Инновационнай фактор обеспечения устойчивого развития торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 01:27, автореферат

Описание работы

Практическая значимость работы состоит в том, что получен-ные в процессе исследования научные положения, выводы и предложе-ния могут быть использованы при решении стратегических задач, направленных на активизацию и эффективность инновационной дея-тельности торговых предприятий. Разработанные концепция и прогноз развития торговли Брянской области до 2015 г. расширяют методоло-гическую базу и эффективность государственного управления иннова-ционными процессами в торговле.

Файлы: 1 файл

Инновационный фактор обеспечения устойчивого развития торговых п.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

На правах рукописи


 

 

 

 

Шпакова Алла Владимировна

 

 

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ 
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ  
ПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

08.00.05 – Экономика  и управление народным хозяйством  
(управление инновациями)

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ 
диссертации на соискание учёной степени 
кандидата экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 

2011

 

Диссертационная работа выполнена  в ГОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

 

 

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор 
Шафронов Александр Дмитриевич

 

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Закиров Ахнаф Исрафилович

кандидат экономических наук, доцент

Коньшакова Светлана Александровна 

 

Ведущая организация:  ГОУ ВПО «Юго-Западный

государственный университет» (г. Курск)

 

 

Защита диссертации  состоится «27» мая 2011 года в 14 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.020.05 при ГОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» по адресу: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

 

Текст автореферата размещен на сайте Брянского государственного университета: http//www.brgu.ru 26 апреля 2011 года.

 

 

Автореферат разослан «26» апреля 2011 г.

 

 

 

Ученый секретарь 

диссертационного совета       А.И. Грищенков

 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  темы исследования. Торговля занимает важное место в хозяйственном комплексе страны. В ней работают около 12 млн. человек, или 17,6 % общей численности занятых в национальной экономике страны. Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения населения, локомотивом производства, системообразующим звеном как формируемых, так и реализуемых хозяйственных связей. Уровень её развития свидетельствует об уровне жизни и состоянии экономики страны; именно здесь происходит процесс признания произведенных затрат в качестве общественно необходимых. Являясь источником поступления текущих денежных средств, торговля выступает как одно из условий обеспечения финансовой стабильности государства. Всё это предопределяет объективную необходимость уделять устойчивому развитию торговли внимание, достойное той роли, которую она играет в функционировании экономики, общества и государства.

Реализация либерального курса развития экономики страны сопровождается существенным ослаблением государственного регулирования торговли, усилением процесса стихийного её развития и размещения. В результате наряду с появлением в крупных городах страны современных торговых сетей, оснащённых самым современным оборудованием, использующих высокоэффективные технологии торговли и хорошо подготовленный персонал, в значительной части торговых предприятий сохраняются устаревшие способы хранения товаров, формы и методы обслуживания населения, недостаточный уровень квалификации персонала, высокий удельный вес ручного труда.

Для успешного  выполнения своей социально-экономической миссии торговля страны должна устойчиво развиваться на инновационной основе, повсеместно внедряя лучшие образцы техники, технологии и организации торговой деятельности.

Состояние изученности вопроса. Вопросам управления инновационной деятельностью посвящены работы зарубежных и российских учёных, в том числе И. Ансоффа, П. Друкера, М. Мескона, Б. Санто, Б. Твисса, Й. Шумпетера, Л. Абалкина, Ю. Анисимова, М. Баканова С. Глазьева, Н. Горбова, П. Завьялова, С. Ильенковой, Н. Кондратьева, Д. Львова, В. Медынского, А. Петрова, О. Сухарева, Р. Фатхутдинова, Ю. Яковца и других.

Вопросы, связанные  с управлением инновационной деятельностью в торговле, рассматривали такие учёные как Ю. Аванесов, Р. Акофф, В. Боровкова, Л. Брагин, В. Гончаров, А. Гребнев, О.Дмитриева, Т.В. Зыкова, З. Иванов, О. Памбухчиянц, Ф. Панкратов, З. Румянцева, К. Раицкий, Э. Уткин, О. Чкалова и другие.

