых предприятий на основе использования нормативных показателей.

Общая экономическая  устойчивость предприятия – это  интегральный результат воздействия технико-технологической, профессионально-квалификационной, организационно-управленческой и социальной устойчивости. Она достигается в результате повышения уровня менеджмента, рационального использования всех имеющихся ресурсов предприятия, активной инновационной деятельности.

Анализируя  устойчивость торгового предприятия, необходимо учитывать не только его  возможности рассчитываться по своим  обязательствам, но и способность предприятия добиваться оптимального уровня рентабельности, обеспечивая на этой основе расширенное воспроизводство. На этом основании в диссертации предлагается рассматривать в качестве устойчивых те торговые предприятия, рентабельность которых соответствует оптимальному уровню при сохранении их платежеспособности и ликвидности в условиях допустимого уровня риска.

В конечном счете, устойчивость обеспечивается за счет роста эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия. Поэтому автор поддерживает точку зрения учёных о том, что эффективность отражает не только соотношение результата и затрат, а прежде всего степень использования потенциала предприятия в реализации продукции, в создании валового дохода и его составной части – прибыли. Эффективность торгового предприятия представляет соотношение фактического размера прибыли (валового дохода) на единицу приведенных затрат (или просто издержек обращения) к их нормативному уровню.

Для определения  нормативного уровня прибыли необходим  расчет нормативного валового дохода и нормативных издержек обращения с учетом конкретных условий предприятия. Валовой доход определяется на основе потенциально возможного товарооборота с учетом потребительского спроса (по ассортиментной группе товаров) и допустимой торговой наценки на них. При этом издержки обращения могут быть определены умножением товарооборота (по ассортиментной группе товаров) на расчетный уровень издержек обращения каждой товарной единицы товарооборота. Таким образом, экономико-математическую модель расчета нормативной прибыли (Pr) можно представить в следующем виде:

 

,  (2)

где Тi – потенциально возможный товарооборот i-й группы ассортимента товаров; Дi – допустимая торговая надбавка i-й группы ассортимента товаров; Иi – расчетный уровень издержек обращения на каждые 1000 рублей товарооборота i-й группы товаров.

Использование предложенного подхода позволяет на более высоком уровне оценивать имеющуюся в распоряжении торговых предприятий статистическую и бухгалтерскую отчетность, сравнивать и прогнозировать изменение их устойчивости и эффективности в результате разработки и реализации инновационных стратегий развития.

 

4. Классификация инновационных проектов  в торговле и обоснование преимуществ комплексного подхода к осуществлению инноваций.

Исследования  показали, что инновационные проекты  в торговле можно подразделить на следующие четыре группы: социально-экономические; организационные; технико-технологические; маркетинговые. Разработанная классификация инновационных проектов отличается от существующих тем, что в ней учтены выявленные особенности инновационной деятельности в торговле. Специфика отрасли определяет тот факт, что в ней объективно могут быть реализованы лишь те инновационные проекты, которые, во-первых, предполагают повышение квалификации кадров и дисциплины труда, действенные формы мотивации труда, улучшение социальной сферы предприятия; во-вторых, имеют целью совершенствовать организацию и управление торговой деятельностью; в-третьих, ориентированы на использование новой техники и технологии в торговле; в-четвёртых, направлены на изучение запросов существующих и потенциальных покупателей с целью наиболее полного их удовлетворения. При этом в работе установлено, что наиболее высокий результат даёт комплексный подход к осуществлению инноваций, когда инновации разных типов осуществляются одновременно. Такой подход позволяет более успешно решать экономические, социальные и технико-технологические проблемы предприятия, поскольку они тесно связаны между собой.

Выдвинутые  в диссертации теоретические  положения подтверждены практическими результатами реализации инновационного проекта торгового - производственно комплекса, разработанного с участием автора. Проведение работ осуществляет ООО «Ваш стиль» на базе ранее действующего торгового дома «Уют». Производственная цель проекта - изготовление и продажа изделий из элитных пород дерева, оказание услуг по дизайну. Проект предполагает использование современных технологий деревообработки и как результат, повышение уровня производительности труда, минимизация ручного труда, переход на ресурсосберегающие технологии. Целью проекта в торговой сфере является внедрение электронной коммерции, которая несет в себе огромный потенциал для снижения цены товара. Она позволит изменить отношения с поставщиками и покупателями, объединив планы производства и реализации товаров. При этом облегчается доступ потребителей на рынок и совершенствуется цепочка поставщик-потребитель в целом. Использование информационного маркетинга создаст такое взаимодействие поставщиков и покупателей, при котором последние занимают активную позицию.

На этой новой  технологической и организационной  основе объем реализованной продукции  достигает 234,5 млн. руб. при общих  затратах в размере 179,3 млн. руб. (табл. 2).

В результате размер прибыли в ООО «Ваш стиль» составит 55,3 млн. руб., а срок окупаемости  инвестиций - менее одного года. Дальнейшие расчеты показали, что реализация проекта позволит получить чистый дисконтированный доход в размере 26,7 млн. руб., а уровень рентабельности проекта, рассчитанного на базе дисконтированных величин, составит 24,7%. Внутренняя норма доходности проекта достигнет 136%.

 

Таблица 2

Размеры прибыли и чистого дисконтированного  дохода  
от реализации инновационного проекта

 

Год

Выгоды (доходы), тыс.руб.

в,

Затраты, тыс. руб.

Чистые

выгоды (доходы) в,-с,

Фактор

дисконтирования при i=25%

Чистый

дисконтированный доход, ЧДД

инвестиции

текущие затраты

всего затрат, с,

1

0

19274

2098

21372

-21372

0,800

-17097,6

2

11781

0

76802

76802

34979

0,641

22421,6

3

122781

0

81128

81128

41563

0,513

21368,0

Итого

234562

19274

160028

179302

55260

-

26692

Информация о работе Инновационнай фактор обеспечения устойчивого развития торговых предприятий