Вместе с  тем в области инновационного развития, особенно торговых предприятий, остается еще немало проблем. Наиболее слабым звеном организационно-экономического механизма управления торговлей является реализация инноваций. В частности, нуждаются в совершенствовании методическая база и механизм активизации инновационной деятельности, которые должны способствовать устойчивому развитию как отрасли в целом, так и отдельных торговых предприятий. Актуальность, а также недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования, её цель и задачи.

Объектом  исследования являются экономические процессы организации инновационной деятельности в торговом комплексе России и Брянской области.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе управления инновационной деятельностью торговых предприятий.

Цель  диссертационного исследования заключается в разработке теоретических положений и научно-практических рекомендаций по обеспечению устойчивого развития торговых предприятий на основе совершенствования управления инновационной деятельностью.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • уточнить теоретические основы развития инновационной деятельности в торговле;
  • провести анализ и выявить особенности и проблемы инновационной деятельности в региональной торговле;
  • разработать концептуальные основы стратегического развития инновационной деятельности торговых предприятий;
  • разработать методологический подход к анализу устойчивости и эффективности торговых предприятий на основе расчета нормативной прибыли и уровня рентабельности;
  • разработать классификацию инновационных проектов в торговле и показать преимущества комплексного подхода к осуществлению инноваций;
  • разработать прогноз развития торговли Брянской области до 2015 г. и методические рекомендации по его реализации с учетом повышения инновационной активности предприятий.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили законодательные акты РФ, научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории управления экономикой. В определенной последовательности и в сочетании в работе использованы следующие методы: индукции и дедукции, экономико-статистические, сравнения, расчетно-конструктивный, балансовый, графический, монографический, экономико-математическое моделирование и другие.

В качестве информационной базы исследования использованы федеральные и региональные статистические данные, аналитические материалы Госкомстата РФ и Управления потребительского рынка и услуг Брянской области, бухгалтерские и статистические отчеты торговых предприятий региона, материалы научных конференций.

Научная новизна работы заключается в разработке и обосновании теоретико-методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления инновационной деятельностью в торговле, обеспечивающей устойчивое развитие торговых предприятий в регионе.

При этом научная  новизна подтверждается следующими научными результатами, выносимыми на защиту:

  • уточнены теоретические основы развития инновационной деятельности в торговле и выявлены ее отраслевые особенности и проблемы, что позволило определить возможные пути инновационного развития торговых предприятий (п. 2.1 паспорта специальности 08.00.05 ВАК);
  • предложена концепция стратегического развития инновационной деятельности торговых предприятий на основе эффективного использования и развития их инновационного потенциала (п. 2.10 паспорта специальности 08.00.05 ВАК);
  • разработан методологический подход к анализу устойчивости и эффективности торговых предприятий на основе использования нормативных показателей, позволяющий рассчитать степень использования коммерческого потенциала предприятия в результате его инновационного развития (п. 2.2 паспорта специальности 08.00.05 ВАК);
  • разработана классификация инновационных проектов в торговле и дано обоснование преимуществ комплексного подхода к осуществлению инноваций, обеспечивающих устойчивое развитие предприятий на основе решения их экономических, социальных и технико-технологических проблем (п. 2.23 паспорта специальности 08.00.05 ВАК);
  • разработан прогноз развития торговли Брянской области до 2015 г. и методические рекомендации по его реализации на основе повышения инновационной активности предприятий (п. 2.12 паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

 

Практическая  значимость работы состоит в том, что полученные в процессе исследования научные положения, выводы и предложения могут быть использованы при решении стратегических задач, направленных на активизацию и эффективность инновационной деятельности торговых предприятий. Разработанные концепция и прогноз развития торговли Брянской области до 2015 г. расширяют методологическую базу и эффективность государственного управления инновационными процессами в торговле.

Разработанные автором  рекомендации по повышению эффективности коммерческой и инновационной деятельности торговых предприятий использованы в торговом комплексе Брянской области. Внедрение результатов исследования подтверждается соответствующими документами.

Теоретические и практические положения диссертации используются в учебном процессе в Российском государственном торгово-экономическом университете (Брянский филиал) при изучении дисциплины «Инновационный менеджмент».

 

Апробация и реализация результатов диссертации. Материалы исследования прошли широкую и всестороннюю апробацию. Основные положения и результаты диссертации обсуждались и были одобрены на всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития экономики России» (г. Пенза, 2005 г.), международной научно-практической конференции «Динамика научных исследований» (г. Днепропетровск, 2005г.), международной научно-практической конференции «Управление инновациями: теория и практика» (г. Белгород, 2005г), международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики России и высшей школы» (г. Брянск, 2008 г.), международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Брянского филиала МИИТа (г. Брянск, 2010 г.).

Публикации. Основные положения диссертации нашли отражение в 15 научных работах общим объемом 6,04 п.л., в том числе авторских 4,85 п.л.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 154 первоисточника. Работа изложена на 167 страницах компьютерного текста, включает 19 таблиц, 13 рисунков, 7 приложений.

 

 

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во  введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, раскрыты объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи, отражены научная новизна и практическая значимость полученных результатов исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Теоретические основы инновационной деятельности торговых предприятий» исследована экономическая природа и сущность инновационной деятельности как объекта стратегического управления: рассмотрены содержание и сущность понятия «инновация» и «инновационная деятельность», дана уточненная классификация инновационных проектов в торговле, приведена характеристика технологических укладов, влияющих на инновационную активность; рассмотрены особенности инновационной деятельности в торговле; исследованы виды стратегий торговых предприятий.

Во  второй главе «Современное состояние и основные тенденции развития инноваций в торговле Брянской области» рассматривается состояние экономики и инновационной деятельности в торговле; условия перехода экономики страны (и торговли) на инновационный путь развития; разработана методика оценки уровня инновационной активности предприятия и экономико-математическая модель расчета нормативной прибыли и уровня рентабельности торговых предприятий.

В третьей главе «Формирование системы управления инновационным процессом на торговых предприятиях региона» раскрыты концептуальные аспекты управления инновационным проектом и усовершенствована методика расчета чистого дисконтированного дохода; разработан инновационный проект производственно-торгового комплекса; раскрыты приоритетные направления инновационной стратегии в торговле Брянской области.

 

 

ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ,  
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

 

1. Уточнены теоретические основы развития инновационной деятельности в торговле и выявлены ее отраслевые особенности и проблемы.

Мировой опыт убедительно свидетельствует, что  развитие инновационной сферы является основным фактором экономического роста. Преобразуя научные знания в инновации, процесс инновационного развития выступает материальной основой модернизации и ускорения национальной экономики. Он включает в себя формирование новых идей, их оценку, создание лучших по своим качественным параметрам изделий, технологий, форм организации труда путем практического использования нововведений. Инновационный процесс способствует росту интенсификации производства, маркетинга, реализации товаров. Его осуществляют новаторы и инновационные предприниматели, а их деятельность по разработке, освоению и распространению инноваций определяется как инновационная деятельность.

Категория «инновация»  рассматривается в диссертации  как внедренное в коммерческую деятельность новшество, выступающее фактором интенсивного роста с целью получения экономического, социального и другого вида эффекта. Инновационная деятельность торгового предприятия предполагает осуществление двух этапов: приобретение (или создание) новшества, а также его внедрение. Для их реализации предприятие должно располагать инновационным потенциалом, то есть совокупностью трудовых, материальных, финансовых, научно-технических и других ресурсов. Исследования показали, что инновационная деятельность является важнейшим средством обеспечения устойчивости и повышения эффективности торговых предприятий.

В работе отмечено, что в процессе инновационной  деятельности необходимо учитывать специфику торговой отрасли, где продуктом труда являются услуги по закупке, хранению и реализации товаров; имеет место непродолжительный цикл воспроизводства; преобладает удельный вес малых предприятий; достаточно высоки темпы интеграционных процессов.

Информация о работе Инновационнай фактор обеспечения устойчивого развития торговых предприятий